Что такое Евангелие? Джон У. Роббинс, 1988г.
Богословие - Апологетика

 

Что такое Евангелие?

В Соединенных Штатах Америки на момент написания данной статьи,  насчитывается более двух тысяч организаций, исповедующих христианство. Однако, все эти организации, не говоря уже о составляющих их конкретных людях, весьма разительно отличаются друг от друга. 

Например, в истории церкви, как Римско-католическая церковь, так и пуритане утверждали, что являются христианами. Но кто-нибудь станет отрицать, что римский католицизм - с его почитанием святых; поклонением Марии; использованием изображений, молитвенных чёток, распятий; с его священнической иерархией; сложными, ритуальными, показными облачениями — это другая религия, по сравнению с иконоборческим пуританством? Так которая из них является христианством?

Сегодня контраст не менее глубокий, хоть и не столь очевидный, как в семнадцатом веке. Есть небольшие группы людей, которые всё ещё исповедуют веру протестантских реформаторов и пуритан. Они считают, что только Библия является Словом Божьим и что она абсолютно непогрешима; что Иисус Христос — реальное действующее Лицо человеческой истории, как Джордж Вашингтон или Авраам Линкольн; что Он Бог воплотившийся, рожденный от Девы Марии; что Он был распят за грехи Своего народа, воскрес в третий день из мёртвых, вознесся на Небеса, откуда Он вернется, чтобы судить живых и мертвых. Они верят, что Христос умер, чтобы спасти людей Своих и их только, и что Он, будучи всемогущим, действительно, на самом деле, спас их от греха и ада. Они считают, что грешники получают право быть с Богом только на основании вмененной праведности Христа, а не на основании своих свершений, больших и малых, и не из-за того, что Бог сделал в их жизни, и не по причине какого-либо религиозного опыта, который они могут испытать, но только благодаря тому, что Христос совершил на земле, две тысячи лет назад.

В контрасте с этими немночисленными наследниками протестантской реформации, существует не только 800-миллионная римско-католическая церковь, но и крупные протестантские деноминации, которые отвергли Реформацию с её звучными лозунгами "Писание только", в качестве источника истины, "верой только", в качестве инструмента оправдания перед Богом, "благодатью только", а не человеческими заслугами, в качестве причины спасения человека и "Христом только", в качестве Совершителя этого спасения. Существуют также такие группы, как церковь мормонов, которая притязает на христианство; "Церковь Объединения", которая утверждает, что она христианская, "Христианская Наука" и так далее, несть числа. В двадцатом веке существуют тысячи разных групп, которые утверждают, что они христиане. Что же тогда, во всей этой путанице, является христианством?

Путаница, поражающая религиозный мир, не ограничивается смыслом слова христианин. Само Евангелие, на котором все, называющие себя христианами, должны соглашаться, стало, по причине разных мнений человеческих, настолько запутанным, что слово Евангелие практически лишилось всякого смысла. Древняя Вавилонская Башня сменилась радио и телевизионными башнями, в то время, как десятки религиозных лидеров каждый день учат своим версиям евангелия в эфире.

Пэт Робертсон, например, как и многие другие религиозные лидеры Америки, именует себя "евангеликом". Корни слова исходят из греческого Нового Завета, где Евангелие называется euaggelion, то есть, "Благая Весть". Во времена протестантской Реформации в шестнадцатом веке слово "евангельский" применялось к реформаторам; ибо они уверовали и проповедовали Благую Весть, Евангелие, что Христос приобрёл спасение для Своего народа, что людям нет нужды и невозможно заслужить спасение своими собственными делами и переживаниями, и что эта Радостная Весть - Евангелие обретается только в Библии. Слово "евангельский" первоначально означало две вещи: (1) что только Библия, не церковные лидеры, ни священнослужители, ни человеческий опыт, является единственным источником истины; и (2), что грешник получает право стоять перед Богом только праведностью Христа, которая вменяется ему через веру в Личность и Подвиг Христа. Эти идеи были выражены в двух лозунгах: sola Scriptura - "Писанием только", и sola fide - "верою только".

