Лэрри Осборн. «Неумышленное фарисейство». (Фрагменты из книги).
Богословие - Статьи

 

«В богословских кругах постоянно ведутся дискуссии о том, что должен представлять собой истинный ученик Христов. Должен ли проходной балл в ученичество быть низким или же от ученика ожидаются только высокие показатели? Пришел ли Иисус для того, чтобы допустить к Себе «всяких-разных», или же для того, чтобы изгнать «теплых»? Политкорректные ответы меняются каждые несколько десятилетий. Причем маятник качается из одной крайности в другую. Затем маятник резко перемещается на сторону ученичества. Особой терпимости к тем, кто медленно преодолевает трудности, не наблюдается. Тех, кто напуган, колеблется или не совсем убежден в своей вере, просят уйти. Именно на такой стадии мы находимся сегодня. Конференции, книги и ведущие проповедники превозносят, полную посвященность Христу. Истощение от борьбы на духовном фронте снова становится главным признаком христианина. В некоторых кругах чуть ли не состязаются за готовность отказаться от всего, чтобы следовать за Христом. Как-то на моем письменном столе появилась брошюрка, которая заявляла: «Совершенно ясно, что взаимоотношения с Иисусом требуют абсолютной, безраздельной, исключительной любви» (Дэйвид Плетт, «Вопрос ребром»). Я прочитал эту фразу и подумал: «В самом деле?»                                     

  Значит, невозможны никакие взаимоотношения с Иисусом, если только Он не является нашей абсолютной, нераздельной и исключительной любовью? Абсолютной? Нераздельной? Исключительной? Если это так, то в аду окажется довольно много христиан. Ужасно много. Я тоже могу оказаться там.              

Безусловно, стандарты Иисуса очень высокие. Он велел богатому юноше продать все, что у того было. Он сказал человеку, медлившему из-за необходимости похоронить отца, что это не причина. Он велел нам взять крест и идти за Ним. Но Он также говорил и делал то, о чем практически вообще не хотят помнить сегодня.

Он знал, что Петр отречется, но не гнал его от Себя. Он даже Сам отправился за ним потом, чтобы дать ему довольно серьезное задание. Он специально ради сомневающегося Фомы пришел к ученикам вторично. И не для того, чтобы вышвырнуть Фому из группы. Он пришел именно для того, чтобы помочь Фоме преодолеть сомнения. Еще удивительнее другое: Иисус побуждал толпы уставших и обремененных духом и телом людей прийти к Нему, чтобы обрести покой и облегчение ноши, помощь в несении ига.

Именно так: покой, бремя полегче и ярмо посвободнее. Попробуйте попроповедовать об этом сегодня. Вас заклеймят как апологета компромисса или как защитника потребительского христианства.

Тщательно отобранные Иисусом ученики уж точно не отличались стойкостью. Меня просто пугает факт, что те немногие верные, которые пережили с Иисусом к этому моменту много трудностей, могли так быстро и полностью выйти из игры.

Этот факт заставляет меня задуматься, может ли кто-нибудь из нас уверенно сказать, что он готов твердо и непоколебимо взять свой крест, отвергнуть себя и сделать все это, любя Иисуса больше своей жизни. Я подозреваю, что если быть предельно честным, то ни у кого из нас не найдется такой абсолютной, безраздельной и исключительной посвященности. Она вряд ли найдется даже у людей, которые вовсю трубят, что именно эти качества являются единственным проходным баллом в соревновании за звание истинного ученика».

