Делай, Что Должен. Дж. Э. Вейф (Gene Edward Veith)
Богословие - Статьи

Долг - это одно из слов, которые когда-то имели большое значение, когда-то, но не сейчас. Это до сих пор важное понятие в военных кругах, но во всех остальных сферах делать что-то из-за того, что это твой долг, считается неверным: "Ты просто говоришь, что любишь меня, потому что думаешь, что это твоя обязанность". "Они ходят в церковь только из чувства долга".

Но в 19 веке призывы к исполнению долга вдохновляли людей. Перед самой Трафальгарской битвой, адмирал Нельсон просигналил флагами своему флоту: "Англия ожидает, что каждый из нас исполнит свой долг". Эти слова не только вдохновили моряков к победе над Наполеоном, но и всех англичан, которые сделали из них национальный лозунг. Уильям Вордсворф был поэтом-романистом с революционным уклоном, но он написал эмоциональную хвалу этой идеи - великую поэму "Ода Долгу."

Долг важен для морали, но это не совсем то же самое. Например, солдат может считать своим долгом содержать форму в чистоте и казармы готовыми к инспекции, но моральной нормы, которая бы от него это требовала, не существует. Викторианский джентльмен мог быть повесой, любителем азартных игр и пустых трат, но если бы вы обвинили его в невыполнении своего долга перед семьёй, страной или церковью - он мог бы вызвать вас на дуэль.

Долг - это обязанности связанные с должностью, службой или положением в обществе. В привычных христианам терминах - долг - это ответственность, происходящая от того, чем человек занимается по жизни.

Малый катехизис Лютера преподаёт учение о профессии с помощью "Таблицы Обязанностей." Она состоит из библейских стихов, которые говорят пасторам и членам церквей, начальникам и гражданам, мужьям и жёнам, родителям и детям, работодателям и работникам как им исполнять свои обязанности. Все эти профессии можно назвать термином, который использовался раньше только для названия объединения священников, монахов и монахинь - "святые ордена", и они нужны для того, чтобы являть в жизни христианскую веру.

У нас есть призвание в семье, на работе, в нации и в церкви. Это значит, что в каждой из этих сфер у нас есть обязанности. Большинство людей все ещё понимают это, хотя и весьма смутно, не смотря на то, что Библия возвышает их и наделяет духовным смыслом.

Человек может считать, что его долг - обеспечение жены и детей. В традиционной семье, его жена может считать, что её обязанность - содержание дома в чистоте и приготовление пищи для всей семьи. (Даже в менее традиционной семье, где жена работает также много, как и муж, она может испытывать угрызение совести, если пренебрегает этими домашними делами.)

Библия мало говорит о подобном разделении труда, но это относиться к гораздо более глубокой сфере того, что Бог ожидает от нас в нашем призвании. Жены должны повиноваться мужьям, как Господу (Еф. 5:22). Это долг жены. Мужья должны любить своих жён, как Христос любит церковь, и полагать свои жизни за них (стих 25). Это долг мужа. Он обязан быть готов пожертвовать собой ради неё, а она должна отвергать себя ради мужа. Эти обязанности молчаливого самоотречения ради любви к супругу действительно могут принять форму, когда муж много работает, чтобы обеспечить семью, а жена много трудиться, чтобы приготовить пищу и привести все в порядок, также есть и другие формы исполнения долга. Но из-за горы этих каждодневных семейных дел пробивается свет Евангелия Христа. Он отдал Свою жизнь из любви к Своей церкви. И принадлежащие ей отрицаются от себя принимая жертву Христа.

Таким образом, отношения между мужем и женой демонстрируют то, что Иисус сказал о жизни христиан: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережёт её" (Лк. 9:23–24).

Под крестом здесь подразумевается не только страдание, но и жертва, отвержение, даже распятие себя ради кого-то другого. То, что крест надо брать "ежедневно" (это слово есть в англ. переводе KJV и современном переводе РБО) означает, что наш Господь не говорит о некоем славном мученическом конце, а об обычном, ежедневном труде, к которому мы призваны.

Цель каждой профессии, согласно Лютеру, в том, чтобы любить ближнего и заботиться о нем. А любовь к кому-либо включает в себя жертвенность ради этого человека. Так происходит во всех областях человеческой деятельности. Это и долг родителей по отношению к детям, и обязательства детей перед родителями. Это описывает наши обязанности перед нашей страной, гражданские обязанности и наш долг перед церковью.

В нашей работе, долг может быть таким простым, как, например, приходить вовремя, следовать инструкциям и честно работать весь день. Вместо небрежения, халатности и следования своим предпочтениям. Работник отвергает себя ради клиентов, начальника и коллег, как и ради семьи, для которой он трудиться. Когда он приходит домой совершенно измотанным, мы можем сказать, что он предоставляет своё тело, как живую жертву (Рим. 12:1).

И всё же, нет ни заслуги, ни особой награды за исполнение своих обязанностей. Иисус ясно говорит об этом, в заключительной части одной из притч: "Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17:10).

Благодатью мы спасены, через веру в Христа и действием Его жертвы, а не нашим трудом или жертвой. Но Христос, после нашего спасения, призывает нас служить в сферах обычной жизни, служить верой действующей любовью (Гал. 5:6). Он призывает нас быть верными во всех наших призваниях. Они могут, включать в себя нечто большое, но они обязательно будут включать в себя много малых вещей (Лк. 16:10), таких как простое исполнение своих обязанностей.

 www.ligonier.org