УМ ХРИСТОВ. Джон Энджелл Джеймс(1847)
Богословие - Статьи

 

УМ ХРИСТОВ

 
Пусть в вас будет ум, который во Христе Иисусе
Фил.2.5 KJV
 
Хорошо известно, что место истинной религии - в душе, и что она формирует характер и направляет поведение силой внутреннего принципа духовной жизни.  Истинное благочестие порождает правильный настрой. Однако возникает вопрос, что такое правый ум, и какого преобладающего нрава требует Евангелие от тех, кто исповедует, что верит в него. На это отвечает апостол, где он говорит: "пусть в вас будет тот ум (в СП чувствования), что был во Христе Иисусе" (см. Фил.2.5-9). И затем он продолжает показывать, что такое разум Христа. Весь этот отрывок заслуживает нашего самого пристального внимания, как в силу истины его учения, так и из-за его практического применения, ибо он показывает в самой поразительной  манере тесную связь между христианской истиной и христианской практикой - и как истина используется священными писателями для побуждения к христианской практике. Самые возвышенные учения нашей святой христианской религии всегда имеют практические разработки и тенденции. Это не просто теория или академическое знание, но все они "истина, которая соответствует благочестию" (KJV). Если есть какая-либо тайна религии, которая высока и поражает умы людей и ангелов, то это, без сомнения, воплощение Сына Божьего; и если есть место, где эта важная истина изображена четко и великолепно, то это  именно этот отрывок. Воплощение описано в нем столь возвышенно и величественно, что сильнее и не скажешь, и его смысл раскрыт так благородно и мощно, что ничего глубже нельзя себе представить.

Весь замысел этого отрывка в том, чтобы усилить  запреты  предыдущих стихов, то есть подавить все эгоистические соображения о наших правах, интересах и достоинствах, чтобы в снисхождении и заботе о благополучии других мы готовы были отказаться от своих выгод и того, на что могли бы претендовать сами. "Не думай каждый только о себе, но и о других". Нрав, который описывает здесь апостол - это тот конкретный вид христианской добродетели, который противостоит жесткому и упорному поддержанию внешних различий, личных прав и общественного ранга и превосходства, и который состоит из кроткого смирения и доброжелательного снисхождения ради блага и интересов наших собратьев-христиан. И это самый трудный урок для наших гордых и эгоистичных сердец, когда мы учимся в школе Христа, ибо он побуждает нас силой Его убедительного и великолепного примера к тому, ради чего стоит сама вселенная. Поэтому правильный взгляд на этот отрывок обязательно предполагает понимание великого и поразительного снисхождения и глубокого смирения Самого Христа, иначе мы не поймем здесь ничего, и или не продвинемся вперед, или будем не правы вообще.  
Тот, кто внимательно, не используя предвзятые понятия или системы, рассмотрит этот отрывок, заметит, что апостол указывает на три различных состояния Господа Иисуса Христа.
 
1. Первое - это состояние бесконечного достоинства и славы, выраженное в словах: "Который, будучи образом Бога".
2. Второе - это состояние последующего унижения, описанное таким образом: "Уничижив Себя Самого, принял образ раба".
3. Третье - это состояние возвышения, описанное далее: "Потому Бог вознес Его".
 
Очевидный смысл аргумента апостола заключается в том, чтобы показать великодушное и снисходительное смирение Христа, нисшедшего от первого из этих состояний ко второму. Если бы не было предыдущего достоинства и славы, не могло быть никакого последующего уничижения, потому что последнее обязательно включает в себя отказ от некоего предшествующего достоинства или возвышенного положения, уход от прежнего высокого положения, от какого-то преимущества или превосходства. И в то же время необходимо, чтобы такое уничижение было совершенно добровольным. Так что если в случае с нашим Господом имело место бесконечное уничижение, это значит, что прежде у Него было достойнейшее существование, из которого Он склонился к нам ради спасения человека, и в котором Он должен был действовать, исходя из совершенной свободы выбора, без каких-либо иных обязательств, кроме собственной доброжелательности. Если бы не было предыдущего состояния славы, или если бы Он действовал не добровольно, а был под каким-то обязательством, то все, что Он сделал либо ради власти, либо в правосудии, не могло бы быть доброжелательным снисхождением.
 
