СЫНОВНИЙ СТРАХ - ПЛОД ПРОЩЕНИЯ Генри Лоу (1873)
Богословие - Статьи

 
У Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою
Пс.129.4
 
Среди чувств, которые вытекают из прощения грехов, страх занимает свое место. Будет уместно дать краткое объяснение этому.
Евангелие - это истина, вооруженная могучей силой. Это инструмент чудесной мощи, который входит в сердце, как закваска в тесто. Это не может быть иначе, ибо оно есть не что иное , чем всепобеждающее оружие, снаряженное Духом Святым. Это голос с небес, который не произносится напрасно. Как он исходит из Бога, так к Богу он стремится. Он волнует душу, поднимая ее ввысь;  он отделяет ее от унизительной погруженности в простые земные дела и открывает ей небесные вещи, и это зрелище всегда обращает нас к Богу: "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2 Кор.3.18). Это общение - процесс, в котором Бог восстанавливает в нас небесное подобие и создает определенное Им соответствие Сыну Божию. 

Когда апостол со всем своим пылом говорит о том, что Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, он решительно добавляет, что это освящение совершается Словом (Еф.5.26). Нельзя слишком часто повторить, что, таким образом, Слово торжествует потому, что оно не земного происхождения. Его родиной является не человеческий разум, оно не им произведено; оно истекает из источника, который свыше. Это поток Апокалипсиса: "Он показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца" (Откр.22.1). И как вода течет с гор, так поток Сиона достигает всех, кто на Сионе; как река не успокоится, пока она не достигнет океана, правда Божия течет, пока не приведет нас в наш вечный дом.

Счастливы, кто находит удовольствие в том, чтобы дышать воздухом откровения, кто приспособились к климату вечности! Глупо тратить деньги на то, что не хлеб, и работать на то, что не приносит прибыли; но стоит искать настоящую пищу и то, что обогащает. Один из результатов этого таков, что усердные продвигаются в вере, святости и во всякой благодати. Как легко тьма может явить обратное! Кто они, опустившиеся к порочной и распущенной жизни? Это  учащиеся школы невежества - гордые презрители и дерзкие отрицатели Слова. Это должно быть так. Святой Дух имеет власть, и если Он будет отсутствовать,  сатана спокойно правит своими беспомощными пленниками. Когда исчезает свет, тьма получает несомненную власть и мы несомненно преткнемся об опасность. Поэтому утрата истины производит слепоту, а за тем и другим стоят очертания их общего отца - дьявола. Это явление в значительной степени усиливается, если соединение невежества с потопом греха прослеживается с легкостью. Но точно такая же связь соединяет духовный разум и истинное благородство жизни.

Прощение в библейском смысле - это плод страха Божия. Почему это так? Выдвинем нереальную гипотезу.  Предположим вопреки всему мыслимому, что прощения не существует. Пусть это неизмеримо чуждо характеру Бога - на мгновение представим себе, что Он лишен этого неотъемлемого атрибута, и мы не видим его в Нем. Больно даже представить подобное; благочестивый ум уклоняется от такого взгляда. Но если мы предположим  ради четкого рассуждения, при том что это не соответствует действительности   что прощение является мнимым понятием, что неумолимый гнев - это единственное Божие чувство по отношению ко всем грешникам, что Его сердце является единственно обителью мести, что Его взор неизменно хмурится, что Его рука владеет лишь орудиями погибели, что Его дыхание мучительно для нас, что сострадание чуждо Его сердцу, что Он не знает пощады, что милость не восседает на Его престоле, что Его бесконечная власть стремится лишь оправдать Его честь и излить беспристрастное воздаяние на преступников - то как страшен будет результат!

