ВСЕЗНАНИЕ Гордон Кларк
Богословие - Статьи


Предопределение не может быть понято без адекватной оценки всемогущества Бога и без реального понимания Его всеведения. Причина в том, что предопределение относится к Божьей цели и намерению, а они по определению ограничены знанием. Если вы или я намерен купить коробку конфет для друга, мы должны знать его вкусы, мы должны знать, где мы можем купить еее, и как мы можем принять его к себе. Надо отметить, что в человеческих делах это знание может оказаться таково, что оно не будет знанием вообще. Наш друг, возможно, просто был убит в автомобильной аварии, или, что менее трагично, магазин, в котором мы намеревались купить конфеты, разорился. Но для Бога эти сюрпризы невозможны. В первом случае не может быть намерения без мнимого знания, и в последнем случае, не может быть никакого намерения без фактического знания. Поскольку, как только что сказал, предопределение является вопросом о намерениях, мы должны принять во внимание степень знания Бога.


В предыдущей главе, где целью было показать, что Бог сотворил все, первый шаг должен был показать, что Бог создал то, другое и так далее, пока мы не исчерпали список и смогли заключить, что Бог сотворил все. Здесь тоже можно было бы перечислить детали, что Библия говорит, что Бог знает, и, наконец, прийти к выводу, что он знает все. Эта процедура имеет некоторые преимущества. У меня была набожная и скромная тетя, которая юной девушкой была мормонской миссионеркой. Годы спустя она продвинулась до некоторых богословских мнений ее молодого племянника. Бог, по ее словам, заботился о важных вещах в мире, и даже был внимателен к работе молодого миссионера, но Бог не знает, что я делаю в моей кухне, сказала она, потому что это слишком незначительно для Него. Несомненно, это было смирение, она не мнила себя более высоко, чем должна была. Но ее арминианское понятие Бога было далеко от того, чему учит Библия. Сколь бы смиренной она ни была, они принижала Бога, предположив, что Он столь ограничен в объеме Своего знания, что не может присутствовать и в важных, и в ничтожных вещах. Если теперь мы должны перечислить вещи, о которых Библия говорит, что Бог их знает, мы могли бы спросить, знает ли Он, что делают женщины дома на кухне.
Но есть лучший способ продолжить, и детали все равно встанут на свои места. Нужно будет показать, как учение о сотворении относится к знанию Бога, и как соотносятся вездесущность и провидение. Таким образом, следует обсудить природу знания Бога.

1.Творение, вездесущность и провидение

Существует история о человеке, посетившем завод Форда в первые дни его работы. Мистер Форд сам сопровождал гостей. Они остановились, чтобы понаблюдать работу мастера в один важный момент, и один из посетителей с явным одобрением хозяина задал мастеру несколько вопросов, на которые тот ответил блестяще. Затем гость спросил, сколько в машине деталей. Бригадир заметил, что эта информация не разглашается. Мистер Форд двинулся дальше и тихо шепнул гостю: "927 штук".


Если человек как изобретатель и производитель обладает точным знанием своего продукта, то разве удивительно, что Божественный Мастер обладает еще более точным знанием того, что Он делает. Поскольку Бог создал все вещи, мы делаем вывод, что Бог имеет совершенное знание всего Своего творения.


Хотя это звучит правдоподобно само по себе, нам не нужно полагаться на мистера Форда для нашей теологии. Аналогии иногда обманчивы, и мы всегда должны опираться на Писания. В Библии есть место, проливающее свет на этот момент. В Псалме 138.2-15 Давид признает, что Бог знает его, потому что Бог создал его. Эти стихи могут иметь и другие следствия, но здесь следует обратить внимание на идею, что Давид был сотворен таким образом, что все его члены были известны Богу и работали по назначению. " Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, - Ты, Господи, уже знаешь его совершенно. Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.


