Томас Бостон. Главная цель жизни человека
Богословие - Статьи

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Томас Бостон (1710)
Boston T. An Illustration of the Doctrines of the Christian Religion, with Respect to Faith and Practice. V.1. L.,1812. P.1-12
http://www.the-highway.com/Boston_chiefend.html

Итак, едите ли, пьете ли, все, что вы делаете, делайте во славу Божию.
1 Кор.10.31

Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Моя плоть и мое сердце не угасает; но Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
Пс.73.25-36

Знание является необходимой основой веры и святости; и где царит невежество, там будет неустройство в сердце и жизни. У нас есть в руках Слово истины, и многие методические системы божественных истин, среди которых Краткий катехизис, составленный достопочтенной Ассамблеей богословов в Вестминстере, в соответствии с Торжественной лигой и заветом, как часть единого кодекса трех документов, которая, однако же, заслуженно считается главной.  Этот документ я постараюсь объяснить со всей возможной краткостью и ясностью, чтобы вы могли иметь представление о тех Божественных истинах, которые он излагает. И я подумал, что это еще более необходимо сделать для того, чтобы ваши умы могли быть утверждены в истине, когда в наше время судов Божиих, вы можете столкнуться с многими ловушками и оказаться в опасности отступничества.

В первом из текстов, которые я здесь привожу, мы имеем:

1. Главную цель всех дел человеческих, которая есть слава Божия и к которой все мы должны непрестанно стремиться; это должно быть средоточием всех наших усилий.

2. Степень значимости сказанного. Это касается не только некоторых из наших действий, но всех их, ибо все они должны быть направлены к этой цели. Это главный долг человека.
Во втором тексте мы имеем:

1. Главное желание псалмопевца, и то, что он описывает как единственное истинное счастье, то есть наслаждение Богом. Он говорит о том, что Бог и только Он есть то, в чем может отдохнуть душа человеческая.

2. Причина этого состоит в пустоте твари, душевной и телесной (ст.25), и в Божьей полноте и вседостаточности, которые усиливаются Его вечностью: Ты удел мой вовек.
В обоих этих текстах заложена одна истина - доктрина, о которой сказано:   "Главная цель человека состоит в том, чтобы прославить Бога и наслаждаться Им навсегда". Объясняя эту доктрину, я отмечу следующее:

I. Прославление Бога является главной целью человека.

II. Наслаждение Богом есть наше главное счастье, которого мы должны искать как своего высшего блага.

I. Я скажу сначала о том, что прославление Бога является главной целью человека.
И здесь я покажу:

1. Характер славы Божией.

2. То, что слава Бога есть главная цель человека.

3. Значение этой славы Божией.

4. Ее причину.

Во-первых, я должен показать характер славы Божией. Прославлять значит делать славным или возвещать славу. Бог прославляет, то есть делает ангелов или людей славными; но человек не может сделать Бога славным, потому что он не способен придать какую-либо дополнительную славу Тому, Кто Сам по Себе является бесконечно славным (Иов 35.7). Отсюда ясно, что Бог не получает никаких преимуществ для Себя даже из лучших дел человеческих, ибо Он полностью свят в Себе и для Себя (Деян.17.25, Пс.16.2 KJV).
Бог прославляется, когда Его слава возвещена и явлена. Это делается двумя способами. Объективно это совершается существами неодушевленными и неразумными. Таким образом, например, "небеса проповедуют славу Божию" (Пс.19.1). Это способны делать все творения, по своей природе созданные для хвалы Богу, но они делают это через Него же, как скрипка сделана для того, чтобы создавать музыку, но рука, играющая на ней, должна быть прежде, чем она станет звучать. Человек же прославляет Бога деятельно.  И это он должен делать:

1. В своем сердце: "прославляйте Бога в духе вашем" (1 Кор.6.20). Прославление Бога лишь устами, а не сердцем, есть дело крайне неприемлемое и недейственное. Он должен быть прославлен нашими умами, принимающими Его в той славе, которую Писание открывает нам, ибо мы обязаны высоко мыслить о Нем и почитать Его выше всех других людей или вещей (Пс.73.25). Таким образом, те, кто не знают Его, никогда не смогут прославить Его, и те, кто почитают какого-либо человека или вещь больше, нежели Бога, на самом деле только позорят Его. Мы славим Его, сознательно выбирая Его как Он есть как наш удел и наше высшее благо,  когда любим Его, радуемся Ему и восхищаемся Им более чего-либо другого.

