ВОЗНЕСЕНИЕ Мэтью Уэлланд (1894)
Богословие - Статьи

"Совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия в высотах"
Евр.1.3
 
Об авторстве этого послания, возможно, больше разногласий, чем о любой другой книге в Писании. Некоторые думают, по многим выражениям в ней, что она не могла быть написана апостолом Павлом. Другие утверждают, что он, должно быть, был автором его, и показали, что некоторые из выражений, содержащихся в этом послании, встречаются и в других его посланиях. Оно открывается совсем иначе, чем другие новозаветные послания. "Бог, многократно и многообразно говоривший некогда отцам в пророках, в эти последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого Он назначил наследником всего, чрез Которого и сотворил миры".

Какой красивый язык и какой величественный!  Остальные послания начинаются по-другому. Большинство из них указывает на автора, но здесь первое слово - и как это величественно и дивно, как превосходит наше понимание! - это Бог.  Цель этого послания в том, чтобы отучить евреев от старого устроения, и некоторые считают, что его оригинал был на иврите, а не на греческом, как других; оно стремится отвести народ от его жертв, хотя и назначенных Богом, к одной великой Жертве за грех. Неудивительно, что некоторые верующие евреи колебались в отношении прекращения своей практики жертв, потому что они могли бы разумно сказать: Господь назначил это для наших отцов, это все дело Господа, и будет правильно для нас придерживаться этого, и практиковать те же самые вещи.

Апостол показывает, что все жертвы указывали на Того, Кто умер на Голгофе, к тому Христу, Которого, прежде чем они были убеждены бояться Господа, они презирали и пренебрегали Им. Революция должна была произойти в самом сознании евреев. Их учили в детстве и юности презирать Назарянина, они возненавидели само имя Его, и их отцы тоже не верили, что Он был ожидаемый Мессия. Чтобы поверить в это, они должны были отвернуться от того, в чем они были утверждены и наставлены, поверить в Того, Кем они пренебрегли и Кого презрели, повернуться спиной ко всему, чему их учили в отношении Мессии, любить Его, верить в Него, прилепиться к Нему и доверить свое избавление Ему! Мы как язычники с трудом понимаем изменения, которые должны были произойти в сознании этих евреев. Господу угодно было направить Своего слугу, чтобы доказать им из Ветхого Завета, что Христос был Мессией; и что, если они верят в Него, они будут спасены. Разве мы не видим здесь, что, как бы отчаянно ни было наше положение, возможно, было прежде, чем мы убоялись Господа, - это не является препятствием на пути нашего спасения.

Это не было препятствием на пути спасения этих верующих евреев; что бы они ни говорили о Христе, однако они могли бы утверждать, что Он не был Мессией, и ненавидеть Его святое Имя по неведению, и в неверии; все это было отменено, когда их сердца были обратились к Господу. Так и для грешников: все грехи, которые мы, возможно, совершили, когда, возможно, хулили святое Имя Его и Церковь, в которую призваны, - они не являются препятствием для нашего спасения, если мы приведены к покаянию и к вере во Христа. Как часто даже верующие считают, что грехи молодости должны преследовать их почти все их дни, и приводят их на свою память, как будто это было помехой для их спасения. Вовсе нет: верующий в Сына не судится, каковы бы ни были его предыдущие дела, но он спасен и благословен.

Что касается нашего текста сегодня утром, мы сначала заметили эту славную Личность, о Которой сказано,; это Он Сам. Теперь скажем о Его чудесном деле, то есть что Он "совершил Собою очищение грехов наших". Каждое слово здесь - это утешение для верующих. И, наконец, отметим Его вечное Вознесение, что Он "воссел одесную престола величия в высотах". Как сладко размышлять о вознесении Христа по Слову Божию! О, могут ли наша вера и наши сердца следовать за Ним сегодня до Его славного возвышенного состояния, и с нетерпением ждать момента, когда Писание говорит нам, Он скажет Своему Небесному Отцу: "Вот Я и дети, которых Ты Мне дал", предназначения всех знамений и чудес. Каждый христианин постигает это чудо для себя, когда он видит, какие большие изменения, которые произошли в его сердце, в его чувствах, взглядах, перспективах, надеждах. Какой же дивной, прекрасной и славной является религия Креста!

