ИССЛЕДОВАНИЕ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ХРИСТИАН ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБРАЩЕНИЮ ЯЗЫЧНИКОВ Уильям Кэри
Богословие - Апологетика


Уильям Кэри

 "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" Марк 16:15

Поскольку наш благословенный Господь заповедал нам молиться Отцу, чтобы Его Царство пришло и Его воля исполнялась на земле, как и на небе, Он повелел нам не только желать, чтобы это совершилось, но использовать все возможности для распространения знания о Его имени. Чтобы совершить это, необходимо, чтобы мы были в определенной мере знакомы с религиозным состоянием мира. Не только потому, что мир есть сфера, к которой мы должны обратиться, чтобы принести Евангелие нашего Искупителя, но даже из простого чувства человечности нам следует иметь склонность к добросовестной деятельности в нем, которая будет одним из самых сильных доказательств того, что мы являемся причастниками благодати и имеем тот же дух всеобщей доброжелательности и подлинного человеколюбия, который столь ясно виден в характере Самого Бога.

Грех появился среди сынов человеческих в результате падения Адама и с тех пор распространил свое пагубное влияние. Изменив к нашему времени свои формы, он вырос в десять тысяч раз и постоянно противодействует замыслам нашего Бога. Можно было бы предположить, что память о потопе стала бы передаваться от отца к сыну и тем постоянно удерживать человечество от нарушения воли своего Создателя. Но человек оказался столь ослеплен злом, что во времена Авраама оно преобладало на всяком месте обитания людей, и, наконец, беззаконие аморреев исполнилось. Идолопоклонство распространялось все больше и больше и, наконец, семь народов были отвержены Богом с явными знаками Его гнева. Тем не менее распространение зла не только не было остановлено, но сами израильтяне слишком часто объединялись с другими народами против Бога Израиля. 

Тем не менее Бог неоднократно возвещал о Своем намерении окончательно разрушить царство дьявола и уничтожить все его дела, и Он создал Свое Царство и интерес к нему среди людей с тем, чтобы распространить его повсеместно, как сатана распространил свое. Именно для этой цели Мессия пришел и умер, чтобы удовлетворить правду Божию и оправдать всех, кому дано верить в Него.  И когда Он отдал Свою жизнь и воскрес, Он послал Своих учеников проповедовать благую весть всякой твари и постараться всеми возможными методами донести до потерянных мир с Богом. Они пошли на свое дело в соответствии с Божьим поручением, и прекрасный успех сопутствовал их труду; цивилизованные греки и нецивилизованные варвары узнали о Кресте Христовом и приняли Его как единственный путь спасения. С апостольского века были сделаны и многие другие попытки распространения Евангелия, которые были весьма успешны, но несмотря на это, значительная часть человечества все еще погружена в языческую тьму. Эти попытки по-прежнему предпринимаются, но они незначительны по сравнению с тем, что может быть сделано, если все христиане душой и телом отдадутся Божию повелению в этом вопросе. Некоторые мало думают об этом, другие незнакомы с состоянием мира, а другие любят свои богатства больше, чем подобает братьям.

Поскольку этот вопрос должен быть поставлен на более серьезное рассмотрение, я должен спросить, к чему нас обязывает поручение, данное нашим Господом Своим ученикам, рассмотреть целесообразность предпринимаемых нами усилий и обсудить обязанности христиан как таковых в этом деле.

 

Сохраняет ли силу поручение нашего Господа Своим ученикам? 