2. Своими устами: "Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня". Язык человека назван славой его (Пс.16.9) не только потому, что он дает ему дар речи, который возвышает нас над скотами, но потому, что он дан человеку в качестве надлежащего инструмента для того, чтобы возвещать славу Божию. Нужно так использовать наш язык, чтобы обратить его к небесам, и пусть он будет свободен славить Бога и связан для того, чтобы бесчестить Его.

3. Всей своей жизнью: "Пусть свет ваш сияет перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мтф.5.16 KJV). Святая жизнь есть жизнь света; это яркий свет, в котором даже слепой мир видит славу Божию. Грех затемняет славу Божию, опускает завесу перед ней. Грех Давида заставил врагов Бога хулить Его. Постижение святости говорит, что Бог свят; скорбь о каждом нашем падении свидетельствует, что Он безупречен; святое хождение во всех манерах, словах и делах внутри и снаружи говорит, что Бог всеведущ и вездесущ. Если люди видят добрый порядок в доме, они говорят, что у этого дома есть хозяин.

II. Теперь я  перехожу к тому, чтобы показать, в каких отношениях Божья слава есть главная цель человека.
Во-первых, это главная цель человека потому, что:

1. Это цель, с которой Бог сотворил все. "Господь создал все для Себя" (Притч.16.4). "Все от Него, Им и к Нему" (Рим.11.36). Каждая разумная личность, занимаясь каким-либо делом, ставит себе цель сделать все как можно лучше. Но Бог является наиболее совершенным Существом, и Его слава есть Его самая благородная цель. Не все люди сознательно и деятельно прославляют Бога, и это, конечно же, не Его цель; но Он определил, что либо Он примет славу от людей, либо явит Свою славу на них, и если те, кто прославит Его своими делами, будут благословлены, то те, кто не сделает этого, прославят Его своими вечными страданиями.

2. Это цель человека как Божьего творения. Человек был сотворен для того, чтобы прославить Бога. "Бог сотворил человека правым" (Еккл.7.29), как хорошо настроенный инструмент или дом, удобно построенный, но еще не заселенный. Ощутимым свидетельством тому является само устройство человеческого тела, в силу которого человек смотрит вверх, в отличие от животных, взор которых направлен вниз.

3. Это то, к чему человек должен стремиться, и что должно направлять его во всем, что он делает (1 Кор.10.31). Это то, что мы должны постоянно иметь в наших глазах, великий замысел, который мы должны иметь с собой в мире. "Я поставил пред собою Господа навсегда", говорит Давид (Пс.16.8 KJV).

Во-вторых, это главная цель человека потому, что Бог замыслил его как существо, работающее для Него, и это то, к чему человек должен прежде всего стремиться. Бог создал человека не для чего иного, как для того, чтобы управлять творением, использовать его и распоряжаться другими созданиями на земле, на море и в воздухе, с умом, трезво и к своему благу (Быт.1.26). Человек был приспособлен для этих целей, и человек может добиваться их на законных основаниях, видя, что Бог поставил их перед ним; но все же это цели, лишь подчиненные по отношению к Его славе.

Есть некоторые цели, которым люди посвящают себя и которые просто незаконны, например, удовлетворение своей мести, похоти или алчности. Они не могут быть подчинены славе Божией, ибо Он ненавидит краденое для всесожжения. Но есть и другие цели, которые на самом деле сами по себе являются законными, но становятся греховными, если они не поставлены на должное место, то есть не подчинены славе Божией.
Если же слава Божия является нашей главной целью, мы должны будем согласиться с тремя вещами.

1. Какова бы ни была цель любого нашего действия, слава Божия должна оставаться главной его целью. Мы можем есть и пить для питания наших тел, но это не должно мешать нашему уважению к славе Божией. Если питание наших тел будет единственной елью нашей еды и питья, это будет грехом, ибо противоречит установленному Богом порядку.