Он есть славная Личность, и как мы приступим к этой теме? Послушайте прекрасные слова человека Божия об этом : "Сей, будучи сияние славы". Мы всегда считаем, что слава сияет ярко в себе, но о Господе Иисусе сказано, что Он есть сияние славы Божьей. Слава - это то, что ярко сияет, ослепляет наше зрение и привлекает восхищение смотрящего. Так и со Христом. Он есть Муж скорбей и изведавший болезни, но это было ради нас, тех, кто ныне почитает Его великое и святое Имя. Он Тот, о Ком мы читаем, что Он Сам выразительно сказал о Своей глубокой нищете: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" (Лк.9.58). Он здесь Тот же? Тот, о Ком мы читаем:  "Он одержим бесом и безумствует, что слушаете Его?". Он ли Тот, Чье святое сердце так страдало о смерти Лазаря, что об этом в Писании сказано: «Иисус прослезился". Но разве не Он так сострадал скорбящим сестрам и евреям, плачущим вокруг, что вся Его любовь, казалось, сошлась на Его умершем друге? Был ли Он тогда сиянием славы Божьей? Это кажется не так взору человеческому; в Нем не было славы для смертных, но когда Он хотя бы немного явил Свою славу ученикам, ибо никому более не было дано увидеть ее на горе Преображения, они, упали на землю от блеска Его славы.

  И ты, бедный христианин, знай: чтобы ты мог попасть в рай, смерть должна пройти между тобою и небом. Ты не мог бы вынести сияние славы в твоем нынешнем состоянии, поэтому необходимо, чтобы мы могли оказаться без одежды, а затем облечься в  тело, которое должно стать духовным, чтобы мы могли созерцать Его и Его славу. Как прекрасно учение о воскресении святых! Там, где казнили святых Христовых, считавшихся еретиками, их прах был развеян, потому что их преследователи не верят в воскресение; но Господь наблюдает тела святых Своих, и Он поднимет их снова в великий день.

"И образ славы Его Лика". Эта еврейская фраза означает тождество. Христос есть образ ипостаси Бога. Можем ли мы не доверять Ему? Можем ли мы не отдать себя в Его руки? Он, Муж скорбей, плачущий Спаситель, истекший кровью, есть образ Личности Божества. Мы никогда не найдем ничего слаще Его Личности и дела. Я знаю, что у нас есть скорби, но не будь их, мы должны были задуматься, на правильном ли мы пути вообще.
"И держа все словом силы Своей». Златоуст говорит, что эти слова включают в себя не только творение, но и поддержку и заботу.

Таков наш драгоценный Христос, Который держит все словом силы Своей. Если так, и верующие в Его руке, почему мы должны бояться, что мы можем быть потеряны? Если так, то пусть умрет все творение, и мир вернется в ничто, но дитя Божье будет безопасным в руках Искупителя, ибо о Его славе сказано, что Он держит все Своей силой. Мы созданы, чтобы чувствовать свою слабость, и оплакивать ее, но Господь имеет дело со Своими людьми, чтобы убедить их, что их безопасность от Господа. Не наш Господь Сам сказал, когда Он был здесь на земле, когда Он сравнил боящихся Его с овцами: "Никто не должен похитить их из руки Моей. Отец Мой Который дал Мне их, больше всех (потому что в это время Иисус был в земном уничижении) и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец одно" (Иоан.10.28-30). Бедное дитя Божье, боишься ли ты, что не устоишь до конца? 

Прочти: "Претерпевший же до конца спасется", и отметь это слово, означающее в оригинале "сохраняемый до конца". Человек может сказать: могу ли я устоять в своей вере?  Но мы читаем: "Моей благодати достаточно для тебя" (2 Кор.12.9). Если ты подавлен и суетишься, думая, что тебе не хватит всех твоих физических и душевных сил, чтобы перенести испытания и искушения, то Моей благодати достаточно для тебя. Драгоценные слова, столько раз утешавшие мое сердце! Итак, вы видите: Бог не подведет; уповающие на Него никогда не смогут отпасть. Его благодати достаточно. Господи, как нам это нужно! Ты говоришь: Я знаю, в чем вы нуждаетесь. Теперь мы видим, почему верующие иногда так измучены, почему у них так много забот, так много тревоги; но они могут знать Твою благодать, и что она может сделать. Христианин, познай ее и предоставь Ему все! "Господи, я отбрасываю себя прочь, это все, что я могу сделать!".

Наш Господь прославлен; наш драгоценный Христос в Своей славной человечности превыше всего. Он всегда был великим и славным, хотя в Своем унижении Он стал презрен более всякого человека, и Он провел  целые ночи в молитве и молении, потому что Он должен был исполнить Свое дело, и никто, кроме Него, не мог никого спасти.
 