 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было".
Посмотрим еще на один стих. Пс.104.24 говорит: «О, Господи, как многочисленны дела Твои! В мудрости Ты соделал их все" (KJV). Строительство Вселенной - дело невероятно сложное, куда сложнее, чем заводы Форда. Мудрость и знание, явленное в этом многообразном деле - за пределами нашего воображения. Сам факт творения поэтому - доказательство всеведения Бога. Эта же идея содержится во многих других стихах. Например, в Притч.3.19 мы читаем: "Господь премудростью основал землю и разумом утвердил небеса, Его премудростью разверзлись бездны". Опять же в Иер.10.12 говорится: « Он сотворил землю силою Своею, Он утвердил мир Своею мудростью, и распростер небеса по Своему усмотрению". Существуют десятки таких стихов. Их должно быть достаточно, чтобы показать, что доктрина творения предполагает учение о Божественном всеведении. Если некая скромная тетя миссионера отрицает последнее, она, будучи последовательна, должна отрицать и первое.


 Далее идет идея вездесущности. В Библии есть некоторые стихи, что говорят конкретно о вездесущии Бога, но во многих других местах она комбинируется с другими доктринами. Поэтому вместо того, чтобы подтверждать вездесущность отдельно, объединим ее с всеведением в один набор ссылок, ибо они всегда идут вместе.


Пророк Иеремия говорит: "Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его, говорит Господь? Не наполняю ли Я небо и землю?" (23.24). Причина того, что никто не может ускользнуть от внимания Бога, в том, что Бог есть везде. Он наполняет небо и землю. Иначе Его невозможно представить. И если этот  стих упоминает только человеческие существа, которые, возможно, пожелают скрыться от Него, то это означает, что Бог знает все, потому что Он везде.


Хотя мы часто говорим, что Бог во всем мире, возможно, лучше сказать, что весь мир в Боге. Деян.17.24-28 говорит о творении, вездесущности и, соответственно, о всезнании, утверждая: "Бог, сотворивший мир и все, что в нем. . . не обитает в рукотворных храмах", а затем, когда апостол добавляет, что «мы Им живем и движемся и существуем», мы можем сделать вывод, что «все» в предыдущих стихах также имеет свое бытие в Боге. Очевидно, что Бог должен знать, таким образом, все сущее, ибо оно пребывает в Его разуме.


Известные стихи из Псалма 138 используют идею вездесущности для понимания знания Бога. "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты". Не только в преисподней, но и если я жарю яичницу с беконом на кухне -"и там рука Твоя поведет меня, и десница Твоя удержит меня". То же самое единство идей очевидно в Евр.4.13: "И нет ничего сокрытого пред Ним, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет".


Как всеведение поддерживает вездесущность и творение, то же самое относится к провидению. Создание и провидение объединяются в Неем.9.6: "Ты живишь все". Псалом 36.6 гласит: "Господи, Ты хранишь людей и зверей". О животных больших и малых Псалом 104.27 продолжает: "Все они ждут от Тебя, чтобы Ты дал им пищу их в свое время". Другие стихи о провидении позже будут использованы более тесно в сочетании с предопределением, но здесь пока добавим только один. В Мтф.6.32 Иисус говорит: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом".


Этот последний стих, который связывает провидение со знанием,  является наиболее подходящим. Как Бог мог бы осуществлять провидение над всем творением его, если бы Он не знал его целиком? Так как Божье провидение касается всей жизни, Бог знает ее вполне. Провидение Божие управляет всеми условиями, при которых живут люди и животные, но это и означает, что оно неотделимо от всезнания.
Если Божие правление миром обеспечивает вечную награду и наказание, хотя здесь и не говорится об этом, и если заслуг и грехи отчасти зависят от мыслей и намерений сердца, от тайных мотивов человека, то это правление неотделимо от знания Богом сокровенных мыслей людей. Апостол говорит нам, что «Господь... проливает свет на сокрытое и обнаруживает совет сердца" (1 Кор.4.5 KJV). Все эти соображения четко связаны с всеведением. Примером этого является и признание Петра: "Господи, Ты все знаешь, ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоан. 21.17). Этот стих особенно в точку. Христос знает сердце Петра, потому что Он знает все. Любовь Петра - это не просто случайная информация для Иисуса. Иисус есть Господь и Бог, и Он знал любовь Петра, потому что Он был всеведущ. Здесь можно упомянуть и Иоан.2.24-25: «Он знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке". Эти последние две цитаты часто используются, чтобы доказать божественность Христа , но отметим, что они делают это на том основании, что Бог всеведущ.


