ТЕОЛОГИЯ СЛАВЫ И ТЕОЛОГИЯ КРЕСТА Дон Матцат
Богословие - Статьи

Богословие носит систематический характер. Все его части должны сочетаться друг с другом. В протестантизме есть две очень различные системы богословия. Одна из них – это теология славы, другая – теология Креста. Я считаю, что для нас очень важно понять различия между этими двумя способами мышления. Я считаю также, что мы должны прийти к тому выводу, что их нельзя смешивать.

Значение Евангелия

Протестантская теология славы начинается с единственного обращения ко Кресту Христову. Проповедь человеческой греховности и Божией благодати направлена только на неверующих, чтобы побудить их спастись. Получив спасение, мы можем петь: «У Креста, у Креста честь моя и слава».
Очень часто при обсуждении вопроса о значении Евангелия мне говорят: «Я уже был у Креста. Я слышал Евангелие. Я спасен». Иными словами, люди убеждены, что проповедь Евангелия направлена лишь на неверующих. После того, как человек спасен, она более не актуальна.

Теология Креста совершенно иная. Проповедь о грехе и благодати, или о Законе и Евангелии, предназначена не только для обращения неверующего грешника, но и для освящения христианина. Проповедь Закона продолжает осуждать грехи христианина и ведет его к покаянию, Евангелие же продолжает производить в нем веру в искупительное дело Иисуса Христа.

Определение покаяния

Теология славы определяет покаяние как поиск грешником прощения грехов, а не того, чтобы больше не зависеть от них. Покаяние здесь – это просто решение грешника жить лучшей жизнью. Перед спасением грешник должен покаяться во всех известных ему грехах. Неполное покаяние вряд ли приведет человека ко спасению.

Теология Креста определяет покаяние как раскаяние и веру, а не как человеческое решение. Хотя проповедь Закона приводит к раскаянию и скорби о грехе, только проповедь Евангелия может произвести веру в искупительное дело Христа. Покаяние – это не то, что предшествует спасению, ибо оно определяет христианскую жизнь в целом. Проповедь Закона и Евангелия в целом производят покаяние как скорбь о грехе и веру в Иисуса Христа.

Освящение

Теология славы отделяет христианскую жизнь от Евангелия. После того, как вы спасены, вы получаете список того, что можно и чего нельзя, часто определяемый как «евангельское правило жизни». Если вы нарушите это правило, продолжите это делать или откажетесь от него, то вы должны вновь принять решение освятить свою жизнь и, в некоторых случаях, держать свои обещания. Вы не возвращаетесь вновь ко Кресту, ибо вы уже были там, когда получили спасение. Скорее, вы вновь посвящаете Богу свою жизнь.

Теология Креста никогда не проходит мимо Креста. Проповедь Закона не преследует цели предоставить вам список того, что можно и чего нельзя. Цель проповеди Закона – вернуть вас обратно ко Кресту, чтобы обрести Евангелие. Через Евангелие ваша вера укрепляется и производит добрые дела. В этом и состоит христианская жизнь.
Те, кто смешивают теологию славы с теологией Креста, могут проповедовать и Закон, и Евангелия, но хотят заменить проповедь Закона проповедью неких принципов или правил: давайте сделаем! Такая проповедь может заставить вас пойти домой с решимостью жить лучше, но не даст радости от прощения.

Супердуховность

Теология славы производит людей, которые думают, что они лучше других. Как спасенные, они переместились на более высокий уровень. Теперь вы лучше других, на голову лучше тех, кто не спасен. Вы можете думать о себе как о том, кто принадлежит к «моральному меньшинству» в отличие от аморального большинства. Вы готовы делиться своим свидетельством, чтобы и другие люди спаслись и стали такими же хорошими, как вы.
Понятие о спасении как о пути по лестнице святости порождает свои последствия. Некоторые считают, что обретение спасения есть лишь первый опыт, за ним должно следовать полное освящение, как «вторая работа благодати». Этот опыт удаляет старую природу так, что вы уже не грешник. Теперь вы можете засвидетельствовать о своем опыте жизни в святости. Вы не только можете сказать это неверующим, вы можете сказать другим христианам, которые до сих пор называют себя «грешниками, спасенными благодатью», что вы уже не грешник. Вы сделали следующий шаг! Другие должны сделать то же самое.

Пятидесятники и харизматы добавляют еще один шаг по лестнице святости. Они проповедуют крещение в Духе и говорение на языках, которое даст вам духовную силу, которой у вас не было раньше. Бывший Южно-баптистский пастор Чарльз Симпсон сказал: «Прежде чем я крестился в Духе, я еле-еле следовал своему решению». Иными словами, когда он получил власть, которой не было у баптистов, он больше не должен был вновь принимать решение об освящении своей жизни.

Может быть еще больше шагов и типов опыта. Популярный харизматик-шоумен Бенни Хинн говорит о четырех или пяти различных помазаниях, которые ожидают вас, когда вы начнете восходить по лестнице святости. Так называемые пробуждения в Торонто и Пенсаколе предлагают широкий спектр переживаний от «повержения в Духе» до «опьянения Духом», когда вы просто стоите на месте и покачиваете головой взад и вперед.

По свидетельствам очевидцев, этот опыт должен произвести в вас еще более высокий уровень духовности и святости, прежде чем вы войдете во славу. Ваше свидетельство теперь будет состоять в попытках убедить других христиан, что они должны последовать за вами на этом пути, креститься в Духе, говорить на иных языках и искать этих и других переживаний.

Жизнь согласно теологии Креста никогда не сделает вас лучше кого-то другого. Вы не становитесь каждый день лучше и лучше. В самом деле, и проповедь Закона, и Евангелие не приведет вас к тому, что вы осознаете свою святость, но даст лучшее осознание глубин своего греха. В результате вы будете постоянно развивать в себе веру и благодарность за искупительное дело Иисуса Христа.

Ваше свидетельство будет сосредоточено на деле Христа, а не на своем опыте получения спасения, святости или на том, как стать более духовным. Вы не делаете новых шагов к Богу и не восходите на все более высокий уровень святости. Вы не говорите о своей духовности. Вы говорите о благодати Божией во Христе Иисусе.

Излагая эту тему на радио, я часто сталкиваюсь с противостоянием. Люди борются, чтобы защитить свою теологию славы. Я бросаю им вызов, чтобы поделиться своим свидетельством, в котором я никогда не говорю о себе. Я говорю им: «То, что называется христианством – это вообще не о вас!».
Мартин Лютер точно определил грех как обращенность человека на себя. Хотя теология славы предлагает вам ряд способов определить и измерить ваш рост в святости через множество духовных переживаний, теология Креста отвращает вас от самих себя. Обличаемые Законом, вы оставляете ваши добрые дела и духовный опыт и прибегаете только к Крови и праведности Иисуса Христа.

Кто прав?

Любое системное чтение Нового Завета покажет, что все богословие Апостола Павла – это богословие Креста. Его внимание было обращено не на его «духовность», но на Крест Христа. Он хвалился лишь своими немощами. Он именовал себя несчастным и грешником. Он нисколько не был обеспокоен своей святостью и добродетелью, которые считал навозом по сравнению с праведностью Христа. Для апостола вся динамика оправдания и освящения – «не я, но Христос».
Богословие Реформации, богословие традиционного лютеранства и кальвинизма – это богословие Креста. Нет никаких сомнений, что акцент на славу – это призыв к естественному, падшему человеку. Это богословие от Адама. Оно определяет так называемое «народное христианство». В действительности это не библейское христианство.