РАЗМЫШЛЕНИЕ ДЛЯ БОЛЬНЫХ Льюис Бейли
Богословие - Статьи


Если ваша болезнь остается с вами, используйте для своего утешения несколько размышлений, которые помогут понять, почему Бог посылает страдания Своим детям.


1. Через страдание Бог может не только исправить грехи нашего прошлого, но и породить в нас глубокое отвращение к нашему природному растлению, и таким образом удержать нас от падения во многие другие грехи, которые в противном случае мы могли бы совершить; как добрый отец, который позволяет нежному младенцу слегка обжечь палец свечой, Он может научить нас остерегаться попасть в великий огонь, и так дитя Божие может сказать вместе с Давидом: «Хорошо для меня было пострадать, и я узнал уставы Твои, ибо до страдания моего я заблуждался, но теперь я держу свое слово». И также говорит Павел: «Мы наказаны Господом, потому что мы не должны быть осужденными с миром» (1 Кор.11.32).

На Кресте Бог приготовил два лекарства, наказание грехов прошлого и предотвращение греха будущего. Ибо хотя от вечного наказания за грех, которое вытекает из справедливости, мы помилованы через жертву Христа, но мы не можем, без серьезного суда над собой, быть освобождены от временных наказаний за грех, потому что они происходят только из любви Бога для нашего блага. И это является причиной того, что когда Натан сказал Давиду от Господа, что его грехи прощены, он добавил, что меч наказания не отойдет от дома его и что его ребенок будет обречен на смерть. Ибо Бог как искусный Врач, видя, что наша душа отравлена поселившимся в ней грехом, и зная, что власть плоти окажется гибелью духа, служит нам через горькие лекарства бедствий, в результате чего остатки греха удаляются, а душа крепко вылечивается; плоть покоряется, и дух освящается. О мерзость греха, что ведет Бога к тому, чтобы наказыватьтак сурово Своих детей, которых Он так любит!

2. Бог посылает скорби, чтобы запечатлеть ими наше усыновление, так как Он дисциплинирует всех, кого любит, и наказывает каждого, кого Он принимает как сына, чтобы он переносил страдания как дисциплину. Если Бог с вами как ваш Отец, то какой отец не дисциплинирует своего сына? «Если же вы не подвергаетесь наказанию, то вы незаконные дети, а не сыновья» (Евр.12.8 KJV). Обязательно обратите внимание, что если Бог видит грех и не поражает его, то Он ненавидит, а не любит, потому сказано, что когда Он позволил нечестивым сыновьям Илия продолжать свои грехи без наказания, то Он «решил уже предать их смерти». С другой стороны, нет более верного знака отеческой любви и наставления Бога, чем исправление нас некоторым страданием тогда, когда мы совершаем какой-либо грех и преступление. Это страдание является, следовательно, печатью принятия, а не признаком осуждения. Хорошую кукурузу нужно лучше всего очищать; чистое золото труднее всего очистить; сладкий виноград труднее мнется, и истинный христианин несет более тяжелые скорби.

3. Бог посылает скорби, чтобы избавить наши сердца от излишней любви к миру и мирской суете, и чтобы заставить нас более серьезно и долго желать вечной жизни. Если бы дети Израиля не подвергались столь жестокому обращению в Египте, они не были бы настолько готовы идти в Ханаан; если бы не кресты и скорби этой жизни, дети Божьи не могли бы так сильно, долго и охотно желать Царства Небесного. Ибо мы видим много гурманов, которые готовы были бы отказаться от благ неба при условии, что они все еще смогут наслаждаться земными радостями, и, не пробовав радости лучшей, как неохотно они расстаются с жизнью! В то же время апостол, который видел славу Божию, говорит нам, что радость вечной жизни и удовольствия этого мира – это самая прекрасная пища рядом с грязным навозом, уютная спальня и гноище (2 Кор.12.4, Фил.3.8).
Бог примешивает иногда болезнь к радости и процветанию этой жизни, чтобы дети века сего не могли забыть о Нем и впасть в слишком большую любовь к этому лукавому веку, и не обрели вместе с богатством гордость, нахальство, распущенность и несмысленность и не отвергли Господа, разжирев (Втор.32.15). Ибо если дети Божьи любят мир столь сильно, когда он поражает нас и причиняет зло, как бы мы любили эту блудницу, если бы она улыбнулась нам и стала ласкать, как детей мира сего? Таким образом, Бог как мудрый и любящий Отец пресекает удовольствия этой жизни для Своих детей, чтобы, не находя в этом земном состоянии истинной и постоянной радости, они могли бы вздыхать и стремиться к вечной жизни, где только и модно найти по-настоящему вечную радость.

