Иное евангелие Тома Райта.Интервью с доктором Майклом Хортоном
Богословие - Апологетика

 

Опубликовать

Интервью с доктором Майклом Хортоном (Берка Парсонса)

Это четвертая часть интервью, которое я брал у Майкла Хортона.

Одним словом, скажите, что больше всего вас ободряет в том, что вы видите в церкви сегодня?

Благочестивое желание многих молодых людей Божией благодати и Его славы.

Одним предложением поясните, что означает восхвалять Бога и наслаждаться Им вечно?

Это означает, что мы являемся теми, кем мы созданы быть, как сказал Августин, Бог создал нас для Себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не успокоится в Нем, т.е. Божья слава и наше счастье не разделимы, а наоборот, наше настоящее счастье мы находим в Господе.

Говоря о доктрине оправдания епископа Т.Райта, считаете ли вы, что он преподает другое евангелие?

У Дж.Пакера есть замечательные слова по этому поводу: Том Райт актуализирует то, что Библия отодвигает на задний план, и не уделяет внимания тому, что в Библии ставится на первое место – но Райт делает нечто большее, он отрицает ключевую составляющую оправдания, а именно, вменение. Таким образом, отвечая на ваш вопрос, да, отрицая вменение, Райт проповедует иное евангелие.

Существует своего рода фундаменталистский подход к Писанию, которому Том Райт, кажется, хочет противостоять. И в то время как он замечательным образом выделяет тот факт, что оправдание в посланиях Павла понимается в более широком исупительно-историческом контексте, то, что не все презентации и защитники оправдания делают, он не противостоит  исторической реформатской теологии. Реформатская теология всегда понимала оправдание в более широких искупительно-исторических рамках. Если бы он прочитал труды реформатов и более современных реформатских авторов, таких как Герхард Вос и Герман Ридербос, он бы совершенно четко увидел, что оправдание находится в правильном контексте (связи) с союзом между верующими и Христом и в течение всей истории искупления. Реформатские авторы говорят о неотделимости трактовки Павлом оправдания от включения язычников. Далее, читая Тома Райта, он делает так, что кажется, будто он первый человек, который увидел этот акцент сделанный Павлом, и что все остальные до этого учили четырем духовным законам. Это очень наивная точка зрения.

Я знаю Тома Райта – не так хорошо, но у нас было несколько разговоров, когда я учился в Оксфорде, мы постоянно обсуждали эти вопросы, и он просто не знает исторической теологии. На самом деле, он признает это, когда его подлавливаешь на некоторых моментах; он скажет что-то вроде: «в действительности, это не моя сфера изучения». Ну, если ваш тезис заключается в том, что Реформация принципиально не понимает Павла, было бы лучше, если бы это было сферой вашего изучения, чтобы хотя бы знать, о чем говорили Реформаты – а он не знает. Таким образом, Райт создает соломенного, шаткого человека. И люди, которые поколеблены им, кто очарован его словами, во многих случаях также не знают, чему, в действительности, учили Реформаты, и что реформатская теология утверждает по этому поводу. Позвольте мне обратиться с волнующим призывом к людям. Существует Реформатское изложение доктрины оправдания, включающее в себя некоторые очень важные моменты, которые Том Райт поднял и принял, но, Реформатское изложение доктрины не отрицает самой значимой составляющей вменения, как это делает Том Райт. Без вменения, оправдание не является благой вестью. Когда он утверждает, что Евангелие это «Христос есть Господь,» - я отвечаю, что много мест Писания говорят: «Христос есть Господь» не является благой вестью. Есть много отрывков, в которых говориться, что «Иисус есть Господь » означает для большого количества людей - «великий Мститель на белом коне с мечом в Его руке, который совершит последний суд». «Иисус есть Господь» означает то, что Он будет вашим судьей. На Марсовом холме в Афинах, Павел сказал, что грядет Божий суд, грядет последний суд и Бог дал доказательство каждому в воскресении Иисуса из мертвых. «Иисус есть Господь» не обязательно является хорошей новостью. Только когда Бог уверяет меня в том, что я во Христе лишь по благодати и только через веру и спасен по благодати, тогда заявление о том, что «Иисус есть Господь» является благой вестью, а не худшими новостями.

