ЗАВЕТ С АВРААМОМ Эндрю Кувенховен
Богословие - Еврейская тематика

 

Опубликовать


 

Завет с Авраамом

Вся Библия — история единого завета благодати, заключенного Богом со Сво­им единым народом. Этот единый завет постепенно раскрывает­ся в двух разделах: Ветхом и Новом. Новый Завет — завершение Ветхого, а посредник един — Иисус Христос.

Господь сказал Аврааму: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну». Бог не забыл о прочих на­родах; наоборот, Он призвал Авраама, дабы тот стал благослове­нием миру (ст. 2). Кроме этого, Господь обещал, что все народы земли получат благословение, данное Аврааму (ст.З):

И сказал Господь Авраму: «Поди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благо­словятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1—3).

Ныне важен вопрос: кто же эти благословенные потомки Ав­раама? Этот вопрос крайне важен для огромного числа людей, ведь своим праотцом считают Авраама и евреи, и мусульмане, и христиане, и все они претендуют на то, что благословения Авраамовы — их наследие.

Некоторые утверждает, что дети Авраама — евреи, заверяя нас, что не стоит придавать Божьим обетованиям некий символический смысл. Следовательно, земля Авраама переходит к потомкам Авраама, то есть евреям, а образование государства Израиль воспринимается как дело рук Божьих.

Однако они не отрицают, что через Христа многие духовные благословения перешли от Авраама к уверовавшим в Христа язычникам.

В Писании нет простого ответа на вопрос, кто же нынеш­ние потомки Авраама. Во-первых, «не все те Израильтяне, ко­торые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его» (Рим. 9:6,7). В истории Авраама действует принцип выбора: благословение и обетование принадлежат Исааку, а не Измаилу и передаются Иакову, а не Исаву. Господь Сам избирает. И по­томством Авраамовым должны считаться те, кого Господь счита­ет таковыми.

Помимо этого, Господь во гневе Своем отсекал от Израиля многих людей, даже семейства и поколения.

Бог не забыл обетования, данные им Аврааму, но они пред­назначались только остатку Израиля. И слово «остаток» гово­рит о справедливости: это все, что осталось после того, как Бог наказал этот народ. Но оно же говорит и о милосердии, ибо, если бы не прощение, никто не уцелел бы. Исайя пророчествует: «Оста­ток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится» (Ис. 10:21,22).

Даже в Ветхом Завете утверждение, что любой человек, просто родившийся евреем, считается наследником обетовании Аврамовых, было бы слишком упрощенным.

Завет с Авраамом в Новом Завете

Новый Завет не подвергает сомнению, что завет с Аврааме остается в силе. Но остается вопрос: кого же считать потомками Авраама?

Чтобы унаследовать благословения Авраама, недостаточно просто родиться от еврейской матери. Иоанн Креститель, предупреждая Израиль о близости Царства Божьего и необходимости в покаянии, добавляет: «И не думайте говорить в себе: „Отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9).

Сам Христос часто упоминал Авраама и стремление евреев «узаконить» свое положение перед Богом принадлежностью к ceмени Авраамову. Наиболее резкие Его высказывания можно найти в Ин. 8, где Господь говорит: «Если бы вы были дети Авраама то дела Авраамовы делали бы; а теперь ищете убить Меня» (ст. 39: 40). «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня» (ст. 42) «Ваш отец диавол» (ст. 44).

Апостол Павел высказывает мысль, которая должна  была бы поразить тогдашних евреев. Он утверждает, что Авраам — отец необрезанных (язычников), которые веруют, как и сам Авраам уверовал прежде своего обрезания.

Павел подразумевает, что вера засчиталась Аврааму за праведность (см.: Быт. 15:6), а обрезание было введено позже (Быт. 17:10). Павел добавляет, что Авраам считается и отцом обрезанных (евреев) — в той мере, в ко­торой они веруют, подобно тому как верил Авраам. Авраам — отец  верующих

В Гал. 3 находим наиболее четкий  ответ апосто­ла Павла на вопрос о том, кто же наследует благословения Ав­раама:

«Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; …ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3).

Язычники издревле были прокляты, а не благословлены. Но ныне это проклятие удалено, ибо оно было  возложено на Христа: «Проклят всяк, висящий на древе» (ст. 13). Через проклятие и смерть, которые принял на Себя «Сын», «Семя» Авраама, благословение Божье перешло и на язычников. Не только язычники, но и все верующие, подобно верующему Аврааму, благословлены вместе с Авраамом.

Таким образом, на острый вопрос Нового Завета о том, кого же считать потомством Авраамовым, апостол Павел дает крат­кий классический ответ: «Если же вы Христовы, то вы семя Ав­раамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Нужно при­надлежать Иисусу Христу, чтобы быть наследником Авраама.

Евреи и язычники, обрезанные и необрезанные — все долж­ны верой принадлежать Христу, креститься в Христа и облечься в Христа. Когда они таким образом сочетаются с Господом, преоб­ражаются их отношения с Богом и друг с другом. Они обретают благословения Божьи, прощение грехов и наследие вечной жиз­ни. Прежнее отличие, разделявшее их друг от друга, не имеет бо­лее силы: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» (ст. 28). То, что прежде опреде­ляло их принадлежность к той или иной группе и почти весь ход их жизни, ныне всего лишь несущественное отличие.

