Федеральное Видение. Дэйвид Энгелзма
Богословие - Апологетика

Федеральное Видение*

Дэйвид Энгелзма

Примечание редактора: Нижеследующая статья, целиком воспроизведённая здесь, впервые была опубликована в"Протестантском Реформатском Богословском Журнале" в ноябрьском выпуске 2005 года.

"Федеральное Видение", под редакцией Стива Уилкинса и Дуэйна Гарнера. Монро, Луизиана: издательство Athanasius Press, 2004 г.

Написанная несколькими ведущими поборниками ереси, которая ныне прочно закрепилась в большинстве известных, консервативных Пресвитерианских и Реформатских церквях, и теперь распространяется дальше, книга "Федеральное Видение" открыто защищает оправдание делами; всеобщую заветную благодать для всех младенцев верующих родителей, если не для каждого крещённого водой во имя Триединого Бога, избрание к благодати, которая не спасает; крещальное возрождение; и отпадение многих из тех, кто некогда был соединён со Христом. Среди авторов - Стив Уилкинс, Джон Барак, Рик  Ласк, Питер Дж Лайтхарт, Стив Шлиссель, Джеймс Джордан, и Дуглас Уилсон.

Оправдание делами

Движение, именующееся "Федеральным Видением" учит оправданию послушанием грешника. "Предпосылки, на которых строится утверждение Павла  [в Римлянам 2:13] включают тот факт, что Закону возможно послушаться,  что истинный отклик на Закон (Слово) в вере, по-настоящему оправдывает (Шлиссел, 260). Римлянам 2:13 гласит, что исполнители закона оправданы будут". Заявление Шлиссела что "Закону возможно послушаться", недвусмысленно утверждает концепцию оправдания делами послушания закону.

Шлиссел отрицает, что Римлянам 3:28, говоря о невозможности оправдания делами закона, имеет в виду все человеческие дела:  "Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона". "Скорее всего, здесь имеются в виду только "иудейские дела", то есть, обрядовые дела, которые совершаются с целью заслужить спасение" (260, 261). Согласно Шлисселю, апостол исключает из оправдания только "иудейские дела". Прочие же дела, поступки, совершённые верующим в силе истинной веры, очевидно, включены в оправдание.  Апостол Павел заключает, что человек оправдывается верою, вне зависимости от дел, - любых дел, любых действий. Стив Шлиссель делает вывод, что человек оправдывается верою, вместе с делами - делами, совершаемыми по вере.

Питер Лайтхарт обвиняет Реформацию в искажении истины об оправдании: "доктрина Реформации об оправдании незаконно сузила, и в какой-то степени, исказила библейское учение" (209). Искажением, согласно Лайтхарту, является характерное Реформатское разграничение между оправданием и освящением, и утверждение, что оправдание это судебное решение (211, 213). Лайтхарт утверждает, что "оправдание в Священном Писании имеет гораздо более широкую сферу применения, чем строго юридическое понимание" (209). На самом деле, согласно Лайтхарту, "оправдание никогда не бывает просто объявлением вердикта" (213; курсив автора). Оправдание - это также освящающее действие Бога внутри грешника, позволяющее последнему исполнять добрые дела, которые затем становятся частью его праведности перед Богом, как тому и учит Римская церковь последние пятьсот лет.

Преодолимая благодать

Федеральное видение учит, что спасительная благодать Божия во Христе, является всеобщей в сфере завета, однако эта благодать преодолима и может быть утрачена. Каждый крещённый, в частности, каждый крещённый младенец верующих родителей, спасительно привит ко Христу, хотя впоследствии многие отпадают и гибнут:

"Не избранные члены завета реально приводятся ко Христу, объединяются с Ним и Церковью в крещении, получают различные благодатные действия Святого Духа, и, даже, можно сказать, временную любовь от Бога...В определённом смысле, они по-настоящему присоединились к избранному народу, по-настоящему освящены кровью Христа, и по-настоящему являются получателями новой жизни, дарованной Святым Духом. Таинства, которые они получили, имели объективную силу и действенность" [Ласк, 288].