Что является основным вашей жизни и служения?

Служение Слова – публичная проповедь Слова является основным. Помимо этого – родительское служение дома, изучение Писания с домашними, и время, которое каждый верующий проводит лично в изучении Слова. Я думаю, что все эти дисциплины важны: дисциплина в регулярном посещении церкви, использование обычных средств благодати – слышать то, что говорит Бог к нам через Свое Слово –все это очень важно, и мы должны приносить Слово в наши дома. Важно, чтобы мы восстанавливали практику катехизиса – семейного изучения, семейного прославления, вы можете называть это как хотите – т.е. время утром и вечером, или хотя бы один раз в день, когда родители обучают детей Писанию. В нашей церкви, например, есть еженедельные катехизисные вопросы, которые дети рассматривают на разных уровнях, в зависимости от их возраста. В собрании и в течение недели дети запоминают катехизисные вопросы и ответы на них и соответствующие им места из Писания. Существует взаимосвязь того, что происходит в домах и в церквах, и служители всегда задают вопрос: «Преподаете ли вы своим детям Писания в катехизисе дома?» Это часть их обещания, которое они дают как родители и как члены церкви.

И так как все это является основным, это и сложно поддерживать, особенно, лично для меня - самое сложное выкроить время для личного ежедневного чтения Библия и молитвы, потому что каждый день во время преподавания и написания я читаю Библию. Это наша работа И опасность в том, что это становится только работой. Опасность в том, что мы обращаемся к Писанию, изучаем его, чтобы приготовить пищу для других, а сами можем голодать. Для многих людей, которые работают с Писанием регулярно, очень просто утратить понимания священности Слова, потерять чувство благодарности и благоговения перед Словом, не только для других, но и для себя. Поэтому это то, с чем я больше всего борюсь - не пребывание в Слове каждый день для себя и посвящение длительного времени молитве только для своего назидания, не смотря на то, что я изучаю Слово каждый день.

Майкл, какому уроку вы учитесь последние годы, которым, как вы считаете, было бы полезно поделиться с другими?

Я думаю, это урок необходимости терпения в большей мере. Нетерпение это преследующий меня грех, о котором мне регулярно напоминает один из моих главных святителей – моя жена. Это ужасный, постоянный грех, потому что в основе своей он является неудачей в объединении теории и практики. Я верю в то, что Бог суверенный, но я на самом деле так не думаю. Если это случится, я думаю, что я буду тем, кто это сделает и это будет сделано, по-моему. И в процессе моего роста я начинаю понимать все больше и больше, что этот мир принадлежит Господу и все, что его наполняет. Я также расту в понимании, что церковь принадлежит Христу и то, что Он не доверил её благосостояние мне или нам. Он следит за тем (обеспечивает то), чтобы его церковь совершенствовалась, и Он сделает это даже посредством наших слабых  попыток. Таким образом, происходит мое утешение еще больше и упование на промысел Божий – не только понимание этого разумом, но успокоение в этом, наслаждение этим чувством, нахождение утешения в этом – все это помогает в попытках обрести терпение и полагание на Бога.

Учитывая то, что каждый оставляет наследие. Что, вы думаете, будет вашим наследием среди Божьего народа?

Мои дети. Я надеюсь, что они благочестивые молодые люди – что у них благочестивые семьи, независимо от того, чем они будут заниматься в будущем, я надеюсь, они будут вовлечены в жизнь своих церквей и то, что вырастят благочестивых детей – то что они будут радоваться и постоянно изумляться, взирая на славу Божью и Его благодать. И чтобы дела Господа никогда не казались им устаревшими  или нечто обычным, и что они будут в своем призвании любить и служить своим ближним.

 

Перевела Индира Усманова ЕРЦ "Путь, Истина и Жизнь" Санкт - Петербург