ЧТО БИБЛИЯ ГОВОРИТ О ВОЙНЕ? Лорейн Бойтнер
Богословие - Апологетика

 

ЧТО БИБЛИЯ ГОВОРИТ О ВОЙНЕ?

Loraine Boettner

Лорейн Бойтнер

 

Некоторые утверждают, что Шестая заповедь – «не убивай» - это доказательство того, что война противоречит воле Бога. Но Тот же самый Бог, Который в Исх.20.13 говорит «не убивай», то есть не совершай убийства, далее возвещает: «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» (Исх.21.12). И за века до этого Он возвестил: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9.6). Бог заповедал, чтобы умышленное убийство каралось смертью. Судья, приговаривающий к смертной казни за уголовное преступление, не виновен в совершении преступления, так же как тот, кто выписывает штраф, не виновен в совершении кражи. В противном случае нет возможности поддержать общественную справедливость. И полицейский или солдат, который защищает свою страну, действует не по вредоносным мотивам, чтобы отомстить за личное оскорбление, но по альтруистическим мотивам, чтобы общество находилось в безопасности. Они выполняют свое дело, за которое несут ответственность, как и государственные служащие. И значит, войны между народами попадают в ту же категорию, что и смертная казнь.

В Ветхом Завете ничто не дает предположить, что нельзя быть воином и исполнять волю Бога. В Ветхом Завете есть более 35 мест, где Бог повелевает применять оружие. И Писание являет Бога не только как Бога мира, но и как Бога войны. Некоторые пацифисты говорят, что война не исполняет задач правосудия Божия, но точно с тем же основанием можно заявить, что Бог несправедлив.

В Библии, которую христиане признают непогрешимым правилом всей веры и практики, утверждается, что при определенных обстоятельствах Бог не только допускает, но заповедует войну. Тем не менее Писание не прославляет войну и воинов как таковых. Несколько раз израильтянам было возбранено начинать войны и прославлять свои победы. Давиду, величайшему полководцу Ветхого Завета, было запрещено строить Храм, ибо он проливал кровь. Война рассматривается в Библии как страшная и нежелательная необходимость в руках Бога, чтобы наказать грехи целых народов. Следует избегать, насколько это возможно, прославления войны. Точно такое же отношение мы должны иметь сегодня.

Новый Завет не учит прямо о войне, но он четко говорит, что гражданские правительства установлены Богом и что граждане должны признать их полномочия и соблюдать закон. Тем не менее Ветхий и Новый Заветы дополнительны, а не противоречат друг другу. И хотя церемониальные заповеди Ветхого Завета сегодня отменены, моральные заповеди остаются в силе. Молчание Нового Завета, по-видимому, опирается на понимание того, что вопрос о войне был рассмотрен должным образом и не требует внесения изменений и дополнений. Пацифисты утверждают, что Новый Завет запрещает христианам принимать участие в войне. Но по сути они не считают ветхозаветное Писание авторитетным и не основываются на его учении. Но если мы признаем авторитетной всю Библию, Ветхий Завет должен иметь для нас значение.

Изучите слова Христа подробнее. В Мтф.5.30 Он призывает не противиться злому, а если кто ударит по правой щеке, подставить левую. Это означает, что в разумных пределах обиженные не должны предъявлять претензий на личные права и по возможности платить добром за зло личным врагам, если те способны это понять. Три из четырех проблемы, которые мы испытываем во взаимоотношениях с другими людьми, как правило, обусловлены недоразумениями и могут быть разрешены с терпением. Но эта заповедь относится к личным взаимоотношениям, и речь не идет о наших проблемах на Тихом океане. Человек может принести себя в жертву, но никто не праве жертвовать другими. Кто-то сказал: «Я не подставлю щеку моей жены или другого беспомощного и слабого существа, которое я обязан защищать». С этой точки зрения отказываться вступать в войну, когда это необходимо, чтобы защитить беззащитных, является подставлением не своей, а чужой щеки, чтобы подзадорить врага издеваться над теми, кого мы любим.

После того, как все закончится, мы должны простить бывших врагов. Разве Христос не подставил за нас другую щеку? Но Он Сам не всегда поступал так буквально. Когда Его ударили, Он не терпел пассивно, но упрекнул злодеев: «Если я сказал худо, покажи что худо; а если нет, то за что бьешь Меня?» (Иоан.18.23).

Некоторые, чтобы доказать, что нельзя использовать военную силу против кого-либо, ссылаются на золотое правило, где сказано: «И как вы хотели бы, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними» (Мтф.7.12). Но в случае войны мы должны решать, кто и как хочет с нами поступить, тем более если перед нами жестокий, жадный и преступный тиран, от которого мы должны защищать наших жен и детей.

Говорят также, что поскольку Новый Завет заповедует нам любить наших врагов, мы не должны идти на войну против них. Но любовь к врагам не означает, что мы не должны защищать себя и своих близких от тех, кто намерен нас угнетать и уничтожать. Самооборона и любовь не противоречат друг другу. Суд, наказывая преступника, вправе до некоторой степени пожалеть его. Конечно, мы не можем любить наших врагов таким же образом, как наших друзей. Мы знаем, что они неправы и что если кто хочет и может причинить нам вред, мы будем сопротивляться этому. Но мы можем при этом не ненавидеть людей и искренне желать их обращения.

1941