ЕСТЬ ЛИ ТО, ЧТО НЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНО БОГОМ? Ч.Ч. Моррис
Богословие - Апологетика

 

Оригинал http://www.pristinegrace.org/media.php?id=394

 

В Нем мы и сделались наследниками, будучи предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей

Еф.1.11

 Насколько далеко идут противники доктрины абсолютного предопределения, никогда не перестанет удивлять тех, кто любит учение Христово.

Скажем, есть идея, согласно которой «Бог, несомненно, предопределяет некоторые вещи, но другие вещи Он не предопределяет». В мире есть люди, которые говорят, что во времени происходит много событий, которые Бог не предопределяет. Послушать их, так получится, что пока вы читаете эти строки, произошли миллионы вещей, которые Бог не предопределил. Возможно, в соответствии с теми, кто верит в этот брэнд «непредопределения», Бог не предопределил и того, что вы сейчас читаете эту небольшую статью. Если так, то вы можете делать сейчас что-то другое, вам не предназначено ее читать.

Сам ход мысли, что происходят некоторые вещи, которые не предопределены, вызывает много вопросов. Главным из них в списке будет: представьте на мгновение, что вещи такой категории, как «вещи не предопределенные», будут предопределены к тому, чтобы быть не предопределенными; почему бы нет?

Прежде чем рассматривать эту тему непосредственно, следует отметить, что предмет Божией воли основан на том, предопределяет Бог конкретные события или нет. Павел говорит в Еф.1.11, что Бог совершает все по изволению воли Своей. Это простая, безусловная констатация факта. Наше заявление об этом или любом другом факте, тем не менее, не несет никаких гарантий, что другой человек поверит в это только потому, что мы это заявили.

Я помню, например, как в 1948 году мой отец сказал некоторым своим друзьям, что он видел некий ящик с окном в боку, о котором ему сказали, что это новый вид радиосвязи, с помощью которого можно видеть происходящее за сотни миль, и что это называется «телевидение». Его друзья не поверили его словам. Они скорее готовы были посмеяться над ним, говоря, что его ввели в заблуждение, что что-то видно в окне на ящике, что это клоунада.

Сообщению о реальности телевидения не поверили. Но неверие не сделало его менее реальным. История оказалась права, не поверившие – не правы. Теперь у всех не поверивших и их детей есть телевизоры.

Если так дело обстоит даже в природе, где люди не верят тому, чего они не понимают, то это, безусловно, верно в духовной сфере, которая не видна плотскому глазу. Просто заявление, что Бог совершает все вещи по изволению Своей воли, не приведет к тому, что нам поверят.

Воля Триединого Бога определяет все. Поскольку Апостол Павел не разрывает этот факт на более мелкие категории, такие, как хорошие или плохие вещи, а также предопределение этих вещей, мы можем заключить, что предопределение – это одна из вещей, которые Он совершает по изволению Своей воли. Что мы можем сказать о непредопределенных вещах? Предопределение – это существительное, т.е. (как учат в школе) имя лица, места или вещи. Поскольку это не лицо и не место, значит, это вещь.

Так как насчет слова Павла о совершаемом по изволению Его воли?

Предлог «по» не используется здесь во временном смысле, то есть, во-первых, Бог изволяет, и, во-вторых, по Его изволению совершается все. В каком-то смысле и это, безусловно, верно, поскольку все вещи происходят (или не происходят) в соответствии с Его волей. Но «по» также имеет еще одно значение: «в соответствии с». Именно в таком смысле следует понимать использование Павлом этого слова. В Послании к Ефесянам Павел использует его 18 раз: 16 раз – «в соответствии», и 2 раза – «после». Бог производит все вещи в соответствии со Своей волей.

Общепринятую дефиницию предопределения приводит Иероним Занхий в книге «Абсолютное предопределение»:

"Глагол predestinate имеет латинское происхождение, и означает «обсудить заранее с одной самостоятельной целью, как будут действовать, и в результате таких обсуждений с собой, утвердить план - и предопределить, где, когда, каким образом и при помощи которых что-либо должно быть сделано, и с какой целью оно сделано. Так в греческом глаголе, prooridzo, (что именно является калькой на английское слово predestinate – Ред.пер.), и становится им, означает решить заранее, в течение одного акта, что делать; и, прежде чем решаться на вещь действительно осуществляемую, назначить ей некоторые определенные использования, и непосредственно определить ее конца. В иврите глагол Havdel также имеет то же значение ".

