Что такое ислам? Дж. Андерсон (James Anderson).
Богословие - Статьи

 Каждый раз, когда я учу об исламе, меня обязательно спрашивают: «А что мусульмане думают о том-то и о том-то». Обычно я отвечают вопросом: «Какие мусульмане?» Просто представьте себе подобный вопрос: «Что христиане думают о том-то и о том-то?» Разве не будет логичным спросить: «Какие христиане?» Консервативные Пресвитериане или Южные Баптисты? Либеральные Методисты или Пятидесятники? Копты? Члены церкви Деяний 29 в Сиэтле или Баптисты-фундаменталисты из южных штатов? Пасторы, профессоры теологии или прихожане? Американские, норвежские, украинские, сирийский, руандские или малазийские христиане? Я думаю, что вы уже поняли, что я имею в виду.

На самом деле, исламский мир также разнообразен как и христианский. Мы же ведь не хотим, чтобы нехристиане воспринимали всех христиан одинаково без учёта множества точек зрения, традиций и обычаев, которые существуют сейчас и среди христиан, и среди мусульман. В этой статье мы рассмотрим несколько главных направлений в исламе и подумаем, как это может повлиять на наше с ними общение.

Без сомнения, два самых главных направления в исламском мире - это Сунниты и Шииты. Их разделение произошло ещё на заре зарождения ислама. К Суннитам принадлежит примерно 85-90% всех современных мусульман. А Шииты главенствуют только в нескольких странах: Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне. В некотором смысле разделение между Суннитами и Шиитами можно уподобить разделению христиан на Западную (Римские Католики и Протестанты) и Восточную церкви (Православие).

Главный конфликт между Суннитами и Шиитами носит скорее политический, чем теологический характер, он касается вопроса о главенстве над мировым сообществом мусульман. Шииты настаивают, что умма (сообщество) должно быть руководимо иммамами - прямыми потомками Али (зять и двоюродный брат Мухаммеда). Хотя Али был только четвёртым халифом, Шииты верят, что он должен был унаследовать власть напрямую от Мухаммеда. Шииты также делятся на различные секты, подобные доминирующей в Ираке секте Шиитов-двунадесятников. Это разделение, в свою очередь, произошло из-за несогласия о родословии Али. Сунниты же верят, что халифом может быть любой благочестивый мусульманин. Шииты считают себя праведным и притесняемым меньшинством. И оба эти течения считают друг друга неортодоксами или даже еретиками.

Ещё одно серьёзное ответвление представлено Суфизмом - мистической традиции внутри ислама. Грубо говоря, Суфизм - это харизматы от ислама. Суфизм - это не отдельное течение наравне с Суннитами и Шиитами, скорее это особый подход к благочестию, который можно найти в обоих группах. Он появился ещё в средневековье как противовес сухому законничеству большинства мусульман, которые не уделяли никакого внимания личной духовности и познанию Аллаха. Ранний Суфизм уделял много внимания идее единства с богом и заигрывал с пантеизмом - идеей, отождествляющей бога и вселенную, хотя это и являлось богохульством для ортодоксальных мусульман. Несколько столетий спустя арабский теолог Абу Хамид аль-Газали (1058-1111) сделал Суфизм более приемлемым для большинства мусульман, используя для его определений более ортодоксальные термины. И с тех пор, он стал основным духовным направлением для большой части исламского мира.

Суфизм подчёркивает важность личного благочестия, мистических переживаний и духовных упражнений: повторение священных текстов, медитация, аскетизм, молитва и пение, которые должны помочь человеку стать ближе к Аллаху. Одна из самых известных групп суфитов - это Мевлеви орден или «Братство вертящихся дервишей», чьи танцы представляют собой не просто артистическое представление, а действо, наполненное духовным смыслом. Суфиты часто считались еретиками и подвергались гонениям со стороны Суннитского большинства. Даже в наше время традиционные мусульмане смотрят на них с подозрением и недоверием из-за их своеобразных верований и традиций.

Христианские миссионеры, работающие среди мусульман в странах третьего мира, очень хорошо знают насколько разнообразен и неустойчив «простонародный ислам». Простонародный ислам - это исламская версия традиционных народных верований, некая смесь традиционного монотеизма и языческих суеверий. (Для сравнения вспомните о смеси Римского Католицизма и оккультизма, которые встречаются в Центральной и Латинской Америке). Простонародный ислам больше озабочен защитой от злых духов и борьбой за существование, чем он и отличается от обычного ислам большинства стран с его сильным акцентом на загробной жизни.

