Слава грядущего Господа Эдмунд П. Клауни Раскрытие Христа в Ветхом Завете
Богословие - Статьи

 

О, если бы Бог мог дать этому миру «привлекательные» обещания! Например, обещание даровать приятные духовные ощущения или отменить систему налогообложения. Если бы Бог так поступил, тогда этот мир более внимательно относился бы к Его Слову! Однако Господь не дает людям подобных обещаний. Напротив, Он обещает человеку новое естество , физическое воскресение из мертвых, новые небеса, новую землю и жизнь вечную!

 

В южной Калифорнии, где снег можно увидеть только на далеких вершинах горной гряды Сан-Бернардино, Санта Клаус ездит на санях. Изображения Санта Клауса и его спутника оленя Рудольфа, украшенные рождественской иллюминацией, можно увидеть практически на всех черепичных крышах испанских гасиенд этого региона. Более того, в рождественский период Санта Клаусов можно найти в огромных торговых центрах и других общественных местах. Однако следует отметить, что традиционная христианская рождественская сцена (Младенец Иисус в яслях, Мария, Иосиф и животные), под давлением так называемой «политической корректности», должна быть дополнена Доннером, Блитценом, Рудольфом, Королем Львом, Покахонтасом и Микки Маусом. Тем не менее, в торговых центрах еще можно услышать традиционные христианские рождественские гимны, которые используются в качестве фоновой музыки. Но Иисус Христос не может быть всего лишь «фоновой музыкой» в наше время. Он был рожден в конкретном историческом периоде! Сейчас Он управляет ходом истории как воскресший Господь! Следует всегда помнить, что Иисус Христос не является «виртуальной реальностью» цифровой индустрии развлечений. Наш Господь не может быть продуктом мифотворчества народов мира. Он - первая и последняя реальность! Он живой Бог во плоти! Иисус Христос — Альфа и Омега. Он — созидающее Слово,  Которому принадлежит последнее слово. Ибо когда Христос возвратится на эту землю, Он будет не простым присяжным, но великим Судьей! История человечества не может вместить величественной славы Христа. Посему, чтобы раскрыть ее, нам необходимо погрузиться в глубины истории, описанной в Священном Писании.

 

В первое утро после Своего воскресения, Иисус Христос (оставаясь неузнанным), беседуя с Клеопой и его спутником, не развеял их сомнения и страхи, сказав: «Клеопа!», как Он сказал в саду: «Мария!» Этим ученикам следовало узнать что-то большее. Ведь они не могли поверить рассказу женщин о пустом гробе и ангелах Божиих. Им следовало осознать глубинное значение этого факта, а именно, о славе Христа, которую Он приобрел посредством Своих немыслимых страданий. По глупости своей они никак не могли понять основное послание Священного Писания.

 

Посему, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании»

(Лук.24:27). Иисус не желал доказать Клеопе, что Он на самом деле жив. Ведь суть Благой Вести заключается не в простой констатации факта воскресения. Благая Весть заключается в том, что «Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1 Кор.15:3,4).

 

Посему, нам также следует понимать факт воскресения Христа в контексте его значения. Учение Иисуса Христа, которое  запечатлелось в сердцах этих учеников, не было утрачено по причине отсутствия диктофона у Клеопы. Мы узнаем об учении Христа, о Его воскресении и явлении в течение сорока дней до Своего вознесения, благодаря Новому Завету, который является богодухновенной книгой! Вот почему Новый Завет - наш надежный  ключ к пониманию значения Ветхого Завета. Дух Христов говорил чрез пророков Ветхого Завета, обещая благодать, которая будет дарована нам (1 Пет. 1:10-12). По дороге в Эммаус Иисус преподал Своим последователям послание пророков и апостолов. Суть этого послания — Христовы страдания и Его слава (Деян. 17:2,3, 1 Пет. 1:11, 1 Коринфянам 15:3-5). Его слава является обетованной славой Господа, Который грядет спасти народ Свой! Ученики не вполне понимали учение об этой славе. Вот почему они не могли понять, как Господь славы может умереть подобно преступнику. Посему, Иисусу было необходимо показать им, что слава грядущего Господа является славою страдающего Слуги из пророчеств Ветхого Завета.