4.В скорби и болезни Бог испытывает Своих детей и милость, которую Он дарует им. Он затачивает и испытывает их веру, как ювелир переплавляет золото в горниле, чтобы сделать его более блестящим и ярко сияющим (1 Пет.1.7); Он побуждает нас молиться все усерднее, и научает нас терпению, которое мы узнаем в этой школе страдания. Опыт развивает нашу надежду, любовь и все остальные христианские добродетели, которые без этого будут ржаветь, как железо, или растлеваться, как стоячая вода, которая не течет и приобретает дурной запах (Иер.48.11). И неужели человек предпочтет сохранить вонь и проклятие своего растленного характера и не захочет изменить его через крест болезни к своему же спасению? Ибо как ромашка, которую сомнут, станет ароматнее, и рабы, живущая в соленой воде, вкуснее, так те души ценнее всего для Христа, что больше всего страдают и несут свой крест.

5.Бог посылает скорби, чтобы явить миру Своих истинных детей в любви и служении. Каждый лицемер будет служить Богу, пока он процветает и благословлен Им, как дьявол ложно обвинил Иова; но кто, если не любящее чадо Божие, будет любить Его и служить Ему в беде, когда Бог, кажется, разгневан на него? Кто прилепится к Нему еще теснее, когда Он, кажется, нахмурился и отвергает человека с позором, и гонит его, ранит и убивает, как врага, чтобы потом сказать вместе с Иовом: хотя бы Ты, Господи, убил меня, я буду уповать на Тебя! Любовь к Богу и упование на Его милость во время нашего исправления и страдания есть верный признак искреннего чада и слуги Господа.

6. Освященное страдание особенно способствует нашему дальнейшему истинному возрастанию и зовет нас домой через покаяние к нашему Отцу Небесному. «В своей скорби они будут искать Меня усердно», говорит Господь (Ос.5.15). Бремя Египта заставило Израиль возопить к Богу (Исх.3.7). Несчастья Давида сделали его молящимся (Пс.86.7). Болезни Езекии заставили его плакать (Ис.38.2-3), и нищеты вынудила блудного ребенка вернуться и просить у своего отца милости. Да, мы много читаем в Евангелии, что болезни и страдания вынудили прийти ко Христу многих из тех, кто, если бы имел здоровье и процветание, как другие, пренебрег бы своим Спасителем и презрел Его, и никогда не стал бы стремиться к Нему ни за исцелением, ни за спасительной благодатью. Ибо, как Ноев ковчег, чем больше окружали его воды, тем ближе он становился к небу, так освященная душа – чем больше она подвергается скорбям, тем ближе она поднимается к Богу. О, благословенный крест, который привлекает грешника на коленях ползти ко Христу, чтобы в своих тяжких страданиях молить о Его бесконечной милости! О благословенный, вечно благословенный Христос, Который никогда не отказывается от грешников, приходящих к Нему, хотя бы поводом к тому послужили скорби и страдания!

7.Страдание вызывает в нас жалость к нашим ближним, братьям, которые находятся в бедственном положении, мы учимся сочувствовать их беде и выражать сострадание их положению, как если бы мы сами страдали вместе с ними (Евр.13.3), и поэтому Сам Христос страдал, будучи подобен нам во всем, кроме греха, чтобы Он мог быть милосердным Первосвященником, тронутым нашей немощью (Евр.2.18, 4.15, 5.8-9). Никто не может так сильно оплакивать страдания другого, как тот, кого самого постигла та же болезнь. Поэтому пострадавший грешник может смело говорить о Христе.

