СЛАДОСТЬ ХРИСТА Герман Хуксема (1984)
Богословие - Статьи

 

2 Кор.2.15-17

Христос источает сладость, благоухание, приятное Богу. Он делает это через проповедников Евангелия, чтобы они, как проповедники Христа, были для Бога сладостью, благоуханием Христа как в спасаемых, так и в погибающих. Для первых это запах живительный на жизнь, для вторых - запах смертоносный на смерть, но и то и другое от Бога, в Котором мы обретаем сладкое благоухание Христа.
Апостол говорит здесь о своем служении раба Христова. Как апостол он призван проповедовать. И в своей проповеди он, как и другие апостолы, включенные в нее, распространял повсюду это сладкое благоухание, благовонный аромат познания Христа. Именно поэтому он сам стал Его приятным благоуханием, угодным Богу, будь то благоухание жизни для спасаемых или запах смерти для погибающих. Но это возможно лишь потому, что он не торговал словом Божиим и не искажал его, а проповедовал его искренне и чисто.

И это относится к каждому служителю Евангелия сегодня.   Это верно для него не в том прямом смысле, в котором Павел и другие апостолы были призваны и непогрешимо вдохновлены. Но это, безусловно, верно для него косвенно, так как он провозглашает слово апостолов. И кто бы ни произносил Слово Божие искренне, не лживо и не повреждая его, он, несомненно, является сладким ароматом Христа для Бога.

Сладкое благоухание Христово! Оно предполагает прежде всего, что Христос должен быть проповедан. Служитель Евангелия проповедует не себя, не свои идеи, не свой опыт. На самом деле, он должен остерегаться этого. Он также не должен проповедовать христиан: в христианах нет спасительной силы, и проповедь "святых" бесполезна, ибо она не источает никакого приятного благоухания. И он, безусловно, должен остерегаться проповедовать всевозможную тщетную философию людей: все это противоречит его делу и уводит людей от Евангелия Христа и от Самого Христа.

Напротив, служитель Евангелия должен быть очень осторожным, чтобы позаботиться о том, чтобы он был сладким благоуханием Самого Христа! Он должен проповедовать Христа, в противном случае он просто не будет Его благоуханием пред Богом. В своей проповеди он сам должен быть благоуханием Христа как Сына Божьего, Сына, Который вошел в нашу плоть, Который страдал и умер за наши грехи, и сделал это вместо всех Своих овец, Его избранных и только их. Это благоухание Христа, Который воскрес для нашего оправдания, Который вознесет и воссел по правую руку от Бога, Который получил всю власть на небесах и на земле, Который получил обетованный Дух, Который вернулся в этом Духе в Свою Церковь, чтобы жить с нами и пребывать с нами вечно и наполнить нас всеми благословениями спасения, благоухание Христа, Который придет снова, чтобы судить быстрых и мертвых, и Который творит все новое. Одним словом, он должен проповедовать Христа, Который является полным откровением Бога нашего спасения. Он должен проповедовать полного Христа Писаний. Он должен проповедовать Слово Божье! Это Слово Божье, Бог нашего полного спасения в Иисусе Христе,  должно быть раскрыто служителем во всех Его богатствах. Только так он может быть и будет сладким благоуханием Христа пред Богом.

И, это означает, что Сам Христос должен говорить и говорит через проповедника.  Сладкий аромат источает Сам Христос, мы должны помнить: это аромат Самого Христа. Человек может распространять чистую истину Евангелия, и он может проповедовать со всей своей силой убеждения. Но если Христос не говорит через него, в нем нет сладкого благоухания Христа. Сам Христос говорит через Своего Духа. Он распространяет Свой сладкий аромат через апостолов и проповедников. В этой связи также следует подчеркнуть, что проповедник должен быть послан. Как люди будут проповедовать, если не будут посланы - от самих апостолов до самого простого проповедника в церкви? Это и только это делает любого человека проповедником и дает людям возможность сказать: «Мы сладкое благоухание Христово".

Имейте также в виду, что эти два элемента неразделимы. Христос проповедует Его Слово согласно Писанию. Там и только там возникает сладкое благоухание пред Богом. И Слово Христа проповедуется только там, где и когда угодно самому Христу говорить, и Сам Христос говорит Своё Слово только через тех, кого Он уполномочил и послал.  

Таково это благоухание Христово. Обратите внимание, что, как всегда, апостол заканчивает Богом: "Ибо мы для Бога сладкое благоухание Христово". Главный вопрос не в том, приятен ли аромат Христа человеку. Не вопрос также, является ли проповедник Христа сладким благоуханием Христа для людей. Нет, Бог всегда побуждает нас торжествовать во Христе. Бог являет нам благоухание Его познания повсюду. Ибо мы сладкое благоухание Христа.
Вы видите, что в этих словах есть образ. И, согласно этому образу, благоухание Христа распространяется через проповедника Евангелия. И так как оно распространяется таким образом, оно возникает как сладкий аромат для Бога - так же, как в Ветхом Завете часто упоминается жертва сладкого аромата, приемлемого для Господа.