 

Господь должен явиться

 

Библия  – это не только книга, данная Богом.. Библия — это книга, которая повествует о Боге! Библейская история является не просто историей об Израиле или биографией святых, жизнь которых должна стать вдохновением для нас. Это, прежде всего, Божья история, описание Его спасительных деяний. Бог дарует Свои обетования и действует в соответствии с ними. Следует помнить, что именно Бог является инициатором спасения человечества. Бог искал Адама и Еву в Эдемском саду после их грехопадения. Бог обещал, что Сын женщины сокрушит главу змия, несмотря на то, что тот будет жалить его в пяту (Быт. 3:15). Это обетование является логическим обоснованием человеческой истории. Нам следует всегда помнить, что если бы Бог заменил данное обетование Своим проклятием, тогда история человечества завершилась бы под кроной дерева познания добра и зла. Божий замысел послать Христа в сей мир является причиной того, что у нас есть Священное Писание. Более того, он является причиной существования всего человеческого рода.

 

То, что Бог обещал в Эдемском саду, было исполнено Им в истории искупления. Грех человеческий распространился по всему лицу земли. Посему Бог решает уничтожить мир и спасти Ноя от вод потопа. Радуга стала знамением Божьего верного обетования. Когда горделивые строители вавилонской башни были разделены по языковому признаку и рассеяны по всей земле, Бог призывает Авраама стать родоначальником нового народа, посредством которого благословятся все роды земли.

 

Божья инициатива проявилась не только в призвании. Бог был инициатором Своего явления людям. Например, Господь сошел по лестнице, которую Иаков видел во сне, дабы помочь ему (буквально, «стоять за ним»). (1) Так как Господь «стоял за ним», Иаков сказал: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт. 28:16). Вот почему он назвал сие место Вефилем, то есть «домом Божиим». Призывая Моисея из пламени Своего святого присутствия в неопалимой купине, Бог называет Себя «Я ЕСМЬ» - живой Бог Авраама, Исаака и Иакова, Который пришел спасти народ Свой  от египетского рабства. «Я ЕСМЬ» указывает на Божье всевластие. Он глаголет, и Его воля совершается. Однако Божье Слово, прежде всего, возвещает о Его присутствии. Таким образом, «Я ЕСМЬ» означает «Я рядом с вами».

 

Бог приводит народ израильский к подножию горы Синай и заключает с ними завет, скрепленный кровью. Однако, пока Моисей, пребывая на вершине горы, получал от Бога план устройства скинии, нетерпеливый Израиль создал свою собственную форму поклонения идолам. После подавления бунта Израиля, Бог предлагает Моисею отменить строительство скинии. Бог обещает, что будет вести Израиль в землю обетованную, но не будет обитать среди сего жестоковыйного народа. Ибо Его присутствие будет опасным для них (Исх. 33:3). Вместо этого Бог предложил Моисею встречаться у входа в другой шатер на безопасном расстоянии вне стана Израилева.

 

Пребывая в смятении, Моисей отвечает Господу: если Господь не будет пребывать среди нас, тогда нам бесполезно идти в землю обетованную. Ибо если Бог не будет с нами, каков тогда смысл нашего путешествия?

 

Бог услышал молитву Моисея и лично обратился к нему. Сокрывшись в расщелине скалы, Моисей увидел проходящего Господа позади себя. Пораженный славой Господа, Моисей слышит провозглашаемое Имя Бога: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» (Исх.34:6).

 

Моисей молился Богу с благодарным признанием Его присутствия: «Если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас; ибо народ сей жестоковыен; прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим»

(Исх.34:9). Серьезно принимая Божье обетование, Моисей просит Бога идти с Израилем,  потому что народ грешен. Однако он просит Бога не уничтожать их, а  простить. Моисей, прежде всего, желает, дабы Бог пребывал со Своим народом и простил его. Более того, он желает получить самое величественное благословение Господа — не только, чтобы Господь дал им в наследие землю обетованную, но и соделал сам Израиль Своим наследием! Эта взаимосвязь между Богом и Его народом является сердцем библейской  веры. Скиния все же была построена. Она стала местом Божьего обитания посреди  стана, где приносились жертвоприношения и пребывало священство, которое выступало посредником между народом и Святым Израилевым. В конце книги Исход присутствует описание облака Божией славы, которое наполняет всю скинию. Бог действительно пребывает со Своим народом!

