Не Убий. Брайн Толлман (Brian Tallman).
Богословие - Статьи

Библия начинается с того, что живой Бог создаёт живых существ. Всё через Него и от Него и к Нему (Рим. 11:36). Вся жизнь исходит от Него. Он вдыхает её во всё живущее. Проще говоря, Он - Бог жизни, который жив Сам, и который зарождает жизнь в творениях. Даже когда дьявол попытался разрушить Божью жизнь в творениях тем, что привнёс в мир духовную и физическую смерть, Бог победил её посредством Иисуса. В Нём была жизнь, (Ин. 1:4), Он был подобен заре нового дня, сияющего для всех людей и разгоняющего тьму злобного демона (1 Ин. 2:8). Через Иисуса и Его могущественное воскресение, Бог вдохнул новую жизнь в темный, падший мир (2 Кор. 5:17).

Всё это скрывается за несколькими словами Иврита, которые записаны в Исх. 20:13. Там они звучат также просто и кратко, как и в наших Библиях: "Не убивай". Из трёх слов Иврита, которые описывают потерю жизни в Писании, использованное здесь слово самое редкое и специфическое.

Обычно, когда его используют, хотя это и не всегда так, оно описывает то, что мы называем словом: убийство. Это не просто отнятие чьей-либо жизни, а совершение этого несправедливо. Это, конечно же означает, что не всякое отнятие жизни запрещено. Есть такие случаи как самозащита, справедливая война, наказание преступления и другие им подобные, когда отнятие жизни может быть не только позволительно, но и обязательно.

Несправедливо отнять жизнь - это значит сделать грязную работу за дьявола. Это значит привести смерть туда, где ей не место. Это значит идти против Бога. А идти за Богом значит видеть в этой заповеди не только запрет, но и указания к действиям. Мы не только не должны отнимать жизнь, но и трудиться с Богом, защищая, сохраняя и взращивая её. Краткий Вестминстеровский Катехизис вопрос и ответ 68: "Что от нас требует шестая заповедь? Шестая заповедь требует применения всех законных усилий для сохранения своей жизни и жизней других людей". Жан Кальвин тоже подчёркивал эту мысль на страницах своих "Наставлений":

"Нам также заповедано прилежно использовать всё, что найдём полезным для сохранения жизней наших соседей; поощрять то, что способствует их благополучию и отвергать вредное для них, а если они окажутся в беде, нам надо протянуть им руку помощи".

Из-за того, что Бог является Богом жизни, а мы Его дети, ходим Его путями ( 1 Ин. 2:6), то мы, тоже, неизбежно являемся хранителями, защитниками и созидателями жизни. Ведь эта заповедь, как это уже стало очевидно, глубоко укоренена в природе самого Бога.

Но она, также, основывается и на природе человека. Люди созданы по образу Бога. Люди отражают характер Бога так, как это никогда не смогут сделать животные и растения. Поэтому, люди заслуживают иного уровня уважения и почтения, чем что-либо иное во вселенной. К человеческой жизни нельзя относиться легкомысленно и нельзя считать, что она почти ничего не стоит.

Поскольку люди созданы по образу и подобию Бога, мы, в самом широком и общем смысле, являемся членами одной семьи и связаны узами завета. "Человек одновременно и образ Божий, и плоть... Поэтому, если мы не хотим повредить нашей собственной человеческой природе, то мы должны заботиться о наших соседях, как о себе" (Ж. Кальвин). Несправедливо отнять жизнь у члена общества, это потерять часть своей жизни. Это подобно смерти близкого человека.

А если посмотреть на это вопрос ещё пристальней, то мы увидим, что Иисус применял эту заповедь не только к нашим действиям, но и к нашим мыслям.

"Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной" (Мф. 21-22).

Убийство рождается в уме и сердце. "Обратите внимание, можете ли вы сердиться на брата и, при этом, не желать ему зла?" (Ж. Кальвин). Исполнять эту заповедь, это значит жить в мире и радости, единстве и примирении.

Мы не можем даже представить себе несправедливое отнятие чьей либо жизни, без мысли о Христе, умершем от рук злых и нечестивых людей. Они полностью отбросили свои обязанности по сохранению, защите и созиданию жизни, когда распинали нашего Спасителя. Но, в тоже время, Бог, таким образом, изливал Свой гнев за наши грехи и совершал правосудие, чтобы простить нас - смертных грешников, которые несправедливо отнимали чужие жизни словами, мыслями и делами. И именно Его милость побуждает нас быть людьми жизни, людьми, которые всеми силами сохраняют, защищают и созидают жизнь. И делают это для славы Божьей.

 

www.ligonier.org