Огастас Монтэгю Топлэди (1740-1778) Арминианство
Богословие - Апологетика

Замечание переводчика. Публикуя две апологетические работы крупнейшего богослова XVIII в. и принципиальнейшего защитника кальвинизма в Церкви Англии, мы не хотели бы создать впечатление, что считаем, что спасение вне кальвинизма абсолютно невозможно. Людей, к ней не принадлежащих, видимая Церковь не судит, она предоставляет их суду и милости Божией. Тем не менее необходимо иметь в виду по крайней мере следующие вещи.

Во-первых, антикальвинистский волюнтаризм действительно есть фундаментальное искажение Евангелия, которое уродует жизнь христианина и может сказаться на ее конечном результате.

Во-вторых, как на Западе, так и в России существует серьезное и поддерживаемое интеллектуальной модой заблуждение, что уэслианский методизм близок к православию. Приведенные автором настоящих эссе факты позволяют усомниться в этом. Реальные корни богословия Арминия и Уэсли – это католическая посттридентская духовность, которая проникнута человеческим самообольщением и одинаково неприемлема как для православия, так и для Реформации, к чему присоединилось влияние анабаптизма, социнианства и ряда других сект; в обстановке XVII в. нельзя исключать богословски продуманную политику Общества Иисуса и даже прямую испанскую идеологическую диверсию против кальвинизма в Англии и Нидерландах. Что касается влияния восточнохристианской духовности на Уэсли, то оно несомненно подверглось тем же искажениям, что и в новейших католических духовных практиках, унии и т.п., что делает способ духовной жизни методистов совершенно далеким от православного. Людям, сочувствующим методизму, следует понять эклектику и сомнительные истоки данного направления.

 

Огастас Монтэгю Топлэди (1740-1778)

Арминианство: The Road to Rome! дорога в Рим! by

http://www.pristinegrace.org/media.php?id=321

Чей голос вы слышите? «Овцы Мои, говорит Христос, слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек». О, дивное место Писания, которое должно заставить нас прислушаться к Его голосу и понять, что ни одна овца Христова не погибнет!

Имеет ли в виду Христос Своих избранных или всех? Я думаю, полагаю и со всей ответственностью утверждаю, что Он имел в виду всех Своих избранных, а не часть их, как утверждают некоторые нечестивцы. Я признаю и несомненно считаю, что никто из них никогда не погибнет, и могу утверждать это со всем возможным авторитетом, ибо иначе Христос сказал бы, что, если не так, то и избранные могли бы быть обмануты; и если они могут быть обмануты, не исключено, что они могут также быть прокляты и погибнуть. Итак, всякий, кто утверждает, что кто-то из избранных может погибнуть, разрывает само тело Христа.

Я отправил это заявление в письме с пометкой «К общине волюнтаристов, к каковой я и сам принадлежал, но вышел из нее, и теперь являюсь узником религии». Из моих дальнейших слов станет ясен смысл этой пометки.

 

Джон Уэсли, друг Рима. В качестве возражения мне говорили, что г-н Уэсли уже старик; но Римская церковь еще старше, чем он. Разве это причина родителям не уцеломудривать своих сыновей? Утверждалось также, что г-н Уэсли очень занят. Не думаю, однако, что он занят больше, чем те древние еретики, о которых сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и землю, чтобы обратить хотя бы одного!». Возможно, он так же занят, как некоторые прилежные члены его общины, о разнообразии чьих профессий я недавно услышал примерно следующее: «Бедняк с большой семьей каждое утро в Лотбюри продает молоко, за час до полудня рядом с королевской биржей он привозит картофель, после обеда чистит обувь, вечером продает рыбу и, наконец, ночью заканчивает свой рабочий день в качестве сторожа».

 

Ссора с волком. Г-н Селлон, кроме того, напоминает мне: «В то время как пастыри ссорятся, волк таскает овец». Вполне возможно, что нынешняя ссора происходит не между пастырями, а между пастырем и волком, который оправдывает свое дело пастырской кротостью и верностью. Кроме того, недавно мне было сказано: «Вы отчитываете арминиан и Рим, а дьявол смеется в кулак». Я допускаю, что г-н Селлон получил этот анекдот не из первых рук, но поскольку ни он, ни его коллеги не отличаются правдивостью, я вынужден истолковать его иначе, чем они хотели бы, хотя бы они услышали нечто подобное от своего любимого кузена.

Еще раз: меня обвиняют в высокомерии и гордости. Почему мне не говорят, что я обладаю семью головами, десятью рогами и хвостом, длинным как веревка колокола? В конце концов, разве моя гордость или смирение – это аргумент? Являюсь ли я лично надменным или кротким, для общества важно не более, чем высок я или мал ростом. Однако я могу привести по крайней мере одно доказательство: моя «гордыня» может достаточно смириться, чтобы проверять дерзости г-на Селлона.

 

Арминианство дома в Риме. Но как бы ни были легкомысленны его придирки, принципы, которые за ними стоят, имеют крайне пагубный характер и направленность. Я должен повторить то, что вызывает столько возмущения: арминианство пришло из Рима и ведет туда снова. Юлиан, епископ Экланский, современник и ученик Пелагия, был одним из тех, кто стремился с большим искусством позолотить доктрину ересиарха, чтобы сделать ее более приемлемой и приятной на вид. Пелагианской системе в ее смягченном виде было дано и более мягкое имя полупелагианства. Чтобы охарактеризовать ее, привлечем перо знаменитого г-на Бауэра, который сам в основном исповедует пелагианство и, следовательно, мало вероятно, чтобы он представил нам с неблагоприятной точки зрения систему, которую сам одобряет. Среди принципов этой секты данный писатель упоминает следующее: «Представление об избрании и осуждении, независимом от наших достоинств или недостатков, и ставящем все в зависимость от роковой необходимости, есть бич всех добродетелей и ведет лишь к тому, чтобы благочестивые люди возгордились, а грешников направляет к отчаянию». «Указы об избрании и осуждении зависят от наших хороших или злых дел, которые Бог предвидит от вечности».