 

Бог даровал Израилю землю и обитал с ними, пребывая в Иерусалимском храме. Однако Соломон, который посвятил сей храм Господу, вверг Израиль в состояние отступничества. Для одной из своих жен-язычниц он построил на Елеонской горе капище моавитского бога. Тем не менее нам следует помнить, что Бог обещал чрез Моисея избавление для Своего народа после наказания за отступничество. Кульминацией Божьего наказания было изгнание и пленение израильтян. «И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор.30:6). В книге Псалтирь и пророческих книгах Библии эхом отзывается обетование благословения, которое изольется в последующие дни. Однако наиглавнейшее благословение будет даровано только с приходом Господа.

 

Бог должен обязательно явиться на эту землю. Ведь состояние людей так ужасно, что только Бог может изменить  его. Пророк Иезекииль описывает свое видение общины Божией в долине (Иез. 37:1-14). Израильтяне мертвы.  Их сухие кости лежат в долине! Они не лежат как цельные скелеты, нет! Все их кости перемешаны и повсюду разбросаны. Господь спрашивает Иезекииля: «Сын человеческий, оживут ли кости сии?» Иезекииль не дает внятного ответа, и  говорит: «О, Боже Всемогущий, Ты знаешь!»

 

Господь повелевает Иезекиилю провозгласить иссохшим костям обетование о воскресении к жизни. Во время проповеди Иезекииля шум от движущихся костей наполняет долину. На собранных скелетах появляются сухожилия и нарастает плоть. И снова Господь повелевает Иезекиилю проповедовать об обетовании Духа жизни безжизненным телам. Во время его проповеди Бог вдыхает дыхание жизни в сии тела, и они оживают! Какое  многочисленное войско!

 

Значение данного видения объясняется в предшествующем пророчестве. У Израиля есть надежда! Бог обещает возвратить в землю обетованную народ, пребывающий в рассеянии: «И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:25,26).

 

Духовное состояние Божьих людей безнадежно до такой степени, что только Бог может исцелить их. Но и Божьи обетования так велики, что только Бог может исполнить их. Еще никто не отказывался верить в Бога  из-за Его слишком слабых обещаний. Напротив! Бог обещает невозможное! Он обещает создать из семени Авраама великий народ, несмотря на то, что сам Авраам и Сара бездетны. Прошли годы, и Бог снова повторяет Свое обетование Аврааму. В этот момент Авраам, муж веры, падает ниц и начинает смеяться. Ведь ему уже 100 лет, а Саре 90! При таких обстоятельствах Божье обетование выглядит бессмысленным.   Авраам восклицает: «О, если бы Измаил мог жить под Твоим благословением», - отчаянно пытаясь подтвердить истинность Божьего обетования с помощью беременности служанки Сарры -  Агари.

 

Сарра, услышав о Божием обетовании от Ангела Господня, рассмеялась, как и Авраам. Будучи уличена Господом, Сарра, в смущении, не признавалась в содеянном.. Но Господь настаивал на Своем! Впоследствии Сарра снова смеялась,но уже от радости, а не от неверия. Ведь Господь исполнил Свое обещание! Вот почему ее сын был назван Исааком. «Исаак» означает «смех» (Быт. 17:17, 18:21, 21:6).

 

О, если бы Бог мог дать этому миру «привлекательные» обещания! Например, обещание даровать приятные духовные ощущения, действенную технику эмоциональной релаксации или отменить систему налогообложения. Если бы Бог так поступил, тогда бы этот мир более внимательно относился к Его Слову! Однако Господь не дает людям подобных обещаний. Напротив, Он обещает человеку новое естество, физическое воскресение из мертвых, новые небеса, новую землю и жизнь вечную!

 

Описание пророками Ветхого Завета того, что Бог совершит в славном будущем, изобилует выражениями в превосходной степени. Захария видит то время, когда любой глиняный горшок в Иерусалиме будет подобен освященному сосуду из храма, а надпись на золотой табличке кидара первосвященника «Святыня Господня», будет украшать уздечки лошадей (древний эквивалент современных автомобильных наклеек). «В тот день защищать будет Господь жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень перед ними» (Зах.12:8).

