Мартин Бусер - немец, давший Англии литургию
Богословие - История церкви

 


 

Томас Ширмахер

GAVE ENGLAND ITS LITURGY

Bonn is the former residence of the Archbishop of Cologne. Бонн - бывшая резиденция архиепископа Кельна. Его огромный замок сегодня используется как один из крупнейших университетов Германии, так как практически весь университет расположен в центре города, и студенты и преподаватели делают облик города более немецким, чем здания старого федерального правительства и отделения ООН. В центре Бонна находится и семинария, где служил Мартин Бусер.

Бусер, реформатор из Страсбурга, жил, проповедовал и писал в Бонне в течение года, готовя Реформацию в Кельне, пока не был уволен архиепископом. Позже его проект церковного устройства и литургии был использован архиепископом Кранмером при реформировании Церкви Англии. В конце жизни Бусер бежал на Британские острова, преподавал в Кембридже, участвовал в редактировании Книги общих молитв и написал свой главный труд – «О Царстве Христовом» (1550), где доказывал, что христианская этика требует преобразования каждого аспекта общества в соответствии с заповедями Христа. Мартин Бусер является единственным реформатором XVI века, оказавшим большое влияние на все три ветви протестантизма – лютеранство, кальвинизм и англиканство. Его теология является комбинацией реформатства и англиканства при значительном французском и немецком влиянии.

Мартин Бусер (1491-1551) имел скромное происхождение и окончил доминиканскую школу где преподавалась схоластика и элементы гуманизма. Сначала он стал последователем Эразма Роттердамского, а затем, после переезда в Гейдельберг – Лютера, в диспуте с которым он участвовал в 1518 г. В 1522 г. одним из первых реформаторов Бусер женился. Через год он бежал в Страсбург, чтобы стать там лидером протестантизма на два десятилетия. Бусер организовал там церкви, ученичество, подготовку пастырей, написал литургию (Книгу молитв и псалмов), создал ряд школ и многое другое. Хотя магистрат ограничивал его замыслы, свое полное выражение они нашли в первоначально лютеранском Гессене, в реформатской Женеве и Шотландии. Ни один реформатор не сделал столько для организации протестантского служения и не написал столько книг и памфлетов, обращенных к другим реформаторам. Как христианский просветитель Бусер оказал помощь кальвинистам, лютеранам и даже католикам.

Архиепископ Кельна Герман фон Вид, один из семи иерархов, избираемых непосредственно императором и на тот момент самый важный католический епископ после Папы, призвал Бусера в 1542-1543 гг. еженедельно проповедовать в Бонне в кафедральном соборе и фактически организовать Реформацию в Кельне и окрестностях (!). Бусер помогал и Филиппу Меланхтону, фактически сам работая над систематическим богословием, книгами церковной дисциплины и общих молитв, трактатами по рукоположению в ранней Церкви и многим другим. Однако когда баварские и императорские войска схватили архиепископа, он вынужден был бежать. И все же работа Бусера не пропала понапрасну, ибо этот материал использовал Кранмер при планировании Реформы в Англии, и читая протестантскую программу в Кельне, легко убедиться, что она была той же, что и английская!

Бусер стремился восстановить практику древней Церкви, сохраняя в основе старую литургию и церковный устав и лишь удаляя ошибки и суеверия последних веков. Он не хотел отбросить традицию, но исключал лишь то, что не имело корней в Библии и в древней Церкви. Цель Кранмера была по сути той же. Так же как Кранмер не хотел, чтобы Церковь разделилась на несколько протестантских общин, Бусер стремился к сотрудничеству со всеми реформаторами, искал точки соприкосновения со всеми христианами, то есть делал то же самое, что и Кранмер.

Но Бусер оказал влияние и на другие направления Реформы. Кальвин сидел у его ног в течение трех лет во время его изгнания из Женевы, изучая, в частности, его учение о Церкви, Евхаристии и замысел объединения различных крыльев Реформации. Бусер также был плодовитым библейским комментатором и практически положил начало современному методу экзегезы стих за стихом, став источником вдохновения и для Кальвина, впервые написавшего комментарий ко всей Библии, кроме Апокалипсиса.

Бусер был реформатом, хотя он никогда не воспринимал свое служение в позднейшем узко конфессиональном смысле – скорее в более широком, как в Церкви Англии. Бусер был лидером ряда реформатских городов, и однако же заявлял, что он хотел бы жить в мире с лютеранами и даже анабаптистами, насколько это возможно. Как христианский «дипломат» он стремился к единству всех протестантов и даже всех христиан. Он сыграл важную роль практически во всех диспутах лютеран с реформатами, инициировав встречу Лютера и Цвингли в Марбурге (1529). В конце 1530-х – начале 1540-х он вел протестантско-католические переговоры в Лейпциге (1539), Хагенау (1540) и Регенсбурге (1541). Таким образом, он подключил к Реформации все европейские державы и направления западного христианства.

Бусер держал в поле зрения весь христианский мир и никогда не удовлетворялся решением проблем для себя, если ближнему нужна была помощь. Не будучи согласен с имперским урегулированием 1548 г., он был вынужден бежать в Англию, где немедленно стал профессором Кембриджа, предоставившего ему кафедру и доктроскую степень, и оставался в этом звании до конца жизни. Поразительно его влияние на английскую Реформацию в течение этих трех лет. Он вел сакраментальные споры, представил идею замены латинской мессы, первоначально реализованную им в Гессене, был репетитором у принцессы Елизаветы, переписывался с церковными и государственными лидерами по вопросам необходимых реформ, оказал влияние на Джона Брэдфорда, Мэтью Паркера и позже Джона Уитгифта. Но его основным вкладом были две книги. Главная, «Царство Христово», написанная для Эдуарда VI, требовала согласовать с заповедями Христа все общество. Этот план в течение долгого времени оказывал влияние на британскую политику. Вторая, «Цензура» (1549) была подробным комментарием к проекту Книги общих молитв. Когда Бусер приехал в Англию, Кранмер продолжал работу над первой редакцией этой Книги. На самом деле это был в значительной мере перевод немецкой литургии Бусера в Кельне и его «Законов ординации». Таким образом, именно немецкий реформатор дал Англии литургию! Книга общих молитв была тем самым не только ревизией литургии старой английской Церкви, но включала в себя многие элементы древнецерковного предания континентальной Европы, представленные Бусером, который ко всему прочему был хорошим патрологом. Многие изменения в Книге общих молитв, необходимость в которых вскоре выявилась, являются результатом длительных дискуссий между Бусером и Кранмером, хотя мы и не знаем подробностей этого процесса. Нам не хватает документов, чтобы показать в деталях, что Кранмер сделал уже после Бусера. Тем не менее не будет преувеличением сказать, что Книга общих молитв в основном является результатом совместного труда их обоих.