Джеймс Пакер. ДЖОН ОУЭН О ДУХОВНЫХ ДАРАХ (2 часть)
Богословие - Статьи

Утверждение Оуэна таково, что сам служитель есть дар Христа Церкви (Еф.4.8), причем только потому, что он имеет от Христа дар служения своему Господину. Церковь не имеет права направлять в виноградник Христов  людей, чьи дары не дают уверенности, что Господь Сам призвал их к этому служению. У Церкви нет также власти устанавливать любое служение, если Христос не сообщает для этого духовных даров, ибо если вся власть служителя от Христа, то Он никогда не дает ее зря, и не призывает к служению, не сообщив прежде ему даров, чтобы оно действовало лишь от своего имени и авторитета Основное применение притчи о талантах, по Оуэну - это рукоположенное служение, и ее главный урок в том, что " там, где есть служение в Церкви, Христос отличает Духом людей, которым позволено осуществлять это служение" (33).

 3. Особые и обычные дары. Последний пункт приводит к вопросу, какие дары требуются для обычного пресвитерского служения. Оуэн говорит, что это не особые дары согласно 1 Кор.12.5-11, не вера, что творит чудеса, не исцеление, прямое различение духов, не языки или истолкование языков, но это обычные дары мудрости и знания. Служители должны быть способны "в особой мере" (это постоянная фраза Оуэна)   проповедовать слово с применением, молиться с помазанием и управлять с мудростью, возвещать людям от Бога и обращаться за них к Богу, и пасти Его стадо. Все это далеко не мелочи, ибо, говорит Оуэн, здесь нужны три дара.  Первый дар  - это мудрость, знание или понимание, то есть осмысление Писания и откровения Божия в нем, знание конкретных доктринальных истин, их толкование и применение, склад ума, позволяющий судить о духовных вещах и сравнивать их друг с другом, особое постижение тайн  любви благодати и воли Божией во Христе, позволяющее возвещать всю волю Божию, особый образ жизни в вере и послушании и, в целом, способность возвещать другим их обязанности по отношению к Богу и ближнему (35).

Во-вторых, "по отношению к учению Евангелия... требуется правильно разделять Слово, что само по себе есть особый дар Духа" (2 Тим.2.15) (36). Этот дар "правильного разделения" Оуэн понимает не в экзотическом новом смысле различения "диспенсаций", но в стандартном пуританском - соображении Божией истины с состоянием людей. Как и Кальвин, Оуэн был убежден, что речь идет о правильном раздаянии духовной пищи, а не о толковании пророчеств, как обычно считается в наше время, ибо это не является основной проблемой. Главное - чтобы служитель был утвержден Богом как Его хороший работник, не искажающий Слово истины, но правильно возвещающий Божий характер и цели, и потому заслуживающий похвалы; но будет ли так, если он неправильно применяет Слово или не может применять его вообще? Одним из наиболее ценных элементов в пуританском учении о служении является именно этот акцент на необходимости взыскательных и требовательных применений. Оуэн говорит подробно, чего это требует от человека:

(1) Здравомыслия в целом и конкретно в отношении духовного состояния тех, кто слушает Слово. Это обязанность пастыря - знать состояние своей паствы; если он не сделает этого, то не сможет кормить ее с пользой. "Он должен знать, дети ли перед ним, юноши или старцы, нужно ли им еще молоко или твердая пища... обращены ли они благодатью к Богу или еще находятся в невозрожденном состоянии, каковы их основные искушения и преткновения, растут они или падают".

(2). Знания "путей и способов работы Божией благодати с умами и сердцами людей, чтобы служитель мог блюсти и взращивать Его замысел в своем служении Слова... Тот, кто незнаком с обычными способами работы благодати, будет проповедовать и учить неуверенно, как бьющий воздух. Это правда, что Бог может, и часто Он так делает, направить слово истины, сказанное как бы наугад, к делу благодати, как с тем человеком, что случайно натянул лук и ранил царя Израильского. Но обычно тот, кто не знает, куда стрелять, не попадет в цель".

(3) Знания природы искушений и соблазнов.

(4) Правильного понимания природы духовных болезней и смут, средств их лечения и Божьей защиты от них. "Сердца нечестивых часто могут радоваться проповеди Слова, тогда как сердца праведных наполняются скорбью; руки грешников укрепляются, а те, кто ищут Бога, часто обескуражены или уклоняются с пути" (37). Сегодня часто обсуждается вопрос, как и чему лучше учить кандидатов на служение. Но разве не в наших интересах было бы вспомнить об этих пунктах Оуэна? Как мы смеем в наше или любое другое время требовать от людей посвящения, когда сами не освоили его?

