Доктор Р. Скотт Кларк. Федеральное Видение и Новое отношение к апостолу Павлу
Богословие - Апологетика

Доктор Р. Скотт Кларк, профессор церковной истории и исторической теологии в Вестминстерской Теологической Семинарии в Эскондидо, Калифорния, о федеральном видении и новом отношении к апостолу Павлу:

«То, что морализм (смешение оправдания с освящением) никогда не умирает, а лишь периодически засыпает, является историческим фактом. Реформация победила тысячу лет морализма лишь для того, как его формы вновь появились в протестантских церквях еще до смерти Лютера.

      Он всплыл на поверхность в теологии ремонстрантов, у Ричарда Бакстера ( и у тех ортодоксальных реформатов, на которых он оказал влияние), у шотландских неономистов XVIII века, в Оксфордском (Трактарианском) движении XIX века, у Чарльза Финни, и более или менее доминировал в американском протестантизме (будь то «евангелическом» или либеральном) на протяжении большей части американской истории.

За последние несколько лет в мире NAPARC* и в сателлитных группах ортодоксы одержали несколько стратегических побед в судах и ассамблеях реформатских церквей. Следующие деноминации или федерации отвергли федеральное видение (новое понимание апостола Павла) и связанные с ними формы морализма (оправдания благодатью и сотрудничества с благодатью), в произвольном порядке (по памяти): Объединенные Реформатские Церкви, Ортодоксальная Пресвитерианская Церковь, Пресвитерианская Церковь в Америке, Библейская Пресвитерианская Церковь, Реформатская Церковь в Соединенных Штатах, Ортодоксальная Христианская Реформатская Церковь, Реформатская Пресвитерианская Церковь в Северной Америке. Однако, дело еще не окончено». 

 «Ремонстранты всегда находят способ посадить верующего ”на крючок” в отношении его окончательного спасения. Благодать никогда не бывает подлинным даром. Она никогда не бывает воистину удивительной. Как и у приверженцев Рима, роль благодати сводится к вспомогательной. Ремонстранты писали о ”помогающей благодати Святого Духа" и о том, что Иисус Христос ”помогает” нам, бедным грешникам, ”если только” мы ”готовы к конфликту и желаем Его помощи, а не бездействуем…” Здесь проявляется истинная природа учения ремонстрантов о неотступности: Бог помогает тем людям, которые помогают самим себе, сотрудничая с Его ”помогающей благодатью”. Это совершенно иная картина спасения. Здесь Бог не разделил Красное море и не провел нас через него, как бы за руку (Иер. 31:32; Исх. 14:16). Скорее, по мнению ремонстрантов, Бог заключил завет, чтобы содействовать тем людям, которые делают то, что в их силах (facientibus quod in se est, Deus non denegat gratiam).

Ремонстранты превратили реформатскую теологию в пелагианское богословие завета францисканского теолога Габриеля Биля (ок. 1420-1495). Людей, выполнивших эти предварительные условия – ремонстрантов, превративших завет благодати в завет дел – нельзя вырвать из рук Христа. Если бы только мы прочли первые несколько строк, а затем обратили взор к цитате из Евангелия от Иоанна 10:28, у нас могло бы создаться совершенно ложное впечатление. Однако, как только мы прочтем слова, расположенные между ними, картина станет намного яснее. Ремонстранты поместили в иной контекст слова Ин. 10:28 и евангелическое (в изначальном смысле слова шестнадцатого века), протестантское, реформатское учение о неотступности святых».

*NAPARC (North American Presbyterian and Reformed Churches) «Североамериканские Пресвитерианские и Реформатские Церкви», организация, способствующая братским отношениям между евангелическими реформатскими деноминациями Северной Америки.