Доктор Мартин Ллойд - Джонс: «Праведность и благословения»
Богословие - Проповеди

 

 

Проповедь доктора Мартина – Ллойда Джонса: «Праведность и благословения».
 
Мтф. 5:6 «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».
 
«Блаженны», или счастливы, «алчущие и жаждущие правды или праведности». Только они являются счастливыми людьми. Весь мир стремится к счастью, в этом ни у кого нет сомнения. Все хотят быть счастливыми. Это стремле­ние является великим мотивом, побуждающим действо­вать, прилагать усилия, трудиться. Все нацелено на счастье. Но величайшая трагедия мира сего заключается в том, что, несмотря на затраченные усилия, он, похоже, никак не может его достигнуть.
 
Нынешнее состояние дел в мире напоминает об этой печальной реальности. В чем же дело? Я думаю, ответ заключается в том, что мы никогда не пони­мали этот текст так, как следовало бы его понимать. «Бла­женны алчущие и жаждущие правды». Что же значит это утверждение? Мы не должны «алкать и жаждать» блаженств, «алкать и жаждать» счастья, но как раз именно это и делают   большинство людей! Они ставят перед собой цель достичь   счастья и блаженства, которые все время от них ускольза­ют. Согласно Писанию, счастье не должно быть нашей не­посредственной целью. Оно — всегда побочный результат стремления к праведности.
Это касается не только людей, которые находятся вне Церкви, но и тех, которые являются ее членами. Без со­мнения, именно здесь надо искать причину трагедии всех неверующих. Мир стремится к счастью. Именно этим объ­ясняется его мания наслаждений. Одни люди ищут их в труде, другие — в развлечениях. Они пытаются найти сча­стье, они превратили его в самоцель, сделали смыслом всей жизни.
 Но они никак не могут достичь его, потому что, до тех пор пока человек будет ставить счастье превыше правед­ности, он не добьется успеха. Счастлив только тот, кто стремится быть праведным. Поставьте счастье на место праведно­сти, и вы никогда его не достигнете.
Совершенно ясно, что сей мир, впал в это большое за­блуждение. Представьте себе человека, который страдает от некой тяжелой болезни. Обычно в таких случа­ях пациент, прежде всего, стремится избавиться от сильных болей, это его единственная мечта, что вполне понятно. И если доктор обращает внимание только на боль, не делая ничего для того, чтобы вылечить болезнь, то его действия не только противоестественны, но и весьма опасны для жизни пациента. Пациент может избавиться от боли, и ему будет казаться, что у него все хорошо, но причина боли останется не устраненной.
Неверующие люди говорят: «Я хочу избавиться от своих проблем, и поэтому я пойду в кино, или напьюсь,  или сделаю что-либо, что поможет мне забыться...» Но во­прос заключается в том, где кроется причина этой боли, этих несчастий и бед.
Несчастны «алчущие и жаждущие» счастья, но «блаженны алчущие и жаждущие праведности, ибо они насытятся».
Это в равной мере касается и тех людей, которые пребы­вают в Церкви. Многие из них тратят все свое время на то, чтобы достигнуть счастья и блаженства.
Они ходят то туда, то сюда, от собрания к собранию, надеясь получить некие чудесные переживания, почувствовать радость и войти в экстаз. Они видят, что другим людям это легко удается, но у них ничего не получается.
 Итак, они всегда стремятся к этому, всегда «алчут и жаждут», но никак не достигают желаемого. И это не удивительно.
Мы устроены так, что не должны «алкать и жаждать» острых ощущений, стремиться, во что бы то ни стало получить благословения. Если мы действительно хотим быть счастливыми, блаженными, то мы должны «алкать и жаждать праведности».
 Ошибочно ставить  на первое место блаженство, счастье или какие-либо другие переживания. Нет, все это Бог Сам дает тем, кто стремится к праведности.
 Наша трагедия заключается в том, что мы не следуем ясному учению и заповедям Слова Божия и все­гда ищем необычных ощущений.
Переживания блаженст­ва — это дар Божий; нам же следует искать праведности и стремиться к ней.
Что же такое праведность? Это, конечно же, не нравст­венность и не добрые отношения между народами, о кото­рых сегодня так много говорится.
К этому призывали великие философы античности, и это хорошо. Но евангельская праведность подразумевает нечто другое. Некоторые люди имеют слишком упрощенное представление о ней, и, по-мо­ему, они очень мало знают о том, что такое личная правед­ность. Евангельская концепция праведности гораздо глубже.
 