Однако сегодня имеется немало путаницы по вопросу, что такое Евангелие, что означает термин «евангельский», и кто является христианином. Из-за всей этой путаницы многие называющиеся евангельскими христианами, на самом деле, в Евангелие не верят. Пожалуй, лучше всего будет начать сортировку этой путаницы с перечисления основных популярных религиозных идей, которые не являются Евангелием.

Поддельные евангелия или чем Евангелие не является

Евангелием не является "Должно вам родится свыше."

Евангелием не является "Вы должны исполниться Святым Духом."

Евангелием не является "Вы должны креститься Святым Духом."

Евангелием не является: "Вы должны заговорить на языках."

Евангелием не является: "Вы способны творить чудеса."

Евангелием не является: "Впустите Иисуса в своё сердце."

Евангелием не является: "У вас должны быть личные взаимоотношения (или переживание или «встреча») со Христом."

Евангелием не является: "Покайтесь."

Евангелием не является: "Ожидайте чуда."

Евангелием не является: "Позвольте Иисусу воссесть на престоле своего сердца."

Евангелием не является: "Иисус показал нам пример, чтобы нам последовать за Ним на небеса."

Евангелием не является: "Доверься Иисусу."

Евангелием не является: "Оставь всё и предоставь Богу."

Евангелием не является: "Приблизьтесь к Богу."

Евангелием не является: "Христос умер за всех людей без исключения, и Он желает спасения всех людей без исключения."

Евангелием не является: "Прими решение в пользу Христа."

Евангелием не является: "Христиане должны господствовать на земле."

Евангелием не является: "Сделайте Иисуса Господином своей жизни."

Евангелием не является: "Иисус придёт вновь."

Все эти призывы-утверждения, плюс множество тех, о которых я не вспомнил, или о которых вообще не слышал,  проповедуются с церковной кафедры и телевизионных студий, в качестве Евангелия. Часть из них - повеления или утверждения, взятые из Писания. Но ни одно из них не является Евангелием. Не все в Библии является Евангелием. Евангелие - это Радостная Весть.

Но Евангелие - это Радостная Весть особого рода. Это не радостная весть о том, что христиан ждёт на небесах. Это не радостная весть о том, как Бог может изменить вашу жизнь. Это не радостная весть об успехе, процветании, здоровье, деньгах и победоносной жизни верующего, чего Бог якобы хочет для всех нас. Многие, как например, Пэт Робертсон, путают Евангелие с рассказами о том, что Бог сделал или может сделать в чей-то жизни. Можно напрасно потратить время, просматривая книги и новостные сообщения Пэта Робертсона в поисках Евангелия Иисуса Христа. Вместо этого, вы обнаружите многочисленные «личные свидетельства» о чудесах, говорениях на языках и о прочих удивительных и захватывающих религиозных переживаниях. Но ничто из этого не является Евангелием.

Робертсон и прочие харизматы совершает ту же ошибку, что и семьдесят учеников Иисуса, о чем рассказывает Евангелист Лука в 10-й главе своего повествования. Позвольте вам вкратце напомнить историю:

"После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти...Семьдесят [учеников] возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем." 

"Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лук. 10:1, 17-20).

В отличие от многих религиозных людей сегодня, которые ложно заявляют, что могут совершать Божьи чудеса, здесь  описываются семьдесят человек, которые действительно могли совершать чудеса Божьи. Бог совершал замечательные вещи в их жизнях. Они имели власть даже над бесами. Но Иисус прямо говорит им: "Не радуйтесь этому". Христос даёт им прямое и ясное повеление не радоваться собственному духовному опыту - опыту, который некоторые сегодня назвали бы "евангелием в силе" и "полным евангелием". Внимание учеников было приковано к пережитому опыту, а не к тому, что Бог совершил от всей вечности и тому, что Христу надлежало совершить на кресте. Они радовались своим субъективным переживаниям. Но Христос говорит им радоваться чему-то, чего они никогда не переживали, чему-то, что Бог совершил полностью вне их личностей и помимо их участия, прежде чем они родились. Он сказал им радоваться учению об избрании, что их имена написаны на небесах. Это избрание постоянно: их имена записаны. Но многие, если не все, из тех, кто пропагандирует сегодня исцеление и чудеса, отрицают учение об избрании. Они считают, что человек свободен от Божьего контроля. По этой причине, им нечему радоваться, кроме собственного опыта.

