Не судите, да не судимы будете. Тимофей Уитмер (Timothy Z. Witmer).
Богословие - Статьи

//Т. Уитмер является пастором Реформированной Церкви Св. Стефана в г. Нью Холланд и почётным профессором Практической теологии в Вестминстерской Теологической Семинарии в г. Филадельфия. Он является автором книги «Просторы Разума и Пастырь Лидер» («Mindscape and The Shepherd Leader»)//

Существует мало таких мест в Библии, которые так часто понимаются неправильно, как Мф. 7:1: «Не судите, да не судимы будете». Этот текст обычно цитируют в ответ, когда кто-то пытается указать на неправильное поведение другого человека, и ему от этого становится очень неприятно. «Кто ты такой, чтобы судить меня?», отвечает он.

О каком «суде» говорит Иисус? Как всегда, контекст может помочь нам понять, что Он имеет в виду. Этот текст содержится в Нагорной Проповеди, которая показывает нам природу истинной праведности и обличает напускную религиозность. Здесь Иисус говорит о двуличии и двойных стандартах. Он объясняет Свою мысль с помощью примера, приведенного в Мф. 7:3-5:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?  Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.»

Этот текст в оригинале выглядит ещё сильнее, поскольку «бревно» в греческом обозначает большую балку, используемую для строительства дома. Слушатели Иисуса должно быть рассмеялись в тот момент когда представили себе человека с бревном в глазу, который пытается вытащить пылинку из глаза другого человека. Лицемер — это тот, кто осуждает поведение другого человека в том, в чём он повинен сам, или ведёт себя ещё хуже. Некоторые из слушателей Иисуса были Книжниками и Фарисеями. И те и другие были опытными лицемерами. Они громогласно обличали других в своих грехах. Это и был неправильный «суд», о котором говорил Иисус.

В таком случае, есть ли ситуация, когда люди могут правильно «судить» поступки других людей? Конечно да! Писание не только говорит, но и требует этого от нас. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит нам: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24). А что такое «праведный суд»? В Евангелии от Матфея Иисус учит, что человек должен прямо обличить того, кто согрешил против него (Мф. 18:15). И здесь есть несколько важных моментов, которые мы должны запомнить.

Первое, оценка ситуации должна основываться на стандартах Бога, а не на личных предпочтениях. Грех — это нарушение Божьего Закона. Вот почему многие современные люди не любят «суд». У них другие стандарты. Они живут по «своей правде», их стандарты всегда подчиняются ситуации и не противоречат их поведению. Они говорят: «Если я думаю или чувствую, что это правильно — то это правильно». Но существуют абсолют: стандарт, который определяет, что правильно, а что нет. Этот стандарт мы можем найти в Писании.

Второе, обвинение человека в грехе всегда должно преследовать одну цель: восстановление грешника. Смысл в том, чтобы человек отвратился от греха, а не в том, чтобы унизить и проклясть его или возвысить свою самооценку за его счёт. Именно так поступали Книжники и Фарисеи, а иногда так поступаем и мы. То же самое мы можем увидеть и в Гал. 6:1. Павел пишет: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». Здесь мы снова можем увидеть слово «согрешение» - указание на нарушение стандартов Бога. И снова цель исправления — это восстановление брата или сестры. Мы всегда должны быть обеспокоены возвращением согрешивших.

Ещё один очень важный момент, который мы можем увидеть в этом отрывке — это отношение к тому, кого обличаешь. Павел пишет, что мы должны быть «в духе кротости». Это говорит нам о смирении, которое грешник должен проявлять, когда обличает другого грешника. Ещё Павел напоминает, что мы должны наблюдать за собой, чтобы не впасть при этом в искушение. Это всё никак не похоже на поведение самоправедных людей, которые всегда готовы проклинать других и возвышать себя.

Из этого всего можно сделать определённые выводы:

Мы должны видеть всё в перспективе и помнить, что конечным Судьёй является Бог, и что мы все несём перед ним ответственность. «Не судите, да не судимы будете,  ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:1-2). Второй стих усиливает первый. Иисус напоминает нам, что Бог — Судья, а Его Слово — это стандарт для «суда». Мы должны судить людей в духе смирения, помня, что в каждом из нас скрывается ещё очень много лицемерия.

www.ligonier.org