2.Краткое описание

Различные соображения, которые мы сейчас приведем, могут быть обобщены и по другим стихам. Писание учит, что Бог есть Бог знания. "Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены" (1 Цар.2.3). Псалом 147.5 говорит: "Велик Господь, и Его разумение бесконечно". Если читатель считает, что это очевидно, следует отметить, что некоторые служители и богословы настолько смущены  предопределением, что они отрицают и всеведение. Вполне возможно, что читатель будет введен в соблазн предположить, что есть некоторые вещи, которых Бог не знает и не может знать. Приписывание Богу невежества позволяет нам избежать некоторых возражений против предопределения, но это будет стоить суверенитета, всеведения, мудрости и всего достоинства Бога. Поэтому очевидная цель нашего анализа библейского материала о знании Бога - это предотвращение ужасных недоразумений вокруг предопределения. Читатель должен спросить себя, исходя из предыдущего материала, а также всего остального: можно ли показать целиком и полностью, что Бог знает все?


Трудно сказать, действительно ли люди, которые имеют трудности с предопределением, более отягощены Божьим предвидением мыслей и намерений сердца человека или Его знанием деталей всего остального мира. Второе не так важно для нас, как первое,  но все же один пункт по крайней мере, где-то должен быть вставлен, чтобы показать знание Бога о мире до деталей. Это знание несколько раз упоминается в Библии. Например, Бог привел Авраама на открытое пространство и сказал: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их" (Быт. 15.5). Авраам не мог этого сделать. В Иер.33.22 говорится: «воинство небесное не исчислить". Человеку это не под силу, но  Бог может это сделать, ибо «Он исчисляет количество звезд, зовет их всех по именам" (Пс.147.4). К этому добавим, что "Он призвал их всех по именам величием своего могущества, которым Он силен во власти" (Ис.40.26). Интересно отметить в этой последней фразе, что знание Бога, кажется, зависит от Его власти. Далее мы обсудим эту природу знания Бога. На данный момент, достаточно закончить этот краткий обзор, заключив, что Библия наиболее ясно учит, что Бог знает все.

3.Природа знания Бога

В ходе дискуссии по провидению чуть выше, было сказано, что это слово этимологически означает видеть вещи, и более определенно относится к видению вещей заранее. Иоан.6.64 говорит: "Но есть некоторые из вас, которые не веруют; ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его". Фраза "с самого начала" может означать только с момента, когда эти люди начали следовать за Ним. Или же это может означать "с самого начала человеческой истории". Или, наконец, это может означать "от вечности", в том же смысле, в котором апостол говорит: «В начале было Слово". Поскольку существовали пророчества Ветхого Завета, что Христос будет предан, отсюда следует, казалось бы, что это знание предшествовало рождению Иуды. При сравнении с другими стихами этот , скорее всего, означает, что Иисус знал это  от вечности.  Божье знание вечно.
Если бы Бог не знал все от вечности, Он должен был бы научиться многому во времени. А если бы Он узнал об этом, он, должно быть, ранее мог не знать этого. И если бы Он был невежественным и узнал что-то, то почему Он не может забыть некоторые вещи через некоторое время? Тем не менее Бог не узнает и не забывает. "Не дремлет и не спит хранящий Израиля" (Пс.121.4). 1 Кор.2.11 говорит: "Никто не  знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем; так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия". Этот стих показывает, что в противном случае не удивительно, что Бог знает о Себе все, и если Он есть вечное и нетварное, изначально существующее Я, то Его знание о Себе должно быть вечным.


Когда о Боге говорится как о Том, Кто "возвещает конец от начала" (Ис.46.10), и при этом "известны Богу все дела Его от начала мира» (Деян. 15.18), то это указывает на вечность Божественного знания. Если кто-то настаивает, что слова "от начала мира" могут отодвинуть Божье знание только к началу творения, то мы уже отметили относительно знания Бога о Самом Себе и о том, что в Нем нет никакого невежества. Другой ответ будет дан в начале следующей главы.