 

Господь наш Иисус Христос перед Своим Вознесением поручил Своим апостолам идти и научить все народы или, как пишет другой евангелист, идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари. Это поручение было настолько широким, насколько это возможно, и, следовательно, оно является обязательством обращаться ко всем странам и народам мира и проповедовать всем их жителям без какого-либо исключения или ограничения. Именно таким образом апостолы исполняли это повеление, и сила Божия пребывала с ними. Многие попытки такого же рода были предприняты до сего дня и имели различный успех, но дело еще не совершено и, более того, некоторые люди порицают требование иметь сегодня усердие и настойчивость, с которым относились к нему первые христиане. Кажется, многие считают, что поручение в достаточной мере исполнено, что апостолы и многие другие люди сделали то, что требовалось для спасения наших соотечественников, и что если Бог хочет спасения язычников и привлечения их к Евангелию, Он так или иначе даст им Евангелие. Именно потому эти люди сидят на месте и не утруждают себя никаким беспокойством по поводу огромной части своих собратьев-грешников, которые до сих пор потеряны в невежестве и идолопоклонстве. Кажется, также в некоторых умах есть мнение, что апостолы имели чрезвычайные полномочия и не оставили надлежащих преемников, и потому многие вещи, которые приличествовали им, совершенно неоправданны для нас. В отношении таких людей и взглядов я хотел бы высказать следующие замечания.

Прежде всего, если заповедь Христа научить все народы могут исполнять лишь апостолы или те, кто вслед за ними пользовался непосредственным вдохновением Духа Святого, то и крещение не должно осуществляться всеми христианами, как считают квакеры, которые не совершают водного крещения.

Во-вторых, если заповедь Христа научить все народы касается только апостолов, то все обычные служители, которые пытались принести Евангелие язычникам, действовали, не имея на то права, и должны были быть отосланы обратно. И хотя Бог обещал язычникам славные вещи, послав к ним Евангелие, те, кто приносит их, или должны иметь новое и особое повеление с небес, или они не имеют никакого права их нести.

В-третьих, если заповедь Христа научить все народы распространяется только на апостолов, то, несомненно, обетование присутствия Бога в этом деле должно быть ограничено во времени, но оно формулируется таким образом, что прямо исключает эту идею: вот, Я с вами до скончания века.

Несомненно, есть случаи, когда заповедь Божия может перестать быть обязательной, например, если она напрямую отменена, как заповеди еврейского церемониального закона, или если в мире нет никого, для кого она осуществлялась, как в случае с законом о юбилейном годе, который не применялся, если в стране не было людей, нуждающихся в прощении долгов (Втор.15.4); или, если наряду с Откровением дается повеление, равное по силе изначальной заповеди, как Павлу и Силе, которые не были допущены Духом проповедовать в Вифинию (Деян.16.6-7); или же, если по природе нет возможности исполнить заповедь. Павел не имел обязанности проповедовать Христа жителям Антильских островов, потому что он не знал о существовании такого места и не имел никакой возможности до него добраться. Но ничего из этого нельзя сказать по поводу нашей беспечности исполнять поручение Христа. Мы не можем сказать, что оно отменено, как заповеди обрядового закона, и мы не можем сослаться на какое-либо повеление, данное нам позже.  Увы, огромная часть мира, большая, чем доступна нам, все еще покрыта языческим мраком! Мы не могли бы противиться откровению, данному по отношению к какому-то конкретному народу, как в случае с Павлом и Силой, когда им было запрещено проповедовать одному народу с тем, чтобы они пошли проповедовать другому. Более того, мы можем сказать, что сегодня это невозможно. Говорят, что мы не можем решать сами, но должны ждать водительства Провидения; но точно так же мы вправе сказать, что мы не можем игнорировать знаков Провидения, которые ежедневно обращаются к нам. Мы не можем, конечно, ожидать, что мы будем доставлены в языческий мир без обычных средств передвижения или получим дар языков, когда попадем туда. Такие вещи есть не обычные установления Провидения, но чудо.   Если заповедь существует, то ничто не может сделать ее необязательной, а устранение препятствий, делающих послушание невозможным, достаточно, чтобы ее следовало исполнять. Естественная невозможность не может быть доказана, пока нет фактов, свидетельствующих об обратном. Разве папистские миссионеры не преодолевали трудности, которые мы считаем непосильными? Разве миссионеры моравских братьев не прошли зной Абиссинии, мороз Гренландии и Лабрадора, не освоили трудные языки дикарей и не столкнулись с их грубыми нравами? Разве наши английские купцы ради прибыли не преодолели трудности, которые обычно считаются непреодолимыми препятствиями для проповеди Евангелия?  Мы знаем это о тех, кто торговал в Персии, Вест-Индии, Китае, не считая проклятых работорговцев на побережье Африки. Люди могут обратить себе на пользу самые варварские кланы и дикие племена и торговать при таких условиях, которые служители считают неприемлемыми для проповеди, и если моя мысль требует подтверждения на опыте, то его легко найти.