Следует также отметить, что его предшествующее состояние славы, и Его приобретенное или последующее состояние возвышения являются двумя совершенно разными и отдельными состояниями. Противники истинного Божества нашего Господа думают, что в ответ на все аргументы от славы и власти, усваиваемой Ему, достаточно будет сказать, что все это Он получил при Своем воскресении и вознесении, и что эта сила и слава - не Его естественные совершенства, а приобретенные почести, и не древнее, чем дело искупления. Но это будет путаницей между различными состояниями славы, которые принадлежат Ему - славой, которую Он имел у Отца еще до сотворения мира, и славой, которую Он получил от Отца при искуплении человека.  Первая слава - это слава природы, вторая - слава дела; одна - слава вечного Логоса, или Слова, другая - слава Сына Человеческого; одна - слава Его вечного Божества, другая - слава Его посреднической Личности как Богочеловека /.../
 
"Божественность Иисуса Христа есть в системе благодати солнце, которому подчинены все ее части и все их положения; которое связывает их в священном согласии и придает им сияние, жизнь и силу. Возьмите от нее это центральное светило, и слава отошла. Его святые гармонии нарушаются, стихии устремляются в хаос, свет спасения гаснет навсегда" (Мейсон)
 
Прежде чем перейти к практическому применению отрывка, на котором я остановился здесь, я приведу краткое изложение мест Священного Писания, свидетельствующих об истинной Божественности Христа. Аргументация такова: поскольку все титулы, атрибуты, труды и почести, принадлежащие Божеству, без ограничений и оговорок приписываются Христу в Писании, Он, в одинаковой мере в Своем бытии, с одной стороны, есть истинно и вполне человек, с другой стороны, должен быть таким же истинным и надлежащим Богом. Таким образом, он Бог и человек в одном таинственном Лице.
Мы привели лишь один из отрывков священных Писаний которые утверждают и доказывают божественность нашего Господа. На самом деле, это великая правда настолько переплетается с самой структурой откровения и излагается в столь многих местах, что мне кажется невозможным отделить ее от них, не разрушив все. Пусть эти отрывки будут хорошо изучены, и точно хранятся в уме, как дословно, так и по смыслу. Сейчас я вернусь к отрывку, с которого начал: "Пусть в вас будет тот же ум, что во Христе Иисусе".
 
Иисус Христос единственный Учитель, что поставил сходство нрава с Ним Самим условием, испытанием и знаком ученичества. Он не только Учитель, но и образец Его собственной религии. Его собственный пример - это существенная часть Его системы. Человек может быть философом любой школы, если он принимает лишь общие принципы ее наставника, хотя и в нраве и духе он будет таким же противоположным этому лидеру, как восток западу. Но этого недостаточно, чтобы быть христианином, ибо человек должен не только получить учения нашего Господа, но впитать сам Его дух. Он должен не только доверять всему, чему Он учил, но жить так, как Он жил, мыслить так, как Он мыслил, чувствовать так, как Он чувствовал. Ум Христов должен быть в нашем уме, насколько он может вместить его, и сердце Христа должно быть в нашем сердце. На самом деле я не знаю ничего более поучительного, торжественного и впечатляющего, чем это. Как христиане мы не только должны принять учения Христа, участвовать в Его таинствах, вступить в Его Церковь и поддерживать Его дело, не только соответствовать Его поведению и поступкам, но иметь в себе Его разум. Преобладающий дух и расположение Его ума должны стать также нашими; и лишь если глаза людей видят образ Христа в нашем характере, а око Божье видит ум Христов в нашей душе, мы можем быть настоящими христианами.
 
Но что такое ум Христов? Кто описал его? Только апостолы, которые видели и описали Его жизнь. Как свят Его разум! Ни тени  греха, ни малейшего морального зла никогда не было на Нем, Его сознание ничем не загрязнено и безукоризненно чисто. Его дух полон несказанной щедрости.  Его сердце - подлинный храм любви, ничто злое, мстительное или жестокое никогда не находило в нем места. Все Его действия, слова и чувства исполнены несравненной любви. Его смирение на земле было равно Его чистоте и доброжелательности - и именно это благодатное триединство имеет в виду апостол, когда он говорит: пусть такой ум будет в вас!  Именно снисхождение Спасителя заслуживает особой похвалы, внимания и подражания. И никого эти  добродетели не должны отличать так, как защитников Божества Христа. Он приходит к ним, налагая бремя особых обязательств. Это их надлежащие обязанности, и это их отличие.
 