2. Это должна быть не просто наша цель, но наша главная и основная цель, основа всех наших замыслов. Если Божья слава - наша главная цель, цель целей, то все остальные цели, которых мы хотим достичь, будут взвешены ею. Все остальные снопы должны поклониться этой связке. Если прилежный слуга стремится угодить хозяину и управляющему, то главным для него является все-таки хозяин. Но когда, наоборот, человек ест и пьет больше для питания своего тела, чем для славы Божьей, это значит, что Божья слава не главная цель человека в его делах. Поэтому мы читаем о тех, кто "более сластолюбивы, нежели Боголюбивы" (2 Тим.3.4).

3. Если это конечная цель, венец и совершенство всего, что мы замышляем, мы должны также понимать, что этому подчинены все остальные цели, и они выступают в качестве средств для достижения этой цели. Таким образом, мы должны есть, чтобы подкрепить наши тела и чтобы мы могли служить и прославлять Бога в наших телах. Таким же образом мы должны искать свое спасение, чтобы Бог мог быть прославлен, а не пытаться Божьей славы только для того, чтобы мы сами могли быть спасены, чтобы тем самым сделать славу Божию ступенькой к нашей собственной безопасности.

В-третьих, я должен сейчас показать степень этой обязанности. Уважение к славе Бога подобно соли, которая должна быть подана с каждым блюдом. Великое дело нашей жизни в том, чтобы прославить Его; это цель нашего первого и второго творения. "Этот народ Я образовал для Себя; да возвестят славу Мою" (Ис.43.21). Мы должны предстоять Богу и жить с Ним (Ос.3.3); это должно быть нашей целью:

1. В наших природных действиях (1 Кор.10.31), таких, как еда, сон, прогулка и т.д. Мы находимся под законом в такмх вещах. Мы не можем есть и пить, как нам заблагорассудится, тем более  молиться, как нам заблагорассудится (Зах.7.6). Все эти вещи должны быть сделаны в подчинении славе Божией. Они должны делаться, чтобы мы могли жить и прославлять Бога, и когда мы сможем обойтись без таких вещей на небесах, мы больше не будем их делать.

2.  В наших гражданских делах, таких, как работа, покупка и продажа (Еф.6.7, Притч.21.4). Одним из грехов старого мира было то, что люди "ели и пили" как животные (таков смысл слов в оригинале); у них не было более высоких целей, чем у животных; они женились и выходили замуж, и это само по себе законно, но при этом они не обращали внимания на Бога.

3. В наших моральных и религиозных действиях (Зах.7.5). Мы должны молиться, слушать Писание и т.д. для славы Божьей. Это столь необходимая часть наших действий, что ни одно из них не окажется хорошим и приемлемым для Бога без нее. Мы никак не сможем служить Богу, если не будем делать нашей целью Его Самого. У слуги нет другого занятия, кроме служения своему господину. Бог никогда не примет и не вознаградит дела, для которых Он не был целью; ибо если человек строит дома по всей стране, но не построил ничего для меня, я не должен ему ничего. Увы, с какой целью наше поколение делает дела, убитые развращенными целями?
Хотя часто нашей обязанностью является иметь формальное и явное стремление к славе Божией в наших действиях, но иметь его в каждом действии невозможно; тогда, в силу наличия этой цели, мы будем выводить одно действие из другого, затем еще из другого и так далее до бесконечности. Но мы должны привыкнуть к тому, чтобы во всем усматривать славу Божию как нашу цель. И это будет сделано, когда:

1. Цель нашей жизни будет направлена на славу Божию (Пс.1).

2. Когда мы будем ходить по Слову Божию, обращая внимание на  все, в чем мы отклоняемся от него.

3. Когда воля Божия станет причиной, а также правилом наших действий; когда мы считаем нечто истиной, потому что Бог сказал это, и выполняем свои обязанности, потому что Бог повелел это. Если мы делаем не так, Бог теряет Свою славу, и мы теряем наш труд.