Говорят, что некоторые богословы узнали и могут доказать из Писания, что время еще не пришло, что язычники должны быть возрождены, что должны быть убиты первые свидетели и исполнены другие пророчества. Я думаю, что дело не в этом, и если возражения против проповеди основаны на таких аргументах, то они должны предполагать одну из двух вещей: либо мы обязаны знать тайный замысел Божий и только при этом условии можем молиться и проповедовать, что невозможно по сути, либо в языческом мире никто не может быть возрожден до последнего всеобщего излияния Духа в последние дни. Такое возражение пришло слишком поздно, ибо успех Евангелия во многих частях света уже является весьма значительным.

Можно возразить, что в нашей собственной стране, рядом с нами, есть люди, которые еще более невежественны, чем дикари южных морей, и поэтому у нас слишком много работы у себя дома, чтобы отправляться в другие страны. С тем, что в нашей стране есть тысячи людей, столь далеких от Бога, сколь это возможно, я вполне согласен, и то, что распространение познания Бога среди таких людей должно волновать нас не меньше и требовать не меньших усилий, это тоже факт; но то, что это должно заменить собой все попытки распространять Евангелие в чужих краях, требует доказательств. Наши соотечественники имеют средства благодати, и они могут присутствовать на проповеди Слова, если того хотят. Они имеют возможность знать истину, ибо верные служители находятся почти во всех уголках нашей страны и поле их труда может быть значительно расширено, ибо у них есть крепкие и активные общины. Но есть люди, у которых нет Библии, нет письменности, нет знания иностранных языков, нет служителей, нет достойных гражданских правительств, нет вообще никаких преимуществ, которыми обладаем мы. Как жаль этих людей, если христиане не призовут их и не приложат все усилия, чтобы распространить Евангелие среди них.

 

Целесообразность усилий, прилагаемых к возрождению язычников

 

Препятствия к проповеди Евангелия среди язычников могут возникнуть, я полагаю, вследствие той или другой из следующих вещей: либо их удаленности от нас, их варварского и дикого образа жизни, опасности погибнуть от их рук и трудности добыть жизненно необходимые вещи, или же из-за трудности изучения их языков.

Первое возражение имело бы смысл до изобретения морского компаса, но оно не может быть хоть сколько-нибудь правдоподобным в наши дни. Люди могут сейчас пересечь под парусом Индийский океан с той же уверенностью, что и Средиземное море или меньшие моря. Провидение устраивает дело так, что наши торговые компании ведут свои дела во многих местах, где обитают варвары. Множество судов отправляется на исследование лишь недавно открытых мест или открытие новых, и каждый случай, когда мы сталкиваемся там с невежеством или жестокостью людей, должен вызывать у нас острую жалость и думать, как мы можем содействовать Провидению в поисках их вечного блага. Писание тоже говорит об этом:  «Так, Меня ждут острова и впереди их - корабли Фарсисские, чтобы перевезти сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святаго Израилева, потому что Он прославил тебя» (Ис.60.9). Речь, как представляется, идет именно о славном росте Церкви в последние дни, которым посвящена вся глава, и имеется в виду, что международная торговля должна способствовать распространению Евангелия. Фарсисские корабли были торговыми судами, которые посещали различные земли, и ясно, что мореплавание, особенно коммерческое, должна рассматриваться как дело Божие; возможно также, что не может быть отпущено слишком много средств на такую цель.

