РЕФОРМАЦИЯ ЕВРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ Фред Клетт
Богословие - Еврейская тематика

 

Опубликовать

 


 

http://www.chaim.org/reforming1.html

 

Часть 1

 

Рост и продвижение Благой вести о Мессии среди еврейского народа поистине чудесны. В последние 25 лет мы стали свидетелями создания множества мессианских общин, провозгласивших, что Иешуа (Иисус) – это Мессия Израиля. Новое видение поклонения и жизни в новозаветной вере согласно еврейскому пути – это то, чему мы все можем искренне радоваться. Мы также наблюдаем возрождение интереса к еврейской общине и новое чувство «еврейскости» Евангелия во многих церквах. Многие искренне стремятся вернуться к подлинно библейской вере, которую практиковали первые христиане. Есть некоторые параллели между этим движением и первыми днями Реформации, когда общество испытывало желание вернуться к истокам, подлинным документам, на которых был основан христианский мир. Но в нем есть также аномалии, ошибки, секты, чьи доктрины и практики урезают Библию. Сегодняшнее еврейское служение должно извлечь уроки из Реформации, ибо иначе возникают ошибки и возрождение тормозится.

Когда началась Реформация, ряд важных принципов были приняты ею в качестве руководящих. С ее дальнейшим развитием, когда необходимость последующих реформ стала очевидной, были добавлены дополнительные принципы. После 25 лет участия в еврейском служении я знаю как некоторые его достижения, так и проблемы, с которыми мы сталкиваемся. В этой короткой статье я хочу показать, что еврейское служение должно рассмотреть актуальность принципов Реформации, если оно действительно хочет видеть восстановление новозаветной веры среди еврейского народа – к чему мы все стремимся. Принципы Реформации – это не просто фрагменты истории. Они по-прежнему актуальны для нас сегодня. Позвольте мне кратко перечислить их как «5 Solas», а затем сформулировать, какое они имеют отношение к нашему замыслу восстановить библейскую веру у еврейского народа.

 

Sola ScripturaТолько Писание

 

 «Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того» (Втор.12.32). «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3.14-17).

В период Реформации в христианстве заняли доминирующее положение многие небиблейские римо-католические традиции. Это имело место до такой степени, что важнейшее послание Нового Завета было искажено до неузнаваемости. Кличем реформаторов было: «Только Писание!». Только священному тексту Библии можно доверять как правилу веры и практики. Человеческие традиции должны радикально уступить место ценности Слова Божия. Все, ему противоречащее, должно быть отвергнуто. Все доктрины должны либо браться прямо из Писания, или быть необходимым выводом из аргументов, основанных на Писании. Реформаторы, однако, не отвергали и не обесценивали все предыдущее христианское мышление. На самом деле они были многим обязаны тем, кто предшествовал им и кому Бог уделил мудрость. Они имели достаточное смирение, чтобы обращаться к Писанию за выяснением истинности их и своих учений. Но для них было несомненно важно, что любое толкование или доктрина должны быть доказаны на основании Библии. Это основа протестантской интерпретации. Писание является самодостаточным. Оно само толкует себя. Сопоставляя Писание и Писанием, переходя от того, что является базовым и наиболее ясным, к более сложным местам, можно прийти к богословской истине.

Мы в значительной мере нуждаемся в возобновлении понимания этого принципа в сегодняшнем еврейском служении. Во-первых, совершенно очевидно, что независимо от того, чему учили мудрецы иудаизма и христианства, наше учение должно быть основано исключительно на Писании. Мы не можем в конечном счете зависеть ни от традиций католицизма или православия, ни от учения Мишны и Талмуда, ни даже от убеждений реформаторов. Мы можем рассмотреть, что было сказано и сделано ранее мудрецами, но мы должны основывать то, во что мы верим и что мы делаем, только на Библии. Мы видим, что мессианское движение во многом поддается ветрам современных учений. Мы видели, как люди, заявлявшие, что они пророки Божии, пророчествовали ложно. Есть лидеры, облеченные полномочиями, которых нет в Писании. Некоторые мессианские группы оказывают излишнее доверие к раввинистической традиции. В еврейском служении сегодня существует серьезная необходимость вернуться к принципу, что только Писание служит единственным основанием веры и практики. Божий народ страдает из-за отсутствия глубокого преподавания Слова Божия.