Возможно, должны быть включены и другие стихи, чтобы показать, что Бог вечен. не будь Он вечен, конечно, Его знания не были бы вечными. Но учение о творении из ничего предполагает вечность Бога, Который есть "Высокий и Вознесенный, Вечно живущий" (Ис.57.15), вечный Бог (Быт.21.33), Который от века и до века (Пс.90.2), Царь вечный (1 Тим.1.17). "Они погибнут, но Ты тот же, и летам Твоим не будет конца" (Пс.102.26-27 KJV).
Мы сказали о связи знания Бога с Его властью. Он знает, потому что Он всемогущ. В самом деле, есть несколько стихов, которые соединяют знание Бога и Его власть. Это и следовало ожидать, если иметь в виду, что Бог и Его власть вечны.  Когда еще ничего не было, и только Бог существовал, Бог знал все. Очевидно, что это знание присуще Ему и обитает в Нем. Он не мог бы вывести его ни из чего другого, ибо еще ничего не было. Это было действительно самопознание, и Его знание о Вселенной было Его знанием собственных намерений, Своего ума, Своих целей и решений. В философском языке это означает, что знание Бога не является эмпирическим.  Он не узнает истину. У  Него всегда есть истина. Это крайне важно, и это имеет важное отношение к предопределению. Отметим это особо.


Если Бог действительно, как Библия описывает Его, обладает вечным знанием Самого Себя, с которым Он создает и контролирует каждую вещь в мире, очевидно, Божье знание зависит от Него Самого, а не от сотворенного. Божье знание возникло само собой, Он не узнает от какого-товнешнего источника. Обратите внимание, что Притч.8.22 говорит о Премудрости: «Господь имел меня с самого начала пути Своего". И эта идея повторяется и усилена в непосредственно следующих за этим стихах. Бог не узнает ни о чем и ни о ком из наблюдений. Премудрость не говорит, что Бог знает меня с самого начала моего пути, но с самого начала Его пути. Также Ис.40.13 говорит: Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и учит Его знанию?". Сам Бог является Источником Своего всеведения. Он не учится ничему; Его знание исходит лишь от Него Самого и так же вечно, как и Он.

4. Стивен Чарнок

В настоящее время есть более эффективный способ заняться вопросом о природе знания Бога. Великий пуританский писатель Стивен Чарнок написал чрезвычайно объемистый том "О существовании и атрибутах Бога". Хотя будет невозможно воспроизвести все, что он сказал о знании Божием, некоторые отрывки из глав 8 и 9 позволят продвинуть обсуждение темы вперед и в то же время предоставят нам пример пуританского богословия.


Чарное говорит: "Бог знает Себя, и поэтому Его знание и воля являются причиной всех других вещей... Он Сам есть истина и потому Сам является объектом Его понимания. Как обладающий всезнанием, Он имеет в Себе Самом самый дивный предмет знания. Никто так не понятен Богу, как Он Сам Себе, и только Он Сам понимает Свою сущность (1:415. L.,1873).     Затем через несколько страниц: «Бог знает Свой указ и волю и, следовательно, все будущие вещи... Он знает, что то, что Он постановил, сбудется... и Он знает всю Свою волю. Поскольку Он знает все вещи, Он и волит их. Познание Бога не может возникнуть из самих вещей, ибо тогда оно будет иметь причины вне Его Самого... Если Бог видит вещи как возможные через Его власть, то Он видит все будущее как явленное по Его воле" (1:433).


Эта цитата говорит о знании Богом всех возможных вещей. Это дополнительная идея, которая заслуживает небольшого пояснения. При самом общем знании Писания можно предположить, что Бог знает, что Он мог бы сделать, но не сделал. Было бы странно подумать, что Бог знает фактически существующие планеты, но не те, которые Он мог бы создать. Но давайте не будет удовлетворяться лишь общим знанием и смутным прочтением смыслов Писания. Рим.4.17 говорит: «Бог называет несуществующее, как существующее". 1 Кор.1.28 добавляет: "и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее". Таким образом, Он знает все возможное независимо от того, сделает ли Он когда-либо это актуальным.