Во-вторых, нецивилизованный и варварский образ жизни язычников не может быть возражением ни для кого, кроме людей, кто просто не желает подвергать себя неудобствам для блага других. Это не было трудностью для апостолов и их преемников, которые шли к германским варварам, галлам и еще более диким тогда британцам! Они не стали ждать, что жители этих стран будут более цивилизованными, прежде чем они обратятся в христианство, но просто пошли с учением о Кресте, и Тертуллиан мог справедливо похвалиться тем, что те части Британии, которые не покорились римским легионам, были завоеваны через благовестие Христово!   Это не было сложностью для Эллиота, Брейнерда и многих других людей почти в наши дни. Они пошли вдаль и столкнулись с огромными сложностями, и обнаружили, что люди принимают Евангелие более сердечно и с лучшими плодами, чем европейцы после самого долгого общения, и без труда это не совершилось бы. Мы же не возражаем против коммерции. Требуется лишь, чтобы мы имели хотя бы столько любви к душам наших ближних, ко грешникам, сколько мы возлагаем надежд на прибыль от торговли мехами, и все трудности будут преодолены.

В конце концов, само состояние нецивилизованных народов, которое считается возражением против проповеди им Евангелия, должно стать свидетельством в пользу этого дела. Можем ли мы как христиане, зная, что большая часть наших ближних, чьи души бессмертны, как наша, и которые способны откликнуться на Евангелие через нашу проповедь, и восславить имя нашего Искупителя, и принести благо Его Церкви, спокойно смотреть на то, как они пребывают в невежестве и варварстве? Можем ли мы мириться с тем, что у них не только нет Евангелия, но нет правительства, нет законов, нет искусств и наук, что они даже не могут представить себе иной жизни, которой живут христиане? Не будет ли распространение среди них Евангелия самым действенным средством приобщения их к цивилизации? Неужели оно не сделает их полезными членами общества? Мы знаем, какую пользу принесли усилия упомянутого Элиота, Брейнерда и других по обращению американских индейцев, и если аналогичные попытки, даст Бог, будут сделаны и в других частях мира, а мы надеемся, что так оно и будет, то, возможно, мы скоро прочтем трактаты о вмененной праведности, хорошо написанные теми, кого сейчас многие из нас с трудом могут назвать людьми!

 В-третьих, опасность быть убитым от рук язычников – это правда, и тот, кто идет к ним, должен быть готов отдать свою жизнь, не советуясь с плотью и кровью; но не состоит ли долг, возложенный на нас как на людей Божиих, как на христиан, в том, чтобы обратиться к гибнущим людям и ради них положить все наши усилия и возможности? Павел и Варнава рисковали своей жизнью во имя Господа нашего Иисуса Христа и не винили себя, но пошли на это сознательно, а Иоанн Марк, который оробел и не разделил их рискованное начинание, был постыжен. В конце концов, я должен задать вопрос, многие ли из тех, кто посещал дикарей, действительно испытали от них реальную, а не воображаемую опасность, и поэтому должны думать о самозащите, а не доказывать их предполагаемую свирепость? И если наши моряки порой просто по неразумию причиняли обиды дикарям, то таких людей, как Элиот, Брейнерд или моравские братья, никак нельзя было в этом обвинить. Нет, в целом язычники способны услышать Слово, и их ненависть к христианству имеет причиной чаще всего пороки номинальных христиан.