Большинство книг, статей, историй, телевизионных программ и проповедей, которые называются "евангельскими", состоят лишь из рассказов о чудесных вещах, которые Бог совершает в жизни такой-то кинозвезды, или в жизни такого-то футболиста и том, что Он может сделать в твоей жизни...Все эти истории не содержат даже намёка на Евангелия. Невозможно переоценить серьёзность этого наблюдения. Практически всё, что проповедуется с кафедр и телевизионных студий Америки сегодня, как в консервативных, так и в либеральных церквях, является не Евангелием, а ловкой подделкой, которой обманывают миллионы прихожан и телезрителей.

Евангелие Иисуса Христа

В контрасте с зацикленностью на субъективных религиозных переживаниях современного телеевангелизма, апостол Павел рассказывает нам, что такое истинное Евангелие в 1-м Коринфянам 15:

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали».

«Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор. 15:1-4).

Вот это - Евангелие, и это Евангелие сегодня проповедуется в очень немногих так называемых христианских церквях, весть о том, что Христос умер за наши грехи по Писанию, что был погребён, и  воскрес в третий день по Писанию.

По причине современной религиозной путаницы, есть несколько аспектов Евангелия Павла, которые требуют разъяснения. Во-первых, Евангелие описывает историческое событие, а не к легенду, или миф. Оно не то, что Пётр называет "хитросплетенными баснями". Когда Павел упоминает Иисуса Христа, он имеет в виду реальную, историческую личность, такую как Джордж Вашингтон или Юлий Цезарь. Он говорит не о "Христе переживаний", как о плоде религиозного воображения. Сегодня говорят о разных "христах" и о разных "богах". Слова "Иисус", "Христос" и "Бог" практически утратили смысл в двадцатом веке, и если кто-то точно не объяснит, какого  "Христа" он имеет в виду, никто (включая его самого) не может этого знать. Но апостол Павел объясняет. Его Христос - это историческая личность, а не голос, или видение, или сон.

Во-вторых, Евангелие говорит о прошлом, а не о настоящем, или будущем. Это свершившаяся история. Евангелие не описывает какие-либо действия Бога или человека в настоящем или будущем. Евангелие - это весть о действиях, которые Бог во Христе совершил 2000 лет назад, чтобы спасти Свой народ, действия, которые совершились полностью вне нашего опыта. Подобно тому, как все люди осуждены грехом Адама, который совершился полностью вне нас, так и все избранные Богом люди, спасены послушанием Христа до смерти, и это также совершилось целиком и полностью вне их опыта. Подобно тому, как Евангелие - это история, а не легенда; и подобно тому, как Евангелие говорит о прошлом, а не о настоящем и будущем, Евангелие говорит о том, что Бог сделал, а не то, что мы должны делать или можем делать. Христос является и Начальником и Совершителем нашего спасения. Мы не завершаем того, что Он начал, ибо Христос сказал: "Свершилось". 

В-третьих, Евангелие говорит о том, что Христос совершил для Своего народа: Христос умер «за грехи наши», не за грехи всех людей поголовно, но за грехи Своего народа. Например, Он не умер за грехи Иуды, ибо Иуда пошел в ад. Если Христос умер за грехи Иуды, почему тогда Иуда попал в ад? Из-за его неверия, из-за того, что не  "впустил Иисуса в своё сердце"? Но неверие и неспособность "принять" Христа, по общему признанию, являются грехами, а Христос, согласно этому ложному, но популярному Евангелию, умер за все грехи Иуды. Поэтому вопрос остается без ответа: если Христос умер за всех людей, почему некоторые люди несут наказание в аду?

Писание учит, что Христос умер не за всех людей поголовно. Он пришел на Землю, чтобы спасти некоторых людей, которых Библия называет "Его людьми", "Его овцами", "Его друзьями", "Его церковью", и Он фактически приобрёл для них вечное спасение. Он пришел не для того, чтобы предложить спасение всем людям в надежде, что некоторые примут Его предложение. Он пришел, чтобы спасти Своих людей и Он это сделал.

