БУСЕР Эдуард Ленг (1929)
Богословие - Статьи

 

В соборе в Галле, построенном в 1912 году, есть рельеф местного художника, изображающий наряду с другими символами протестантизма трех реформаторов - Цвингли, Кальвина и Бусера из Страсбурга. 30 лет назад вызвала бы удивление сама мысль, что последний может быть поставлен рядом с великими лидерами швейцарской Реформации. Но недавние исторические исследования спасли от долгого забвения уникальную творческую мысль страсбургского ученого. Сегодня признается, что без дела его жизни реформатская ветвь протестантизма не обрела бы своего исторического характера. Бусер был не только связующим звеном между Цвингли и Кальвином; он был на самом деле духовным отцом женевского реформатора.

Во всей концепции жизни веры, в трактовке оправдания и освящения, предопределения, таинств и Церкви религиозные принципы и даже термины Бусера и Кальвина почти тождественны. Более того, истинный смысл некоторых доктрин женевского богословия, например предопределения, и определенные течения в развитии реформатского протестантизма, особенно ранний подъем пиетизма, могут быть поняты только через Бусера. Существование этой исторической связи, как и следовало ожидать, не нашло признание во Франции, но  в Голландии, Америке и Шотландии было признано представительными учеными из самых глубоких школ мысли.

Недавние немецкие исследования постепенно разработали тезис, что Бусер был предтечей Кальвина. Здесь можно упомянуть многие имена, но я сошлюсь только на последнюю книгу, которая показывает влияние Бусера в ясном свете - "Царство Божие на земле: утопии и реальность" Вильгельма Пауха. Эта книга показывает большое трудолюбие, обширные знания и увлеченный подход. Она разделена на две части. Первая из них представляет ведущие идеи Бусера в отношении Царства Христа и обеспечивает долгожданное доказательство того , насколько практические предложения реформатора были адаптированы к реальным условиям, преобладавшим тогда в Англии.

Вторая часть прослеживает эволюцию государства и Церкви и показывает, как эта эволюция продолжалась во времена королевы Елизаветы под руководством таких людей, как Джуэл, Уитгифт и Хукер. Здесь Паух сосредоточен  почти исключительно на англиканской церкви практически игнорирует одновременный подъем пуританства. Он приходит к выводу о том, что хотя реформаторский идеал государственной церкви не был реализован, религиозный дух Бусера продолжал оказывать влияние на религиозное сознание английской нации, постепенно сформировав британский   религиозный империализм.

На мой взгляд это изложение истории имеет два дефекта. С одной стороны, историк не вполне охватил своеобразные черты позиции Бусера. Далее он излишне настаивает на своем вердикте о влиянии мыслей и целей Бусера на англичан как народ и о роли, которую это влияние сыграло в истории. Он почти игнорирует пуританство, которое стало самой энергичной и мощной формой британской религиозной мысли. Поэтому я хотел бы изложить здесь некоторые критические замечания, с тем, чтобы ясно показать , что Бусер имел в виду, а также подчеркнуть значение для сегодняшнего дня его важнейшей работы "О Царстве Христа", которая, как мы надеемся, в скором времени появится и в немецком переводе. Она безусловно , заслуживает того, чтобы изучаться всеми, кто заинтересован в истории Церкви или испытывает интерес к церковным проблемам нашего времени. 

Как хорошо известно, Бусеру  пришлось покинуть родную землю после того, как определился несчастный исход Шмалькальденской войны. По приглашению архиепископа Томаса Кранмера он нашел убежище в Англии, где он стал профессором в Кембридже и сыграл краткую, но важную роль как консультант в связи с реформационной деятельностью Эдуарда VI.  Наиболее ценная услуга, которую немецкий беженец оказал столь гостеприимной для него стране, состояла в написании книги о Царстве Христа. Вскоре после того, как он ее закончил, он умер 28 февраля 1551 года. Почему он дал своей книге такое заглавие? Паух прилагает много усилий, чтобы ответить на этот вопрос, но, увы, он стирает различие между Царством Христа и Царством Божиим.

Само название книги указывает на то, что он рассматривает цели Бусера как утопические и в конечном счете сам вынужден прийти к заключению, что "на земле Царство Бога не может быть реализовано; по крайней мере, концепция Царства у Бусера фундаментально утопична, ибо в своем христианском оптимизме он ставит перед религией задачи, для которых куда лучше оснащена светская власть (S.205).  Но ученому не удалось распознать с достаточной четкостью специфическую идею Царства Христа. Власть Христа, о котором Бусер впервые пишет в своей книге "Об истинном пастырстве", не имеет ничего общего с "оптимизмом в отношении улучшения состояния мира".