В-четвертых, трудности с приобретением самого необходимого для жизни не столь велики, как может показаться на первый взгляд. Даже не имея европейской кухни, мы в большинстве случаев способны жить, питаясь тем же, что и население тех стран, где мы живем. И это не самая серьезная из трудностей, с которыми сталкивается служитель. Христианский служитель – это человек, который не принадлежит сам себе, он слуга Божий и потому должен целиком принадлежать Ему. Встав на священное служение, он торжественно обязуется всегда, насколько это возможно, работать Господу, а не жить ради своего удовольствия, не трудиться по найму или своему выбору, ради своих интересов. Он должен идти, куда угодно Богу, делать и переносить то, что Он заповедует, и исполнять все, к чему Он призывает. Фактически он вынужден проститься с друзьями, удовольствием и комфортом и быть готовым претерпеть любые страдания ради своего Господа. Это несовместимо с угождением самому себе и с надеждой на людей, цивилизованное общество, закон, богатство, роскошь и даже на мирскую мудрость. Он должен быть готов к изгнанию, людской ненависти, предательству мнимых друзей, мрачным тюрьмам и пыткам, обществу неотесанных варваров, жалкому ночлегу в пустыне, голоду и жажде, наготе и усталости, болезням и тяжкому труду, наконец, к отсутствию всякого мирского поощрения  и разочарованию в ожиданиях. Так трудились апостолы в прежние времена, и они были тверды, как верные солдаты Иисуса Христа. И хотя мы живем в цивилизованной стране, где христианство охраняется законом, и большинство из нас не страдает от всего этого, когда мы здесь находимся, я по-прежнему задаю вопрос, вправе ли мы оставаться в Англии, когда многие гибнут без средств благодати в других странах. Конечно, полностью противоречит духу Евангелия, когда его служители приступают к выполнению своих задач с мирскими мотивами, интересами и ожиданиями. Их поручение является достаточным для призвания ко всем их начинаниям, чтобы они шли проповедовать Евангелие, как шли древние христиане.

Возможно, необходимо, чтобы служители трудились вместе с семьями, и в целом, я думаю, будет лучше, если это будут женатые мужчины, свободные от нужды в мирском заработке, тогда как некоторые другие лица, возможно, также с семьями, будут сопровождать их и обеспечивать всем необходимым. В большинстве стран будет достаточно маленького клочка земли для их поддержки, даже при отсутствии других возможностей и запасов. Не говоря пока о преимуществах такого подхода,  скажем, что он способен избавить от громадного ущерба, который всегда имеет место при предприятиях такого рода,  ибо, если большая колония нуждается в поддержке в течение значительного времени, небольшая миссия сможет сохраниться после получения первого урожая. Она имеет преимущество в выборе своего места и сравнительно небольшие нужды, ибо при наличии посильного труда женщин и детей для нее будет достаточно нескольких голов крупного и мелкого скота обоих полов, посева кукурузы, охоты и рыболовства, для которых, разумеется, должны быть необходимые орудия. Здесь могут использоваться различные приемы ведения хозяйства, и может быть предложено многое из того, что мы пока не можем предусмотреть в деталях.

В-пятых, для обучения туземным языкам могут использоваться те же средства, что и в международной торговле. В некоторых случаях может использоваться переводчик, но там, где его не найти, миссионеры должны иметь терпение, и общаться с людьми, пока они не узнают от их языка столько, чтобы быть в состоянии довести до них свои идеи. Хорошо известно, что не требуется исключительных способностей, чтобы выучить в течение года или максимум двух языка любого народа на земле настолько, чтобы быть, по крайней мере, в состоянии передать те мысли и чувства, которые нам необходимы.