 

Sola Christo – Только Христос

 

 

 «Один Бог, один и Посредник между Богом и людьми, Человек Господь Иисус» (1 Тим.2.5). «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное»
(Кол.1.19-20).

Сегодня в некоторых кругах мы слышим спекуляции о том, что еврейский народ может быть спасен просто за счет завета с Авраамом, без веры в Иешуа как Господа и Спасителя. Этого обычно нет в самом еврейском служении, но есть люди, которые подчеркивают Тору больше, чем Мессию. Мы становимся свидетелями заявлений, что «национальный Израиль стоит в центре всего, что делает Бог на земле». Это ложь! Мессия находится в центре всего, что делает Бог на земле! Если мы ставим в центр что-то помимо Мессии, мы впадаем в заблуждение. Мессианский иудаизм – это лишь один из путей благовестия. Он провозглашает Мессию, а не иудаизм! На одной конференции меня спросили о моем богословии. Я сказал: «Мессия находится в центре всего, что делает Бог. Все обетования Божии в Нем да и аминь. Верующие Ветхого Завета были спасены путем веры в то, что в конечном счете сделал Иешуа. Мы спасаемся только тем, что Он сделал. Все, что мы наследуем, только от Него и через Него. Помимо Его никто и ничего не наследует». Мой друг был поражен, ибо его дух диссонировал с этими идеями. Он сказал: «Что вы называете «Мессия в центре»? Это и значит – только Христос! Мы должны еще раз подчеркнуть, что только благодаря делу Христа любой человек может быть спасен. Помимо Него гнев Божий пребывает на всех погибших людях. В Нем нам вменяется праведность, в силу Его идеального соблюдения Торы, и Его полной платы за грех всех, кто верит. Природные дети Авраама не имеют никакой надежды, кроме Мессии. Только благодаря Ему все обетования Бога реализованы. Вне Его нам не на что надеяться. Это всегда должно быть нашим посланием.

 

Sola Fide – Только вера

 

Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Быт.15.6)

Праведный верою жив будет (Авв.2.4)

 

Одной из самых основных доктрин Реформации было то, что мы спасены только через веру – не за счет традиции, добрых дел или ритуалов. Реформаторы ни в коем случае не были антиномистами. По их убеждению, нравственный закон, кратко изложенный как Десять заповедей, сохраняет свою актуальность как руководство для нашей жизни. Зачастую сегодня среди верующих существует напряженность. Некоторые считают спасение слишком дешевым. Просто помолитесь молитвой грешника, и вы будете спасены. Другие, видя злоупотребление дешевой благодатью, учат, что верующий может потерять спасение. Реформаторы не придерживались доктрины вечной безопасности, но они и не верили в то, что спасение можно потерять! Как это возможно? По их мнению, Священное Писание учит, что когда Бог действительно спасает, Он также освящает нас. Спасение целостно. Тот же суверенный Бог, Который дарует нам веру, также дарует покаяние и предназначает нас к добрым делам в Мессии, Втором Адаме. В Рим.8.29-30 сказано: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил». Бог не дает веру без покаяния, ибо нет только одной стороны медали. Только через веру мы можем получить спасение, но вера не одинока. Истинные верующие стойки в вере. Это означает процесс принятия благословений Мессии. Его Жертва за грех юридически обеспечивает спасение всем, кто доверяет Ему. Оправдание основано исключительно на праведности жизни и искупительной смерти Мессии. Ничто не может быть добавлено к нашему оправданию пред Богом. Так что реформаторы ясно учили о спасении только верой, но они также признавали, что если мы действительно спасены, мы живем в Господе, правда, несовершенно, но все же у нас есть новое направление в жизни – направление соответствовать образу Мессии. Они признавали ценность нравственного закона, как стандарта и руководства в жизни, и тем не менее ясно и строго проповедовали, что закон не может спасти. Мы должны провозгласить эту хорошую новость для еврейской общины. Мы должны избегать дешевой благодати, и мы также должны коренным образом избегать какого-либо принципа заслуг с нашей стороны. Мы должны ясно восстановить проповедь о спасении только через веру и только через дело Мессии!

 

Sola Gratia – Только благодать

 

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога,
Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом,
Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего,
чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни»
(Тит 3.4-7)

В Торе неоднократно подчеркивается, что тот, кто делает любую работу в Йом-Кипур, будет отсечен от своего народа. Почему? Потому что это День искупления, совершенного для Израиля, Суббота суббот. Это образ искупления, совершенного Богом через Жертву Мессии. Шабат – это образ достаточности благодати. Мы не можем добавить никаких наших добрых дел к тому, что сделал Мессия для нас пред Богом, и заслужить свое спасение. У нас нет праведности, помимо праведности Мессии, вменяемой нам. Это также означает, что вера является даром от Бога. Как освобождает эта истина! В конечном счете только от Бога зависит и наше спасение, и спасение еврейского народа. Все от Него. Все в Его руках. Мы не можем никак способствовать этому. Никто не может спасти себя или кого-либо другого, если уж на то пошло. Только Бог может спасти, и только Своей благодатью. Если мы действительно поймем эту истину, у нас не будет никаких оснований для человеческой гордости. Мы полностью пали и погрязли во зле во всех частях нашей природы. Мы духовно мертвы, и потому не можем и не хотим верить. Бог в Своей милости безоговорочно избирает тех, кто будет спасен. Мессия Своей Жертвой обеспечивает спасение Своего народа, и потому Бог завершит работу, которую Он начал для Своего народа. Чувство истинности доктрины благодати вселяет в нас уверенность, надежду, мужество, свободу и смирение, которые необходимы, чтобы делиться посланием Мессии. Понимание того, что мы спасены только благодатью, имеет важнейшее значение для возрождения.

 

Soli Deo Gloria – Только Богу слава

 

«Едите ли, пьете ли, все делайте во славу Божию» (1 Кор.10.31). «Все от Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки» (Рим.11.36).

Бог есть Царь, Которому вся слава и в Ком вся жизнь. Это суть церемониального закона. Священные знаки и символы Торы именно в этом качестве имеют глубокий духовный смысл. Обрезание символизирует чистоту сердца, посвященного славе Божией. Диетарные законы, цицит, мезуза напоминают израильтянам о прославлении Бога во всех сферах жизни. Все в жизни должно быть во славу Божию. Нет разделения между священным и мирским. Все принадлежит Богу, и все должно быть освящено. Израиль также получает в обрядах напоминание, что он искуплен исключительно властью Божией. Пасха была достигнута Богом, а не человеком. Только Ему вся слава. Как часто мы пытаемся строить нашу жизнь к своей собственной славе, и привлекать славу к тому, что мы делаем! Но единственным подлинным и чистым мотивом для привлечения евреев Благой Вестью должна быть слава Божья. Именно ради славы Божьей мы молимся и трудимся над восстановлением еврейского народа в вере. Мы знаем, что только Бог способен восстановить природную семью Авраама в вере. Ни наши методы, ни программы евангелизации, ни эмоциональное или иное давление либо уловки не могут привлечь людей к подлинной вере. Только Бог может снова привить отпавшие природные ветви к благородному дереву веры Израиля. Слава Богу за все, и это прекрасно!

 

Заключение

 

5 Solas – это наш выход. Доктрина благодати должна быть нашей основой, но новая Реформация в еврейской среде пойдет еще дальше. В дальнейшем мы рассмотрим, каким образом регулирующий принцип поклонения, непрерывность завета благодати, толкование Писания Писанием и единство Слова Божия могут иметь чрезвычайно важное значение в еврейском служении. Мы по сути ничего не можем сделать, но Бог может! Давайте молиться, чтобы Он провел необходимые реформы, и чтобы мы могли увидеть обновление и возрождение среди еврейского народа, к чему мы все стремимся. Это наша надежда и видение, а не просто некоторая помощь в деле возрождения и обновления еврейского служения через новую точку зрения. Не может быть никакого возрождения без возвращения к Слову Божию. Пусть Святой Израилев даст нам стремиться к Его истине умом и сердцем.