                                                                ********

«Оборотная сторона ревностной веры. Путешествие, заканчивающееся неумышленным фарисейством, обычно начинается самым обычным образом. Часто в этот путь нас толкает какое-то событие, открывающее глаза на что-либо. Иногда это миссионерское путешествие, иногда конференция, иногда впечатляющая новая книга или нечто происшедшее в малой группе, отчего все остальное христианство уподобилось детской игре в церковь. А может, новый учитель Библии открыл вам глаза на то, чего вы никогда не замечали раньше. И вот вы делаете некий шаг веры. Вы готовы осуществить большие изменения. Вы очищаете свое окружение от грехов и компромиссов. Вы внедряете новые духовные законы, бросаясь в первые ряды истинных учеников Христовых. Однако по мере продвижения вы неизбежно начинаете замечать, что кто-то отстает. И вот именно в этот момент ваше личное стремление к святости начинает приобретать опасную форму — все более углубляющееся расстройство из-за тех, кто не двигается вровень с вашим страстным стремлением к святости.
Это и есть переломный момент. Если вы позволяете вашему огорчению превратиться в отвращение и презрение по отношению к людям, которые отстали от вашего темпа продвижения к святости, вы неизбежно отклонитесь от
маршрута.

Вместо того чтобы стать подобными Иисусу, вы уподобитесь Его самым большим недругам — фарисеям, потому что начнете смотреть на других свысока, уверенные в собственной праведности. Это, конечно, ужасная позиция. Однако может произойти что-то и похуже. Если вы продолжите двигаться путем презрения по отношению к тем, кому не удалось догнать вас и удержаться на вашем уровне, вы попадете в плен высокомерия. Все меньше и меньше людей будут отвечать вашим критериям истинного ученика Христова. Желание ощущать свою правоту станет для вас намного важнее, чем потребность быть добрым, милосердным или любящим. Сокращать стадо окажется важнее, чем расширять Царство. Единство уступит место единообразию. И таким образом ваша метаморфоза завершится. Вы придете туда, куда вовсе не собирались приходить. Вы станете полноценным фарисеем. Безусловно, неумышленным, но все же фарисеем».

                                                                 *******

«Я всегда спрашиваю людей, которые ругают сегодняшнюю церковь и хотели бы вернуть раннюю церковь: «А вы, вообще, читали Новый Завет?».
Один из самых важных уроков, который мы должны извлечь из недостатков ранней церкви, — это опасность идеализирования прошлого в такой степени, что мы теряем надежду и перспективу в отношении собственного настоящего и будущего. Богу всегда удавалось начертить прямую линию кривой палкой. Он всегда использовал немощных, чтобы через них явить Свою силу. Он всегда избирал недостойных, чтобы явить Свою благодать. Так не нужно удивляться, что Он продолжает делать это и сегодня».

                                                                *******

 

«Не допускать всяких-разных!»

«Насколько я вижу, в современной жизни широко развита тенденция устранять «слабых». Куда ни повернись, везде обнаружишь добродетельных проповедников, писателей и других весьма посвященных христиан, которые задирают планку и предлагают новое определение для истинного христианства.               

Из их учения получается, что настоящий христианин — это тот, кто всегда избирает путь потруднее и идет по нему, взвалив на себя, для порядка, гору дополнительных тяжестей. Они призывают к большей посвященности, к более глубокому исследованию Писаний, к более широкой евангелизации, к индивидуальной работе с детьми, к усыновлению детей, к рытью колодцев, к ликвидации секс-индустрии, к более простому образу жизни, а также к массе других вещей, в которых они видят доказательства истинного ученичества. Они очень способствуют самобичеванию и угрызениям совести, косящим под корень толпы верующих.

Вы можете изумиться: «Так что же здесь плохого? Это звучит как рецепт для радикальной посвященности христианству». Однако все не так. Их рецепт не учитывает множества важных ингредиентов. Он делает акцент на нескольких любимых стихах и местах из поучений Иисуса, игнорируя остальную часть Нового Завета. Их рецепт не для учеников. Их рецепт для фарисеев.Я не утверждаю, что кто-то осознанно пытается производить на свет целые поколения фарисеев. В большинстве случаев люди, которые предписывают более радикальную и деятельную веру, хотят только хорошего. Они хотят, чтобы наши церкви в целом и люди в частности достигали своего полного духовного потенциала. Они не хотят идти на компромисс с посредственностью.

Но есть вещи похуже посредственности. Это претензия на исключительность. Это искушение поднять стартовую цену и планку ученичества настолько высоко, чтобы подвести под несоответствие всех, кроме самых посвященных, и таким образом «устранить слабых», которых Иисус как раз и пришел призвать.».