Не слишком ли все это напоминает сам язык современного арминианства? Не утверждает ли оно то же самое в других условиях? Нам скажут: это доказывает, что арминиане возродили пелагианство, но это еще не значит, что то и другое является изначально папистским». Обратим внимание на один момент, который покажет нам, что это так и есть. Послушаем еще раз г-на Бауэра, который после этого отрывка сразу же добавляет: «Из этих двух положений иезуиты вывели всю систему благодати и свободной воли; согласившись с полупелагианами против янсенистов и св. Августина, к концу XVII века они создали систему собственных воззрений. Тогда же сторнники Арминия стали наводнять протестантские церкви». Не нужно большой проницательности, чтобы увидеть, из какого источника Арминий почерпнул этот яд. Его поездка в Рим (хотя монсиньор Бейль не делает выводов, которые вполне можно сделать) не прошла бесследно. Если тем не менее многие склонны полагать, что Арминий впитал учение социниан в Польше, с которыми, я уверен, он также находился в дружеских отношениях, то я не возражаю, чтобы добавить: некоторые свои принципы он воспринял от ракувских братьев, а другими он обязан ученикам Лойолы.

 

Паписты и предопределение. Я уверен, что Арминий прекрасно понимал, насколько доктрина предопределения расширяет расстояние между протестантизмом и папством. «Нет никакого смысла в доктрине, - говорит он, - против которой яростно выступают и паписты, и анабаптисты, и лютеране, и ничто в большей мере не дискредитирует реформированну. Церковь и не делает реформатскую систему более ненавистной папистам, ибо они небезосновательно утверждают, что нет более богохульной мысли, чем учение о предопределении». По этой причине он советует реформатам отказаться от их вероисповедания, чтобы они могли жить в братстве и согласии с папистами, анабаптистами и им подобными.

Арминианские писатели без колебаний используют аргументы таких сторон как общее достояние. Сэмюэл Хоорд вслед за ван Харменом сделал следующее замечание: «Предопределение позволяет ненавистным папистам отверзать свои уста против нашей Церкви и религии. Следовательно, наше принятие доктрины универсальной благодати и свободной воли сделает нас ближе к папистам и, соответственно, закроет им уста, и заставит их смотреть на нас, по крайней мере ныне, как на своих ортодоксальных и горячо любимых братьев». Отсюда следует, что арминианство пришло из Рима, если оно ведет туда снова!

 

Иезуиты и предопределение. Если совместное свидетельство Арминия и его английского прозелита Хоорда не будет иметь веса, давайте добавим к нему утверждения иезуитов. Среди бумаг архиепископа Лода было найдено письмо, датированное мартом 1628 года и собственноручно одобренное этим святителем: «Письмо общества Иисуса, направленное на имя ректора в Брюсселе, о делах парламента». Смыслом этого письма было дать руководству иезуитов в Брюсселе оценку церковных дел в Англии, извлечения из которой я здесь приведу: «Отец ректор, да не удивится ваша горячая и ревностная душа тому, что созыв парламента откладывается. Мы можем быть лишь благодарны этому обстоятельству. Мы склоняем суверена к арминианским взглядам, которые, как мы надеемся, очистят его от протестантской ереси, и это дело расцветет и принесет плоды в свое время. Для более успешного противостояния пуританам арминиане уже обложили герцога Букингемского, и мы должны обратить внимание на религию тех, кто входит в его покои и выходит из них. Я рад видеть, как хороши инструменты и средства, мельчайшие так же, как и великие, работают на достижение наших целей. Мы можем положиться на арминианство. Арминиане производят изменения, в которых мы можем быть уверены и которые, вероятно, мы можем использовать».

 

Наркотик арминианства. Арминианство – это наркотик для суверена, который, как говорит иезуит, мы (паписты) насаждаем в Англии, чтобы сделать на него ставку в деле «очищения» протестантской Церкви. Как терпимо арминианство относится к папским вещам, о которых в свое время писал Тиндэйл: «Церкви украшают картинами, гравюрами, росписями алтаря, вместо того чтобы проповедовать скрижали завета и совершать таинства, а доктрина о предопределении не только не проповедуется, но запрещена». Зато арминианские статьи предлагаются и распространяются. Иезуиты, следовательно, радуются не без причины. Наркотик, насажденный в Англии, имел глубокие корни и принес плоды под эгидой заботы Карла и Лода. Хейлин также признает, что такое положение вещей устроило иезуита другой поры, который писал: «Протестантизм устал от самого себя. Доктрина арминиан, вставших у руля, изменяется во многих вещах, в которых их предки отошли от Римской церкви: молитва за умерших, возможность соблюсти заповеди Божьи, взгляд на кальвинизм как на ересь, если не отступничество».

 

Арминианская яма. По этим позициям, как мы можем судить, действительно произошли перемены. Отказ от них Хейлин относит к «изобретательности и умеренности, которые проявили некоторые профессора богословия». Если суммировать все приведенные нами доказательства, то придется сделать вывод, что арминианство пришло из Ватикана, и ведет Церковь в яму, из которой ее некогда удалось извлечь.

Arminianism From the Pit

Арминианство: The Golden Idol of Freewill золотой идол свободной воли

by Augustus Toplady http://www.the-highway.com/freewill_Toplady.html

Not unto us, 0 LORD, not unto us, but unto Thy Name, give glory for Thy mercy, and for Thy truth's sake (Psalm 115:1). Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему, дай славу ради милости Твоей, и ради истины Твоей (Пс. 115:1).

Некоторые толкователи полагают, что этот псалом был написан через пророка Даниила, по случаю чудесного избавления Седраха, Мисаха и Авденаго, когда они вышли целые и невредимые из печи, раскаленной огнем, в которую они были брошены по приказу Навуходоносора. Действительно, в псалме есть отрывки, которые позволяют предположить это. Когда мы читаем четвертый стих, мы читаем о языческих идолах, в особенности о золотом идоле, которому Навуходоносор повелел поклоняться: «Их идолы серебро и золото, дело рук человеческих: у них есть уста, но не говорят; у них глаза, но они не видят».

Я осмелюсь сказать, что в такой аудитории, как эта, присутствует некое число арминиан. Я боюсь, что все наши публичные собрания имеют слишком многих из них. Возможно, однако, даже эти люди, идолослужители, будут склонны обвинять, и по сути справедливо, абсурдную позицию тех, кто поклоняется идолам из золота и серебра, изделиям рук человеческих. Но позвольте мне задать вопрос: если абсурдно поклоняться изделиям рук человеческих, то не абсурдно ли поклоняться делам рук человеческих? Пожалуй, кто-то скажет: «Боже упаси, я же не делаю этого!». Тем не менее я должен сказать: есть доверие и доверие, зависимость и зависимость, дела и служение Богу, и весь вопрос, от чего мы зависим и на что мы полагаемся, в целом или частично, в примирении с Богом, от чего, на наш взгляд, зависит наше оправдание, какой силе мы доверяем в достижении благодати и славы. Лишь если для нас достаточен Бог во Христе, то наши намерения и цели будут успешны.