Видите, дорогие друзья, что такое истинная религия? Это не просто церковность и не диссидентство; это не епископализм, не пресвитерианство, не независимые церкви, методизм или баптизм, не ортодоксия в вероучении, не пышность обряда, не вопрос о церковном правлении или духовной организации. Нет и нет! Истинная религия имеет ум Христов. Вам когда-нибудь приходило в голову проверить, как мало сказано святыми писателями о соблюдении субботы и таинств, о публичных богослужениях и религиозных церемониях по сравнению с тем, что говорится о святости, доброжелательности и смирении? Но, увы, насколько первому придается больше значения, чем второму, и как часто толпы исповедующих людей переворачивают весь порядок, установленный Христом, и  ставят формы над духом - только потому, что так намного легче и это куда более соответствует чувствам нашей гордой и испорченной природы. Люди готовы послушать проповедь, понаблюдать за причастием и положиться на истинность нашей церкви, но не к тому, чтобы менять свой ум и внедрять в него величие и добродетели ума Христова.
 
Для чего Бог использовал четыре разных пера для написания Евангелия, если не для того, чтобы не раскрыть нам ум Христа, чтобы мы могли последовать Ему, а также Его искупительное дело ради нашего спасения, и этим четырехкратным описанием его прекрасного характера  произвести на нас впечатление не только его красотой, но и необходимостью нашего сходства с Ним? Посмотрите, как следует продвигать жизнь благочестия - читая Евангелия так, чтобы узнать не только, как грех должен быть прощен, но что такое святость и как она может быть достигнута. Религия в нас - это не наш вымысел и не изначальный образ, но копия, ибо ее оригинал - Сам Христос. Только поэтому мы и можем с решимостью и надеждой прибегать к престолу благодати и всегда помнить о нем. Ибо  художник постоянно сосредотачивает свой взор на оригинале, который он копирует, не просто для того, чтобы восхищаться им - хотя и это так, и его восхищение помогает в этой работе - но для того, чтобы произвести совершенное сходство, насколько это вообще возможно. И мы, читая Евангелия, должны пристально сосредоточиться на поведении и духе Иисуса,  не просто посмотреть и сказать: как это прекрасно! - но последовать Ему!
 
Если ничто кроме этого не является истинной религией - то как мало ее в нашем мире! Если в нас есть ум Христов, то только это мерило наших притязаний на характер христианина, или же мы должны отказаться от этой чести. Этого достаточно, чтобы заставить нас всех трепетать и задуматься о себе и друг о друге. Где и в ком будет виден союз святости, доброжелательности и снисходительности, которые сформировали характер Спасителя? Найдем ли мы святость в исповедующих людях, которые, хотя они вроде бы свободны от внешнего порока и безнравственности, позволяют растлению угнездиться в их сердце и потакают страстям и вожделениям плоти вместо того, чтобы распинать их? Найдем ли мы Его доброжелательность в людях, что так любят мир, так хватаются за все мирское и так копят его, что они дадут лишь немногое или вовсе ничего ради спасения грешников и славы Божьей? И где мы увидим Его смирение в Его последователях? Найдем ли мы его в тех, кто никогда не откажется ни от чего своего и будет домогаться своих прав из принципа и любой ценой, кто цепляется за то, что принадлежит им не только в виде собственности, но и в виде влияния и уважения, кто возмущается малейшим пренебрежением их требованиями или нарушением их прерогатив, всеми, кто идет против их воли, ранит их гордость и огорчает тщеславие? Люди бывают так наполнены высоким мнением о себе, восхищением своим воображаемым величием и превосходством, что если им не льстить, они будут чувствовать себя, как если бы у них отняли что-то, на что они имеют все права, и уйдут в отвращении и негодовании.    
 