Евангелие - это объективное и историческое послание. Оно не касается наших переживаний. Оно говорит не о наших делах, а о Божьих делах. Оно говорит не о наших пресловутых возможностях творить чудеса, а о Христовой смерти и Воскресении. Возрождение, иногда называемое рождением свыше, освящение, вера и Второе пришествие, являются следствиями того, что совершил Христос 2000 лет назад в Иудее. Их не следует путать с самим Евангелием, как следствия не следует путать с причинами.

Вся воля Божья

Но в Павловом кратком описании Евангелия содержится гораздо больше, чем может показаться при поверхностном чтении. Даже то, что мы упомянули до сего момента, весьма существенно отличается от того, что выдаётся за Евангелие в сей век отступничества и упадка. Но в описании содержится намного больше. Павел в течение этого краткого описания Евангелия, дважды употребляет выражение "по Писанию". На всё обобщённое изложение Благой Вести в 1 Кор. 15:1-4 уходит всего двадцать семь слов в переводе Новой Версии Короля Иакова (и ещё меньше на греческом), и восемь из этих слов "по Писанию...по Писанию". Фраза, очевидно, очень важна. Почему Павел повторяет её? Что это означает?

Евангелие, согласно Павлу, является составной частью чего-то гораздо большего: оно входит во все Писание. Писание не только единственный надежный источник информации о жизни, смерти, погребении и воскресении Христа, но Писание также единственно верно и объясняет эти события. Евангелие не в том, лишь, что Христос умер; апостол Павел тоже умер. Евангелие не в том, лишь, что был погребён; Авраам тоже погребён. Евангелие не в том, что Христос воскрес, -  Лазарь тоже воскрес. Но Евангелие - в том, что Христос умер за грехи наши по Писанию. И что воскрес в третий день, по Писанию. Евангелие соответствует Писанию и объясняется Писанием, всеми шестидесяти шестью книгами. Когда Христос объяснял Своё воскресение ученикам, он делал это, изъясняя Писание:

«И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании... Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?...Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук.24:27, 31,32, 45).

Делая ударение на фразе "по Писанию", апостол Павел подчеркивает тот факт, что Евангелие является составной частью системы истины, которая дана нам в Библии. Все части этой системы подходят друг к другу. Все утверждения в Библии логически согласуются друг с другом. Например, рождение Христа, Его жизнь, смерть и воскресение являются точным исполнением пророчеств, которые были даны за столения до Его пришествия. Точное указание города, в котором Он должен был родится, было предсказано за сотни лет до его рождения; тот факт, что Его рождение будет необычным, поскольку мать Его будет девственницей, предсказан  за столетия до Его рождения; предсказана Его смерть среди нечестивых и погребение среди богатых; и сам Христос неоднократно предсказывает Своё воскресение. Конкретные положения, которые Павел называет Евангелием в 1 Коринфянам 15, не стоят сами по себе. Они подразумевают существование других истин, и являются следствиями многих других. Избрание Богом Отцом тех, кому надлежит спастись, несение наказания за их грехи Иисусом Христом на Голгофе, и дар веры избранным людям Богом-Святым Духом являются частью системы истины, которая представлена в Писании. Это три великих аспекта искупления: избрание, искупление и вера. И Евангелие, учение об искуплении, является центральной темой. Невозможно защищать Евангелие или даже проповедовать Евангелие, не защищая и не объясняя систему истины, частью которой оно является.

Первостепенные факты Евангелия, которые подчёркивает Павел в 1-м Коринфянам 15, показывают, что те, кто хочет отделить Евангелие от системы истины, представленной в Библии, не могут этого сделать. В то время, как Евангелие является отличительной частью библейской системы, оно, тем не менее, её составная часть. Эта система в полноте содержится в Писании. Утверждения, которые Павел называет Евангелием, являются утверждениями Писания. Поскольку Евангелие является частью библейской системы истины, невозможно защищать Евангелие, не защищая всю систему. Исключительный акцент на "основах" веры, а не на "всей воле Божьей", по выражению самой библии, - бесполезен. Шесть или восемь несвязанных истин, даже если они являются основными доктринами христианства, не являются всей полнотой христианства, и не могут действенно отстаиваться. Фундаментализм не представляет серьезной угрозы для светских философий, будучи логически бессистемным и несвязанным набором учений - лишь тенью того жизнеспособного христианства, которое мы находим в Библии.