Писание проводит огромную разницу между, с одной стороны, благословенным Богом, и с другой – ложными богами, которым поклоняются язычники, и унижающим славу Божию человеческим представлением об истинном Боге, которое культивирует арминианство. Наш Бог на Небе и Он вседостаточен. Это не имеет ничего общего с арминианской идеей Бога, зависящего от нашей свободной воли и случайности, так что Он не делает то, что Ему угодно, но есть множество вещей, которые Бог хочет и не может сделать, или же не может довести до конца. Это что, Бог Библии? Конечно, нет! Это Бог, что сталкивается с трудностями, в которых Ему никто не может помочь, и остается разочарованным в миллионах и миллионах вещей, в провалах и оскорбительных поражениях. Именно это утверждает схема, ведущая к богохульству, к пропасти атеизма, а затем пытающаяся вытащить себя из этой пропасти, постулируя наличие необходимости бытия свободных тварей!

Как это контрастирует с величественным описанием: «Наш Бог на небе»! Он восседает на Своем престоле во всем величии, и определяет судьбы людей, устанавливая все события Своей рукой, руководя также всеми вторичными причинами, от начала и до конца времен. Наш Бог на небе обладает всей властью, и, что является естественным следствием этого, Он творит то, что Ему угодно; или, как выражается Апостол, Он «совершает все по изволению воли Своей» (Еф.1.11).

Поэтому мы и трудимся, и поношения терпим; именно потому, что мы говорим то, что только и можем сказать об этом, не более того, а именно: что наш Бог на небе, и делает то, что Ему угодно. И Он будет совершать все по Своему благоволению, хотя бы все арминиане на земле пытались победить Его намерения и вставлять палки в колеса Божией власти. Тот, Кто на небе, посмеется над этим с презрением, и использует в Своих целях даже то, что стремятся сделать злые люди, стремящиеся извратить Его пути и представить Его разочарованным в Своих целях. Все послужит Тебе, говорит псалмопевец (Пс.118.91). Все, что есть, либо напрямую, либо по действенному попущению несет в себе Его неизменный замысел провидения и благодати. Заметим: по действенному попущению, ибо мы никогда не скажем, что Бог творит зло; мы только говорим, что по причинам, неизвестным нам, но хорошо известным Богу, Он является действенным попустителем, но не творцом, всего совершаемого. Но когда мы говорим о добре, мы расширяем значение слов и подтверждаем вместе с псалмопевцем, что все благое на земле Бог творит Сам.

Я помню высказывания великого г-на Дюмулена и его замечательную книгу «Анатомия арминианства». Его центральным наблюдением явилось то, что нечестивые не менее избранных осуществляют мудрые и святые указы Бога, но, говорит он, с той лишь разницей, что Божьи люди, после своего возрождения, стремятся исполнять Его волю из любви, а осужденные, те, кто оставлен Им в лукавстве своих сердец, и не заботятся иметь Бога в своих умах, похожи на гребцов, повернувшихся спиной к направлению движения лодки. Они отворачиваются от указов Бога и тем не менее исполняют их, сами не ведая об этом.

Это состязание между арминианством и верой Христовой, по вопросу: кому принадлежит слава за спасение грешников? Духовное возрождение решает этот вопрос сразу, ибо я считаю, что без каких бы то ни было неясностей надо сказать, что каждый подлинно возрожденный человек, если его душа осенена Божией благодатью, упадет на колени и вознесет восходящую из его сердца хвалу: не мне, Господи, не мне, но Имени Своему дай славу, и спаси меня не ради меня, а по великому милосердию Твоему и Твоей правды ради.

И это относится даже к благам временной жизни, явленным сейчас. Они – от Бога, Который устанавливает одно и запрещает другое (Пс.75.7). Когда соперничающие князья ведут войну, победа одного из них – от Бога. «Не проворным достается успешный бег, не храбрым победа» (Еккл.9.11), не им самим по себе. Это постановление, воля, власть, провидение Божье, которое действенно, хотя иногда незримо, управляет и распоряжается каждым событием.

В знаменитой битве при Азенкуре во Франции, если я не ошибаюсь, 80000 французов были полностью разбиты силами 9000 англичан под командованием нашего бессмертного короля Генриха V. Когда день битвы закончился, король, зная, что победу даровал Бог, приказал прочесть упомянутый псалом и повторить те его стихи, которые он повелел произносить на поле боя, признавая тем самым, что все успехи и блага исходят от Отца светов. Некоторые из наших историков повествуют, что когда англичане восторжествовали и зазвучали приведенные мной слова, вся армия победителей упала на колени, как один человек, и кричала в один голос и одним сердцем: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ради милости Твоей и ради истины Твоей!

И так будет, когда Бог исполнит число избранных Своих и соберет полноту искупленных в Свое Царство. Как вы думаете, какими будут ваши песни, когда вы попадете на небеса? Blessed be God, that he gave me free-will; and blessed be my own dear self, that I made a good use of it? Благословен Бог, что Он дал мне свободную волю, и благословил меня хорошего, чтобы я надлежащим образом использовал ее? О нет, нет! Такой песни Небо не услышит никогда, ибо Бог есть Бог, Который на небесах небес. Посмотрите в Книгу Откровения, и увидите, что поют святые, благословляя Его: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено… Ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр.4.10, 5.9). Есть отличающая благодать для них! «Из всякого колена» - то есть отделив от остальной части человечества. Разве это не о конкретном избрании и ограниченном искуплении?

Видимая Церковь может ошибаться, и если какая-либо видимая Церковь на земле претендует быть непогрешимой, то эта претензия сама по себе свидетельствует, что это не так. Но есть церкви, которые я рискну назвать ложными. Что это за церкви? Церкви сияют как звезды в руке Божией. Исходя из непогрешимого свидетельства Откровения я смею утверждать, что никакое семя арминианства не приведет на Небо. Если из Божьего народа и есть те, которые живут среди беззаконников – они оставят все это позади Иордана, реки смертной, когда перейдут ее. Это можно сравнить лишь с Павлом, который а пути в Дамаск был потрясен благодатью Божией: он упал волюнтаристом, но восстал верующим в свободную благодать. Сегодня ржавчина самоправедности остается и в душах святых, но придет день, когда Дух Божий удалит ее из наших сердец, и когда мы предстанем пред престолом и Агнцем, с ней будет покончено, и мы воспоем с великим вечным хором избранных людей и ангелов: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

А почему бы нам не спеть эту песнь сейчас? Почему бы нам не приложить все усилия, под влиянием Святого Духа, чтобы предвосхитить этот язык Небес и быть небесными, насколько мы можем, прежде, чем мы попадем на Небеса? Почему мы должны сейчас осуждать эту песнь, которую мы надеемся навеки воспеть пред престолом Бога Всевышнего? Для меня на самом деле поразительно, что протестанты, люди Церкви Англии, претендующие знать Священное Писание и признавать власть Бога, имеют какие-то возражения против того, чтобы петь: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ради милости Твоей и ради истины Твоей».

Еще более тяжело и достойно сожаления то, что некоторые, даже те, кто сделал духовные вещи своей профессией и говорят о внутренней работе Бога в их сердцах, до сих пор забывают о смирении и правде, и мечтают о том, что либо их рука помогла Всевышнему, чтобы их спасти, либо, по крайней мере, что они сами предоставили Ему возможность их спасти. Что может больше бесчестить Бога, чем такие идеи? Может ли быть более явное стремление породить гордость, питать ею сердца и тем обманывать людей?

Бог избавил меня от арминианской ловушки, когда мне было восемнадцать. До этого, в чем я теперь признаюсь со всем смирением, не было более высокомерного и наглого волюнтариста, чем я. Один пример моей недоброй и горькой ревности часто всплывает в моей памяти. Пока Божья благость не дала мне умом различить и сердцем принять истину, я пламенно отстаивал перед всеми, ибо считал себя в силах справиться со всеми сторонниками предопределения в мире, универсальность благодати и свободную волю. Старый добрый джентльмен, сегодня он с Богом, встал со стула, подошел ко мне, взял меня за пуговицу пальто и кротко обратился ко мне: «Дорогой друг, в ваших словах есть некоторые следы духовности, но с оттенком несчастной гордости и уверенности в собственной правоте, с которой вы доказываете свободу воли; но давайте от ваших аргументов перейдем к опыту. Позвольте мне задать один вопрос. Как было с вами, когда Господь действенно призвал вас? Вы были второй стороной в получении Его благодати? Разве вы не сопротивлялись бы, если бы Дух Святой предоставил вас вашей собственной воле?».

Я чувствовал доказательность этого простого, но сильного утверждения сильнее, чем я был готов признать. Но, да будет благословен Господь, с тех пор мне была бесчисленное множество раз предоставлена возможность признать всемогущество и свободу Его благодати, и я мог воспеть то, что, я надеюсь, будет моей песней в вечности, когда времени уже не будет: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу! Мы никогда не чувствуем так много Неба в своих душах, не стоим так высоко на горе общения с Богом, как когда Его Дух, дыша в нашем сердце, повергает нас к подножию суверенной благодати и вдохновляет нас возопить: Боже, будь моим утешением и спасением, и Тебе да будет вся слава!

Позвольте же мне кратко применить правила и компас, данный в Слове Божием, к нескольким аспектам, из которых состоит спасение, чтобы мы могли увидеть, что это здание целиком построено из милости и благодати. Вы спросите, в каком смысле я понимаю здесь благодать? Я имею в виду под благодатью добровольную, суверенную и безвозмездную милость Бога, вполне безусловную и совершенно независимую от всякой тени достоинства человека, является ли оно предшествующим, сопутствующим или последующим. Это и есть точная библейская идея благодати, а именно, что спасение во всех его частях «не от желающего и подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим.9.16). И потому благодать царствует к вечной жизни грешников через праведность Господа нашего Иисуса Христа (Рим.5.21).

1. Изложение этой великой истины давайте начнем там, где начал сам Бог – а именно с избрания. Кому мы прежде всего обязаны духовным благословением? Гордыня говорит: себе самим. Самодовольство говорит: себе самим. Воля необращенного человека говорит: нам самим. Но вера соединяет нас со Словом Бога, говоря: не нам, Господи, не нам, а имени Твоему вся слава Твоей любви, явленной в избрании; Ты не избирал нас потому, что мы выбрали Тебя; но, благодаря победоносному делу Твоего могущественного Духа мы избрали Тебя как наш удел и нашего Бога, ибо Ты сначала свободно избрал нас быть Твоим народом».

Послушаем свидетельство, которое Павел обрел, будучи восхищен до третьего неба: Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело
(Рим.11.5-6). Давайте обратим внимание на его аргументы – и мы найдем их непобедимыми. Есть остаток, то есть некоторое количество людей, которые должны быть навечно спасены через Христа. Этот остаток является таковым по избранию. Божия воля и избрание – вот тот порядок, согласно которому выделен и измерен спасенный остаток. Это есть избрание благодатью, полностью свободное, суверенное и незаслуженное. Апостол самими терминами дает понять, что людям не следует думать, будто Господь избрал их за счет чего-то, что возвышает их над другими.

Возможно ли, как скажут некоторые, избрание по благодати происходит за счет того, что Бог предвидит наши будущие добрые дела и благочестие? Нет, отвечает апостол, это не так. Если избрание совершается по благодати, то есть просто по милосердию и суверенной любви, то оно не по делам, будь то прямо или косвенно, полностью или частично: в противном случае благодать не была бы уже благодатью. Если бы дела человека хотя бы в ничтожной мере можно было смешивать с благодатью, то благодать испарилась бы и была уничтожена в этот самый миг. Ибо, как замечает Августин: «Благодать перестает быть благодатью, если она не будет полностью независимой от любой и каждой вещи, будь то хорошей или плохой, в тех, кто получает ее».

Так что, как добавляет апостол, если бы избрание было по делам, оно более не было бы благодатью, а было бы платежом вместо дара: иначе дело не есть уже дело. С одной стороны, дела не влияют на избрание, если оно по благодати, а с другой, благодати нечего делать в избрании, если оно каким-то образом зависит от дел. Благодать и условия – это несовместимые противоположности; одно полностью уничтожает другое, и они не более могут существовать вместе, чем две частицы материи могут занимать одну и ту же часть пространства в один и тот же момент времени.