5. Некоторые детали

Бог знает, что и почему невозможно. Так как Он знает Себя, Он знает, что Он не может лгать. Эта "неспособность" не ограничение на Его всемогущество, она лишь означает, что все, что Бог утверждает, является истинным в силу самого факта. Сказать, что Бог может лгать - это в такой же степени непонимание природы Бога, как сказать, что треугольник имеет только две стороны, является непониманием природы треугольника.
Для целей изучения предопределения не может быть так необходимо настаивать на Божьем знании возможного, как настаивать на знании Им того, что является или будет являться актуальным. Причина в том, что предопределение имеет отношение к тому, что Бог желает, и к Его цели. То, что Он не ставит целью, не может произойти, потому что мир творится в соответствии с Божественным предвидением и всеведением.


Давайте заострим поэтому внимание на том, как явно и подробно Писание утверждает Божье знание того, что является или будет актуальным. Эти две вещи в Писании всегда идут рука об руку. Когда Господь бросает вызов идолам и тем, кто их делает, в Ис.41.22, Он говорит: "Пусть они покажут нам, что должно случиться; пусть предвозвестят нам о будущем". Вся сила обличения в том, что идолы не знают ни прошлого, ни будущего, а Бог знает и то и другое.
Что касается прошлого, то необходимо, чтобы Бог знал его таким образом, чтобы показать, например, этапы творения и события в Эдеме Моисею много веков спустя. Мы с трудом могли бы предположить, что обстоятельства убийства Каином Авеля, а тем более чувства Ламеха в Быт.4.19-24 дошли до времен Моисея из уст в уста. Но если кто-то будет учитывать эту возможность,  Богу все равно пришлось бы заверить Моисея, что традиция была точной. Что касается Быт. 1.1-25, то независимо от того, были ли какие-либо традиции, Бог должен был знать и раскрыть эти события прошлого, чтобы начать традицию.


Знание прошлого лежит в основе Еккл. 3.15, "То, что было, то и сейчас, и то, что будет, то уже было... И Бог воззовет прошедшее". Другие стихи, которые утверждают, Божье знание прошлого, настоящего и будущего и всего вместе: Быт.1.18:  «И увидел Бог все, что Он создал, и вот это было очень хорошо".  «Я знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною" (Пс.50.11 KJV). В Иове 31.4 читаем:  "Не видел ли Он путей моих, и считал ли всех моих шагов?". Было бы глупо предположить, что Бог знал шаги только Иова, а не Адама, Павла, вас и меня. Даже если бы это было так, все равно это означает, что Бог предопределил все шаги Иова, и это имеет значительный вес в предопределении всего, включая злое. В дополнении к этому Давид в Пс.56.8 говорит: «У Тебя исчислены мои скитания; положи слезы мои в сосуд у Тебя". Писание утверждает, что Бог знал и знает, что сделал Давид, и даже слезы его хранятся в Божественной памяти. Помимо того, что Иов и Давид известны Богу насквозь, глупо не распространять Его знание на всех людей вопреки сказанному: «Ибо пути человека [всех людей] пред очами Господа, и Он измеряет все шаги его" (Притч.5.21).  Этот стих в Притчах совершенно универсален и включает в себя все действия людей, которые для нас все еще будущее. Точно так же, когда Господь говорит: «и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10.30), Он подразумевает знание прошлого и будущего. Это заявление не должно ограничиваться только теми евреями, которые на самом деле слышали Его слова там и тогда. Это совершенно общее утверждение Божьего знания всех деталей во все времена и во всех местах.


То же самое верно в Лк.22.11. Иисус знал, что "при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды... и он покажет вам горницу большую, устланную". . Это правда, что в нашей повседневной жизни мы часто говорим:" Идите в магазин и вы найдете миссис Смит в косметическом прилавке ", утверждая это без нашего всеведения. Но наши прогнозы иногда не удаются. Миссис Смит, возможно, попала в аварию утром и будет в больнице, а не за прилавком. Магазин может быть закрыт и касса отключена. Но предсказание Иисуса, как и все другие пророчества, часто сделанные века назад, основано на знании всех деталей, так что нет никакой возможности, чтобы человек не нашел кувшин в этот день или был не в состоянии наполнить его водой. Бог знал, что не только кувшин, и вода будут доступны, Он также знал, что человек выберет заполнить кувшин и будет нести его в данный момент времени и в данном месте. "Он различает помышления и намерения сердечные» (Евр. 4.12). "Преисподняя и Аваддон перед ним, гораздо более сердца сынов человеческих" (Притч. 15.11). Бог возвестил Елисею (4 Цар.6.12) тайные планы царя Сирийского и, следовательно, Он знал их. "Ты разумеешь мои мысли вдалеке» (Пс. 139.2).