Все это так. До сотворения мира Бог провозгласил (по изволению Своей воли), что все вещи, которые совершатся, Он Сам предопределяет. Если бы в будущем мире должны были существовать некоторые вещи, которые не будут предопределены, Он, несомненно, объявил бы о том, что Он не предопределит их. «Должны появиться нечестивые правители, они убьют миллионы людей, это плохо, но Я не предопределяю это». Либо было что-то подобное, либо о тех вещах, которые не предопределены, Бог ничего не сказал.

Теперь любая вещь как таковая, насколько она возможна, любая вещь или событие, которое происходит, необходимо должны относиться к одной из четырех категорий:

  1. Бог предопределил, что этому быть, и это совершилось.

  2. Бог предопределил, что этого не будет, и тем не менее это совершилось.

  3. Бог предопределил так, произошло иначе.

  4. Бог вообще не решает, будет так или иначе.

Только если верно (4), у арминиан (и всех волюнтаристов) будет право сказать, что Бог совершает на удивление много вещей, но у Него нет такой вещи, как предопределение.

Если верно (3), то возникают те же проблемы. Миллионы непредопределенных вещей вокруг нас будут в том же порядке, что и предопределенные вещи. Это значит, что следует занять позицию: то, что Бог думает о непредопределенных событиях, сталкивается с тем, что Он думает о событиях предопределенных. Нет, мы не спрашиваем на сей момент, предопределяет Он или нет «не-предопределенные» события; но, по крайней мере, подумайте о том, что будет, если Он в Своем предвечном совете будет решать, что предопределять, а что нет?

Если Он думает о «не-предопределенных» событиях хотя бы немногое, то, они уже предопределены, ибо как Я помыслил, так и будет; как определил, так и состоится (Ис.14.24). Если Он не думает о таких событиях, то как они могут случиться, будучи, несомненно, в конфликте с вещами, которые Он задумал?

Вариант (2) не может быть верен. Бог не только объявил с самого начала о конце, но Он объявил, что Я возвещаю от начала то, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось; говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю (Ис.46.10). Вещи, которые «частичное предопределение» помечает как «не-предопределенные», могут быть лишь среди тех, которые еще не произошли. На момент Его изволения, который Боговдохновенный Исайя называет «от начала», вещи, которые еще не свершились, были включены в то, что произойдет во времени. Прошлые, настоящие и будущие события, насколько мы вообще можем об этом знать как временные существа, были включены в Его указ с самого начала.

«Начало» есть слово, означающее начало во времени. В начале времени времени еще не было, так же как в начале рабочего дня его план еще не выполнен. Т.е. есть различие между а) заявить с самого начала план и б) объявить о вещи, которая еще не сделана. Еще раз возьмем как пример рабочий день. В 7 часов утра рабочий решил: «на five oclock» я иду домой – но это будет так или не так. Многие люди, думая в начале дня, что они вечером вернутся домой, умерли на работе.

Но предположим, что наш рабочий прав, он решил, когда он кончит свой день и что в течение этого дня будет сделано, и это действительно так и случилось. Это еще очень далеко от возвещения от начала того, что будет в конце. Никто не может с уверенностью сказать, начиная свой рабочий день, что, скажем, в 18.12 он будет совершать свой восьмой укус сэндвича, или что ровно в 13.23 он будет заколачивать свой 273-й гвоздь под углом в 37 градусов четвертым ударом молотка.

Чтобы сделать то, что Бог делает в Своем предвечном совете и предзнании, наш плотник должен объявить каждое одиночное событие, которое еще не свершилось, и не только на весь день, а на все время и вечность. Кроме того, он должен обладать мудростью и властью совершить все в определенное время и определенным образом, что объявлено во всех мельчайших деталях – или же возвещение будет не действенным. Для этого надо быть мудрым, всемогущим, всезнающим и вездесущим.

Есть только Один, Кто может со всем основанием провозгласить, что Он мудр, всемогущ, всезнающ и вездесущ: Сам Бог. Чудо из чудес, что Он сделал именно это: Он возвестил все! Он возвестил конец с самого начала, и от древних времен – то, что еще не свершилось. И чтобы убедиться, что все совершается так, как Он решил, Он совершает все по изволению воли Своей.

Даже если бы во всех Священных Писаниях не было никаких других документов, то того, что говорится у Исаии, и Еф.1.11 само по себе было бы достаточно для установления истины абсолютного предопределения всех вещей.