"Бог истинно приводит этих людей в Свой завет, в союз со Христом. Они находятся "в Нём", используя слова Самого Иисуса в Иоанна 15. Они причастники Его благословений (вспомните Евреям 6). Они испытывают Его любовь, но связь завета условна. Она призывает причастников к покаянию и вере и к новому послушанию. Божье избрание не является условным, однако жизнь в завете зависит от выполнения условий завета" [Барак, 37; курсив автора].

Это новое богословие завета в Реформатских и Пресвитерианских церквях, учит, что избрание не способно спасти многих, кого Бог избирает. Оно учит, что вечное избрание в Ефесянам 1: 4 и Колоссянам 3:12, не может спасти многих из тех, кто является объектами Его благодатного выбора. "И всё же не все привитые к Избранному, Иисусу Христу, пребывают в Нём и достигают того вышнего звания, которое приносит с собой избрание. Ещё неизвестно, кто устоит, а кто отпадёт среди избранного народа "(Ласк, 294).

Крещальное Возрождение

Движение учит крещальному возрождению. Обряд окропления водой во имя Триединого Бога производит временное возрождение и спасение всех крещаемых. Оно производит возрождение силою Духа, но обряд возрождает и спасает всех крещаемых, в особенности младенцев верующих родителей. Это возрождение и спасение можно утратить. "Порог союза со Христом, новой жизни в Духе и заветного членства в семье Божьей, на самом деле, переступается, когда ребёнок получает крещение" (Ласк, 109)

Сторонники "Федерального Видения" учат об отпадении святых завета от спасительной заветной благодати. Они агрессивно учат об отпадении святых. Отпадение святых завета является одной из любимых доктрин ФВ:

"Те, кто в конечном счете, оказываются отверженными, могут быть в завете с Богом. Они могут пользоваться временными благословениями завета, в том числе, прощением грехов, усыновлением, причастностью к царству, освящением, и т.д., и все же отступить и лишиться благодати Божией" [Уилкинс, 62].

"Итак, ясно, что, Евреям 6: 4-8 учит о возможности настоящего отступничества. Часть людей действительно отпадают, и это реальное отпадение от благодати. Отступники реально утрачивают благословения, которыми когда-то обладали. Отступничество так ужасно и  отвратительно именно потому, что это грех против благодати" [Ласк, 274; курсив автора].

Ласк умудряется уместить все упомянутые выше заблуждения в один абзац, автором которого, вполне мог бы быть Яков Арминий или кардинал Белармин:

"Все члены завета приглашаются к достижению полной и надёжной уверенности в том, что они являются вечно избранными Божьими. Начиная с момента своего крещения, у них есть все основания верить в то, что Бог любит их и желает их вечного спасения. Крещение помечает их как Божий избранный народ и этот статус они сохраняют до тех пор, пока стоят в вере.  Взирая на Христа одного, преимущественно Избранного, Того, Который сохранил завет до конца и Который есть Начальник и Совершитель веры Божьего народа, они могут обретать уверенность. Но кто сводит свой взор со Христа, кто покидает Церковь, в которой находится Его присутствие, кто оставляет внешние средства спасения, потерпит кораблекрушение своей веры и тем докажет, что тщетно принял благодать Божью" [289].

"Федеральное Видение" отвергает суверенную благодать в сфере завета. В сфере завета, в особенности, среди детей верующих, избрание не действенно, Христос умер за всех, благодать преодолима, оправдание делами,  однажды спасённые святые отпадают в погибель, и спасение зависит от воли грешника.