8. Бог использует наши болезни и несчастья как средство и пример для других проявлять веру и добродетель, которые Он даровал нам, а также чтобы укрепить тех, кто не получил веры в такой большой мере, как мы, потому что не может быть большего поощрения слабого христианина, чем истинный христианин в труде и болезни, поддерживаемый большим терпением и утешением в его душе. А легкий и благословенный уход такого человека будет вооружать его против страха смерти и заверять его, что надежда на Бога есть гораздо более драгоценная вещь, чем плоть и кровь, и все, что может предстать смертному оку в этой долине страданий. И если бы не то, что многие из тех, кого мы знаем как несомненных детей Бога, пережили такие страдания и бедствия и явили нам крест, по тяжести многократно превосходящий нас, то, возможно, мы сами вряд ли стали бы детьми Божьими. И поэтому Иаков говорит: «Бог подал нам через Иова и пророков пример долготерпения».

9. В скорбях Бог дает нам сообразоваться образу Христа, Сына Его (Рим.8.18, 1 Пет.4.14), Который, будучи Главой нашего спасения, был соделан совершенным через страдания (Евр.2.10). И поэтому Он нес крест с позором прежде, чем был увенчан славою (Евр.2.7), принял горький уксус (Мтф.27.34) прежде, чем вкусил мед (Лк.24.42), и был высмеян как Царь иудейский солдатами в зале первосвященника, прежде чем Его приветствовали как Царя славы ангелы в суде Отца (Пс.24.7). И чем больше Отец наш Небесный будет преображать нас в образ Его Сына, чтобы явить Его в нас, тем больше Он будет любить нас, и после того как мы в какой-то мере воспримем Его образ в страданиях и скорби (2 Тим.4.7-8), и преодолеем (Откр.3.21), мы будем увенчаны Христом и воссядем с Ним на престоле Его, и получим от Христа драгоценный белый камень и утреннюю звезду (Откр.2.17), и воссияем, как Он в славе Своей навсегда (Фил.3.21).

10. Наконец, скажем и о том, что благочестивые могут быть унижены в своем страдании, но Бог прославляется через избавление их от бед и мучений, когда они призывают Его помощь и поддержку. Ибо хотя ни один человек не чист, и если бы Господь всегда строго замечал беззакония, Он нашел бы за что наказать Его, но милостивый Господь, не всегда делающий скорби Своих детей наказанием за их грехи, иногда возлагает на них скорби и кресты ради Своей славы. Таким образом, наш Спаситель Христос сказал ученикам Своим, что слепой человек не родился таким из-за своего греха или греха родителей, но чтобы на нем явились дела Божии. Так Он сказал им также, что болезнь Лазаря не к смерти, но к славе Божией. О невыразимая благость Божия, которая превращает даже те страдания, которые есть позор и наказание за грехи наши, в предмет Его чести и славы!

Вот благословенные и достойные цели, ради которых Бог посылает болезни и скорби Своим детям, и по которым ясно представляется, что страдания не являются признаками ненависти Бога или нашего осуждения, а знаками и обещаниями Его отеческой любви к Своим детям, которых Он любит и, следовательно, наказывает в этой жизни, где есть покаяние и, следовательно, надежда на помилование, чтобы не наказывать нас там, где нет ни надежды на помилование, ни конца наказания. Поэтому христиане в древней Церкви привыкли воздавать Богу большую благодарность за свои страдания в этой жизни. Так апостолы радовались, что они были достойны пострадать за имя Христа (Деян.5.41). И евреи-христиане радовались, что у них отбирают их добро, зная, что у них на небесах есть имущество лучшее и непреходящее (Евр.10.34).

А в отношении этой святой цели апостол говорит, что «наказание ныне кажется не радостью, а печалью, но потом оно приносит тем, кто были научены, тихий плод праведности» (Евр.12.11). Молитесь, следовательно, от души, что если Бог послал вам болезнь, то для того, чтобы вы могли угодить Ему, и если Он посетил вас этой болезнью, то Он учит вас освященному применению того, что Он на вас возложил.