В-четвертых, если слава Божия для нас первый принцип, то она должна быть также нашей последней целью.  Он первый и последний, Альфа, и, следовательно, Омега. Бог есть Источник нашего бытия, и, следовательно, если мы от Него, мы должны возвратиться к Нему (Рим.11). Человек - тварь, соотносительное существо; Бог есть наш Творец и Благодетель. Все наше бытие мы получили от Него, как лучи от солнца; уже за это мы должны славить Бога. Все блага и совершенства, что у нас есть, мы имеем от Него, и поэтому "никто не благ, как только один Бог". Он дает нам все, что мы имеем, и от Него мы получаем все, чем живем. Как вода падает с неба на землю и возвращается в море ручьями и реками, так все, что мы получаем и чем наслаждаемся, исходит от Бога и должно снова вернуться к Нему, будучи использовано для Его славы. Итак, тот, кто делает своей главной целью самого себя, делает себя божеством; но тварь не может быть целью для себя, а Бога делать   средством для достижения этой цели, ибо это значит просто хулить Его (Иоан.8.50).

II. Я объясню теперь, почему наслаждение Богом есть наше главное счастье, которого мы должны искать как своего высшего блага.
И здесь я покажу:

1. Природу этого наслаждения;

2. Порядок его.

3. То, что это главная цель и высшее счастье человека.

1. Сначала я должен показать природу этого наслаждения. Существует двоякое наслаждение Богом: несовершенное и совершенное.
Во-первых, существует несовершенное наслаждение Богом в этой жизни, которое состоит из двух вещей:

1. В союзе с Ним и в особом спасительном интересе к Нему, в силу которого мы соединены с Ним в завете. Через этот союз Христос  и верующие соединены так,, что они являются одним духом, одним мистическим телом. Весь человек, душа и тело, соединяется с Ним, и через Посредника с Богом. Это основа всего спасительного наслаждения Богом.

2. В общении с Богом, которое является участием в преимуществах спасительного союза с Ним, в силу чего душа возвращается к Господу в осуществлении Его милостей, в частности, веры и любви. Это совершается через обязанности религии, молитву, размышление, во всех привилегиях, которые Господь дарует Своему народу и в которых является Его благодать и любовь, и в которых Он дарует Своим людям влияние Святого Духа, дает им множество символов Своей доброты и наполняет их радостью и миром в вере.
Во-вторых, существует совершенное наслаждение Богом на небесах, когда этого мира больше не будет. Оно заключается:

1. В близком присутствии рядом с Ним в Его славе. "В Твоем присутствии полнота радости и блаженство в деснице Твоей вовек" (Пс.16.11 KJV). Сам Бог будет со Своими людьми, и они будут всегда с Господом, наслаждаясь Его славным присутствием, приближаясь к Его трону и предстоя пред Ним там, где Он являет Свою непостижимую славу.

2. В видении Его как Он есть (1 Иоан.3.2). Святые будут иметь полное и нескончаемое удовлетворение в предстоянии Богу и видении всех Его славных совершенств и безупречности, и они будут очарованы и поглощены Им навсегда.

3. В идеальном союзе с Ним (Откр.21.3). Он будет Богом их. Они были соединены с Богом во Христе через Духа и веру, и сделались причастниками Божественной природы, но только отчасти; на небе они примут в ней участие идеальным образом. Это будет самый близкий и личный союз между Богом и ними; Бог пребудет в них, и они в Нем, через самый славный и совершенный союз, который никогда не будет расторгнут.

4. В непосредственном, полном, свободном и утешительном общении с Ним, бесконечно превосходящем всякое общение, которое они когда-либо имел с Ним в этом мире, и которое ни один смертный не может надлежащим образом описать.

5. И, наконец, в полной радости и удовлетворении во всем этом навсегда (Мтф.25.21). Присутствие Бога и Агнца и наслаждение Им исполнит их радостью навеки. Они будут вечно купаться в этом сияющем океане радости, и все вокруг будет наполнять их этой радостью, которая никогда не утратит для них свою свежесть во всю вечность.

2. Теперь рассмотрим порядок этого наслаждения.

1. Оно является частью главной цели человека наряду с прославлением Бога. И эти две вещи должны рассматриваться вместе, потому что ни один человек не может прославлять Бога, если он не считает его своим главным благом и высшим счастьем.