Условный Завет

Корень ереси находится в ошибочном представлении о завете. Концепция завета, которой придерживается движение, учит, что Бог милостиво заключает Свой завет со всеми детьми верующих родителей одинаково. В сфере завета,  что касается всех крещеных младенцев без исключения, благодать является всеобщей.  Движение исповедует заветный универсализм. Однако завет является условным.  Продолжится ли завет с младенцем, пребудет ли дитя в завете, будет ли дитя продолжать наслаждаться союзом со Христом и заветной благодатью, и спасётся ли дитя в конце концов, благодатью завета зависит от его веры и послушания. Движение является стопроцентным арминианством в сфере завета.

Иначе говоря, основополагающим заблуждением, из которого проистекают все отрицания суверенной, предопределённой, непреодолимой благодати, является доктрина завета, которая отказывается позволять Божьему избранию управлять заветной благодатью и спасением.

[Евреям 6 и другие подобные] отрывки просто говорят о неразличающей благодати Божьей» [Ласк, 275, 276; курсив автора].

"Бог истинно приводит этих людей в Свой завет, в союз со Христом. Они находятся "в Нём", используя слова Самого Иисуса в Иоанна 15. Они причастники Его благословений (вспомните Евреям 6). Они испытывают Его любовь, но связь завета условна. Она призывает причастников к покаянию и вере и к новому послушанию. Божье избрание не является условным, однако жизнь в завете зависит от выполнения условий завета" [Барак, 37; курсив автора].

"Быть в завете означает иметь сокровища Божьей милости, благодати и любви, которые у Него есть для Своего Сына, данного вам. Однако завет не безусловен. Он требует стойкой верности … Завет зависит от стойкости веры" [Уилкинс, 64, 65; курсив автора].

"Наш завет спасения с Господом подобен супружескому браку. Если мы тверды в верности Христу, мы будем жить с Ним долго и счастливо. Если мы нарушим брачный завет, Он разведётся с нами" [Ласк, 285, 286].

Презрение к Реформатским Символам

Реформатские символы веры ничего не значат для этих людей, каждый из которых громогласно заявляет о своей Реформатской принадлежности. Каноны Дортского Синода отвергают Арминианскую ересь, что "существует одно избрание к вере и другое ко спасению, поэтому может быть избрание к оправдывающей вере без окончательного избрания ко спасению. Поскольку это измышление человеческого ума, не имеющее опоры в Священном Писании, искажает учение об избрании и разрывает золотую цепь спасения: “А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.“ (Рим.8:30) [Каноны Дортского Синода, I, Отвержение Заблуждений /2].

Однако, сам факт противоречия Канонам и нарушения "золотой цепи спасения" нимало не беспокоит Рика Ласка.  С неподкреплёнными ссылками на Августина, он различает между "предопределением к благодати", которое является временным и не ведёт к окончательному спасению, и "предопределением к неотступности", которое приводит к окончательному спасению" (275).

С высокомерным пренебрежением к учению Реформатских Символов, Джеймс Б. Джордан отрицает тот факт, что Иисус заслужил спасение для Своего народа. "Нигде [в Писании] не говорится о подвиге Иисуса, как о чём-то, что заслужило спасение" (192). Мы получаем не заслуги Иисуса, а Его зрелость, Его прославление" (195).

Абсурд и «тайна с размытыми границами»

Вообще, присутствие Джеймса Джордана в "Федеральном Видении" весьма примечательно. Джордан является одним из Христианских Реконструкционистов старой гвардии, который участвовал в фиаско движения в Тайлере, штат Техас, где ранняя попытка воплощения установления земного царства Христианской Реконструкции,  умерла в родах. Джордан соединяет первоначальное движение Христианской Реконструкции с его современным проявлением. Не следует упускать из виду, что большинство двигателей Федерального Видения, являются ревностными поборниками постмилленаризма и реконструкции.