Миссионеры должны обладать большим личным благочестием, благоразумием, мужеством и терпением, быть несомненно ортодоксальными по своему учению и чувствам и обустраивать свои сердца в соответствии с делом миссии, будучи готовы оставить ради нее все жизненные удобства. Они должны быть готовы нести все тяготы жаркого или холодного климата, неудобства в образе жизни и во всем, что может сопутствовать им в их предприятии. Им, как уже упоминалось, должны быть обеспечены одежда, несколько ножей, охотничье оружие и порох, рыболовные снасти и другие орудия, а когда они прибудут на место назначения, их первым делом должно быть некоторое знакомство с языками туземцев, для чего две головы лучше одной, и им следует всеми законными средствами стремиться развивать дружбу с ними, и как можно скорее сообщить им о поручении, с которым они были отправлены. Они должны постараться убедить их, что это настолько важно, что заставило их отказаться от своих друзей и всех удобств в их родной стране. Они должны быть очень осторожны, чтобы не возмущаться тем, что им могут предложить, и не могут ставить себя настолько высоко, чтобы презирать несчастных язычников или делать нечто, что может положить основу их недовольству и заставить отвергнуть Евангелие. Они должны использовать все возможности, путешествовать и трудиться день и ночь, наставлять, увещевать и обличать со всеми усилиями, жаждой и тревогой за этих людей, и прежде всего молиться о том, чтобы Святой Дух свободно изливался на них. Пусть миссионеры сделают это, и они убедятся, что порученное им отнюдь не невозможно.  Может иметь важное значение для того, чтобы Бог благословил Своими дарами их труды, чтобы миссионеры поняли преимущества, которые они имеют от знания языка, обычаев и поведения, и соответственным образом строили свое служение.  

 

Обязанности христиан и средства, которыми они должны пользоваться для расширения своего дела

 

Если пророчества, касающиеся возрастания Царства Христова, истинны, и если то, что возвещено в них в отношении совершения данного Господом Своим ученикам, обязательно для нас, по справедливости должен быть сделан вывод, что все христиане должны сердечно просить у Бога содействия в Его славном замысле для тех, кто соединяется с Ним через один Дух.

Одна из первых и наиболее важных обязанностей, которые возлагаются на нас – это искренняя совместная молитва. Но при этом действие Святого Духа таково, что суд Божий покажет, что все средства, которые мы сможем использовать без Него, будут недейственны. Если храм Божий будет воздвигнут в языческом мире, это совершится ни силой, ни властью и могуществом человеческим, ни красноречием ораторов, но Духом Моим, говорит Господь. Поэтому мы должны со всей серьезностью молиться о Его благословении на наш труд.

Пророки возвестили, что наступит великий плач на земле, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской, и каждая семья будет рыдать в духе благодати и умиления. И нам обещано, что когда это произойдет, будет открыт источник для дома Давида и для жителей Иерусалима, для омытия греха и нечистоты, и что идолы будут уничтожены, и ложные пророки постыдятся своего ремесла (Зах.12.10 – 13.6). Это пророчество учит, что когда замысел Божий сольется с горячей молитвой и народ примет царство Сиона как свое достояние, Дух Святой обильно изольется на Церковь, подобно очистительному источнику для слуг Господа. Равным образом через это очищение будут искоренены старые суеверия и идолопоклонство, и правда воссияет так славно, что ложные учителя постыдятся, и им больше не захочется обманывать наивных пастухов и земледельцев, чтобы нести такой позор.

Величайшие деяния благодати, которые когда-либо имели место, совершались в ответ на молитву, и мы имеем все основания полагать, что именно таким образом будет даровано самое славное излияние Духа, которое мы ожидаем.

Что касается наших непосредственных обязанностей, то мы в течение нескольких последних лет получали благие знаки и ответы на молитвы, которые должны побудить нас к ревности по отношению к святому делу. Я надеюсь, что наши ежемесячные молитвенные встречи за успех Евангелия были не напрасными. Проявляя настойчивость в молитве, мы, как бы ни были слабы, можем верить, что Бог услышал и ответит нам. Церкви, которые имеют такую практику, за это время очевидно выросли, а некоторые противоречия, которые озадачивали их и разделяли, значительно сгладились по сравнению с тем, что было прежде. Раздаются призывы проповедовать Евангелие во многих местах, где оно еще не было проповедано; открываются и, будем надеяться, откроются еще шире двери для славного распространения гражданской и религиозной свободы; дух католицизма слабеет; прилагаются благородные усилия к отмене бесчеловечной работорговли, и, хотя в настоящее время они еще не столь успешны, как хотелось бы, следует надеяться, что их настойчивость и упорство увенчаются успехом. Уже хорошо то, что стремление к запрету работорговли оказалось в связи с похвальными усилиями по созданию свободных поселений на побережье Африки, в Сьерра-Леоне; эти усилия, даст Бог, не только откроют путь для честной торговли с обширной страной и проникновения цивилизации к ее населению, но дадут возможность проповедовать среди ее жителей Евангелие Господа нашего Иисуса Христа.