Апостол Павел подчеркивал важность Писания, но этот акцент на Писании не уникален для Павла. Объясняя и защищая христианство, Христос всегда обращался к Писанию и никогда не ссылался на собственный опыт. Во время искушения в пустыне, Христос цитировал Писание в ответ на каждый из соблазнов дьявола: "Написано», "написано", "написано". Что делает эти ссылки ещё более значимыми, - это контекст, в котором он происходят. Христос только что получил крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя. Он слышал голос с Небес, говорящий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение". Святой Дух спустился на него в форме голубя. Если уж говорить о «личном свидетельстве», о религиозных переживаниях, - ни у кого другого, ни до, ни после, не было такого удивительного опыта. Но Христос не говорит сатане о том, что с Ним случилось, о гласе с Небес и о видимом схождении Святого Духа. Почему нет? Почему Христос не упоминает все это и цитирует то, что многие сегодня называют "мёртвой буквой" Библии? Почему Христос отвечает диаволу, цитируя Писание, а не рассказывая о своих недавних и уникальных духовных переживаниях? Потому что Писание - это объективное, начертанное слово Бога. Библия, а не наш опыт, является абсолютным авторитетом. Если Христос не ссылался на Свой опыт, а это был куда более значимый опыт, чем может мечтать любой человек, то у нас абсолютно нет никакого оправдания для того, чтобы ссылаться на свои жалкие, неоднозначные, обманчивые переживания.

Фактически, это дьявол хотел, чтобы Христос обращался к Своему личному опыту: именно он хотел, чтобы Христос совершил чудо; Христос отказался. Он хотел, чтобы Христос совершил "шаг веры" с вершины храма, предполагая, что Бог Отец совершит чудо; Христос отказался. Он хотел, чтобы Христос поклонился ему, избежал адских страданий креста и, таким образом, овладел всеми царствами мира; снова Христос отказался.

Дьявол использовал ту же тактику обращения к личному опыту в Едемском саду, когда соблазнял Еву: обещал ей, что она станет богоподобной, когда вкусит от запретного плода. "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание". Опираясь на свой опыт и пытаясь обрести ещё более чудесный опыт, Ева отказалась от Слова Божьего. Секрет непобедимого сопротивления Христа дьявольскому искушению состял именно тем, что Он не предпочел Свой собственный опыт Слову Божьему.

Апостол Петр также подчеркивает важность написанного Слова Божьего в своём втором послании. В наивысшей точке своего свидетельства об истинности христианской веры, он говорит о Писании. Вот что он пишет: 

«Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.» 

«И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Пет.1:16-19)

В нескольких стихах выше Петр пишет, что "от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию". Обратите внимание на слово "всё". Позже в этой же главе Петр снова говорит, что Писание - единственный способ получить это знание: Писание, "вернейшее пророческое слово" -  это свет, сияющий в темном месте - не в ярко освещенном месте, и не в тускло освещенном месте, а в тёмном месте. Нет другого источника для этого знания, включая познание Евангелия, чем Писание. Библия утверждает монополию на истину. Харизматы, как и все другие культы и ложные религии, отрицают эту монополию. Они принижают место Библии и основывают свою религию на личном опыте.

Но Евангелие не является ни рассказом о наших личных переживаниях, ни  набором повелений, который мы должны исполнить. Евангелие - это Благая весть о том, что Христос совершил для Своего народа 2000 лет назад. Речь не о новом рождении, не о Втором Пришествии, ни о действиях Святого Духа в наших сердцах. Евангелие - это утверждения об исторических событиях, которые полностью осуществились независимо от нас. Оно, конечно же, имеет последствия и применения для нас сегодня, но эти применения являются следствием Евангелия и потому не должны смешиваться с самим Евангелием. Роковым заблуждением богословия средневековья стало смешение Божьего дела для нас, с Божьим делом внутри нас, и таким образом, извратилось само Евангелие. Такое же заблуждение сегодня широко распространено среди так называемых евангеликов, которые не различают то, что Христос сделал для нас, и то, что Святой Дух может сделать внутри нас. Мы стремительно возвращаемся во тьму средневековья, потому что утратили свет и ясность Евангелия.

Джон У. Роббинс, 1988г.