Является ли все это умом Христовым? Не удивительно, что мирские люди не проявляют христианского нрава, но что исповедующим ученикам Христа так не хватает его - это и поразительно, и больно. Можно было ожидать, что в школе такого Учителя самоотречение и смирение будут главными добродетелями Его учеников, что все они начнут взращивать эти Христовы добродетели в тот момент, когда  склонятся к Его ногам, и что вместо мирского честолюбия они вменят смирение в Нем в самое высокое из достоинств.  Тем не менее - насколько иначе обстоят дела! Многим людям еще только предстоит узнать, что такое ум Христов и к чему Его ум обязывает их - как если бы христианство должно было сформировать гордого, нетерпимого, эгоистичного исповедующего человека вместо святого, кроткого и смиренного христианина.
По духу и поведению некоторых, считающихся ревнителями веры и Церкви, кажется, что у них есть что угодно, только не нрав Иисуса; и все же апостол сказал, что "если кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим.8.9). Многие должны были заново изучить элементарные принципы нашей религии, чтобы узнать, в чем она состоит на самом деле. И если они позволят Христу и его апостолам учить их, вместо отцов, докторов и соборов, они узнают, что церковные церемонии многим заменили ум Христов.
 
Поэтому, мои дорогие друзья, я прошу вас взращивать христианский нрав, искать духа Христова и не довольствоваться ничем меньшим, если вам не хватает ума, который в Нем. Позвольте мне просить вас созерцать Его на престоле славы, обожаемого ангелами, а затем на кресте Голгофы, презираемого, отвергнутого, оскорбляемого и убитого людьми; и когда вы будете достаточно полны изумления и благодати, чтобы смирить себя, проверьте себя на то, что вы знаете об этой святой и смиренной доброжелательности, которая повелела совершить это дивное, невыразимо таинственное снисхождение. Ограничьте свое внимание на некоторое время этим вопросом; отложите все остальное, отбросьте вероучения, таинства, субботы, милостыню - и задайте вашей совести прямой вопрос: имею ли я ум Христов? Пусть ваше сердце ответит:  соответствует ли мое расположение святому, кроткому, смиренному, прощающему, доброжелательному, терпеливому, самоотверженному уму Христову? Могут ли люди, которые знают красоту и славу оригинала, как она очерчена на страницах Евангелия, когда они видят меня, сказать: в нем есть образ Христа? Или они посмотрят скептически, и, постояв в молчании в течение некоторого времени, скажут, что они видят лишь малое сходство или совсем никакого? Можете ли вы сопоставить ваш дух и мир и сказать: вот ум Христов? Признает ли Сам Христос Свой ум в вас? О, не довольствуйтесь ничем меньшим, чем образ Христа в вашем сердце! Только так вы сможете жить  в самоотверженном служении Богу и его святым.
 
Мне вряд ли нужно указывать вам на теснейшую связь между практическими принципами христианства и его великими учениями. Изымите воплощение нашего Господа, Его жертву на Кресте и Его искупительную смерть, и Евангелие потеряет всю свою славу. И если вы откажете Христу в Божестве, Его искупление потеряет всю свою действенность, а Его пример - всю свою силу. "Если мы отнимем у Христа Божество - говорит г-н Холл, -  весь Его великий пример будет сведен к нулю. Отнимите Его Божество - и вы лишите Его смирения. Это то, что придает Его жертве бесконечную ценность, делает Его крест настолько впечатляющим и ужасающим, а Его Самого - столь дорогим Своему народу. Крест Иисуса Христа является надлежащим местом встречи между небом и землей, между Богом и грешником. Лишите Христа Его Божества - и все эти судьбоносные истины превратятся в непередаваемую тщету. Учения, призванные согреть и зажечь наши сердца, наполнят нас недоумением. Когда мы будем искать славную тайну, мы не найдем ничего, кроме неясностей, и люди едва ли найдут смысл в тех словах, в которых апостол изливал столь искреннюю привязанность и восторг".

Никогда, никогда не забывайте, мои любимые друзья, что то Божественность Христа, какой бы истиной она ни была, никогда должным образом не ощущается, никогда правильно не постигается, и ею никогда нельзя поистине наслаждаться, пока она не испытана как реальность, и пока это учение не наполняет душу ярким сходством с этой святостью, доброжелательностью и смирением, которые были так ярко проявлены в Нем. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной".