Sola Fide – "Одной верою". Фокин М.Н.
Богословие - Статьи

 


Центральная доктрина протестантской Церкви Sola Fide – "Одной верою".

 

Мы рассмотрим центральную доктрину протестантской Церкви Sola Fide – "Одной верою".

"Праведный верой жив будет". Это был боевой клич протестантской Реформации, вдохновленной Св. Писанием, которое говорит:

Ин. 6:47 «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную».

Рим. 4:5 « … не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность».

Гал. 2:16 «… человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

Итак, на основании Св. Писания сердцевиной протестантского богословия всегда было признание того, что грехи прощаются нам по благодати Божьей, совершенно нами не заслуженной, посредством одной веры, которая вменяется нам в праведность. Это стало возможно благодаря кресту Христову, который примирил справедливый гнев и милосердие Божие, одержал победу над грехом и смертью и возвестил посредством воскресения Христова о той силе, которая дарует человеку способность умереть для греха и восстать для новой жизни.

Идея, что оправдание приходит единственно через веру, благодаря заслугам только одного Христа, является настолько основополагающей для Евангелия, что Лютер характеризовал ее как "фундамент, на котором церковь стоит или падает".

Сегодня нам необходимо спросить себя, какой фундамент под нашими ногами? Исповедуем ли мы Евангелие, которое отстаивал апостол Павел, Августин и Лютер или же мы находимся в заблуждении вместе с теми, кто настаивает вопреки Писанию на том, что одной веры для спасения не достаточно?

Современный англиканский богослов Дж. А. Пакер обращается к протестантам следующими словами:

«Сегодня протестанты должны задуматься над этими вопросами. Есть ли у нас право называть себя детьми Реформации? Едва ли пионеры (родоначальники) Реформации признали и узнали бы большинство современных протестантов. В свете этого мы должны задать себе вопрос: не продал ли «послелютеровский» протестантский мир свое право первородства?»

Чтобы лучше понять, а вернее прочувствовать доктрину Sola Fide – "Одной верою", давайте обратимся к истории евангельского прорыва Мартина Лютера.

Прежде всего, хочется сказать о духовном кризисе Лютера, приведшем его к величайшему прорыву, который привел многих и многих на путь евангельской веры.
Лютер был весьма прилежным монахом августинского ордена. Он был исполнен решимости совершать любые добрые дела для того, чтобы обрести спасение.
Он постился иногда трое суток подряд. Он возлагал на себя бдения и молитвы помимо тех, что были установлены правилами. Он отказался от полагавшихся ему одеял и чуть не простудился насмерть.
Позднее Лютер говорил:
«Я был добрым монахом, соблюдая установления моего ордена так строго, что могу сказать, что коли, мог бы монах попасть на небеса через свое монашество, то это был бы я. Вся знавшая меня монастырская братия согласится с этим. Продолжай я и далее подобным образом, я бы изнурил себя бдениями, молитвами, чтением и другой работой».
Но самые суровые ограничения и самодисциплина не приносили внутреннего покоя. Цель борьбы заключалась в том, чтобы преодолеть свои грехи, но никогда у Лютера не возникало ощущения близости милующего Бога. Проблема же заключалась в том, что ни какими делами, он никак не мог удовлетворить Бога.
Исповедовался Лютер очень часто, иногда ежедневно, причем каждая исповедь могла продолжаться около шести часов. Лютер повторял исповедь и для того, чтобы ничего не упустить, вновь вспоминал всю свою жизнь до тех пор, пока исповедник, изнемогая от усталости, не восклицал:
«Человек, Бог не гневается на тебя, ты гневаешься на Бога. Разве ты не знаешь, что Господь повелел тебе надеяться?»
«Послушай, говорил его наставник Штаупиц, если ты рассчитываешь на прощение Христово, кайся в том, что действительно нуждается в прощении, отцеубийстве, богохульстве, прелюбодеянии, а не во всех этих пустячных проступках».
Но Лютера мучил вопрос — исповедовал ли он все свои грехи. Еще большую тревогу вселяло ясное понимание Лютера о том, что некоторые из неблаговидных поступков трудно даже распознать, а не то, что вспомнить и исповедовать.
Перед поступлением в монастырь, Лютер получил степень магистра в Эрфуртском Университете, где показал выдающиеся способности схватывать наиболее тонкие и трудные места закона. Когда он применял свой проницательный юридический ум к закону Божьему, он видел то, что большинство людей упускает.