Главенство Христа реализовалось наиболее чисто, когда Его ученики, угнетенные и гонимые, не имели никакого влияния на жизнь государства. Учение о главенстве Христа означает только то , что избранные, как члены Его Тела, обретают веру в Него и познают их избрание, чтобы реализовать свое оправдание и освящение, а затем собраться под своим Главой в активное, воинствующее братство. Бусер говорит: «Сам Царь правит Своим народом, кормит и пасет Его, и ведет Своих блуждающих и своенравных овец к Себе. Но тех, кто уже находится в Церкви, Он хранит, водит и направляет, чтобы они могли быть постепенно очищены и избавлены от греха и от страданий, которые грех влечет за собой, и ведет их ко всякого рода добру и ко спасению". Каждый член Тела Христа призван внести свой вклад, свою личную долю в благо целого. Христос работает в каждой избранной личности, и каждый человек, со своим особым даром, является инструментом Святого Духа. Таким образом, через Слово и Дух Христос созидает заботу о душах и дисциплинированное общение , в котором каждый член признает Его дело в качестве своей особой задачи.

Для него важен его собственный рост в благодати, но и спасение и назидание душ ближних. Царство Христово, таким образом, видно сначала в постоянном обращении к этому в евангелизационной и миссионерской деятельности, которая от дней реформаторов до настоящего времени характеризует реформатский протестантизм, и которая неоднократно поднимала заново избавление и освящение мира.  Но, кроме того, Христос Царь правит не только невидимой Церковью, но и видимым миром. Это означает, что каждый Его живой последователь, особенно проповедники, старейшины и диаконы, должны иметь в виду не только духовное спасение других людей, но и благополучие всего общества. В силу любви , которая пронизывает христианскую общину сообщество должно также иметь в сердце социальное положение своих членов и быть заинтересованным в благе их экономической и политической жизни.

Ничто из этого не может быть утаено от Христа, воля Которого - "благо и счастье людей и здесь и в будущем мире".
Если Царство Христа означает именно это, то вряд ли кто-то из протестантов и евангельских христиан сочтет его утопией. Индивидуалистическая основа протестантского христианства, спасение индивидуальной души через Слово и Дух Христа, объединение верующих как возрожденных или избранных (эти слова стали сегодня почти синонимами) в живые сообщества, единые "в богослужении, в пастырской заботе и делах любви" (Конституция Церкви Пруссии, 4) утверждает миссионерский долг каждого члена, независимость Церкви под ее Божественным Главой, отзывчивый интерес к общественной жизни, помощь страждущим, а также определенное внимание к политическим делам и сотрудничество в них. Все  это вещи, с которыми мы все знакомы и которые представляются нам несомненными обязанностями и отдельных христиан, и церковных общин. И в этом отношении мы не меньше англосаксонских протестантов обязаны Бусеру и разработанной им библейской концепции Царства.

Однако во времена  Реформации эта концепция была соединена с другой, к которой мы сегодня относимся гораздо более критически - с теократической концепцией государства. В то время как главенство Христа было сформулировано в идентичных терминах Кальвином и Бусером и изначально свойственно именно им, концепция теократии была принята всеми реформаторами Швейцарии и Виттенберга и основателями государственной англиканской церкви. Как известно, эта концепция была наследием Средневековья, с той лишь разницей , что государство тогда считалось слугой Римской церкви и правления наместника Христа, подчиняющего себе светскую власть.

Весь мир знает, как Лютер избавил государство от этого порабощения. Он заявил , что государство, как и Церковь, есть важное и ценное Божие учреждение, но теократический элемент был сохранен им постольку, поскольку на государство были возложены функции охранять исполнение Божиих заповедей. В соответствии с этим государству было предоставлено право реформировать церкви, а также вытекающий отсюда надзор за ними. Государственная церковь росла естественным образом из фундаментальной теократической концепции, которая была почти универсальной в то время. Бусер тоже следовал этой теократической идее, преобладавшей в реформатском мире. Без сознательной предвзятости он вложил свою книгу в руки юного Эдуарда VI, чтобы помочь ему в составлении планов реформ церкви и государства в Англии в соответствии с новым истолкованием Слова Божьего.

