Дает ли Св. Писание основание ожиданиям славного будущего для этнического Израиля? Мартин Мак Геон
Богословие - Еврейская тематика

Сегодня многие полагают, что современное государство Израиль является исполнением Ветхозаветных пророчеств, однако, нужно помнить, что Авраам никогда не имел никакого земельного наследия, даже «ни на стопу ноги» (Деян.7:5). Патриархи наследовали небесный Ханаан (Евр. 11:16), коему земной служил лишь прообразом.

Послание к Евреям 3:19 гласит, что Израильтяне «не могли войти за неверие». В книге пророка Иезекиля 33:25-26, Бог задает риторический вопрос: «вы едите с кровью и поднимаете глаза ваши к идолам вашим, и проливаете кровь; и хотите владеть землею?  Вы опираетесь на меч ваш, делаете мерзости, оскверняете один жену другого, и хотите владеть землею?" Очевидно, что неверие и упорство во грехе были препятствиями на пути наследия и обладания землей. Итак, каким же образом, создание государства Израиль неверующими иудеями в Палестине в 1948 году, может быть исполнением пророчества?

Принципиальный буквализм в толковании пророчеств требует последовательности в своем применении. Должны ли язычники соблюдать праздник кущей в Иерусалиме (Зах. 14:16-19), если Иисус говорит, что географически-обусловленное поклонение прекратится?: «...поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Иоан.4:21).  Разве не стало бы возвращение в будущем к празднованию праздника кущей в земном Иерусалиме шагом назад ко времени теней и прообразов (Кол. 2:17)? и возвратом «к немощным и бедным вещественным началам" закона (Гал. 4:9-11)? Исаия пророчествует: «И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря" (Ис.11:11). Если это великое обетование осуществилось, как некоторые настаивают, в 1948 году, с установлением национального Израиля, где же восстановление Филистимлян, Едомитян и Моавитян и детей Аммона, которые должны быть Израилю подданными (ст. 14)?  Но эти народы давно исчезли, они не были восстановлены в 1948 году. Буквальное исполнение пророчества Исаии 11, настаивает, что Израильтяне «полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им"(Ис.11:14). Написано, что Бог возненавидел Исава (Едом) «и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни". (Мал. 1:3). И если Идумеи (потомки Едома) говорили: "мы разорены, но мы восстановим разрушенное", то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу» (ст. 4), и ради Иакова, которого Он возлюбил,  Господь прогневался [на Идумеев]

навсегда" (Мал.1:4).  Что конечно же исключает буквальное восстановление Едома и других исчезнувших народов пророчестве Исаии 11:14. Чтобы понять, что имеет в виду Исаия, говоря, что Господь «снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего» (ст. 11.) мы должны помнить, что первый раз, это было в исходе из Египта (ст. 16). Отсюда логически следует, что второе возвращение было из Вавилонского плена, а не случилось в 1948 году.1

Новый Завет проливает свет на Ветхозаветные пророчества. Итак, как же нам следует разуметь эти пророчества, если последовательный буквализм ведет к абсурдным нелепицам?

Писания Нового Завета, как и Ветхого, в основном сосредоточены на духовном Израиле. «Народ» в широком смысле включал в себя избранных, «детей обетования", которые «признаются за семя» и «плотских детей» (Рим. 9:8). Последние часто вводили народ в грех идолослужения и отступничества. Во все времена, воля Божья была во спасение духовного Израиля (детей обетования). В Ветхозаветное время, духовный Израиль в основном  обретался среди этнических потомков Авраама.Если спасались не этнические иудеи, как Руфь и Раав, то они присоединялись к народу Израильскому.

В Новом Завете, духовный Израиль состоит из всех верующих в Иисуса Христа.2 Новозаветные Христиане, хотя и состоящие в основном из язычников по происхождению, являются истинным «обрезанием» (Фил. 3:3), Иудеями, которые «внутренно таковы», поскольку имеют обрезание в сердце (Рим. 2:28-29, Втор. 30:6, Иер. 4:4). Неслучайно Павел обращаясь к церкви, состоящей по-большей части из язычников, называет их «обрезанием» (Фил. 3:3). Более того, Христиане являются гражданами небесного Иерусалима (Гал. 4: 26), ибо они «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму» (Евр.12:22).

Неверующие же Иудеи, даже если они физически живут в географическом Иерусалиме, не являются истинным потомством Авраама (Гал. 3:7), «ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим.9:6). Иоанн Креститель, Христос и апостолы, все будучи «по плоти»  Израильтянами (Рим. 9:5, Фил. 3:5), вновь и вновь на это указывали своим неверующим Палестинским соотечественникам, а уж в антисемитизме Господа и его апостолов заподозрить было бы абсурдно (Матф. 3:9, Иоан. 8:39, Деян. 7:51, Рим. 9:7). Во Христе Иисусе нет уже ни Иудея, ни язычника (Гал.3:28,29), ибо в Нем «не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью" (Гал.5:6) .

Племя Израилево, конечно же, никогда не перестанет быть народом (Иер. 31:36), но этот «святой народ» есть церковь (1Пет. 2:9), собрание призванных из Иудеев и Язычников, это тот народ, о котором говорит Христос, что он заменит ветшающую структуру теократического национального Израиля в Матфее 21:43. У Бога всегда остается «святой народ». В Ветхозаветные времена, он был по большей части этнически Иудейским, но в Новом, этот же святой народ становится вселенским. Все народы, племена и языки входят в него, но всегда остается остаток из Иудеев, которые спасаются вместе с язычниками (Рим. 11:5).

Многие Евангельские Христиане верят в блаженное будущее для национального Израиля, потому что многие Ветхозаветные пророчества, если читать их поверхностно, в отрыве от остальных Писаний,  кажутся говорящими о национальном Израиле.

Например, Амос 9:11-15, обещает что «скиния Давидова» поднимется и восстановится «как в дни древние», и что Господь «возвратит народ [Свой] Израиля из плена».

Кстати, в этом же контексте, дается обетование, что Израиль овладеет «остатком Едома и всеми народами» (Ам.9:12). Мы уже видели, что пророчество Духа в Малахии исключает какое-либо восстановление Едома. Также абсурдно предположить, что царь Давид воскреснет, чтобы править в Иерусалиме, а сказать, что Давид, это иносказательно Христос, будет нарушением принципа последовательного буквализма. Опять же, буквальное толкование требует последовательности!

Однако, в книге Деяний 15:14-18 мы имеем авторитетное, апостольское толкование пророчества Амоса. Оказывается, оно не имеет ничего общего с восстановлением национального Израиля, а говорит о присоединении Язычников к Новозаветной Церкви. Исаия 54 говорит о том же: «Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города" (Ис.54:2,3).  А почему место шатра Израиля распространится? Чтобы Язычники вошли! Иаков на собрании в Иерусалиме (Деян. 15), цитирует пророчество Амоса, чтобы сказать о том же.

Подобным же образом, Осия обещает, что «соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе» и будут многочисленны как «как песок морской» (Ос.1:10-11, 2:14-23), но это пророчество исполняется в призвании язычников, согласно Римлянам 9:25-28 и 1Петра 2:9-10, а не в установлении современного государства Израиля. Еще обратите внимание, что согласно пророчеству «новый завет» заключается с «домом Израиля и с домом Иуды" (Иер. 31:31-34), что находит воплощение в Новозаветном спасении церкви Иисуса Христа из всех народов (Евр. 8:8-12, 10:16-17).

Но почему пророки говорили так? Дело в том, что Церковь Божия во младенчестве, во времена Ветхого Завета находилась под властью «детоводителя» (Гал. 3:24). Бог учил ее через образы (земли, храма, восстановления народа под правлением Давида, и т.д.) Все тени и прообразы Закона даны были чтобы научить Ветхозаветную Церковь о грядущем Христе. «Если бы пророкам было дано говорить о Христе не через тени и образы, а прямо, то ветхозаветные святые не выдержали бы такого избытка света, не вместили бы то, что в полноте должно было открыться позже» (В. Д. Гриер, «Важнейшее Событие», [Banner], стр. 39).

Так Новый Завет дает нам ключ к толкованию Ветхозаветных пророчеств: пророчества от Духа, и их следует разуметь духовно. Они даны для духовного народа, а не плотского.  

Разумеется, ничего из вышесказанного не является антисемитизмом. Иудеи спасутся так же, как и Язычники, то есть, по благодати одной, Христом одним, верой одной. Нет иного пути спасения ни для Иудея, ни для Язычника. Христиане не обязаны поддерживать современное государство Израиль, или ожидать будущей славы для национального Израиля, но Христово повеление любить ближнего своего как самого себя, и искать его спасения остается в силе, не важно какой он или она национальности.