Тогда мы верим в Него, и что говорит Писание? "Яви Свою чудесную любящую доброту, Ты, Чья десница спасает уповающих  на Тебя, от тех, которые восстанут против них. Храни меня, как зеницу ока". Такова была молитва псалмопевца, когда он воззвал к Богу. "Спрячь меня под сенью крыл Твоих". Я чуть было не сказал, что каждая молитва и каждое дыхание души, кажется, пребывают в этих выражениях. Теперь нам сказано: Он спас их, и Он учит их уповать на Него. "Но мои грехи так велики, я чувствую, как грех работает во мне, и стону под беззаконием.

Я не могу сдержать свои мысли. Я знаю, что уклоняюсь от Господа почти постоянно, но Он сказал об Иисусе, о Его славной Личности: "Совершив  Собою очищение грехов наших ". Евреи легко поняли это. Что означала кровь животных в жертвах первосвященника? Это было очищение как прообраз снятия грехов народа. Что имели в виду козел отпущения и другие жертвы?  Почему первосвященник возлагал руку на голову одного козла и возлагал на него грехи народа, и отсылал в пустыню, в то время как другой козел убивался? Это был прообраз Того, Кто пришел не с кровью животных, убитых на еврейском алтаре, но со Своей Кровью, чтобы искупить и очистить все грехи и каждый из них.

О, как это драгоценно, потому что это сметает мои грехи, как потоп! Я прощен и благословен; нет ни одного пятна после этого очищения, так славна эта работа. Это совершилось и совершено навсегда для детей Божьих. Он спас нас от самих себя, тех, кто верит в Него. Моя вера не искупит грехи. Только Бог может это сделать. Ни одно существо на земле не могло бы избавить нас; все это было сделано раньше, и так мы проходим мимо всех человеческих средств и изобретений, и взираем на Того, Кто Сам сделал это, когда Он истек кровью на Голгофе, и склонил голову и испустил дух. Здесь нет ничего от нашей веры. "Нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим.8.1).

Вера приводит к послушанию веры. Меня не волнует, о каком послушании вы говорите, если это не будет послушание веры. Вера повинуется Господу; она надеется на этого славного Спасителя, полностью доверяет наше спасение руке Его, и к нам приходит мир, который ни с чем не сравнить.  Здесь у нас есть доказательства этого; здесь мы понимаем значение слов: "совершив Собою очищение грехов наших". Как славны эти слова, и пока мы чувствуем, какой бедой грех является для нас, то что должны чувствовать все грешники в мире, которые убеждены в своем грехе? Какова сумма их греха и вины? Если вина давит совесть одного, то каков вес вины, что оказывает давление на совесть тысяч? Каковы грех и вина, что давят на совесть народа Божия от создания мира?

Мы читаем в Писании истины: "Вся ты прекрасна, моя любовь, нет пятна на тебе" (Песнь 4.7); и Спаситель сказал: "И вы чисты, но не все" (Иоан.13.10). Среди учеников был Иуда, чья совесть не была очищена драгоценной Кровью, и это значит, что есть среди исповедующего народа Божия те, к кому применимы эти страшные слова: не все! Мы спрашиваем себя: очищены ли мы? Простил ли Он нас? Вот в чем вопрос; верующие хотят сладкой уверенности в этом. Задумывались ли вы об этом? Дети Божьи хотят знать это. Это их главная забота. Вы думали на днях о Христе и Его страданиях. Есть ли для вас что-то привлекательнее, чем Голгофа и Его великое дело? Думали ли вы о Нем с удивлением: почему Он умер за меня?  Теперь, когда это великое дело совершено, Церковь Божия очищена от всех грехов своих, и в свое время Святой Дух убеждает нас, что мы хотим этого. Чувствуете ли вы это? Я хочу знать, для себя, без всякого сомнения, что, когда Он умер на Голгофе все мои грехи были убраны. Хотите ли вы знать это? Верующие хотят знать, когда Он дает нам веру, чтобы понять это, веру, чтобы отдохнуть на Нем, наше  сердце обращено вперед в любви к Нему, и мы можем петь о том, о чем прежде только читали: "Как драгоценна Кровь Иисуса!".

Вот почему народ Божий присутствует на таинстве вечери Господней. Здесь нет никакой нашей заслуги; мы не приходим на исповедь, чтобы заслужить это, но мы полагаемсялишь на великое дело Христа, что выше человеческих заслуг! Мы идем туда, чтобы показать, что мы доверяем Ему, что мы полагаемся на Него для спасения; что мы любим Его и с радостью хотим любить Его еще больше! Это лишь воспоминание Его смерти, но Он Сам установил его. Это приказ Бога в Его святом Слове, и Он сказал: пейте из нее. Это для вас, дети Божьи: смерть Господню возвещать, пока Он не придет. Грех убит,  когда Искупитель умер на Голгофе; он был убран, и так действенно, что Господь, праведный и святой Бог, не вменяет нам грехи и беззакония, и говорит: не вспомяну их более (Евр.10.17). Как сладка эта милость! Он столь рад делу возлюбленного Сына Своего прославленного, что Он никогда не будет думать о грехе верующего снова; Он никогда не приведет его против нас; нет никакого осуждения, когда совесть очищается по милости Бога и веры Христовой; и мы чувствуем в себе, что Он умер за нас. Тогда мы можем только славить Его.