Бусер пообещал королю, что если  Англия будет  искать прежде Царства Божия и Его правды, и послушно следовать законам Божественной истины, все остальное приложится ей в избытке. Англии, добавил он, будут бояться все ее враги, ибо Сам Господь будет ее Вождем и Правителем (De Regno Christi, P.158). С этой целью Бусер предложил многие подробные инструкции относительно того , как Реформация должна быть осуществлена в Англии, как следует проповедовать Евангелие и укреплять Церковь, и как подавить то, что открыто противостоит Божией истине. Но он также принял во внимание всю жизнь нации. и много писал об устроении брака, забота о бедных, школ, сельского хозяйства, торговли, промышленности, борьбе с роскошью и праздностью, с коррупцией государственных должностных лиц, а также реформам законов.

Все это ясно показывает, как принятие Царства Христа предполагало тогда полное принятие теократической концепции государства. Точно таким же образом Кальвин в Женеве настаивал не только на принятии идей теократии, но на реализации ее на практике, насколько он мог. О близком сродстве между ним и Бусером также свидетельствует тот факт , что идеал Церкви и государства , который Бусер нарисовал для Англии, очень сходен с тем, чего добивался в Женеве Кальвин. Надо признать, что при всех благословениях, которые женевская теократия принесла в самом городе и в большей части протестантской мира, она имела свои недостатки.

Такая концепция власти и государства оказалась уже невозможна в условиях того менталитета, который сопровождал Реформацию. Ее можно было поддерживать только силой (? - Пер.). Паух, как мы уже видели, показывает , что планы Бусера, будучи тщательно адаптированы к условиям своего времени, остались в основном на бумаге. Насильственные меры Тюдоров, в том числе великой Елизаветы, были поддержаны призывом  вложить ряд теократических полномочий в руки правительства. Но если сама Елизавета могла искренне считать, что ее единственной целью было чтить Бога и сохранить истинную религию, то на практике это в значительной мере превратилось в показуху. Вся церковная политика Елизаветы была призвана обеспечить единство английского народа, и это , в свою очередь , привело к увеличению концентрации политической власти. Это было государство , которое управляло Церковью, а не Церковь, которая смогла эффективно реализовать теократию. Англиканская церковь вскоре представила таких богословов, как Хукер, Джуэл и Уитгифт, которые с блеском защищали этот курс.

В отчете об истории того времени Паух стремится показать две вещи. Во-первых, он считает, что меры Елизаветы послужили Царству Божию, потому что они позволили ей победить Испанию и Контрреформацию и тем самым спасти протестантизм от полного уничтожения не только на Западе, но , возможно , и в Германии. Но в связи с внутренними условиями в Англии ученому не удалось оценить доброе дело, совершенное пуританами - истинными наследниками Кальвина и, соответственно, Бусера. Уже в XVI в. в пуританских кругах возникла небольшая группа, преследуемая государственной церковью - броунисты, которые потеряли веру в теократическую концепцию и по меньшей мере осуждали влияние государства на религию, требуя свободы совести. В результате, несмотря на реванш теократизма в Новой Англии, постепенно возникла новая концепция государства, изменившая идею Царства. В своей Барменской лекции "Понятие о Церкви в конгрегационализме" (1925) я показываю становление и упадок этого пафоса конгрегационализма. 

Что же значит для нас сегодня решение огненного вопроса о Царстве Божием на земле и в истории? С одной стороны, полное признание владычества, то есть безусловное выполнение воли Христа в Церкви, очищение Церкви от всего мирского в соответствии с письменным Словом истины, и проникновение Евангелием духа всей национальной жизни, экономики и политики. Но с другой стороны, это освобождение государства,  отказ от теократии и мнения,  что может когда - либо быть действительно христианское государство, крайнюю осторожность со стороны Церкви, чтобы это не разделить ответственность за неправильные меры или законы или, как это происходит в настоящее время, за использование политических средств и санкций для достижения своих целей. Но возможно ли такое владычество Христа без теократии? Разве это не значит оказать несправедливость по отношению к государству? Многое можно сказать об этой теме, но места нам уже не хватит.

Однако если верно то, что наш автор говорит в самом конце - что "Царство Божие не может быть реализовано на земле" (S.204) -  то община верующих будет использовать все дары и силы , которые приходят к ней от ее Главы, и трудиться , как если бы это было возможно - создать Царство на земле. Именно это "стремление" повиноваться Евангелию и этот призыв к братской любви имел в виду Бусер, когда он говорил о Царстве Христа.  Таким образом,  раскрывается аспект протестантского христианства, который всегда должно принимать во внимание, особенно в наши дни, когда так много людей потеряли не только концепцию христианского государства, но христианский взгляд на жизнь.