 

Часть 2

 

ЗАВЕТ И РОЛЬ МЕССИИ В НЕМ

 

Говоря о перспективах реформации еврейского служения и его соответствии Библии, мы должны подумать о том, за счет чего Библия обладает внутренним единством. Благодаря неспособности понять центральную роль Мессии и Его искупления во всем Писании стали возможными большие ощибки. Плохое богословие привело к плохой практике, при которой единство Писания и Божьей цели в искуплении становятся в принципе непонятными.

Целостная картина

 

Чем больше вы будете изучать Библию, тем больше вы сможете увидеть ее центральную тему. Основа основ, то, что Иисус есть Мессия – это не просто доказательства в отдельных текстах, это основано на всей еврейской Библии. Пришествие Мессии имеет центральное значение для Божьего плана восстановления Им для Себя людей из падшего в грехе и непослушании человечества. Раввинистическая легенда говорит о Мессии в саду Эдема, который будет восстановлен с Его приходом. В этом есть огромный богословский смысл! Восстановление человечества из падения связано именно с Мессией. Искупление Мессии включает в себя восстановление всех преимуществ, которые человек имел изначально. Только один Мессия соответствует этому описанию, только Он учредил Новый Завет, в котором исполнился Ветхий!

 

Завет творения

 

Когда человек был создан, он жил в Эдеме под Божьим благословением (Быт.1.28). Адам и Ева ходили в тесных взаимоотношениях со своим Творцом (Быт.1.28, 3.8). Они не стыдились (Быт.2.25) и сердце человека было ни в чем не повинным (Быт.1.27,31,2.25). Человек жил в саду, где существовала гармония как между людьми, так и между человеком и природой (Быт.1.28). Смерть была неизвестна человеку, ибо он имел доступ к Древу жизни (Быт.2.17, 3.22). Если бы человек смог довериться Богу и повиноваться Ему, он смог бы жить. Непослушание могло привести к смерти. Мы называем этот механизм заветом дел.

 

Что мы потеряли в падении

 

В результате падения человечество потеряло благословение Творца, которое сменилось проклятием (Быт.3.17). Мы пережили отделение от Бога. Человек спрятался в страхе и был изгнан (Быт.3.8). Нас охватил страх и трепет (Быт.3.7,21). Наши сердца получили склонность ко злу (Быт.4.8, 6.5), и там, где имела место гармония, воцарился хаос. Каин убил своего брата Авеля, животные испугались человека, земля стала произращать тернии (Быт.3.16-18, 9.2). Грех привел к изгнанию из Эдема, отлучению от Древа жизни и, наконец, к смерти (Быт.3.19-22).

 

Завет дел нарушен – завет благодати начинается

 

Человек нарушил завет дел, под которым он был создан. «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» (Ос.6.7). Поэтому Бог по Своей милости сразу же начал искупление человека через Завет благодати. Есть только этот путь, и помимо Завета благодати никто никогда не был спасен. Бог совершал этот Завет по-разному в разное время, но способом спасения всегда была благодать через дело Мессии. Христианские мудрецы писали так:

«Во времена закона этот завет осуществлялся иначе, чем во времена Евангелия. Под законом он совершался посредством обетований, пророчеств, жертвоприношений, обрезания, приношений пасхального агнца и других предписанных еврейскому народу символических действий и обрядов, которые предвещали грядущего Христа. Благодаря воздействию Святого Духа всего этого в те времена было достаточно, чтобы должным образом наставлять и укреплять избранных в вере в обещанного Мессию, через Которого они и получили полное отпущение грехов и вечное спасение. Исполнение завета под законом называется Ветхим Заветом» (ВИВ 7.5).