Какое чувство будет бушевать в этом случае в груди разумного грешника? Он не в неведении о своих бесчисленных падениях,  он знает , что всемогущество по праву его враг, он вздыхает: неужели милость не окажет мне никакой помощи? Если верно, что милость не существует, если нет прощения в небесном суде, и нет ничего иного,  но лишь страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников - то нет ни двери для побега, ни убежища, ни укрытия от надвигающейся бури. Грешник обречен на полную безнадежность.
В ожидании неизбежного горя его сердце затвердевает как камень. Каждое чувство будет заморожено как лед, всякая привязанность застынет, если нет над миром любящего Отца, Которого мы не можем по-детски почитать на земле. Мы можем лишь бояться Бога как неумолимого Властелина, готового причинить нам страдания. Поэтому единственным нашим чувством будем рабская ненависть. Грешник в безнадежном положении будет рассуждать: какая польза от попыток угодить Ему преданным служением, если мы не обратим Его к себе, и Он не слышит наших воплей? Он не видит наших преданных усилий;  зачем человеку искать себе пользу, когда все это будет напрасно? Так злоба обретет неизмеримую власть; ее целью будет безудержный бунт;  все барьеры будут сняты, и неповиновение развернет знамя дерзкого и безрассудного восстания, которое будет жестоко править нами. Таким образом, если Бог не является прощающим, твердая и угрюмая злоба превратит землю в предвкушение ада.

Пусть занавес падет на эту нереальную сцену. "У Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою". Какое провозглашение может быть громче? "У Господа Бога нашего милосердие и прощение, ибо мы возмутились против Него". Пусть Его голос будет услышан:  "очищу их от всего нечестия их , которым они грешили предо Мною , и прощу все беззакония их, которыми они грешили, и этим отпали от Меня" (Иер.33.8). И снова: "Ни один из грехов, совершенных им, не помянется ему" (Иез.33.16).

Наш Бог есть Бог, готовый прощать. Он умножает милость. Прощение - вечно текущий поток, текущий из глубоких источников Его вечной любви. Его сокровищница полна милующей благодати для грешника, который во имя Христа может войти и пить изобилие прощения. Эта милость никогда не отказывает; она никогда не может быть исчерпана. Она велика, как Сам Бог; она распространяется на всякого рода беззаконие. Нет горы преступлений настолько высокой, , что прощение не может превысить его, нет океана беззакония настолько обширного, что прощение не окажется шире. Сердце Бога во Христе изобилует этой всепрощающей любовью, и Его рука непрестанно открывает милость. Его вечная мудрость создала замысел, который дает простор для этого бесконечного милосердия.
Могучая сила отличает эту благодать. Об этом уже много сказано, но мы добавим несколько строк. Величие Его святого Царства нетленно; оно должно возрастать и возвышаться до бесконечности. Этот результат славен и обеспечен. Грех наказан; гнев излит; возмездие получило свое. Но грешный человек свободен, ибо Поручитель найден ему на замену. Этот Поручитель силен и всемогущ, Он вытерпел все, будучи совершенно достоин представлять нас.  Возлюбленный Сын Божий, рожденный от века, стал Братом Своих людей и обязался искупить их. "Он есть умилостивление за грехи наши". В нем каждый грех удален на неизмеримое расстояние. В Нем принят каждый призыв о помиловании. Кающийся грешник может бежать к ковчегу и судиться, оплакивая беззакония его, ибо Иисус умер за эти преступления.

В Гефсиманском саду и на Кресте Он представил Себя в полное, совершенное и достаточное искупление. Он засвидетельствовал, что каждый долг уплачен, тем, что Он воскрес и явил, что Он жив сейчас. Совершив это совершенное спасение, Он вошел как триумфальный Победитель в суд небес, и сидит как неизменный Заступник одесную престола величия на высоте. Таким образом, помилование, которого мы смиренно жаждем, становится приобретенным и заслуженным для нас благословением. Прощение, о котором мы можем умолять, не знает никаких задержек, оно спускается, наполняя сердце радостью и уста хвалой. Любящий голос волнует нашу душу: "Мужайся, прощаются многие грехи твои". "Иди с миром . Вера твоя спасла тебя".