Это события, которые не следует упускать из виду; они не так малы, хотя, возможно, они невелики по сравнению с тем, чего можно было бы ожидать, если бы все радушно прониклись духом евангельского предложения и сделали дело Христа своим собственным, или, другими словами, заботились бы о нем так, как если бы от его успеха зависели жизненные преимущества нас самих. Если бы святое усердие преобладало во всех собраниях христиан, посвященных Царству нашего святого Искупителя, мы, вероятно, уже сейчас увидели бы не только открытые двери Евангелия, но обилие усилий, возрастающее  познание и прилежное использование средств, которые Провидение предоставляет нам к обретению больших благословений, чем те, что мы обычно имеем от Небес.

Многие не могут сделать ничего, кроме как молиться, и, пожалуй, молитва – это единственное, в чем христиане всех исповеданий могут радушно и безоговорочно объединиться, но есть то, в чем мы действительно едины и в чем должно восторжествовать самое строгое единодушие. Если бы, таким образом, все Тело могло быть объединено в одном Духе, с какой радостью христиане могли бы совместно исполнять все обязанности религии, а их служители – участвовать вместе во всех делах своего призвания! Мы, тем не менее, не должны довольствоваться только молитвой, не утруждая себя использованием средств к получению тех вещей, о которых мы молимся. Дети света должны быть мудрее детей мира сего, и они могут прилагать все силы, чтобы получить такую славную награду, о которой нельзя даже представить, чтобы ее получил кто-то другой.  

Когда торговая компания получает свой устав, она обычно использует свои корабли, запасы и должностных лиц до предела их возможностей, а сами ее участники, если они поставили себе задачу и воодушевлены перспективой успеха, прилагают все возможные усилия, чтобы установить связи и получить сведения, которые, как ожидаются, дадут коммерческие преимущества. Они пересекают самые широкие и бурные моря, сталкиваются с самым неблагоприятным климатом, оказываются среди самых варварских народов, подвергаются громадным трудностям, их умы пребывают в тревоге и неизвестности, и любая задержка в прибытии судов порождает в них тысячи тягостных предчувствий и опасений, которые продолжаются вплоть до безопасного возвращения их в порт с богатым добром.  Но откуда эти страхи, усердие и труды? Разве не потому, что их души выработали замысел, и их счастье и благополучие зависит от его успеха? Христиане – это сообщество, чей главный интерес есть строительство Царства Христова. Их устав весьма обширен, их награда весьма велика, и она бесконечно превосходит самую прибыльную мирскую выгоду. Так пусть же каждый из нас в своем призвании считает себя обязанным трудиться изо всех сил и делать все возможное для Бога.

Предположим, что создано сообщество серьезных христиан, служителей и частных лиц, оно имеет свои правила, план работы и использования миссионерских средств, состоит из людей с преданными сердцами, серьезно практикующих религию и имеющих дух стойкости, и не допускающее в свою среду людей неспасенных или не соответствующих этим условиям. Пусть такое сообщество назначит комитет, чьим делом будет сбор всех необходимых сведений, получение взносов, выяснение способностей и взглядов потенциальных миссионеров, а также предоставление им всего необходимого для их деятельности. Оно должно также уделять большое внимание тем, кто также исполняет эту работу, например, миссии в Индонезии, отправленной голландской Ост-Индской компанией и давшей при всех трудностях по крайней мере не меньшие результаты, чем проповедь несчастным индейцам. Увы, этому делу повредил один ленивый и расточительный человек, чья жизнь была соблазном о проповедуемом Евангелии и из-за которого христиане были изгнаны в 1694 году из Терната и христианство получило дурную славу в некоторых других местах.

