У Экзегезиса Есть Последствия. Энтони Дж. Картер (Anthony J. Carter).
Богословие - Статьи


//Преподобный Энтони Дж. Картер служит пастором в церкви Ист Пойнт, город Ист Пойнт, штат Джорджия. Он написал книгу "Что Сделала Кровь, и Что Есть Евангелие? - Самый Важный Вопрос Вашей Жизни."

Идеи имеют последствия. Со времён зарождения Западной философии, мы стали свидетелями хороших, плохих и даже уродливых проявлений этой аксиомы. От влияния Джона Локка на основателей Американского государства, до ужасающих последствий философий Карла Маркса в России и Фридриха Ницше в Германии, так что вряд ли можно сказать, что идеи не имеют последствий. Но это касается не только идей, это касается и экзегезиса (науки о толковании Библии).

Опасность неправильного толкования Писания возникла уже давно. Апостол Павел наставлял юного Тимофея: "Старайся представить себя Богу достойным, делателем не укоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2:15). Есть верное толкование, и есть ложное. К сожалению, в наше время живет множество людей, которым должно быть стыдно, за их неверное толкование Слова Истины.

Возьмите, к примеру, Евангелие от Марка 16:17-18:

"Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы".

Хотя достоверность этого отрывка всё ещё обсуждается, некоторые люди используют эти слова, чтобы оправдать практику буквального использования ядовитых змей в собрании, для демонстрации верности. И, в результате, многие погибли от укусов змей. Экзегезис имеет свои последствия.

Или посмотрите не другой, хорошо известный нам, текст Писания, который, в случае неправильного понимания, может привести к трагическим последствиям:

"Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15).

То, что Иаков ободряет верующих обращаться в случае болезни к пресвитерам, чтобы они помолились, некоторые восприняли, как запрет на обращение к докторам и использование медицины. Как это ни печально, но я знаю семьи, в которых люди потеряли родных из-за болезней, хотя их можно было бы легко излечить, если бы они позволили доктору дать им лекарство или провести общепринятые процедуры и операции. К сожалению, неправильное толкование и применение этого текста привело их к уверенности в том, что обращение за подобной помощью - это неповиновение Богу. Снова повторю - экзегезис имеет последствия.

И хотя неправильно толкование Писания может привести к бессмысленному продлению болезни или даже к смерти, самой большой опасностью здесь может стать вред причинённый душе человека. Через неверный экзегезис люди погибали и погибают навеки.

Несколько лет назад, знаменитый харизматический пастор, живущий в центральной части США, посчитал, что Бог дал ему откровение о том, что в Библии Иисус учит о спасении всех людей без исключения. Он начал проповедовать Универсализм - ересь, которая утверждает, что ни один человек не попадёт в ад, не зависимо от того, покается он или нет. Вооружившись этой идеей, он стал заново толковать и применять многие тексты, которые он проповедовал до этого. Например, 1 Тим. 4:9-10: "Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных". И из этого отрывка он сделал вывод, что Божий план состоит в том, чтобы спасти всех людей, а не только верующих.

И, когда он давал интервью, его спросили о тех, кто осознанно совершает грехи, отрицает Христа и умирает без покаяния, то он указал на Флп. 2:10-11: "Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца". Он неверно истолковал и применил это место, сказав, что все узнают и примут Иисуса не зависимо от того будет ли это до смерти или после. Он сказал: "Даже после смерти люди смогут принять откровение об Иисусе, смогут быть вдохновлены Святым Духом и признать Его господство".

Надо ли говорить, что следствия из этого толкования и его применения просто ошеломляющи. Не только проповедь Евангелия получилась бессмысленной, но и все страдания и гонения, которые выпали на долю апостолов и церкви, оказывается были тщетны (Гал. 3:4). Нет более опасной и вредоносной идеи, чем идея о том, что людям не нужно Евангелие, не нужно каяться в грехах и верить во Христа, чтобы спастись. Экзегезис имеет последствия, некоторые из них могут привести к вечной погибели.

Тем не менее, хотя неверный экзегезис и имеет последствия, ведущие к вечному проклятию, верное толкование ведёт к вечной награде. 2 Тим. 2:15 дает нам уверенность в том, что, если мы верно понимаем Слово Истины, то нам не будет стыдно перед Богом. Нам не придется стоять позади всех, при представлении своих трудов Богу.

Поэтому, если мы верны, то должны стараться, подобно Павлу, толковать Божье Слово без обмана, но честно и ответственно перед Богом и слушателями (2 Кор. 4:2). Мы не должны торговать Божьим Словом и искажать его (2 Кор. 2:17), но проповедовать Христа и веру в Него. Помните, что толкование Библии имеет последствия.

 

Журнал Тейблток, Январь 2014. Служение Лигоньер. www.ligonier.org