Таким образом, верна позиция (1): любая вещь или событие во времени, которое происходит, предопределены Богом.

Но, увы, провозглашение этого факта никого не заставит поверить. Человек, который не может предвидеть, что у него будет на обед, будет ли он завтра жить или умрет до того, как сделает следующий вздох, никогда не сможет понять Бесконечного Бога, если Он в Своей милости не откроет ему Себя и истину о Себе – его пониманию. Мы не в состоянии понять вещь, которая никогда не сохранит человека от схода с рельсов, если не принять ее.

Люди, которые не понимают предопределения, хотят сохранить свой образ мыслей. Высшим приоритетом для тех, кто вынужден создавать все новые и новые версии переводов Библии, является ревизия Исайи. Нынешние изменения слишком робки. Есть нужда в прекрасном новом пересмотре Писания, которого никто никогда прежде не видел. Чтобы удовлетворить запросы «не-предопределенцев», надо вычитать в Ис.55.8 что-то вроде: «Мои мысли – это ваши мысли, и ваши пути – точно такие же, как Мои».

Такой пересмотр хорошо пройдет во многих молитвенных домах в воскресное утро. Пока люди приходят с этим и продолжают этого держаться – мы будет рады остаться с тем, что действительно сказал Исайя. И он не сказал, что Бог объявил с древнейших времен только «хорошее», что еще не совершилось.

Агнец Божий говорит, что если кто добавит к этим вещам, Бог добавит ему язвы, о которых написано в книге сей (Откр.22.18). Добавление «хорошие», когда Бог сказал «все», чтобы Бог сказал «все хорошие вещи», выглядит подозрительно, как добавление подзаголовка к тому, что сказал Бог. Наш призыв обратит ваше внимание, однако он не будет иметь веса для тех, кто пытается настаивать, что Бог предопределил все «хорошее», но не другие вещи.

Мы подходим к вопросу. Если некоторые люди говорят: «Бог предопределяет одни вещи и не предопределяет другие», и также Павел говорит, что Бог совершает все по изволению воли Своей, выведем ли из этих двух утверждений, что Бог делает некоторые вещи, которые Он не предопределяет? Или мы что-то упустили?

Опять: каким образом мы имеем арену, называемую сотворенным миром, содержащую все вещи и события, которые Бог предопределил, и в то же время есть непредопределенные вещи, которые ускользают, по принципу будет - не будет? «Смотрите, - слышим мы, - что-то происходит по собственной воле Правителя, но будьте осторожны, здесь может упасть дерево, это будет случайно!». О, нам повезет, если мы уйдем из такой жизни!

Ситуации, которые неизбежно будут возникать и оставаться постоянно в тумане – зачехленная «нейтралка» между тем, что Бог предопределяет и что нет, на загадочной и прекрасной грани между добром и злом. Когда же хорошее и плохое происходит одновременно, нам говорят, что все хорошие вещи Бог предопределяет, а все плохие нет.

Сказать, что Бог предопределяет только хорошие вещи – это все равно что сказать: «Бог усмотрел автомобили и нефть для двигателей, чтобы мы могли приехать в церковь, это хорошо, но Он никогда не предопределял двуокиси углерода, дыма, загрязнения, выхлопных газов, потому что это плохо, а Бог плохого не предопределяет. Только хорошее».

Мы не будем доказывать Божию волю – точно такую же, как и Его предопределение. Более того, это гораздо более фундаментально: Божия воля является основополагающей для предопределения. Без Божией воли не было бы действительного развития событий, и не было бы ничего предопределяемого. Его воля является основой для всего, что происходит, для всего, что есть. Еф.1.11 утверждает: предопределение – это воля Божия в действии; и Его Провидение открывает Его волю и предопределение.

В этом случае, предопределение должно охватывать все. Все хорошее и плохое, как вынуждены признать люди.

В итоге серьезно мыслящий человек должен бы сделать вывод, что, поскольку все вещи предопределены – то даже те из них, о которых говорят, что они не предопределены, должны быть предопределенными! Павел и «почти-предопределенцы» – не могут оба быть правы. Если же не так, то мы будем верить Павлу, для которого Бог – сила наша. «Не-предопределенные события» – это несуществующая категория, пустое место. Остается лишь абсолютное предопределение всех вещей.

Абсолютное предопределение есть!

 

1969

 

Перевод (с) А.М.Семанов