Кого Он предузнал: Замечания по Римлянам 8:29 Рой Бимен
Богословие - Статьи

 

Опубликовать

 Эти слова предполагают три идеи: объект, автор и акт предузнания. Особенно обсуждают первое и третье, ибо второе ясно. Но то, что это делает Бог, доказывает, что этого не делает человек. Нельзя, таким образом, выделить некоторые ситуации или действия, полностью предусмотренные заранее. Любые теории, определяющие значение данных двух пунктов, должны предполагать это.
Некоторые утверждают, что «предузнание» означает знание того, кто покается и уверует, а также, что оно является общим, а не конкретным и индивидуальным. Они говорят, что предузнается народ или класс людей, которые покаются и уверуют. Вопрос, означает ли это просто прогноз или конкретное предвидение?
Даже случайный читатель может видеть, что кого Он предузнал, того предопределил, призвал, оправдал и прославил. Этот стих содержит аргумент последовательных звеньев. Кого Он предузнал, тех (всех) и предопределил; затем Он ведет всех этих людей к следующему этапу и т.д. В итоге мы приходим к следующему: кого Он предузнал, тех, не потеряв никого, и прославил! Цепь благодати содержит пять звеньев, и повторение слов «тех… кого» показывает, что она влияет на тех же лиц на каждом конкретном этапе.
Мы можем уверенно истолковать это как акт, имевший место в вечности, прежде чем мы переживаем его во времени. Призвание и оправдание являются индивидуальными и личными, как и прославление. Это значит, что предузнание и предопределение, как два этапа спасения, также являются личными.
Слово "знать" не может означать лишь прозорливость и предвидение. Такое понимание столкнется с неизбежной дилеммой: или ограничить всеведение Бога или учить о спасении всех людей. Абсурдность всеобщего спасения очевидна. Если это слово означает лишь предвидение, то Бог не знает всех вещей и людей, которых Он предузнал и, в конечном счете, прославил. Не очевидно ли, по Писанию, что что Бог знает все, - от вечности, интуитивно, мгновенно, абсолютно универсально? Можно признать лишь один итог этой дилеммы.
Таким образом, предузнание тех, кто покается и уверует – это два тяжких греховных заблуждения: чтение стиха без его внутреннего порядка и утверждение, противоречащее учению Павла, что мы спасены не по делам, а по благодати (2 Тим.1.9).
Мы подчеркиваем: предвидение веры и покаяния как условий подрывает весь характер и тематику Послания к Римлянам. «Божие избрание Его любви и благодати порождает восторг в духовном опыте святых» (Шедд). «Он предвидит во всех людях беспомощность и вражду во грехе к Его любви» (Стифлер). Проще говоря, Он предвидит, что НИКТО не покается и не уверует (ст.28)! Следующие звенья в цепи являют то, что человек не может сделать и не сделает, а именно – покаяние и веру. Если бы не предопределение, призвание и оправдание бесчисленного множества, то все люди оставались бы неверующими и неспособными уверовать.
Мы заявляем, что это и есть принцип толкования. Если слово не имеет очевидного смысла, то надо искать другой смысл, в котором используется это слово в других стихах. Знание как предвидение ничего не добавляет к этому смыслу. Рим.11.2 использует это же слово: «Не отверг Бог народ Свой, который Он предузнал» (ЕМВ). Но всеведущий Бог знает все народы. Он знал Израиль как народ, который Он возлюбил и одарил любовью и заботой. «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, - но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского» (Втор.7.7-8). В них не было ничего, что Он бы выбрал, есть только Его суверенная любовь. Таков смысл слова «знать» и в нашем тексте. Это значит то же, что и в Исх.2.25: «И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог». Причина Божией предузнающей любви – только Он Сам, а не предузнание.
«Знать» означает то же, что "знает" в Псалме 1:6. "Ибо Господь знает путь праведных, а путь нечестивых погибнет". Никто не будет утверждать, что путь праведных для Бога – пустое место. Он знает заранее все хорошее и плохое. Он знает путь праведных в порядке Своих установлений, промысла и любви. Все, что они делают, заботит Его. Поэтому Бог предузнал их в том смысле, что сделал предметом Своей любви и заботы, и Он несомненно приведет их через покаяние и веру ко спасению и грядущей славе.
«Знать», «знание» в Новом Завете – это гебраизмы, ибо мышление Павла сформировано ивритом, в котором «знать» часто означает уход, благожелательность, заботу. Прочтите Пс. 1:6; 144:3; Быт. 4:1; Иер. 1:5; Ос. 13:5; Ам. 3:2; Матф. 7:23; 1 Кор. 8:3; Галл. 4:5; 2 Тим 2:19.