 

Слуга должен явиться

 

Бог должен явиться! Исаия провозглашает Его приход. Он будет Предводителем нового исхода, снова шагая по пустыне со Своим народом (Иса.40 гл.). Но если Ему надлежит  явиться в спасении, а не в суде, тогда должна быть принесена последняя действенная жертва за грех,  дабы исполнить требования Божьей праведности. Он должен явиться не только как Господь, но как и Слуга. Он должен быть пророком, подобным Моисею, но более великим. Он должен быть Царем, подобным Давиду, но более святым, и более мудрым, чем Соломон. Более того, Он должен быть Священником, которому чужда греховность и развращенность священства Ааронова. Господь обещал послать такого Пророка, Священника, Царя. Пророки, которые пророчествовали о грядущем Господе, говорили также и о пришествии Помазанника Господня. Пастыри Израилевы облачились в одеяния из шерсти Божьего стада, пожирают мясо его и отвергли свое служение. Посему Бог, будучи Пастырем добрым, будет искать погибающих, заблудших и израненных овец Своих. «И Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди них. Я, Господь, сказал это» (Иез.34:24).

У израильтян очень часто не было храбрых воинов, которые могли бы руководить сим народом. Поэтому Сам Господь облачается в броню праведности, надевает на Свою главу шлем спасения, дабы защитить и сохранить народ Свой (Ис. 59:16,17). Однако следует помнить, что Господь спасает Свой народ посредством Своего Слуги, Который принесет жертву умилостивления за грехи людей и искупит их (Ис. 53). Грядущий Правитель, Который воссядет на престоле Давидовом, обладает божественными именами: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9:6).

 

Книга псалмов была полностью составлена после возвращения Израиля из изгнания, дабы даровать утешение тем, кто возвратился в Ханаан, но не имели царя на троне Давидовом. Слово Божье призывает израильтян ожидать Господа и прославлять Его, ибо Он грядет. Он помазал Своего Царя на святой горе Сион. Сей Царь восседает по правую руку Бога. Этот Царь является Сыном Давида. Более того, сам Давид называет сего Царя своим Господом.

 

Весь Новый Завет основан на утверждении, что Иисус является обещанным Христом, Божьим Помазанником и Господом. Евангелие от Иоанна следует читать, постоянно ссылаясь на Ветхий Завет. Действительно ли в книге Притчей Мудрость,  определяется как Божий атрибут,   художница, участвовавшая в сотворении мира? (Прит.8:30) Иоанн говорит нам, что Иисус является Словом Божьим пребывающим с Отцом, чрез Которого все было сотворено. Но Он не только пребывает с Богом, Он является Богом-Сыном!

 

Открывает ли Бог Себя как «Я ЕСМЬ»? Когда Иисус применил к Себе это Имя в Гефсиманском саду, солдаты, пришедшие арестовать Его, пали наземь в ужасе. Когда Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан.8:58), враги Иисуса схватили камни, дабы казнить Его за богохульство. Ведь Он сделал Себя равным Богу (Иоан. 8:58)!

 

Бог, обещая Своему народу даровать скинию, назвал Себя Господом, «полным благодати и истины» (Исх. 34:6). Иоанн говорит: «И Слово стало плотию, и обитало (и стало СКИНИЕЙ) с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан.1:14). (2) «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан.1:16). То есть, благодать и истина, которые Бог провозгласил в Ветхом Завете, исполнились в благодати и истине, исходящих от Иисуса Христа (17 ст.). Моисей не видел Бога лицом к лицу, но «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18).

 

Как и весь Новый Завет, Евангелие от Иоанна провозглашает пришествие Самого Господа! Иоанн Креститель проповедовал о пришествии Господа на основании текста 40 главы книги пророка Исаии. Этот пророк обещал пришествие Бога, а Иоанн Креститель указал на Того, чьи сандалии он не был достоин расстегнуть. Он указал на «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан.1:9). Когда Иисус сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5), этот учитель Израилев не понял на какой отрывок ссылается Иисус (Иез. 36:25-27). Иисус укорил Никодима за то, что тот, будучи духовным лидером, не понял сути обетованного нового рождения. Только благодаря вмешательству Бога, только по действию Его суверенного Духа каменные сердца могут снова забиться, а сухие кости превратиться в живые тела!