Господь положил начало новому образу жизни. Теперь неважно, откуда человек ведет свой род, важно одно: во Христе ли он или вне Христа. Во Христе все мы становимся причастными  новой реальности, новому миру: мы дети Божьи, братья и сестры, друг другу. Прежнее прошло, настало все новое.

Из многих — один, из одного — многие.

Наш Господь и Мессия исполняет роль Израиля - Он становится благословением миру. И наше отношение к Нему определяет, принадлежим ли мы к народу Божьему. Принимая Христа, мы приняты, отвергая Его, мы отвержены.

Это утверждение лежит в основе учения Нового Завета; во всех-, евангелиях и посланиях оно либо высказывается явно, либо подразумевается.

Господь желал, чтобы Его народ был послушен Богу и стал благословением миру. Именно этого хотел Господь, призывая Авраама- и это Его желание можно проследить во всей истории народа израильского. Вот почему Бог говорит об Израиле как о возлюбленном сыне, призванном из Египта (Ос. 11:1), о рабе Своем, который должен стать светом язычникам и через которого спасение распространится до концов земли (Ис. 49:6).

Сорок лет Бог испытывал и наставлял Израиль, «дабы показать, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Гос­пода» (Втор. 8:3).

Израиль противился Богу и не выполнил своего предназначе­ния. Но затем пришел Христос — Сын возлюбленный (Мф. 3:17), призванный из Египта (Мф. 2:15), скитавшийся по пустыне со­рок дней и познавший, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф. 4:4).

Не весь народ, а один человек стал «светом к просвещению язычников», согласно пророческим словам Симеона (Лк. 2:32).

Христос воплотил в Себе Израиль. Все, чем должен был стать Израиль, исполнилось в Одном — в Христе Иисусе. И в Нем же объединились многие.

В Нем возрожден, восстановлен и собран Израиль. Христос восстанавливает Израиль на двенадцати апос­толах, по подобию двенадцати патриархов.

Старец Симеон ука­зал на Христа как на причину «падения и восстания многих в Израиле» (Л к. 2:34). И Христос действительно стал тем краеуголь­ным камнем, на котором люди либо «устрояются» как живые кам­ни в новом храме Божьем, либо о который они претыкаются и погибают (1 Пет. 2:4-8).

Верующие в Христа и созидающие на Нем наследуют все вы­сокие звания Божьего Израиля: «Род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Пет. 2:9), Исх. 19:5,6)  — эти слова завета, сказанные на горе Синай апостол Петр ныне и навсегда прилагает к Церкви).

Церковь не по­чти что или как будто Израиль, Церковь и есть Израиль, народ Бо­жий.

 Многие, к кому обращался Петр в своем послании, были потомками язычников. Это видно из указания апостола на то, что они унаследовали «суетную жизнь» своих предков (1:18). Но их вхождение в народ Божий было предсказано (Ос. 1:9,10; Ис. 44:5; 1 Пет. 2:10) и свершилось во Христе.

Верующий в Христа наследует не только звание «Израиль», но и его роль и предназначение.

Ныне Церковь из евреев и язычников должна «возвещать совер­шенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Израиль должен был нести Божий свет миру (Ис. 49:6). Христос исполнил это предназначение, став «светом к просвещению язычников» (Лк. 2:32) и «светом миру» (Ин. 8:12). Но Он повелел и Своим последователям быть «светом миру» (Мф. 5:14). Таким образом, предназначение Израиля — быть «светом для язычников», чтобы донести «спасение до концов земли», — ныне  исполняется  Церквью Христовой, которая несет Евангелие Иисуса Христа по всей  земле (Деян. 13:47).

Призвание многих (Израиля) исполняется в Одном (Христе), а призвание Одного (Христа) свершается через многих (Церковь Христову).

Израиль, Христос и Церковь вместе представляют собою единый народ Божий.

В ветхоза­ветные времена отношения любого человека с Богом зависели от его отношения к потомкам Авраама.

Однако сегодня все не так. Нет ныне ни единой страны: ни Аме­рики, ни России, ни Израиля — про которую Бог сказал бы: «Твой друг— Мой друг, и твой враг— Мой враг».  Павел  видя «что (Израильтяне) имеют ревность по Богу, но не по рассуждению» понимая, что они не спасены, молился о их спасении. (Рим. 10:2) 

Уподабливаясь Павлу и помня, что мы должники перед Израилем, мы должны молиться о покаянии евреев, о их обращении к Своему Мессии Иисусу. Но наши отноше­ния с Богом, зависят не от того, как мы относимся к Израилю; они зависят от нашего отношения к Христу. Проклинающий этого сына Авраамова Христа( будь то еврей, русский или араб) будет проклят, а благословляющий  Христа сына Авраамова — будет бла­гословлен.


Из книги Эндрю Кувенховена «День Господень»

Слушать mp3 - 3авет Бога с Авраамом-