Наконец, от знания Божьей истины и умения применять ее нужно перейти к дару учить, который, говорит Оуэн, "является самым апостольским из всех даров Духа" (1 Кор.1.5, 2 Кор.8.4, Еф.6.19, Кол.4.3) (38). Это не то же самое, что риторическое мастерство или симпатичное остроумие или естественная говорливость, которая "далеко не есть дар Духа... ибо она затрудняет и говорящего, и слушающих". Это глубокое понимание предмета плюс "смелость и святая уверенность, и вескость слова, являющие настоящие духовные способности проповедника" (39). "Все эти вещи необходимы, - заключает Оуэн, - чтобы слушатели могли получить Слово, не как человеческое, но действительно как Божие".
Этот довольно зубодробительный список того, что необходимо для должного служения, заставляет нас лишь плакать: "Кто же способен к сему?". Но это подводит нас к нашей последней теме.

4. Дары и благодать. Беспокойство Оуэна о реальности и подлинности жизни Церкви и конкретных христиан побуждает его при обсуждении соотношения даров и благодати во II части "Рассуждения" сделать акцент на то, что человек может иметь дары без благодати, и может быть способен к христианскому общению и даже учительству, не родившись снова. Оуэн настаивает, что здесь есть два различных типа работы Духа Божия, и что только действие благодати, производя 'плод Духа "в обновленном сердце и новом характере, является спасительным. Дары принадлежат только к внешнему устроению завета благодати; если у человека есть некие духовные способности, из этого еще не следует, что он состоит во внутренних спасительных отношениях с Богом, каковыми является завет. Суть в том, что никто не может предположить, исходя из того, что человек имеет некие дары или что у него проявились богословские интересы и способности, что он имеет жизнь вечную; одно не следует из другого. Только человек, который познал свой грех и прибегнул с покаянием и верой к Кресту Христову в благодати, может быть спасен; просто талантливый человек, явивший способности к богословию, может еще быть под гневом. Это необходимо подчеркивать сегодня, ибо это, как и во времена Оуэна, слишком очевидно, чтобы можно было этого не замечать.   Мы должны благодарить Оуэна за напоминание о том, что мы должны понять и сами.

  Но есть и другая сторона картины, слово поддержки и стимула, способное сбалансировать слово предупреждения. "Где спасение и духовные дары даны одним и тем же людям, - пишет Оуэн, - они чрезвычайно полезны  друг другу. Душа, освященная спасительной благодатью, является единственной почвой для процветания духовных даров. Благодать позволяет упражнять дары, хранит от пренебрежения к ним, не дает употреблять их недостойно, оберегает от того, чтобы они стали   предметом гордости или раздора, и подчиняет их во всем славе Божией. Когда дела благодати и дары неразделимы, когда в молитве Дух есть Дух благодати и умиления, благодать и дары работают вместе, и исполнение наших обязанностей всегда сопровождается верой и любовью, прославляя Бога и способствуя нашему спасению. Тогда дары являют свою красоту и блеск в успешном назидании, и они украшены смирением, кротостью, почтением к Богу и состраданием к людям" (40).    

Сожалеем ли мы, что жизнь Божия так мало проявляется в наших душах? Стенаем ли от того, что наши дары так малы? Используйте же свои дары и милости, говорит Оуэн, чтобы они слились и упражнялись вместе, и у вас будет больше того и другого. Стремимся ли мы расти в благодати, чтобы утвердить наши дары? Стремимся ли взращивать наши дары и разжигать в наших сердцах жажду Бога? Когда мы объединяемся с другими христианами в молитве и обсуждаем с ними дела Божьи - желаем ли мы вместе питать наши души, и чувствуем ли реальность вещей, о которых говорим? Даже малые дары могут принести большую пользу   при поддержке честного, искреннего чувства и чистой святости. Неужели же наше христианское служение стало совсем бесплодным и ни к чему не годным? Давайте вернемся к Богу нашему, ибо мудрость в познании Его благодати и даров позволит нам помогать друг другу. Будем ревновать о больших дарах - а также о смиренном и любящем сердце. Вот путь роста и плодотворности!
 
1  В своем "Запросе", написанном в ответ на публикацию проповеди Стиллингфлита "О зле разделения" (2 мая 1680) и его же более крупной работы "Неразумность разделения", появившейся в следующем году (Owen, Works, XV:221f, 375), Оуэн упоминает "Рассуждение" как уже написанное (Р.249). В предисловии же к "Работе Духа в молитве" (1682) он упоминает трактат о духовных дарах как то, что он предполагает написать (IV:246). Эта книга следует за трактатом "Характер, пути и средства понимания замысла Божия" (опубликован в 1678, написан, видимо, тремя годами раньше), как его обещанное продолжение. Discourse of Spiritual Gifts:  IV:420-520.