Последователи простонародного ислама практикуют суеверные обычаи: отпугивание духов заклинаниями и магическими амулетами или повторение строк Корана для чудодейственного исцеления. Они могут почитать Мухаммеда как псевдо-бога и призывать его для решения всех проблем, подобно тому как это делают Римские Католики с Девой Марией. Простонародный ислам - это хорошее поле деятельности для христианских миссионеров. Реформат миссионер Самуэль Цвеймер (1867-1952), носивший прозвище «Апостол для мусульман», провёл новаторское исследование этого синкретического явления в исламе и отметил, что Господь Иисус может помочь простым мусульманам так, как этого никогда не сможет сделать Мухаммед.

Христиане в США должны знать о ещё одной особой местной форме ислама, которая распространена среди темнокожего населения Америки. Так называемая Нация Ислама (НИ) была основана в 1930 году У.Ф. Мохаммадом для борьбы за главенство чернокожих. По большей части НИ имеет мало общего с ортодоксальным исламом. Название было выбрано для контраста с христианством, которое рассматривалось как религия белых работорговцев, к тому же они считали, что ислам - это настоящая африканская религия. Учение первых лидеров НИ было так же далеко от исторического ислама, как Мормонизм далёк от ортодоксального христианства.

В конце 70х лидер НИ, У.Д. Мухаммед, отрёкся от расистских положений и привёл идеологию организации в соответствие с Суннитским исламом. Это привело к тому, что сотни тысяч чернокожих американцев буквально за один день стали традиционными мусульманами. Оригинальные идеи НИ и его название были позже возрождены в группе, которая отделилась от этой организации, и сейчас ей руководит Луис Фаррахан. В наши дни каждый пятый чернокожий в США исповедует ислам, и лишь каждый шестой исповедует христианство.

Христиане запада склонны ассоциировать ислам с фундаментальной религией, основанной на Коране, которая распространена, в основном, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и в Юго-Восточной Азии. И у них есть для этого все причины. Но даже если всё это и так, исламские фундаменталисты представляют собой только одно из нескольких основных течений, которые существуют на сегодняшний день. Исламский мир встретился с кризисом доверия из-за уничтожения Оттоманского халифата в 1924 году. С тех пор больше не существует общепризнанного мусульманами лидера. Различные исламские династии, которые существовали в прошлом, также были уничтожены, и мусульмане стали задаваться вопросом: «Что пошло не так? Как мы можем это исправить?»

Если не в даваться в подробности, то в ответ на этот кризис в исламе возникло два реформирующих течения. Фундаменталисты стали настаивать на возвращении к истокам, они считали, что современные мусульмане, включая лидеров стран, просто недостаточно привержены исламу. Они предложили бескомпромиссный возврат к учению Корана и Хадисов (традиционных учений о Мухаммеде и мусульманах). В противовес им, участники прогрессивного течения доказывали, что ислам терпит неудачу за неудачей из-за отказа соответствовать современному миру. Они считают, что развитие ислама лежит в его обновлении и преобразовании в соответствии с современной культурой. Очевидно, что это требует большей гибкости и выборочного подхода к источникам исламской религии.

Для нас же важно следующее: где находится большинство современных мусульман, в отношении этих двух конфликтующих течений? На этот вопрос не существует простого ответа, честно будет признаться, что они находятся где-то между ними. Людей мало привлекает идея жить, подчиняясь строгим законам Шариата, на которых настаивают фундаменталисты. К тому же их отпугивает упор на насилие, которым славятся фанатичные последователи этого течения. И при этом большинство мусульман не могут отказаться от мысли о том, что именно фундаменталисты, а не модернисты, представляют собой «истинный ислам», основанный на Коране и Хадисах.

Кроме этих традиционных разделений в исламском мире, мы можем найти множество различных культурных ответвлений, не говоря уже о всем известном разнообразии в темпераментах и характерах отдельных людей. Всё это говорит нам о том, что мусульмане - это не однородная и безликая масса. Да, мы можем осмысленно говорить об исламе как о строгой монотеистической религии, основанной на Коране и Хадисах, о Пяти столпах ислама - основных практиках для верующих. Но за пределами этого ядра находится ошеломляющее разнообразие верований и практик, которые также можно отнести к исламу.

Что всё это значит для христиан, которые общаются с мусульманами? По мимо всего прочего, нам надо следовать золотому правилу: избегайте думать о мусульманах стереотипами, ведь вы не хотите, чтобы о христианах также думали надуманными штампами. В нашем общении с ними надо сначала провести диагностику и понять, в какую конкретно версию ислама они верят, а уже потом подходить к ним с остро отточенным скальпелем Божьего Слова. Доверяйте Писанию, оно точно знает, что представляет из себя каждый падший человек. Мусульмане - это наши братья через Адама. Посмотрите на то как Христос и апостолы обращались с представителями разных религий и вы увидите, как подать воду жизни нашим мусульманским соседям.

 

www.ligonier.org