Если я могу иметь основания надеяться, что я окажу влияние на моих братьев и других христиан, то хотелось бы, чтобы это влияние прежде всего коснулось моего собственного исповедания. Поэтому я хотел бы предложить, чтобы такое общество и комитет были сформированы прежде всего у конфессии частных баптистов. Я не имею в виду ограничить его только одной общиной христиан. Я хотел бы всем сердцем, чтобы каждый, кто любит Господа Иисуса Христа, в той или иной мере мог участвовать в этом начинании. Но при нынешнем разделении христианского мира было бы больше шансов на лучшее, если бы каждая деноминация привлекалась к работе отдельно, а не все вступали в миссию совместно. Для всех нас есть достаточно места, чтобы мы не мешали друг другу, и если не будет недружественного вмешательства, каждая деноминация сможет нести добрую волю другим и сможет молиться за общий успех, рассматривая его как великое дело истинной религии. Однако если к делу будут приобщены все, вполне вероятно, что разногласия между церквами остудят духовный огонь и принесут только общий вред.

Что касается взносов на покрытие расходов, то, несомненно, желающие внести их найдутся, и предположим, что они будут достаточно состоятельными, чтобы внести часть своих средств в дело, на которое Бог поставил их управляющими. Есть несколько способов, которыми можно сделать этот счет наилучшим. Не только богатые, но и люди с умеренными доходами могут посвятить Господу часть, допустим десятую, от своих средств, что будет соответствовать как Моисееву закону, так и предшествовавшим ему временам патриархов. Многие из наших  отцов-пуритан придерживались именно этой практики, и вернуться к ней сегодня было бы достаточно не только для того, чтобы поддержать служение Евангелия в нашей стране, в том числе в сельской местности и бедных кварталах, но и для покрытия расходов на проповедь Евангелия в языческом мире.

Если все конгрегации откроют подписку на пенни или больше в неделю, в зависимости от обстоятельств, и создадут из этого источника фонд распространения Евангелия, то много можно добиться уже за счет этих средств. Таким простым способом можно в скором времени обеспечить проповедь Евангелия в большинстве деревень в Англии, но необходимо принести свет и там, где точно известно, что царит полная тьма. Там, где нет возможности открыть молитвенный дом, можно купить и приспособить за небольшую сумму другое здание, но выделить из баптистских средств то, что необходимо для проповеди  Евангелия язычникам.

Многие благочестивые люди отказались использовать вест-индский сахар из-за преступного пути, которым он был добыт. Те, кто это сделали, не только очистили свои руки от крови, но сберегли для своих семей от шести пенсов до нескольких шиллингов в неделю. Если выделить для наших задач хотя бы часть сэкономленных таким образом средств, на первых порах их бы с избытком хватило. Остается поставить цель и направить наши сердца к ее достижению, и все остальное будет уже не так сложно.

Мы призваны собирать сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и воры не подкапывают и не крадут. Господь сказал также: что посеет человек, то и пожнет. Этим Писание учит нас, что наслаждение в жизни вечной прямо зависит от того, что мы делаем сейчас, как жатва от посева. Это верно для любой награды, даруемой благодатью, но не менее обнадеживает то, что на небе есть такие сокровища, которые принес урожай Павла, Элиота или Брейнерда, и других, которые пожертвовали собой ради работы Господней. Небо еще увидит мириады бедных язычников, которые трудами британцев, среди многих других, были привлечены к познанию Бога. Такой венец славы стоит того, чтобы к нему стремиться. И он стоит того, чтобы отдать все силы на содействие делу распространения Царства Христова.

 

Перевод (с) А.М.Семанов