2. Прославление Бога становится его высшим наслаждением, ибо путь исполнения обязанностей становится также путем наслаждения Богом. Святость на земле несомненно должна возрастать к блаженству на небесах (Евр.12.14). Существует неразрывная связь между ними, как между целью и средством, так что ни один человек, который не прославляет Бога здесь, не сможет когда-либо наслаждаться Им в будущем. Эти вещи соединены в один порядок самим Богом, так что одно никогда и никоим образом не может  быть достигнуто без другого. Пусть же ни один человек, который не имеет никакого отношения к славе и чести Бога в этом мире, не льстит себе, что он должен быть увенчан славою, честью, бессмертием и вечной жизнью в небесных обителях. Нет, чистые сердцем, и те, кто прославит Бога сейчас, только они узрят Бога, чтобы иметь бесконечную радость на небесах.

3. Теперь я покажу, что наслаждение Богом есть главная цель и высшее счастье человека, к которому он должен прежде всего стремиться. Для этой цели:

1. Рассмотрим, что такое человек. Он

(1). Существо, которое желает счастья, и не может не желать его. Желание счастья вплетается в его природу, и не может быть искоренено; это так же естественно для него, как желание дышать.

(2). Он не является самодостаточным: он сознает в себе, что он хочет многих вещей, и поэтому он всегда ищет то, что ему нужно, чтобы быть счастливым.

(3). Ничто, кроме бесконечного блага, не может полностью удовлетворить желания бессмертной души, потому что сколько бы благ она ни нашла в твари, она все еще может желать большего, и будет продолжать желать этого; и там, где она этого не найдет, ее счастье будет омрачено. Таким образом, человек не сможет найти настоящего счастья в любой твари, какой бы доброй создана она ни была.

2. Рассмотрим, Кто такой Бог.

1. Бог есть главное Благо. Некоторые люди, ангелы и некоторые вещи, как благодать и слава, очень хороши, но только Бог является высшим Благом, ибо Он есть Источник всех благ, и вода лучше всего в источнике. Все остальные блага вторичны, производны и зависимы, но Бог есть независимый Источник и Причина всего, что есть хорошего в небесах и на земле. И если Он есть высшее Добро, то разве не Его следует искать превыше всего? И поэтому видение Бога является высшей целью и главным благом, к которому должен стремиться человек.

2. Бог есть совершенное Благо.

(1). В Нем нет ничего, кроме блага, и нет никаких несовершенств.

(2). Все благо, которое есть, пребывает в Нем, так что души, находя Его, получают все, в чем они нуждаются, и не желают более ничего, кроме Него, и, следовательно, не должны и не могут полностью удовлетвориться и отдохнуть благодаря любому человеку или вещи, но только Бог способен удовлетворить все их желания и дать им то счастье, которое им единственно нужно.
В заключение я хотел бы сделать несколько выводов.

1. О, как же пребывающий в нас грех извращает дух человека, отвращая его от нашей главной и единственной цели! Сколько есть людей, которые никак к этой цели не стремятся! Они как околдованы, так что не могут сдвинуться с места. Как животные они пресмыкаются по земле, и когда ищут себя, они делают все или почти все для себя, преследуя удовольствие от земных вещей, и им нет дела до Бога (Фил.3.19). Их собственные преимущества есть главный мотив и цель их естественных, гражданских и религиозных действий, из которых они хотят извлечь свое удовольствие и прибыль или же честь и славу. И они никогда не думают о том, чтобы воздать славу и честь бесконечному величию Небес в том, что они делают. 

2. Это может заставить даже лучших из нас покраснеть от стыда. О, как мы бесчестим Бога своими сердцами, устами и жизнью! Сколько своекорыстия примешивается даже к лучшим нашим делам! Как жадно мы гонимся за тварью и как слабо наслаждаемся Богом!   Как абсурдно такое поведение, и как оно бесчестит святого Бога! По сути оно означает, что Бог для нас не главное благо, что Он не удел наш и что тварь для нас лучше, чем Бог. Как же мы должны стыдиться самих себя по этому счету, и усердно потрудиться, чтобы Бог стал главной и окончательной целью всех наших действий, и наслаждение Им - нашим главным счастьем!