Джеймс Б. Джордан - самый дикий заяц Христианской Реконструкции. Его специальность -  аллегорические, фантастические толкования Писания. По сравнению с Джорданом, Ориген и Гарольд Кемпинг просто погулять вышли. Согласно Джордану, Адам, будучи в раю, в конце концов, вкусил бы плода от дерева познания добра и зла, с Божьего одобрения. Адам тогда умер бы "доброй смертью". Этой "доброй смертью" он был бы прославлен, созрев до жизни вечной. Это дало бы силы Адаму сражаться с драконом в течении какого-то времени, пока мир оставался по большей части непадшим. Но Адам нуждался бы в помощи. Помощь явилась бы не в форме святого Георгия или Фродо Бэггинса, но в виде воплощенного Сына Божия. Вечный Сын воплотился бы даже если бы Адам остался послушным. Но воплощенный Сын также прошёл бы через "добрую смерть"  вкушения от древа познания добра и зла, чтобы и Ему можно было "созреть". Сии фантазии далее украшаются Джорданом умопомрачительными теориями об одеждах и различиях между животными, растениями и минералами (151-200).

Если Джеймс Джордан - экзегет "федерального видения", то движение не только еретично, но и абсурдно.

Абсурд по определению, невразумителен.

Богословская невразумительность не беспокоит Рика Ласка. Смело выводя неизбежный вывод из своей предпосылки, что Библия нелогична, Ласк довольствуется «тайной с размытыми границами» (279). "Тайна с размытыми границами", на языке Федерального Видения, это означает невежество. Конкретная область, в которой Ласк согласен обитать в размытых таинственных границах, это библейское учение о стойкости святых. Ласк с готовностью признает, что его доктрина нелогичной Библии, которая полна противоречий, в частности, касательно стойкости святых, проистекает из его "библейско-богословского / искупительно-исторического" метода толкования Писания, в противоположность тому, что Ласк именует "систематическим / догматическим методом"(280).

На самом деле, "тайна" Ласка "с размытыми границами" прямо связана с его отрицанием того, что Священное Писание, будучи богодухновенным Словом, является непротиворечивым и логичным, как и Бог, Чьим Словом оно является. Будучи написанным Словом Божьим, Писание является чётким, ясным и  недвусмысленным откровением, в частности, по вопросу божественной сохранности к славе каждого получателя Его благодати. Писание чётко, ясно и недвусмысленно говорит к вере [святых].

Психическое расстройство Лютера

На долю Стива Шлисселя выпадает жребий произвести самую гнусную атаку  на Евангелие Божьей благодати.  Лютер, по благодати Духа, осознавал себя грешником перед праведным Богом. Из этого опытного познания пришло понимание Лютером библейской Благой Вести оправдания верою только. Шлиссель называет этот опыт "расстройством Лютера" (255). Расстройство Лютера! Учение об оправдании только верой, таким образом, является продуктом душевного расстройства. Поскольку оправдание только верой является краеугольным камнем всего Евангелия Реформации, всё Евангелие Реформации оказывается душевным расстройством.

Сие "расстройство", мужи "федерального видения" полны решимости излечить путём внутривенного вливания массивных доз праведности от дел в богословие Пресвитерианских и Реформатских церквей и в духовную жизнь Реформатских Христиан. Устройство, с помощью которого производится вливание праведности от дел,  в вены церквей и людей, находящихся под влиянием "федерального видения", это доктрина условного завета.

Ересь "федерального видения" - глубока и широка. Она проникает в самое сердце Евангелия, и распространяется на все учения о благодати. Её можно опровергнуты и искоренить только доктриной завета безусловной, предопределённой благодати. Именно по причине отсутствия этого понимания, Пресвитерианские и Реформатские церкви, в которых ересь откровенно распространяется, и не желают, и не в состоянии ей противостать.

****

* Видение: 1а: нечто увиденное во сне, в трансе, или в экстазе, в частности, некое сверхъестественное появление, передающее откровение; б: объект воображения .... 2а: действие или сила воображения ....(Энциклопедический словарь Уэбстера,  Девятое издание, 1985)