Как же в таком случае люди воспевают дела человеческие? Как можно соединить две песни в одну? Можно ли курить фимиам самим себе, говоря: наша праведность и могущество нашей руки доставили нам духовное богатство? Или мы можем присоединиться к ангелам и святым, преклоняющимся пред Престолом Божиим и воспевающим: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ради милости Твоей и ради истины Твоей?

Конечно, избрание является актом не человека, но Бога, Который совершает его просто по Своему суверенному благоволению. Это не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф.2.9), но только от Него, который сказал: «Кого помиловать, помилую; кого пожалеть, пожалею» (Рим.9.15). Бог избирает нас, а не мы Его, и это Его свободная воля, а не наша, устанавливает непереходимые границы между избранными и отверженными.

2. Завет Божией любви во Христе к нам – другой поток, вытекающий из источника свободной благодати. И здесь, как и в предыдущем случае, каждый действительно пробужденный человек отказывается от того, чтобы хвала принадлежала ему, он готов оттолкнуть ее не только обоими руками, но и сердцем, и в то же время исповедовать устами: не нам, но Тебе, Триединый Боже, не нам, но имени Твоему дай славу!

Каким образом возможно, чтобы цель Бога, или Его Завет с нами могли бы быть в каком бы то ни было отношении предоставлены на усмотрение свободной воли или дел человека, если Его цель и завет установлены и согласованы Лицами Троицы, и влиять на это не дано не то что людям, но и ангелам? Всю необозримую вечность благодать была дана нам через Завет во Христе прежде начала мира (2 Тим.1.9). И поэтому апостол может утверждать в данном тексте, что святое призвание, с которым Бог действенно обращает и освящает Свой народ, во времени возлагается на нас не по делам нашим, но в соответствии с Божией свободной целью и Его вечными установлениями.

Покаяние и вера, новое послушание и стойкость не есть условия принадлежности к этому завету благодати, ибо тогда это был бы завет дел, но это результаты и следствия того, что предусмотрено Заветом: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило
не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»
(Рим.9.11-13).

Считаете ли вы это место относящимся только к Иакову и Исаву, или к их потомкам, или, что очевидно из смысла слов апостола, к тем и другим, аргумент, тем не менее, остается; а именно, Божий совет и определение, в каком бы смысле они ни понимались, совершенно независимы от дел, потому что Божии вечные постановления и Завет имели место прежде, чем их объекты сделали что-либо хорошее или плохое. Конечно, все хорошее, что совершается среди людей, исходит от Бога, не как причина, но по Его милостивому изволению и с Его целью, и все зло, которое Бог дозволяет в Своей мудрости и могуществе, подчинено Его святой воле и содействует ей, а не вмешивается в нее и не препятствует ей. Я упоминаю здесь о Божием разрешении на зло лишь потому, что здесь это к слову, ибо, собственно, речь идет о другом. Мое дело здесь – показать, что добро и милость, которые Бог совершает, не попустительно, но действенно, в сердцах Его людей через Завет, являются плодами, но не корнем любви, которую Он к ним явил.

3. Кому мы обязаны искуплением Христовым, в Крови Его, и прощением грехов? Здесь то же самое: не нам, Господи, не нам! Искупление есть у Бога (Иов 33.24). Он есть Бог, Который явил Свое правосудие и дал Агнца для всесожжения. Это Бог, Который принял искупление, предоставив Поручителя со Своей стороны, а не с нашей. Это Бог, Который свободно даровал благословение полностью законченного искупления для утешения и вечного восстановления всех тех, кто призван через веру во славу в Кресте Христовом. В отношении таковых Божественная справедливость не имеет ничего, и она не выносит смертного приговора. Меч возмездия, будучи облечен человеческой природой Иеговы, по отношению к ним становится мечом милосердия, благодаря явленной милости Бога Отца и благодати в Крови нашего Господа Иисуса Христа. Воля человека и его заслуги не имеют ничего общего с искуплением, от его начала до конца.

4. Помилование освобождает нас от наказания, поэтому оправдание само по себе, то есть признание нас Богом как исполнивших во Христе закон, не дает нам удела в Царстве Небесном. Оно покрывает наши грехи от гнева Божия, и избавляет нас от наказания. Но оправдание, неотделимое от этого прощения, имеет не только отрицательную, но и прежде всего положительную сторону. Оно возвышает нас к состоянию блаженства, высшему, чем просто свободно даруемое помилование. Это установление Бога, которое не просто провозглашает нас невинными, но и делает праведными. Св. Бернард проводит это очевидное и простое различие. Я хорошо помню его дивные слова: «Бог не менее могуществен оправдать, чем богат милостью прощать».

Для нас не вопрос, имеет ли Бог право на всю хвалу за этот невыразимый дар, и должны ли мы, как оправданные, воспеть хвалу и славу себе или Богу? Библия отвечает на этот вопрос сразу, и показывает нам, что Отец, Сын и Дух: «Бог оправдывает» (Рим.8.33), то есть принимает нас в вечную жизнь, притом свободно, по Его благодати, через искупление во Христе и облечение в Его праведность, без дел (Рим.3.24, 4.6), то есть предоставляет благодать без предварительного учета добрых дел и удерживает ее без рассмотрения злых дел людей, которым вменяется праведность Христа, ибо добрые дела есть лишь следствие вмененной праведности.

Оправдание есть завет Сына Божия с Отцом. Павел говорит, что он оправдан во Христе (Гал.2.7). Это две стороны Божественного союза, в который принят Его народ и через который передаются заслуги и праведность Христа, Который участвует в Завете как Человек. Теперь позвольте мне спросить вас: вы в состоянии помочь Христу расплатиться за ваше избавление и достичь совершенного послушания для вашего оправдания? Если да, то вы имеете право на часть похвалы. Но если Христос повиновался, умер и воскрес без вашей помощи, отсюда несомненно следует, что вы никоим образом не можете претендовать ни на малейшую частицу этой хвалы, которая вытекает из приобретенных Им преимуществ и дается через Его послушание, смерть и воскресение. Вы извлечете пользу из того, что Он даст вам принять это через веру, но честь, славу и благодарность вы на себя не примете, ибо это будет нечестием и святотатством.

Бог Дух Святой соединяет в оправдании избавленных с Господом. Мы провозглашены и фактически оправданы через Дух Бога нашего (1 Кор.6.11), Чье снисхождение и доброта вкладывают Распятого Спасителя в сокрушенное, избавленное от самоправедности сердце грешника и изливает оправдывающую любовь Бога в сердце человека (Рим.5.5). Дивный Дух не получает в этом никакой помощи от грешников и не нуждается в ней, когда Он посещает их. Его милостивое влияние суверенно, свободно и независимо. Мы не можем повелеть или запретить Ему служить нам, как не можем повелеть или запретить сиять солнцу.