Добавим то, что подразумевается в предыдущих стихах и ясно указано в других: Бог знает грехи каждого человека. В книге Иова 11.11 Софар говорит: "Он знает людей лживых, он видит беззаконие". Если кто-то может предположить, что мы не можем считать слова Софара несомненной истиной, так как в конце книги Бог возвещает, что тот "не говорил хорошо",  менее Псалом 14.2-3 говорит: "Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, ищет ли кто Бога. Но все они развратились, равно стали непотребными; нет делающего добро, нет ни одного". Когда Давид говорит:" очисти меня от тайных ", он подразумевает, что Бог знает их, ибо в противном случае Бог не мог бы очистить его.. Он знает эти грехи, прежде чем они были совершены. Во Втор.31.20-21 Бог говорит: "Когда я введу их в землю, где течет молоко и мед. . . . .. и обратятся к иным богам и будешь служить им. . . и нарушат завет Мой... ибо Я знаю мысли их, [намерения], которыми они ходят, даже сейчас, прежде нежели Я ввел их в землю".


Последний стих, который мы упомянем - это Быт.50.20. Когда братья Иосифа продали его в Египет, и он возвысился там, после смерти их отца Иакова они боялись, что Иосиф отомстит им. Иосиф ответил: "Вот, вы замышляли против меня зло, но Бог обратил его в добро".   Бог знал все грехи братьев Иосифа, и Он также знал задолго до того, как все случилось, что эти грехи принесут хорошие результаты. Разве Бог просто знал эти грехи заранее или же Он предустановил и предопределил их? Настаивать на том, что есть знание Бога, Божье знание всех вещей, всех грехов за века до того, как они произошли, от вечности по сути, является подготовкой к правильному пониманию предопределения. Ясно, что те, кто думают, что они возражают против предопределения согласно Библии, должны будут отрицать и эту истину и дойти до отрицания всезнания Бога. Конечно, сказанного достаточно, чтобы исключить это нечестивое убежище от библейского учения о предопределении.


Но такое убежище все же имеет  некоторую последовательность. Если Бог не предопределяет греховные поступки, из сказанного совершенно ясно, что Он знает эти греховные поступки от вечности. Это знание будущего не то же самое, что предполагаемые человеческие знания о будущем. Мы можем сказать небрежно, что мы знаем, что завтра будет дождь. Мы в действительности  не знаем этого. У нас может быть правдоподобное мнение, что будет дождь, но так как наши правдоподобные мнения несколько раз ошибались, мы не можем сказать, что мы это знаем. Но Бог знает все. Он не просто выдвигает правдоподобные мнения, которые могут оказаться ошибочными. То, что Он знает, всегда сбывается. Когда Каин убил Авеля, Бог знал, что братья Иосифа продадут бы его в рабство. Это злодеяние было поэтому неизбежным. Его не могло не быть.

Предвидение предполагает неизбежность. Если бы братья Иосифа убили его, как изначально хотели, то Бог ошибся бы. Продажа должна была состояться. Означает ли это, что Бог предопределяет греховные поступки Это, конечно, означает, что эти действия были с уверенностью определены Им от вечности.  Это означает, что братья не могли поступить иначе. Тогда кто определил их действия? Они сами не могли сделать их определенными, потому что они еще не родились во времена Каина и Авеля. Если не Бог определил их, то во вселенной есть силы, независимые от Бога. Вы не можете избежать этого заключения, просто отрицая, что Бог знает все.   Столь простой выход - это просто бегство от Бога и Библии. Мы выбрали для этой главы только несколько стихов, которые можно было бы использовать, чтобы показать, что Бог знает все, но их более чем достаточно, чтобы поставить точку. Никто не может отрицать теперь, что Библия учит всеведению Бога. Но, как мы уже сказали, у этих стихов есть свои следствия, которые связаны с вечным указом Бога.