3. Вот высокомерие человека, которое выше, чем у всех других существ на земле! Он сотворен для благородной цели, чтобы прославить Бога и наслаждаться им, в  то время как другие существа были созданы для него. Как это грустно - что люди смогли, таким образом, забыть свое достоинство, и превратиться в рабов тех существ и вещей, которые были созданы для них! Как плачевно то, что люди, сотворенные ради Бога, чтобы они могли найти в Нем свою главную радость, сделали своими богами идолов своего чрева и похотей, и нашли свое  главное счастье в удовлетворении чувсивенных и жестоких удовольствий, как пьяница ищет наслаждения в бутылке, развратник - в шлюхах, скупец - в богатствах, а честолюбец - в почетных званиях! Увы, наши сердца по природе своей сосредоточены на земле, которая должна быть под нашими ногами, и наши желания достигают лишь тех вещей, которые мы должны попирать! Будем же искренне просить Божией благодати, чтобы она исцеляла этот беспорядок в наших сердцах, и дала им стремиться к более прекрасным вещам и тем удовольствиям, которые переживут могилу, и не погибнут вместе с обломками времени и мира, который разрушится.

4. Душа человека бессмертна, и поэтому созерцание Бога и наслаждение Им является ее конечным и высшим счастьем. Бог бессмертен, и поэтому душа, которая тоже бессмертна, никогда не может быть удовлетворена ничем, кроме этого бессмертного Существа. Нашему телу тоже надлежит воскреснуть, ибо к видению Бога призван весь человек, а не часть его. Бог не есть Бог мертвых, но живых. И может ли быть, что наш ум и нематериальная субстанция, которая с нетерпением желает счастья, и не может его найти нигде, кроме нетленного Бога, погибнуть вместе с телом, чтобы все ее мысли и желания были угашены в могиле? Нет, ее главное счастье - это вечное бытие для души и тела.  И так душа и тело, которые были объединены с Богом здесь, должны быть по-прежнему соединены с Ним вечно после воскресения. Давайте тогда стремиться к соединению с Богом здесь, чтобы мы могли радоваться в Нем навсегда.

5. Когда Бог и тварь приходят в противоречие, мы должны отказаться от твари, и прилепиться только к Богу (Лк.14.33). Бог есть высшее Благо, и прославлять и придерживаться Его во все времена и во всех случаях, и среди всех испытаний, есть наша великая обязанность, и долг, который абсолютно требуется от нас. Если мы находимся в таком положении, что должны либо отказаться от твари,  или каких-либо мирских благ или имущества, или даже самой жизни, или отвергнуть Бога и Его дело, мы должны отказаться от чего угодно, чтобы не предпочесть это славе Божией, которую мы должны всегда почитать нашим главным счастьем и радостью.

6. Вот правило, по которому должны испытываться все доктрины, а также практики. Любое учение, которое стремится прославить Бога, и продвинуть Его честь в мире, безусловно от Бога и должно быть принято. И все практики, которые имеют ту же тенденцию, являются хорошими, и заслуживают того, чтобы подражать им. В то же время любая доктрина, которая стремится обесчестить Бога, лишить Его славы и возложить венец на голову твари, обесценить свободную благодать Божию, возвеличить силу природы и свободной воли вопреки действенной и неотразимой благодати Бога, как доктрины пелагиан, папистов, арминиан и прочих, - все это не от Бога. То же самое - и любая доктрина или мнение, что лишает Сына Божия Его существенного достоинства, превосходства, независимости и равенства с Отцом,  потому что это не от Бога, Который желает, чтобы все чтили Сына, как чтут Отца.

Наконец, пусть тогда будет нашим главным и основным трудом прославлять Бога и искать того, чтобы насладиться Им. И, следовательно, мы должны увидеть свою абсолютную нужду во Христе и в вере в Него, ибо нельзя прославить Отца без Сына (1 Иоан.2.23) и нельзя наслаждаться Богом иначе как через Него. Никакая жертва не могла быть принята, не будучи вознесена на жертвеннике, и нельзя войти в присутствие Божие иначе как через Христа.