В данном случае праведность включает в себя не только оправдание, но и освящение. Другими слова­ми, сам факт того, что человек «алчет и жаждет правды», в конечном итоге указывает на его желание освободиться от греха во всех его проявлениях.
Желать праведности — значит желать быть правым пред Богом, стремиться избавиться от греха, так как грех удерживает нас от познания Бога и лишает всех Его благо­словений. Поэтому мы должны поставить это желание на первое место. Человек, который «алчет и жаждет правды», сознает, что грех разделяет его с Богом, и желает убрать эту преграду.
 Он жела­ет избавиться от  силы греха, которая постоянно тянет его вниз. Он хочет избавиться от власти, тирании и рабства греха.
Вы видите, насколько пробле­ма глубже, серьезнее и сложнее, чем все эти абстрактные разговоры морали и добропорядочности.
Необходимо упомянуть и  о стремлении освободиться от самого желания грешить. Мы видим, что человек, который действительно исследует себя в свете Писания, не только обнаруживает, что он на­ходится в рабстве у греха, но и с ужасом осознает, что ему нравится грех, что он хочет грешить. Но человек, который «алчет и жаждет правды», хочет избавиться от этого желания, причем не только во внешнем, но и во внутреннем его проявлении.
 Другими словами, он хочет избавиться от всего того, что можно на­звать результатом осквернения грехом. Грех оскверняет са­му сущность, саму природу нашей личности. Христианин же стремится быть свободным от всего этого.
 «Алкать и жаж­дать правды» — значит желать освободиться от своего «я» во всех его ужасных проявлениях. Кроткий человек свободен от своего «я» во всех его формах. Ему чужды эгоцентризм, гордость, обидчивость, уверенность в том, что все люди на­строены против него, стремление защищать себя и прослав­лять свое «я». Себялюбие — вот что ведет к раздорам между отдельными личностями и к конфликтам между народами. Итак, человек, который «алчет и жаждет правды», желает быть свободным от эгоцентризма во всех его проявлениях и формах.
 «Алкать и жаждать праведности» — значит изо всех сил стремиться к свято­сти. Человек, который «алчет и жаждет правды хо­чет, чтобы плод Духа был виден в каждом его поступке. «Алкать и жаждать правды» — значит стремиться подражать новозаветным верующим и быть новым творением во Хри­сте Иисусе. Все мое существо, вся моя жизнь должны быть подчинены этой цели.
 Это значит, что главным желанием чело­века должно стать познание Бога и общение с Ним — с Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. Быть в общении с Богом — значит ходить пред Богом Отцом, Сы­ном и Святым Духом во свете, в благословенной чистоте и святости. Человек, который «алчет и жаждет правды» — это человек, который больше всего на свете желает этого. А в ко­нечном итоге он стремится быть подобным Самому Господу Иисусу Христу.
Понятия алчущие и жаждущие без сомнения, не означают нашу уве­ренность в том, что мы можем добиться состояния правед­ности своими собственными усилиями и стараниями. Это мирской взгляд на праведность, который сосредотачивается на самом человеке. «Алкать и жаждать» — значит осознавать потребность, глубочайшую    нужду. Это значит остро осознавать     свою безысходность, не иметь покоя до тех пор, пока не будет найден выход.
    Эти слова не предполагают проходящее, мимолетное желание. Вы помните, что Осия говорит о народе Израильском? Он кается, а потом снова возвращает­ся ко греху. Его праведность подобна «утреннему туману»: сейчас он здесь, а через несколько мгновений его уже нет.
Вот как можно узнать, следуем ли мы за Господом. «Алкать и жаждать» — это не «утренний туман». Жажда и голод не проходят до тех пор, пока человек не утолит их. Они болез­ненны, они относятся к острой физической потребности. Они усиливаются, если их не удовлетворить, и заставляют человека страдать, доводя до отчаяния.
Словами «алкать и жаждать» можно описать стремление человека добиться видного положения. Он не успокаивается и не мо­жет сидеть сложа руки; он работает, и все его хлопоты на­правлены на то, чтобы осуществить свое главное желание, свою мечту. Он «алчет и жаждет» добиться карьеры. Еще это можно сравнить с влечением к человеку. Любовь всегда порождает сильную жажду. Самое большое желание любя­щего человека — быть рядом с любимым. Псалмопевец выразил это совершенным образом в класси­ческой фразе: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепко­му, живому...»
Итак, алкать и жаждать — значит отчаянно нуждаться в помощи и понимать всю безысходность своего положения.
Наконец, давайте кратко рассмотрим, что обещано тем, кто «алчет и жаждет правды». Это одно из самых замеча­тельных и прекрасных утверждений Библии. Они блажен­ны, то есть счастливы и достойны одобрения. Почему? Потому что они «насытятся», то есть получат то, к чему так стремятся. В этом суть всего Евангелия.
Вот где начи­нается Евангелие благодати. Это целиком и полностью дар Божий. Невозможно добиться праведности своими силами, невозможно быть блаженными вне Господа. Для того, чтобы получить это, мы должны понять свою нужду в Нем, а большего Он и не требует от нас. Когда мы зна­ем нашу нужду, когда мы ощущаем эту жажду, когда мы изнываем, Бог дает нам этот благословенный дар.
«При­ходящего ко Мне не изгоню вон». Это Божье обетование. Поэтому, если вы по-настоящему «алчете и жаждете прав­ды», вы будете насыщены. В этом нет никакого сомнения. Только убедитесь, что вы действительно «алчете и жажде­те правды», а не благословений. Стремитесь уподобиться Христу, и вы получите и то, и другое. Вы станете блажен­ными.

*Сокращённый вариант