И это значит, что всякое благо в нас – не наше, но милость Божья, не послушание наше, но праведность Христа, не наше стремление, но благодеяние Святого Духа; и только Богу слава за все наше оправдание.

Это нелегко для нашего сердца – сказать: не нам, Господи, не нам! Самодовольство прилепляется к нам так же естественно и прочно, как наша собственная кожа; снять его с нас под силу только Всемогущему. Я помню одного ныне еще живущего именитого священника, превосходящего многих по своим трудам и их пользе для людей. Этот достойный человек год или два назад рассказал мне, как он однажды посетил преступника, которому был вынесен смертный приговор за тяжкое преступление, видимо, за убийство. Он попытался поставить перед этим человеком зло, которое тот совершил, и убедить его, что он погибнет навеки, если Христос не спас его Своей Кровью, праведностью и благодатью. Он был очень обеспокоен самодовольным ответом злоумышленника: «Я не уверен, что я хорошо жил, как некоторые, - ответил убийца, - но я уверен, что многие пошли на Тайберн, будучи гораздо хуже меня!». Вы видите, что убийца может пойти на виселицу, веря в свою праведность и считая, что он хорош! И вы и я пошли бы ко всем чертям, веря в свою праведность, если бы Христос нас вовремя не остановил!

Я смею полагать, что этот преступник точно так же ценил свою свободную волю. Он ее действительно имел, и она была действенной, и соответственно он себя погубил. Свободная воля привела множество людей на виселицу и с нее в ад, но она никогда еще не привела ни одну душу к святости и на Небо. «Погубил ты себя, Израиль» - вот что делает свободная воля, - но во Мне, говорит Бог, опора твоя (Ос.13.10). Его благодать должна быть нашим убежищем от свободной воли, иначе для нас было бы лучше вообще не родиться.

Одним словом, вся слава нашего прощения и оправдания принадлежит Троице, а не человеку. Это одна из драгоценностей Божьего венца, неотделимая от самого Бога, и которую Он никогда не даст иному. Это невозможно по самой природе вещей, чтобы кто-то из развращенного человечества был оправдан делами (при том что и без того есть достаточные основания, чтобы слава не доставалась нам); как можно спастись делами, если мы совершенно не в состоянии даже думать хорошие вещи, пока Сам Бог не вдохнул их в наши сердца (2 Кор.3.5)?

Позвольте мне сделать еще одно утверждение: если Дух Божий снимет с вас собственную праведность, Он не оставит вас нагим, но облечет в новые одежды (Зах.3.4). Он заменит вашу грязную ветошь, поставит правду Божию на место праведности гнилого падшего человека. Мы действительно найдем Его, если сможем положиться только на Него. Я могу лишь повторить то, что говорит д-р Янг: «Если ты будешь опираться не на Него, а на свою праведность, она поразит тебя в самое сердце своим ненадежным, но оттого не менее острым копьем. Мир и надежда истекут из тебя через эту рану».

Опора на собственные силы – это самая основа неверия, и одна из самых смертоносных его ветвей. Вы неверующий, если вы доверяете себе и собственной праведности. Возможно, вы христианин или даже священнослужитель? Тогда у вас тем более нет никакого удела у Бога. Вы духовно мертвы и делаете вид, будто живы. Пока вы умаляете веру в праведность Христа, ваше тело, как точно выразился один великий человек, есть живой гроб для мертвой души. Христианин верит не себе, а Христу. Что он может сказать? «Господи, я бедный, измученный, осужденный грешник. В руках Духа Твоего благого я брошусь к подножию Креста Твоего, и тогда Кровию Своей омой меня, чтобы оправдать, даруй благодать, чтобы освятить, утешь, чтобы сделать меня счастливым, и дай мне силы пройти свой путь».

5. Святостью, внутренним принципом добрых дел, и добрыми делами, то есть свидетельством о внутренней святости, мы обязаны только благодати и силе Бога Всемогущего. Мы не делаем его своим должником тем, что любим Его и выполняем Его заповеди, но мы стали Его должниками потому, что Он увенчал нас дарами благодати, удостоив нас делать то, что угодно Ему (Евр.13.21).

Если мы не согласны с этим, святость уйдет из нашего дома, и наши добрые дела превратятся в ничто. Ничто не может быть более ощутимым и вопиющим образом не соответствовать действительности, чем эта ложь. Новое сердце и жизнь, столь необходимые для нас и представляющие собой огромную часть евангельского замысла спасения, сразу растворились бы и ушли в песок, если бы было возможно сбросить со счета святость и ее моральные плоды. Арминиане сегодня везде громко кричат: антиномизм, антиномизм! Уста говорят от избытка сердца. Современные арминиане являются реальными антиномистами, потому что это преобладающая идея и любимый конек их партии. Поскольку они получили чуму, они думают, что всякий человек ее имеет. Если на их стенах проказа, им кажется, что нет дома без нее. Все зараза для того, кто сам заразился, кто смотрит на все желчным глазом.

Эти хитрые, я должен признаться, люди поднимают шум для самозащиты, как вор кричит «держи вора», чтобы ускользнуть от правосудия. К сожалению для них, арминиане не вполне владеют этим искусством. Они поднимают слишком сильную пыль, чтобы пустить ее в глаза, и их неумелые попытки переложить обвинение в антиномизме на других говорят лишь о том, что они усиливают свою вину. Очевидное бесстыдство, с которым они попирают конкретную заповедь, гласящую «не произноси ложного свидетельства на ближнего своего», вполне показывает, как мало внимания они уделяют другим девяти заповедям Декалога. При этом эти люди довольны, что могут найти оправдание своим делам и заслугам, и думают, что они оказали истинную любовь к Богу и ближнему.

Истинная святость и послушание могут исходить только из источника нового сердца, которое дает Сам Бог. «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное.
Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять
» (Иез.36.26-27). Ныне Господь исполняет это обетование, действенно благословляя Своим Духом наши сердца, чтобы растопить их к покаянию и вере, а затем приложить к ним печать Своей святости, в силу чего образ Божий восстанавливается в наших мыслях, словах и делах.