2  Единственными сторонниками глоссолалии в XVII в., видимо, были камизары, гугеноты, бежавшие в Севенн после отмены Нантского эдикта в 1685 г. Это  движение, безусловно, был фанатичным; см. Oxford Dictionary of the Christian Church (1957) и цитируемую литературу. (Исследования после 1990 г. позволяют предположить наличие практики глоссолалии среди ранних баптистов, на что намекает, например, в своем Исповедании умеренный кальвинист Бенджамин Кич. В дальнейшем эта практика среди английских баптистов не закрепилась. - Прим.пер.)
3 "Воздух был насыщен сообщениями о пророчествах и чудесах, и там были люди всех партий, которые жили на грани, за которой начинается безумие" (Barclay R. Inner Life of Religious Societies of the Commonwealth. L.,1876. P.216). Баркли приводит этому множество примеров

4 Owen, Works, IV:518.
5 См B.B. Warfield, Miracles Yesterday and Today (Banner of Truth: London, 1967), chap I.
6 Mэтью Генри называет языки "самым незначительным из всех даров" (на 1 Кор.12.28); вряд ли Оуэн стал бы возражать против этого вердикта.
7 Книга датирована 1644 г., но Оуэн считал, что это опечатка (Works,XIII:222).
8 Ibid, XIII:44f. 9 Ibid, p 47.10 Ibid, IV:518. 11 Ibid, p 420f.12 Ibid, p 432.13 Ibid, p 421.14 Loc cit.15 Ibid, p 428.
16 Loc cit.17 Ibid, p 479f.18 Ibid, p 426.19 Ibid, p 471.20 Ibid, p 421.21 Ibid, p 423.22 Ibid, p 421f.23 Ibid, p 507.
24 Ibid, p 482.25 Ibid, p 423.26 Ibid, p 242.27 Ibid, p 437.

28 ‘Вспоможение" и "правление" не определялись четко ни одним пуританским экзегетом. Мэтью Пул в "Замечаниях" (1685) признает: "Очень трудно определить, кто это такие: диаконы, вдовы или помощники бедным, или помощники пастырей в управлении церквами, или же помощники апостолов в насаждении церквей". Мэтью Генри считает, что "вспоможение" есть посещение больных, а "правление" - по сути, диаконат или служение бедным, раздающее дары нуждающимся. Ричард Бакстер считал, что "вспоможение" - это помощники по благотворительности для бедных и нуждающихся служителей. Ни один из этих пуританских авторов, однако, не выделял эти служения в особые духовные дары. (Павел как еврейский правовед имеет в виду скорее всего не должности, а общепринятые практики: соответственно бикур холим (посещение больных) и цдака (милостыня). Именно поэтому он говорит о них столь кратко. - Прим.пер.).
29 Owen, Works, IV:438.
30 Ibid, p 442.

31  Заслуживают внимания замечания Оуэна о пророках. "Имена пророка и пророчества по-разному используются в Новом Завете: 1) иногда для обозначения исключительных служений и сверхъестественных даров, 2) иногда только для сверхъестественных даров и 3) иногда для обычных служений со сверхъестественными или естественными дарами. К каждому из этих служений эти названия применимы особым образом: 1) В Еф.4.11 и 1 Кор.12.28 имеются в виду особые служения и особые дары... и им усваиваются две вещи: (1) это те, кто получили непосредственное откровение и наставление Святого Духа (Деян.13.2) и (2) это те, кто предсказывают грядущие вещи (Деян.11.28, 21.10). 2) Иногда особые дары даются и без служения (Деян.19.6, 21.9, 1 Кор.14.29-33). 3) Под этим может пониматься и обычное служение с обычными дарами (Рим.12.6). Пророчество означает здесь лишь учение и проповедь, толкование и применение Слова, и правило здесь лишь таково, что это должно быть по мере веры, как она понимается в Писании. Поэтому и те, кто не призван к служению, могут получить дары, позволяющие им толковать замыслы Бога в Писании, и это тоже может быть названо пророчеством; но где нет этого дара в прямом смысле, там не может быть и служения, ибо оно будет неугодно Богу" (Works. P.451).
 
32 Ibid, p 494.33 Ibid, p 495.34 Ibid, p 505.35 Ibid, p 509.36 Ibid, p 510.37 Ibid, p 510f.38 Ibid, p 512.39 Ibid, p 512f.40 Ibid, p 438.