Наконец, мы должны сказать о Его вечном возвышении. Сказано, что когда Он сделал все то, о чем мы сказали, Он воссел одесную престола величия в высотах. Как драгоценны эти слова! Под величием здесь, конечно же, имеется в виду Отец вечный,  великий и славный Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа.  Сейчас Он отдыхает от трудов Своих. Мы никогда не прочтем этого о любом первосвященнике при старом устроении, что приносил жертвы, которые ни при каких условиях не могли простить грехи; его работа не была закончена; первосвященник не мог обрести покоя, ибо его дело  не было завершено. Но дело Христа завершено, и Он воссел одесную престола величия в высотах.  Об этом говорится в послании три раза (1.13, 8.1, 10.12). Мы знаем, что по правую руку - это самое почетное место, место власти и силы, и на нем сидит Иисус.

Мы читаем, как в дни Иакова, когда он благословлял сынов Иосифа, он положил правую руку свою на голову Ефрема, и Иосифу стало больно, хотя он был и неправ, но он думал, что все не так; и взял он руку отца, чтобы возложить ее на голову Манассии. "И сказал Иосиф отцу своему, не так, отец мой, ибо это первенец; положи правую руку твою на его голову", то есть воздай ему честь семьи и благослови его. И его отец отказался и сказал, я это знаю, сын мой, я это знаю; он также произведет народ, и он будет велик, но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. И благословил его в тот день, сказав: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии, и он поставил Ефрема выше Манассии". Так он положил правую руку на него, дал ему почетное место и власть, чтобы один был выше другого.

Вспомним теперь сладкие песни об избавлении Израиля от египтян. "Пучины покрыли их) они пошли в глубину, как камень, десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага" (Исх.15.5). И сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

Господь направляет жезл силы Своей, господствует среди врагов Твоих" (Пс.110.3). Мы приходим к Нему - для чего? К чему мы готовы? Если человек готов быть спасенным Христом, чтобы спастись Кровию Его, желая, чтобы Господь царствовал и правил в нас, если он пытается быть христианином, Он может сделать нас готовыми исполнять всю Его святую волю. Он может и будет это делать. Это то, о чем учили апостолы, когда Христос уже вошел во славу. "Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели, поэтому Он по правую руку от Бога и принял от Отца обетование Святого Духа, Которого Он излил, и  это то, что вы ныне видите и слышите" (Деян.2.37-38). "Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе, Его возвысил Бог, превознес десницею Своею дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов" (Деян.5.30). Христос одесную Бога имеет всю власть на небе и на земле. Это сладкая мысль. Бог явил нам Свою дружбу; Он превратил нашу тьму в свет, забрал наши беды, взял беспокойство от наших умов и даровал нам благое. Разве мы не наслаждаемся Его правящей властью? Христос по правую руку Бога, чтобы подчинить всех врагов Церкви. Есть ли у вас враги? Оставьте их Ему.

Пусть Он даст вам благодать, чтобы оставить все ради Него. Никто не может ранить верующего, потому что Христос теперь вознесен, и воссел по правую руку от престола величия на высоте. Вот о чем говорили апостолы. Прочитайте Послания к Ефесянам, Филиппийцам, Галатам, и вы найдете то же самое дивное учение. "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель" (Откр.1.8). О, каково знать, что наши души в руке Его, наши обстоятельства там; и что Он заинтересован в нашем вечном благе! "Он является другом, братом явится во время несчастья" (Притч.17.17). Можем ли мы благословлять Его великое Имя? Церкви сказано: "ты царица одесную в золоте Офира" (Пс.45.9). Будем же всегла в руках Его и будем хвалиться Его вознесением, наслаждаясь сладкой уверенностью, что Он направит нас благополучно через пустыню: что Он встретит нас в момент смерти, этого перехода через Иордан, которого мы так часто боялись. Но Израиль прошел через этот поток, он сделал это, и так будет и с вами тогда!  При слове Божием поток был отброшен, и Израиль прошел через него как посуху. Они взяли камни из русла реки, и расположились станом как памятник своей благодарности и признательности Богу; и так с верующими. Пусть мы будем утверждаться и жить на этих драгоценных и славных делах, и Господь получит всю хвалу.