Это наша якобы «распущенная» доктрина; это доктрина, которая под действием Святого Духа все более и более преображает душу по образу Бога, и несет ей дар, за счет которого она становится подобной Ему, так что святые могут воспеть: «Ты все дела наши устрояешь для нас» (Ис.26.12); пусть все наши дела будут по воле Твоей и будут стремиться угодить Тебе, и пусть каждое дело, которое мы делаем, по возможности будет для Тебя. Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу».

В самом деле, не было ни одного случая, чтобы обращение, освящение и добрые дела не были даром Божьим и Его делом, и чтобы люди могли иметь не то что многое, а хотя бы что-то, чтобы хвалиться тем, что они сами себя возродили, освятили и спасли. Это прямо противоречит словам Священного Писания: «Что ты имеешь, что бы ни получил?» (1 Кор.4.7) – то есть получил свыше. «Хвалящийся хвались Господом» (1 Кор.1.31).

6. Так кого мы должны благодарить за стойкость в святости и добрых делах до конца? О, скажет старый фарисей, благодарность моей собственной бдительности, моей вере, моему усердию и стремлениям стать лучше». Ваше усердие ставит очень дурные цели, если вы делаете его своей заслугой. Врагу души не важно, погибнете вы от открытой распущенности или от обманчивой уверенности в своей праведности. Для него все равно, в какой одежде, белой или черной, вы пойдете в ад. Для вас годно лишь санбенито испанских инквизиторов, если Бог не вменит вам праведность Своего благословенного Сына.

Сегодня, когда фарисеи и законники оставляют Того, Кто единственно способен и имеет право спасти или погубить, позвольте мне обратиться к тем, кто действительно верит во Христа. Возможно, вы впервые познали Бога десять или двадцать лет назад, ваша обитель грязна и загажена, но вы еще входите во святилище Господа, пусть со слабой, но верой, вы оставлены, но не потеряны, иногда повержены, но не погублены. Как вам быть? Будете ли вы подобны тем пламенно исповедующим людям, которые вспыхнули на первое время, а потом их светоч погас и исчез, или же курящийся лен, слабые искры благодати еще живы в вас и дают остатки света и тепла? Сейчас уже позже, чем кажется, камни и опоры в доме Божьем колеблются, и время бежит быстро, как вода, так стоите вы или становитесь все слабее? Чада Божии смогут ответить на этот вопрос. И они скажут так: «Получив помощь от Бога, я продолжаю по сей день» (Деян.26.22 KJV). Не моей мощью и силой, но Духом Господа Саваофа (Зах.4.6). The conclusion, from the whole, is; that not our goodness, but God's mercy; not our obedience, but Christ's righteousness; not our towardliness, but the Holy Spirit's beneficence; are to be thanked, for the whole of our justification.

И Он, Который довел вас до сего дня, будет заботиться о вас во все ваши дни. Его Дух, Который Он свободно дарует Своему народу, есть вода, которая течет не год, и не всю земную жизнь, но вода, текущая в жизнь вечную (Иоан.4.14). Верность Бога вам есть источник вашей верности Ему. Христос молится за вас, и потому Он сохраняет вас способными молиться. Он хранит вас от падения, а если вы пали, Он восстанавливает вашу душу и ведет вас дальше по пути правды, ради имени Своего. Он постановил и согласилмя, обещал и поклялся дать тебе венец жизни, и торжественно возложил на Себя клятву быть верным Своему народу до смерти крестной.

«Тогда, - скажет арминианин, - если это так, я в безопасности во всех своих делах. Я могу сложить руки и спать, или же я свободен вообще жить так, как пожелаю». Сатана распространяет эти фальшивые монеты, и предложил их и Мессии, но Господь отверг эту подделку. Если Ты Сын Божий, сказал враг, если Ты Мессия, Тот, к Кому действительно благоволит Бог, Кого Он избрал, делай что хочешь, бросься с горы, для Тебя невозможно погибнуть, падение не может повредить Тебе, ибо Отец обещал, что Его ангелы будут охранять Тебя на всех Твоих путях, поэтому прыгай смело и ничего не бойся». Эти аргументы дьявола являются наглыми и абсурдными. Он рассуждает как змий, которому наступили на голову (Быт.3.15) и который имеет понимания не больше, чем скромности. Христос заставил его замолчать одной фразой: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мтф.4.7). Так сказал наш Мессия, и так сказано нам. Этого ответа достаточно, чтобы заградить уста любым безумным придиркам без дальнейших доказательств.

Дети Божьи были бы очень рады, если бы они могли жить вполне по Писанию. Это именно так, ибо их воля, стремление, желания новой души, то есть нового человека в возрожденном верующем, ибо ветхий Адам никогда не был святым и никогда не будет – угождать Богу во всем и никогда не грешить ни по каким причинам и ни в какой степени. Это статус, к которому они стремятся и в котором, несмотря на несовершенства нашей природы, мы призваны ходить. Каждый подлинно возрожденный человек может присоединиться к искренним словам апостола Павла: «Умом моим служу закону Божию» (Рим.7.25), и хотел бы делать это еще лучше.

Бог хранит благочестивых в стойкости Ему. «Стопы святых Своих Он блюдет» (1 Цар.2.9). Арминианство представляет Дух Божий, как если бы Он действовал наподобие стража, который отводит путников на расстояние в несколько миль от города, а затем возвращается на свой пост и предоставляет им совершать дальнейшее странствие самостоятельно. Но Божественная благодать к его странникам не такова. Она сопровождает их до конца путешествия и бесконечно. Любой паломник в Сион может воззвать вместе с Давидом в полной уверенности и вере: «Благость и милость да сопровождают меня во все дни мои, и я буду жить в доме Господнем во веки» (Пс.22.6). Значит, и за спасительную благодать не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ради милости Твоей и ради истины Твоей.

7. После того как Бог провел Свой народ через пустыню жизни, и привел их к берегу реки, за которой небесный Ханаан, прервет ли Он заботу о Своих людях в сени смертной? Нет, да будет благословенно Его Имя! Наоборот, Он всегда переведет их на другую сторону, в добрую землю, к прекрасным горам Ливана.

