Религиозные Проявления. Оуэн Стречен (Owen Strachan).
Богословие - Статьи

Много лет назад, в тот сложный период, который мы знаем как Первое Великое Пробуждение, колониальный пастор Джонатан Эдвардс взялся за не простую работу. Он решил разобраться с тем, какое место в жизни христиан занимают, как он называл их, «религиозные проявления». Вот, что он назвал главным определяющим принципом:

«Есть ложный проявления, а есть истинные. Человек, имеющий множество проявлений веры не обязательно является истинно верующим. Но если у человека их нет вообще, то он точно не верующий» (Труды Джонатана Эдвардса 2:121).

Эдвардс написал это, чтобы помочь людям разобраться в происходящем во время серии пробуждений 30-х и 40-х  годов 18 века. Тогда многие люди заявляли, что их сердец сильно коснулась рука Божья. Даже горячо любимая жена Эдвардса, Сара, сама впала в такое состояние, которое давало ей чувство невероятной близости к Господу. Некоторые верующие старой закалки принижали значение этих эмоциональных выражений веры и говорили, что это всего лишь попытки привлечь к себе внимание. Они считали, что истинная духовность не отличается особой эмоциональностью, но скромна и тиха. Вопрос о «духовном экстазе» стал одним из главных вопросов веры во время того периода пробуждения.

В работе посвящённой религиозным проявлениям, Эдвардс перечисляет 12 негативных или спорных признаков обращения, включающих в себя: сильные эмоции, реакции тела и частые религиозные разговоры. Там же он перечисляет и 12 положительных признаков обращения, которые показывают, что Дух на самом деле возрождает сердце для веры в Христа. В четвёртом положительном признаке он указывает на то, что проявления «возникают от того, что умы людей истинно и духовно просвещаются и им приходит понимание  божественного» (2:266). Другими словами, размышления о спасении и о Боге, который начал и свершил его, раздувает в нас духовный огонь до уровня пожара. Эдвардс подсказывает нам, что чем правильнее наше видение Бога, тем правильнее мы живём.

«Тот, кто по настоящему видит божественность, возвышенность и превосходство божественных вещей, делает это интуитивно. Он не только говорит, что они от Бога, но и видит это, он понимает, что божественное заложено в них, Его слава показывает нам, что божественно: Бог - есть Бог, Он отличается от всех других существ, Он выше всего, и отличается [внешне], главным образом, своим великолепием, которое бесконечно выше всего того прекрасного, что нам известно. Люди видят печать Его славы на том и в том, что божественно, видят там Бога, поэтому и понимают, что они от Него» (2:298).

Когда вы пытаетесь понять характер и славу Бога, показанные вам в Библии, вы открываете для себя, как это отметил Эдвардс, не просто интересные религиозные идеи или драматические истории, но «нечто божественное». Вы как бы заглядываете в разум Самого Бога. Вы видите Его «божественную красоту», которая захватывает вас, погружает в себя и преобразует так, что вы сами становитесь подобны этой красоте.

Это видение величественного, спасающего Бога приводит к самому главному [религиозному] проявлению: «Христианской практике или, если выразиться по другом, святой жизни». Для пастора и теолога, это было «главным из всех признаков действия благодати, одновременным свидетельством искренности верующего и для окружающих и для него самого» (2:406). Три признака показывают, что человек свят:

Первое, «необходимо, чтобы человек был совершенно послушен» [Богу]. Второе, он должен страстно желать служить Ему: «Христиане, будучи действенно призваны, не для того призваны чтобы бездействовать, но чтобы трудиться на Божьих нивах и проводить свои дни в совершении великого и трудоёмкого служения». Третье, они пребывают «в повиновении, к которому особенно призывает Писание, это повиновение является особым знаком истинности [дарованной им] милости» (2:384-89). Здесь, таким образом, элегантно суммировано то, чем на самом деле является Христианская духовность: повиновение, постоянное служение, и твёрдость в вере.

Эта прогрессия, едва намеченная в этом небольшом отрывке монументального духовного труда, чрезвычайно важна. Когда мы встречаем великого и святого Бога во всей Его красоте, мы начинаем хотеть жить святой жизнью. Очень многие христиане хотят жить правильно перед Богом, испытывать «полноту радости», о которой говориться в 15 псалме (Пс. 15:11). Так что мы принимаем некие решения, и, стиснув зубы, пытаемся больше молиться и меньше грешить.

И, при этом, мы можем упустить из виду ту жизненно важную связь, которая существует между видением величия Бога и святой жизнью. Чтобы в наших сердцах горел Божий огонь, там, для его поддержания, должны быть не только веточки и листва. Нам нужно видеть величественную картину Бога, каким Он изображён в Иов. 38-41, Ис. 45-46 и Иез. 1. И тогда, видя Его величие и славу, мы найдём в себе материл для поддержания огня святой жизни.

Я не просто так использовал слово «поддержание», ведь мы живём в падшем мире и, хотя и искуплены, всё же являемся грешниками (Рим. 3:10-18). Сердце, полностью преданное Богу, испытает множество всего: и чрезвычайную близость к Богу, и ужасающее разочарование, и дни полной духовной бесчувственности. И во всём этом мы призваны оставаться верными Богу, как те, кто перечислен в так называемом «зале славы» Библии - в 11 главе Послания к Евреям. 

Самое истинное религиозное проявление, согласно Писанию и Эдвардсу, одному из самых лучших наших теологов, - это идти по жизни, по пути на небеса, с видением впереди великого Бога, идти, не смотря на все шторма греха и бури тьмы, которые окружают нас со всех сторон, идти и никогда не останавливаться.

 Журнал «Tabletalk», Июль 2012.

www.ligonier.org