МОЖЕТ ЛИ ХРИСТИАНИН ПОТЕРЯТЬ СВОЕ СПАСЕНИЕ? Грег Джонсон
Богословие - Статьи


Грег Джонсон

http://gregscouch.homestead.com/files/eternalsecurity.htm

Одной из основных христианских дискуссий является вопрос, может ли христианин действительно потерять свое спасение. Арминиане утверждают, что многие истинные верующие впадают в грех настолько, что теряют веру и гибнут. Некоторые христиане возражают им, что если человек исповедует веру в Иисуса, он навечно безопасен в своем спасении, и даже если он совершает полное отступничество, падает и решительно отвергает Иисуса Христа, он по-прежнему пойдет на Небеса, ибо спасенный однажды спасен навсегда.

Как мы должны понимать безопасность спасения и стойкость святых в свете библейского учения о предопределении? Есть три основных подхода к этому вопросу.

1.

Классическое арминианство.

Надо стоять в вере, чтобы спастись.

Истинные верующие могут потерять свою веру.

Осуждаются те, кто умирает без веры во Христа.

Верующий, теряющий веру, проклят.

2.

Антиномизм.

Не требуется стоять в вере, чтобы спастись.

Истинные верующие могут потерять свою веру.

Спасаются и те, кто утратил веру, ибо они когда-то верили.

Верующий, потерявший веру, тоже может спастись.

3.

Классический кальвинизм

Надо стоять в вере, чтобы спастись.

Истинные верующие не могут потерять веру, так как она – дар Божий.

Осуждаются те, кто умирает без веры во Христа.

Те, кто «теряют веру», не имели ее с самого начала.

Бог сохранит истинно верующих и они будут спасены.

Верующий, потерявший веру, просто не был спасен.


Два первых подхода можно подтвердить какими-то библейскими цитатами, но сторонник каждого из них окажется в затруднении, чтобы объяснить библейские данные последней группы. Можно ли читать по-арминиански Рим.8 и затем сказать истинно верующим, что они могут отпасть и отправиться в ад? Как Чарльз Стэнли читает Евр.6 и 10, и говорит неверующим, которые когда-то исповедовали веру, чтобы они не беспокоились, ибо они тоже будут спасены? Любое истинно библейское учение должно согласовываться со всем комплексом библейских данных, без использования одного текста против другого и без упущения даже одной йоты или черты из непогрешимого Слова Божия. Я считаю, что только классическая кальвинистская модель учитывает все библейские данные.

Арминиане правы, когда говорят, что Библия учит: только те, кто проявляют стойкость, будут спасены, и они правы, обвиняя антиномизм в пресном легковерии и дешевой благодати. Антиномисты (они сами так себя не называют) правы, говоря, что истинные верующие находятся в безопасности во Христе и что спасенный однажды спасен навсегда. Но оба эти мнения не правы в предположении, что это истинно верующий может потерять свою веру и отпасть от Христа. Вера это "дар Божий не от дел, чтобы никто не хвалился". Павел был уверен, что, так как Христос начал Свою добрую работу в верующих, Он будет продолжать ее до конца. Иоанн говорит, что те, кто отпал, никогда не были истинными христианами, поскольку истинно верующие не могут оставить веру (1 Иоан. 2:19).

Писание учит, что верующие должны стоять до конца, но также – что они будут стоять до конца лишь по благодати Божией. Как пришла к выводу Вестминстерская Ассамблея - христиане могут временно уступать соблазнам сатаны, и так бывает часто, как и с Петром, который трижды отрекся от Христа, но Бог сохранит и восстановит веру христиан, которую Он Сам прежде им дал! Более того, Петр остался главным среди апостолов.

Два библейских принципа должны идти бок о бок.

Вы должны стоять до конца. Божие требование для Своего народа – не просто начать верить на время, а затем отпасть. Он требует, чтобы мы стояли до конца, живя жизнью покаяния и верности. Конечно, Он не требует совершенной веры, но Он требует истинной веры, которая производит реальные, устойчивые изменения.

• Colossians 1:21-23 Колоссянам 1:21-23

• • 1 John 1:5-10; 3:3-6 1 Иоанна 1:5-10; 3:3-6

• • Hebrews 10:26-31 Евреям 10:26-31

• • Hebrews 12:1 Евреям 12:1

2. Спасется лишь претерпевший до конца. Бог сохраняет Свой народ. Мы устоим, поскольку Бог сохраняет нас. Бог сохранит нас от падения; не будет потерян никто, принадлежащий Его Сыну. Истинные верующие не могут оставить Христа, ибо Он производит Свою работу в них. P roponents of the first two approaches quote biblical references, but each must strain to explain away the other group's biblical data.

• • John 6:38-40 Иоанна 6:38-40

• • John 10:28-29 Иоанна 10:28-29

• • Romans 8:28-39 Римлянам 8:28-39

• • Philippians 1:4-6 Филиппийцам 1:4-6

• • Philippians 2:12-13 Филиппийцам 2:12-13

• • 1 John 2:19 1 Иоанна 2:19

Первый набор текстов не может быть использован для опровержения второго (арминианства), тогда как второй позволяет опровергнуть дешевую благодать. Оба подхода совместимы с библейским учением, что вера – это не просто заповедь, а дар Божий для Его избранных. Если вера – это просто дело человеческой свободной воли, то она может быть потеряна. Но если спасительная вера есть дар Божий, то она не может быть потеряна. Сделавшие сами себя христианами отпадают, и они погибнут. Могут ли отпасть истинные христиане? Нет, ибо они хранимы непобедимой силой Божией во Христе. Библия учит, что исповедующие христиане, утратившие веру, никогда не были поистине верующими (1 Иоан.2.19), какими бы качествами они ни обладали (Евр. 10.39).

Те, кого Бог принял в Своем возлюбленном Сыне, действенно призванные и освященные Его Духом, - не могут ни всецело, ни окончательно отпасть от состояния благодати, но, напротив, будут настойчивы в нем до конца, и обретут вечное спасение (ВИВ 17.1)