Я знаю, что есть пылкие арминиане, которые считают, что человек может стоять в вере, пока он шествует к смерти, и погибнуть в самый момент смерти! Они иллюстрируют эту злосчастную, бесчестящую Бога доктрину сравнением с судном, затонувшим при входе в гавань. Совершенно верно, что некоторые деревянные суда погибли именно так. Но не менее верно, что избранные Богом суда избавлены от такой гибели. Его благостью они надежно хранимы от ветров и волн. «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, через реки ли, и они не потопят тебя» (Ис.43.2). "Избавленные Господом вернутся, и придут на Сион, с песнями, и радость вечная будет над головою их" (Ис. 35.10). Это далеко от того, чтобы утонуть в виду земли. Даже земные родители бесконечно бережны и нежны к умирающему ребенку; и, когда дети Божьи приближаются к смерти, Он будет вдвойне миловать Своих беспомощных чад, которые избраны Им, усыновлены и введены в Завет через искупление и возрождение, и соединены с Ним неразрывными узами.

Никакое кораблекрушение не сможет потопить корабль, плывущий не к земному, а к Горнему Иерусалиму. Д-р Уильям Гоудж имел полное право сказать: «Если человека бросили в реку, то его жизнь вне опасности, если он может держать голову над водой. Церковь, мистическое Тело Христово, брошена в море мира и, впоследствии, будет брошена в море смерти, но Христос, ее Глава, пребывает на Небе. Может ли утонуть тот, кто действительно является ее членом? Если кто-либо из таковых может утонуть, то либо утонет Сам Христос, либо этот член будет отнят от Христа, но ни то, ни другое невозможно. Силою этого союза мы в безопасности во Христе, от Которого мы зависим. Если Он в безопасности, то и мы. Мы не можем погибнуть, ибо Он жив».

И это значит, что, умирая, верующие тоже могут сказать: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ради милости Твоей и ради истины Твоей; и потому Ты несомненно спасешь нас.

8. Когда освобожденные души придут на Небо, они будут петь песнь небесную. Но пока мы на земле, мы будем нуждаться в той замечательной осторожности, которую Моисей заповедовал сынам Израиля: Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову; посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный (Втор.9.4-6)

Теперь, если даже земной Ханаан, который является лишь временным наследием, был недоступен человеческой воле, если даже земное владение не дается нам по нашей собственной праведности, то кто посмеет сказать, что ею может быть обретено Небо! Если наши дела не могут дать заслуг даже для того, чтобы обрести благо и утешение на земле, то как возможно, чтобы мы были в состоянии заслужить бесконечные блага вечности? Мы будем нуждаться в предостережении от самодовольства до тех пор, пока не придем в безопасный удел, который много лучше, и где наши сердца и наши голоса, вместе с ангелами, со всеми избранными, ангелами и людьми, будут во веки веков петь под небесные арфы: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу ради милости Твоей и ради истины Твоей!

О, да восторжествует чувство любви к благодати и истине, да и преобразит этот опыт наши сердца! В самом деле, братья мои, этот опыт, чувство силы Божией, наполняет душу живительным благоуханием Евангелия на всю жизнь. Хотя замысел Божий тверд на престоле Его, хотя вся правда Христова в том, что Его искупление есть полное и законченное, хотя Бог Всемогущий силен совершить его, хотя я убежден, что Бог всегда будет верен каждой душе, которую Он призвал из тьмы в чудный Свой свет, и никто не может вырвать народ Христа из Его рук, тем не менее я в не меньшей мере убежден, что должно быть чувство всего этого, то есть восприятие, которое производит в наших сердцах Дух Святой, и которое дает вам и мне утешение от благодатных установлений Отца и законченного дела Сына.

Я знаю, что сейчас очень модно говорить против духовных чувств. Но я не посмею рассуждать так. Напротив, я разделяю молитву апостола о том, чтобы наша любовь к Богу и ее проявления возрастали все больше и больше «в познании и всяком чувстве» (Фил.1.9). И это не восторженное пожелание того, чтобы мы с вами были в числе тех праведников, которые, как верно учит наша Церковь, «чувствуют в себе дело Духа Христова, умерщвляют дела плоти и возводят свой ум к высокому и небесному». Это действительно высокое дело Духа Божия – даровать нам привязанность ко Христу и непостижимое чувство Его благодати в наших сердцах. Знание всего этого и искренняя к нему привязанность – вот чувства, которые я хотел бы разделить с вами. Я знаю, что без некоторого опыта и наслаждения ими мы не можем быть счастливы ни в жизни, ни в смерти.

Позвольте мне спросить вас: произошло ли с вами так, что Дух Святой начал раскрывать глубины Божии вашей душе? Если да, то воздайте Ему всю славу. И, когда вы обретете общение с Ним, вы будете ценить всякое Его утешение, будете стремиться сидеть у ног Господа и проходить свой путь в смиренной вере, послушании и любви; и желать усвоить эти сладкие, восхитительные благословения, которые послужат вам залогом связи с Ним и подготовкой к Небу, когда вы приблизитесь к смерти. Не дай Бог нам когда-нибудь религиозного легкомыслия! Ибо, если мы будем хотя бы в определенной мере чувствовать себя грешниками и видеть, как драгоценен для нас Христос, то я не сомневаюсь, что Дух Божий никогда не прекратит Свое домостроительство в наших душах.

Нет, мы надеемся на то, что ваше желание чувствовать присутствие Бога будет возрастать постоянно, и чем ближе мы будем подходить к концу нашего земного странствия, тем больше оно будет напоминать постоянное расширение реки, которая узка и стеснена в своих истоках, но не перестает расти и расти по мере приближения к океану, в который она впадает.

Да подаст Бог вам милостивый весенний поток Своего Духа, который утолит вашу жажду, увеличив ваши скудные запасы, и оживотворит ваши томящиеся души! Если это окажется просто наш вопль, то это знак того, что работа благодати еще не началась в вас, или что Он действительно оставил вас среди тех нечестивцев, которые бесчестят Бога, чтобы затмить славу Евангелия и напустить на ваши души мрак и туман.

Некоторые христиане, как упавшие камни, отмечающие мили, стоят на верном пути и несут некоторые следы истины, но они так ужасно искалечены и испорчены, что вряд ли могут правильно читать Писание и знать Того, Кто его дал. Да благословит Дух Божий ваши сердца сегодня утром, чтобы в них осталась свежая память и свидетельство о небесном посещении! Да спустится на вас дождь благословения! Да увидите вы, что Христос и Его благодать пред Богом есть все во всем! Пока вы за земле, вы можете отдать Ему всю славу! И я уверен, что когда вы придете на Небо, вы никогда не припишете ее никому другому.

 

 

Перевод (с) А.М.Семанов