Искупление в Завете, согласно Библии, есть восстановление того, что было потеряно в падении, и это было обетованием. Иудаизм не имеет достаточного понимания избавления человечества от падения и мессианского Искупления как его неотъемлемого условия этого процесса, описанного в еврейском Писании. Однажды я попросил одного раввина, противника миссии, объяснить в нескольких словах, в чем суть избавления по Танаху. Он был слегка шокирован необычным вопросом и ответил: «Мы не обращаемся к Танаху для понимания таких вещей». Вместо этого ортодоксы, к сожалению, обеспокоены тем, можно ли в субботу пользоваться электрическим реле или есть снесенное в этот день яйцо! Они не понимают, что суббота – для человека, и что наш Шабат – это мессианское искупление (Евр.4.9).

Как искупление от проклятия характеризуется в Танахе? Возможно, это лучше понять с точки зрения обетования и благословений. Все народы должны были быть благословлены через семя Авраамово, призванное избавить человечество от падения (Быт.12.2-3, 22.17-18). Это цель самого существования Израиля и замысел Божий. Как жаль, что некоторые ошибочно разделяют Слово Божье на план А (Израиль) и план В (Мессианская община, Церковь). Есть только один план, и именно об этом пишет Павел: «Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет,
то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам» (Деян.26.22-23).

В Израиле опыт падения был частично отменен. Дети Авраама пользовались привилегией тесных взаимоотношений с Богом через Храм и пророков (Втор.4.29-40). Грех покрывался за счет левитского очищения (Лев.17). Но сердца народа Божия должны были быть обрезаны (Втор.10.16, Иез.36, Пс.50). Была обещана также гармония людей между собой и с природой (Ис. гл.2, 11). Сад Эдема был предшественником Земли обетованной. Кроткие должны наследовать землю Израиля (Пс.37.11). Даже смерть становилась путем в жизнь вечную, и было обещано окончательное воскресение мертвых (Дан.12.2).

 

От обетований к реализации

 

С приходом Мессии эти вещи достигли первой стадии исполнения. Мессианское Искупление было совершено и находится ныне в процессе применения. Оно пришло, приходит и придет в полноте, когда Мессия вернется. Обетование Нового Завета (Иер.31.31) находится в преемственности по отношению к Ветхому и приводит Завет благодати к его наиболее полному выражению. То, что Мессия уже совершил, в настоящее время разворачивается и исполнится с Его возвращением. Полнота Божия благословения и снятие проклятия совершены через Второго Адама (Рим.5.12-19, 1 Кор.15.22). Теперь, через Иисуса, все народы могут восстановить связь с Богом, их Творцом. Через Мессию мы получаем сыновство и становимся храмом Святого Духа. Мы можем иметь дар Слова Божия, обитающего в нас. Наш позор снят, ибо Мессия полностью искупил грех, и нам засчитана Его праведность (Еф.3.3-7). Наше сердце вновь обрезано (Иоан.3.3, Кол.2.11-12). Гармония восстановлена. Мессия восстанавливает мир между людьми, евреями и язычниками, богатыми и бедными, рабами и свободными, арабами и израильтянами, которые могут поклониться Ему вместе. Сама природа будет обновлена при Его возвращении. Земля обетованная, универсальный Эдем будет восстановлен но Новом небе и Новой земле (Мтф.5.5). Смерть будет преодолена, ибо Мессия воскрес из мертвых. Он восстановит Древо жизни – вечную жизнь, которая в настоящее время есть достояние всех верующих (Иоан.5.24, 1 Кор.15).

 

Резюме: благословение, проклятие, снова благословение

 

Бог заключил с Адамом завет, который был нарушен. Он установил завет благодати с Адамом, управляя им по-разному, пока он не нашел окончательное выражение во Втором Адаме. Благословение, проклятие и восстановление проходит через всю Библию, и все обетование реализуется в Том, Кто родился в Вифлееме, городе Давида. Все обетования в Мессии Да и аминь (2 Кор.1.20). Он есть Свидетель и Завет с народами (Ис.42.6, 55.4). Весь Завет благодати реализуется через Него. Он повиновался Отцу полностью и принял наше наказание за неповиновение и так выполнил завет с Адамом, который нами разорван. Мы должны верить во все Его дело, чтобы иметь надлежащую основу для еврейского служения. Именно на этой скале мы стоим, ибо любое иное основание – это песок.

 

Перевод (с) ЕРЦ Путь, Истина и Жизнь