Для него самыми страшными грехами являлись не отцеубийство, ни богохульство и не прелюбодеяние. Он знал, что самым большим преступлением является нарушение самой великой и главной заповеди.
А самая великая заповедь заключается в словах: "Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя".
Он делал заключение, что если Величайшая Заповедь - любить Бога всем сердцем, то Величайшее Преступление - не любить Бога всем сердцем.
Ни один из нас не способен соблюсти Величайшую Заповедь даже в течение пяти минут. На первый взгляд нам может показаться, что мы соблюдаем ее, но стоит задуматься на минуту, и становится ясно, что никто из нас не любит Бога всем сердцем, или всем разумением, или всей крепостью. Ни один из нас не любит ближнего так, как любит себя.
Мы можем прибегать к всевозможным уловкам, лишь бы только не задумываться об этом на глубинном уровне, но где-то в самой сердцевине нашего "я" всегда тлеет это досадное знание и звучит обвиняющий голос. Он говорит нам, что, если смотреть правде в глаза, мы преступаем Величайшую Заповедь каждый день. Мы все лишены совершенной любви к Богу, так как же тогда нам спастись? Ведь Бог не снижает Своих стандартов, чтобы мы могли им соответствовать.
Он остается полностью святым, полностью праведным и полностью справедливым. А мы не можем исполнить Его святых требований в совершенстве. Как же тогда может несправедливый, греховный человек выжить в присутствии справедливого Бога?
« Все уклонились, сделались равно непотребными, нет делающего добро, нет ни одного» (Пс. 13:2-3).
Слова "нет ни одного" устраняет всякую возможность недопонимания. Обвинительный приговор не делает исключения ни для кого, кроме безгрешного, ни разу не согрешившего Сына Божьего, единственного, исполнившего безукоризненно все заповеди Господни.
Лютер, овладев законом, ясно понимал две вещи:
во-первых, он знал, что Бог справедлив и свят.
Во-вторых, он понимал, что требованием закона, этого Бога, является безгрешная и праведная жизнь.
Что же делать, где выход, как и кто способен угодить Богу?
День и ночь он размышлял над вопросом: как справедливый Бог может принять несправедливого человека? Он знал, что от ответа зависит его участь в вечности.
Неизвестно чем бы закончились эти томительные переживания Лютера, если бы Св. Дух милостиво не открыл ему единственно верный путь спасения – это спасение одной верой.
Лютер вспоминал:
"Я всей душой жаждал понять Послание Павла к Римлянам, и ничто не стояло на пути понимания, кроме одного выражения: "Правда Божья", потому что я понимал его в том смысле, что это - праведность и справедливость, которые присущи Богу и, исходя из которых Он наказывает неправедных и несправедливых. Моя ситуация была такова, что я, хотя и был безупречным монахом, стоял перед Богом как грешник с нечистой совестью, и у меня не было никакой уверенности, что мои заслуги смягчат Его гнев. Поэтому я не любил справедливого и разгневанного Бога, а ненавидел Его и роптал против Него. Но я все же тянулся к этому Посланию дорогого для меня Павла и жаждал знать, что он имел в виду. Я размышлял день и ночь, пока не увидел связь между праведностью Божьей и высказыванием "праведный верой жив будет". Тогда я, наконец, понял, что праведность, или правда Божья, - это праведность, исходя из которой через благодать и чистую милость Бог оправдывает нас по вере. Тогда я ощутил себя заново родившимся и так, словно через открытые двери я вошел прямо в рай. Все Священное Писание приобрело новый смысл, и если раньше слова "правда Божия" вызывали у меня ненависть, то теперь их звучание наполнилось невыразимой сладостью и величайшей любовью. Этот отрывок из Послания Павла послужил для меня воротами на небеса. Если вы действительно имеете веру в то, что Христос - ваш Спаситель, то в это же мгновение вы приобретаете милосердного Бога, поскольку вера открывает для вас сердце Бога и Его волю, чтобы вам увидеть чистую милость и бьющую через край любовь. Вот что значит - смотреть на Бога, веруя. Тогда вы увидите Его полное отцовской любви сердце, сердце друга, в котором нет ни гнева, ни жестокости".

Итак, только теперь, Лютер впервые понял Благую весть, и двери рая распахнулись, и он прошел через них.
Теперь Лютер видел, что Бог является одновременно и праведным, и оправдывающим Богом через жертву Христа.

Как только Лютер уловил смысл того, чему Павел учил в Послании к Римлянам, а именно, что вера во Христа зачитывается грешнику как его собственная праведность, он родился заново. Бремя вины было снято с его души. Безумная мука закончилась.

Пусть же и для всех нас доктрина Sola Fide – "Одной верою" не будет просто мертвым ярлыком протестантизма, отличающим его от других конфессий, но станет силой распахивающей двери рая для грешников, перерождая их для новой, праведной жизни в Боге.
Фокин М.Н .
Использовались материалы из книг:
Роланда Бейтон «На том стою».
Р.Ч. Спрол «Святость Бога».