 

Никодим сказал, что Христос является учителем, пришедшим от Бога. Однако он не понимал, что это значит на самом деле. Он не мог понять те небесные истины, которые провозглашал Христос. В книге Притчей мудрец Агур делает поразительное заявление. Он утверждает, что является самым глупым человеком из всех живущих на земле. «И не научился я мудрости, и познания святых не имею» (Прит. 30:3). Однако его мудрость заключается в осознании того, что он ничего не знает. Ибо кто все знает? Агур спрашивает: «Кто восходил на небо и нисходил?» Наши современные телевизионные компании с готовностью отправят репортеров в горячие точки для  съемки телерепортажа.  Но кто может отправить телерепортера на небеса для получения самых свежих новостей от Божественного Совета? Ибо кто познал Святого Бога? «Какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?» (Прит. 30:4).

 

Иисус отвечает на вопрос Агура. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Иоан.3:13). (3). Взойти на небеса может лишь Сын Человеческий, который нисшел с небес. Беседуя ранее с Нафанаилом, Иисус напомнил ему  об ангелах, восходящих и нисходящих к Господу, в то время как Он стоял рядом с Иаковом в Вефиле. Таким же образом Нафанаил, истинный сын Иакова(Израиля), увидит ангелов  Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Иоан.1:51). Но как Иисус взойдет на небеса? Он будет вознесен. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:14,15).

 

Моисей вознес медного змия в пустыне, когда второе поколение израильтян восстало против Господа и подверглось наказанию ядовитыми змеями. Когда они возопили к Господу, Он повелел Моисею поставить изображение медного змия. Всякий, кто с верою посмотрит на него, будет исцелен и спасен! Медный змий был символом проклятья смерти за грех. Сей медный змий был вознесен не для красоты. Он был символом победы над проклятьем. Размышляя о вознесенном медном змие, сразу возникает образ человека, который пронзил змею копьем и, ликуя, вознес ее над собой.

 

Но как этот символ может указывать на вознесение Сына Человеческого на небеса? Ответ находится в словах Иисуса: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Иоан.12:32). Иоанн объясняет слова Иисуса: «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Иоан.12:33). Никодим не знал ни того, как Иисус пришел с небес, ни того, как Он возвратится на небеса. Иисус должен быть вознесен на крест. На кресте Он стал проклятием за нас. Он был поражен Богом, ибо Господь возложил на Него грехи всех нас (Ис. 53:6). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал.3:13). «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор.5:21).

 

Ужасная смерть Христа не лишила Его славы. Напротив, посредством Своей смерти, Он был превознесен как Победитель, Который сокрушил главу змия. Именно об этом говорил Господь в древние времена: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис. 52:13). Но как Он будет вознесен? Посредством ужасных страданий. «Как многие изумлялись, [смотря] на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!» (Ис. 52:14). Страдающий Слуга из книги пророка Исаии станет великим Победителем, ибо Он отдал Свою жизнь, взяв на Себя грехи многих (Ис. 52:13).

 

Именно эту славу Иисуса Христа узрел апостол Петр в Ветхом Завете. Петр, утверждавший, что Иисус не должен идти на крест, наконец-то осознал, что именно на кресте Иисус спас его. Цитируя Исаию, апостол Петр делает следующий вывод: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2:24). Петр увидел славу креста! Иисус, страданий Которого он стал свидетелем, был его Господом и Богом! Вдохновляя христиан, он цитирует пророка Исаию, «Не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь» (Ис. 8:12). Защитой от страха пред людьми является слава Самого Господа. Исаия продолжает: «Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!» (Ис. 8:13).

Мы «святим» Господа, признавая Его истинным Богом, отделенным святым Богом. В Септуагинте  написано: «святите Господа», а в послании апостола Петра  мы читаем: «Святите Господа Христа»! Вот таким образом Петр, который поклонился Иисусу в своей рыбацкой лодке , провозглашает и исповедует славу Христа, своего Господа: да святится Имя Твое!

 

  1. Суффикс местоимения мужского рода может относиться к лестнице или к  Иакову. То, что он указывает на Иакова, очевидно из описания второго явления Господа Иакову в Вефиле (Быт. 35:13, 28:13). Во втором повествовании используется аналогичный предлог и местоимение для описания Божьего восхождения.
  2. Слово «обитало» на самом деле переводится как «было скинией». Тем самым проводится взаимосвязь с ветхозаветной скинией. Иоанн цитирует Исход 34:6.
  3. Хотя важные рукописи не содержат этой фразы, тем не менее, она может быть частью оригинала. Смотрите 18 стих.

 

Тема номера «Приидите, поклонимся Ему: Личность и работа Христа». Ноябрь/декабрь, том 4, №6 от 1995 года, 22-26 страницы.