Смысл этих образных выражений состоит в том, что Бог прославляется через распространение знания о Христе и, таким образом, через проповедника, через которого распространяются это знание о Христе и, следовательно, сладкое благоухание  Христа. Почему это так?  Мы должны помнить, что Бог наслаждается в Себе и наслаждается раскрытием Своих собственных добродетелей. И в распространении сладкого аромата Христа Божьи совершенства становятся известны вовне. Божья праведность, Божья справедливость, Божья любовь, Божья благодать, Божья милость, Божья сила, Божья мудрость через Христа раскрываются в максимально возможной степени. Благоухание Христа - это сладкое благоухание Бога.
Бог всегда побуждает нас восторжествовать во Христе! И потому проповедник - сладкое благоухание Христа для Бога, каким бы ни был результат его проповеди. Неважно, что результат его проповеди всегда двойственный. И в тех, кто спасен, и в тех, кто погибает, проповедующий есть сладкое благоухание Христа для Бога. Слава Богу! Он есть жизнь всех, кто спасен!

Христос - это жизнь. Вот Его собственные слова: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». И поскольку Он есть жизнь, Он есть и сладкое благоухание жизни. А аромат жизни - это сладкий аромат Христа пред святым Богом.

Жизнь - это не просто существование. Жизнь - это гармония, общение завета с живым Богом, и это бытие небес. Это жизнь вечная! Эту жизнь Христос заслужил для Своего народа, для нас, грешников, которые достойны смерти и которые по природе мертвы по преступлениям и грехам. Эта жизнь в Нем: Он Сам есть Жизнь. И Он оживляет нас, мёртвых по преступлениям и грехам. Следовательно, когда проповедуется Евангелие и когда сам Христос говорит через Евангелие, те, кто Его слышат, переходят из смерти в жизнь. Итак, мы, служители Христа - благоухание жизни. Избранные спасены. И в тех, которые спасены, мы - благоухание Христа, приятное для Бога.
Но это благоухание - также запах смерти для погибающих. Смерть - это не просто естественный процесс распада. И это, конечно же, не уничтожение. Смерть - это полная противоположность жизни. Это дисгармония с Богом. Это изгнание из  общения с Ним. Смерть означает, что Бог наказывает. Смерть - это результат Божьего проклятия, слово Его гнева. Оно включает в себя все страдания души и тела, которые возникают в результате этого слова Божьего гнева. Очевидно, в этом смысл этого утверждения: Христос через служителя Евангелия - это для погибающих  запах смертоносный на смерть.

Почему же? Разве Христос не благоухание жизни? Разве Он Сам не есть жизнь? Как Он может быть благоуханием смерти? Ответ заключается в том, что по той самой причине, что Он является жизнью, Он убивает, если не оживляет. Он ожесточает тех, кого не спасает. На самом деле это происходит на пути их собственного греха. Под Евангелием люди усугубляют свою вину и осуждение, потому что Евангелие показывает, что они любят тьму, а не свет. И потому они погибают. В их случае Христос - это запах смертоносный на смерть.

Но даже в этом случае Христос - приятное благоухание для Бога! В чем же самая глубокая причина для этого? По мнению многих, она лежит в грехе людей. Мы можем быть уверены, что для грешников Христос есть запах смертоносный на смерть. В этом не может быть никаких сомнений: на пути своего греха и неверия нечестивые отправляются в ад. В нашем тексте не говорится об избрании и отвержении напрямую. Но не забывайте, прежде всего, о том, что если вы останетесь без Христа, то окажетесь в аду, и Христос будет для вас лишь ароматом смерти.

Все, кто слышат Евангелие, от природы злы, мертвы по преступлениям и грехам. И Сам Христос должен оживить нас, если Евангелие когда-нибудь станет ароматом жизни для нас. Но это вопрос суверенного избрания! Ибо там, где есть суверенное избрание, есть и суверенное осуждение. Они неразделимы! Кроме того, текст и контекст подчеркивают, что Христос, в Евангелии и через проповедников Евангелия, всегда является сладким благоуханием для Бога -  и в тех, кто спасен, и в тех, кто погибает. Он не становится сладким благоуханием по воле людей. И сладкий аромат Христа не превратился в ужасное зловоние по воле людей, которые отвергают Его. Но Он ожесточает, кого пожелает, и даже тогда Он остается дивным благоуханием для Бога в Его славе!
Так разве всего этого не достаточно? Конечно, никто не достаточен сам по себе. И это подчеркивается в последующем контексте: наша достаточность от Бога (2 Кор.3.5). Тем не менее, это не акцент в стихе 17. Акцент делается скорее на том факте, что  не те, кто развращает Слово Божье, не торговцы Евангелием, не люди, которые распространяют блага Евангелия для себя, не люди, которые проповедуют, чтобы удовлетворить воображение своих слушателей, и которые поэтому, несомненно, не хотят быть ароматом смерти для погибающих, нужны для всего этого. Но истинный служитель Слова всегда достаточен - не достаточностью, которая принадлежит ему, но  достаточностью, которая от Бога.

Он искренен. И это не субъективная искренность, для своего лишь ума. Но он объективно искренен, то есть находится в гармонии со Словом Божьим. Он говорит «о Боге», то есть от Бога, так что только от Него он получает свое послание, послание Писания. Он говорит в глазах Бога, то есть как Его слуга, ответственный перед Ним, а не перед людьми. Он говорит во Христе, то есть не только во имя Христа, но и в сфере Христа, так что Христос пребывает в нем и говорит через него. Только как истинные служители мы можем выполнить эту невозможную для человека задачу. И тогда у нас есть уверенность, что мы всегда сладкое благоухание Христа пред Богом. Благодарение Богу, Который всегда дает нам победить во Христе!