Это сладкий результат. Эта радость настолько реальна, что даже реальность неба едва ли больше. Пусть ее счастливые причастники поймут это. Когда это прощение становится нашим, когда это глубокое убеждение наполняет того, кто был в руинах нечестия, что его многие преступления не должны обречь его на погибель, что никакое осуждение не угрожает ему, что он стоит перед Богом безупречным и чистым , через окропление кровью, в светлом и прекрасном одеянии праведности - он понимает, что Бог его примирившийся Отец , Иисус вполне его Спаситель ; Святой Дух его пребывающий свет,  руководство  и утешение, небеса его обещанная обитель ; псалмы победы и песни триумфа - его наследие навсегда.

Может ли кто почувствовать более счастливую перемену? Тьма ушла, и светит истинный свет; бурные страсти сменились спокойствием в царствовании святого мира; трепет ушел, и ужас бежал; пустыня радуется и расцветает  как розы; вместо терновника поднимается кипарис, и вместо крапивы возрастает мирт. "Избавленные возвращением Господа придут на Сион с песнями и радость вечная будет над головами их - они найдут радость и веселье , а печаль и воздыхание удалятся".

Сыновний страх изгоняет рабскую дрожь. Помилован верующий осознает свое принятие в вере и Божьей семье. Он больше не является чужим; его разорение и изгойство обменивается на гражданство небес, и его нищета - на наследство со всеми святыми. Он восклицает: « Этот Бог есть Бог мой во веки веков! Это Бог есть Отец мой на всю вечность. Каждой способностью ума и тела я буду служить Ему , и являть Ему хвалу. Я буду избегать как гадов всякого отклонения от пути Его; я буду отвергать отравленную чашу беззакония, я буду следить за каждой своей мыслью, чтобы не возник какой горький корень, я буду охранять уста свои, чтобы никакое гнилое слово не вышло из них, я буду стремиться поступать так, как Иисус ходил , и изобиловать плодами праведности в похвалу и славу Его имени".

Таким образом тот, кто в последнее время дрожал как раб, согрет сыновней любовью; преступник, который искал, где бы скрыться, теперь жаждет тесного союза. Его уши открыты, а уста непрестанно взывают: Господи, что повелишь мне делать? Его чресла опоясаны бдительностью, ноги обуты в готовность трудиться, его путь - это искреннее послушание. 
Таким образом, чувство прощения смягчает и преобразует. Сладкий плен любви пленяет нас. Отец, с Которым мы в мире, есть Тот, пред Кем мы преклоняемся и к Кому всегда стремимся. Другие могут воздерживаться от зла из-за эгоистичного страха. Позор, упрек , потеря славы и друзей может отпугнуть, но помилованная душа видит любящего Отца в каждой заповеди Его, и мерзкую неблагодарность в каждом преступлении. Она чувствует с Давидом - " Тебе, Тебе только я согрешил , и лукавое пред очами Твоими сделал".

 Он рассуждает как святой Иосиф - "Как я могу совершить сие великое зло и грех против Бога?". Она понимает, что Его удивительная милость и любовь побуждает ее сделать Божью волю своим главным восторгом. Она знает, что благодать купила ее прощение, поэтому и живет как купленная дорогою ценою, чтобы прославлять Бога в духе, душе и теле, которые более не наши.

Такова неопровержимая истина, что полное принятие Евангелие приводит к сыновнему страху обидеть своего Спасителя. Самый святой человек - это тот, кто наиболее глубоко воспринимает радостную весть о полном прощении. Поэтому мудрость постоянно стремится " возрастать в благодати и в познании Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа". Невыразимая красота жизни - в том, чтобы смотреть на Иисуса и постигать полноту Его дела, ежедневно пребывая у Креста Его.

Это постоянное возрастание познания цели и плодов этой бесконечной любви должно быть непрестанным стремлением нашего ума. Так уверенность потечет как река через душу. Первый возглас с Креста, достигающий нашего радостного уха: Отче, прости им - ибо Кровь приобрела Твою милость! Блаженны , действительно, те, кто радуется доказательствам того, что их беззакония прощены и грехи их покрыты . . Они идут от благодати к благодати ; они восходят на пути радостного служения. У них есть страх, что любит, и любовь, что страшится.