Почему Наш Мир Так Жесток?!? Понимание Индивидуальности. Роберт Годфри (Robert Godfrey)
Богословие - Статьи

 //Роберт Годфри является президентом и профессором церковной истории в Вестминстерской Семинарии в Калифорнии. Он также является одним из директоров и преподавателем Служения Лигоньер. Он написал книгу "Жан Кальвин: Пилигрим и Пастор".//

 Мы живем в мире полном жестокости и насилия. Смотрим ли мы местные, или же международные новости по телевизору, там всегда говорят о бесконечных угрозах, несправедливостях, грабежах, избиениях, убийствах и войнах. В некоторых местах насилие кажется стилем жизни; в других, оно, кажется, происходит неожиданно посреди видимого спокойствия. Как мы можем объяснить это насилие?

 Сегодня многие заявляют, что жестокость не возникает в человеческом сердце, а является результатом внешних - социальных условий. И если мы сможем сделать социальные условия лучше, по их мнению, то проявится присущая человеку доброта. Многие другие заявляют, что насилие является результатом эволюционного развития человека и было необходимо для его выживания как животного. Но ни тот, ни другой взгляд не является библейским и не может помочь в понимании жестокости, которую мы видим в нашем мире.

 Христиане понимают, что люди были созданы хорошими, но согрешили и восстали против Бога и стали друг другу чужими. Без Божьей искупляющей и обновляющей благодати, людские сердца полны только жестокостью. Давид красноречиво выразил эту истину, когда писал об отношении Бога к нечестивцам: "ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие" (Пс. 5:5-6).

 В этом псалме Давид подчеркивает три ключевых характеристики нечестивых людей. Первое, они хвастливы и горды. Они приписывают себе больше ценности и важности, чем им полагается, и не признают превосходство Бога над собой.  Второе, они полны лжи и обмана. Они живут в соответствии с той ложью, которую сами же и придумали, а не в соответствии с истиной Бога. Третье, они кровожадны и жестоки. В своей гордыне и самообмане они готовы быть жестоки, чтобы продвинуться в достижении своих целей, вместо того, чтобы стремится к любви и миру.

 В начале книги Бытия, мы видим нечестие в действии. Каин убивает своего брата Авеля из-за своего самолюбия (Быт. 4:8). Пра-пра-правнук Каина, Ламех, также являет это самолюбие: "И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне" (Быт. 4:23).

 Это эгоистичное чувство превосходства, которое мы видим в Каине и Ламехе, можно увидеть во многих в течении всей истории. Оцените это высказывание о позиции, которая была так характерна для Британской империи:

 "Британская империя не была либеральной в отношении плюрализма и демократического устройства общества. Империя открыто отвергала идеи человеческого равенства и влагала силу и ответственность в руки избранной элиты, собранной из крошечной части населения Британии. Британская империя была не просто недемократичной; она была анти-демократичной... Я возражаю против того, что происходило в управлении; тогда среди самого административного класса царили довольно сильные расовые предубеждения, но идеи принадлежности к определенному классу или иерархии были настолько же важны или даже еще более важны [чем принадлежность к определенной расе] (Каваси Квартенг, "Призрак Империи", стр. 2)."

 Тогда как Каин и Ламех проявили свою силу из чувства эгоизма, другие нечестивые люди стараются [как-то] оправдать свою жестокость. Тем или иным способом они заявляют, что жертвы их насилия были в некотором роде чем-то меньшим, чем люди, или людьми низшего уровня. [Так] я могу оправдать насилие против людей, которые не похожи на меня: они не часть моей семьи, моего соседства, моего племени, моей нации, моей расы или моей религии.

 Нечестивое оправдание жестокости, похоже, достигает своего пика, когда обращается к науке. Мы можем увидеть это особенно отчетливо в Нацизме ХХ века в Германии. Характер и историческое направление Нацизма очень сложно, но одним из важных элементов его идеологии было использование науки. В частности, теории эволюции. Если эволюция учит, что сильнейшие должны выживать за счет слабейших, то становится логичным вывод о том, что сильнейшие нации должны доминировать над слабейшими нациями. Ученые Нацисты заявляли, что у них есть научные способы для различения между расами и для доказательства, что Арийская раса превосходит остальные, особенно Иудеев и Славян. Сейчас мы знаем, что их наука была фальшивой, но тогда она убедила многих, включая многих видных ученых. И идеология Нацизма кажется логическим продолжением теории эволюции.

 Один выдающийся историк описал интеллектуальную среду, которая подготовила дорогу для Нацизма: "Такие направления мысли как Всеобъемлющий Национализм, Анти-Марксизм, Национальный Социализм, Социальный Дарвинизм, Расизм, Биологический Анти-Семизм, Евгеника и Элитизм переплелись и смешались друг с другом в различных комибинациях, что и породило безумную сместь иррационализма, которая привлекла к себе некоторых пессимистов культуры из среды интеллигенции и буржуа Европейского общества, в котором происходили резкие социальные и экономические преобразования в конце XIX века" (Ян Кершоу, "Гитлер", стр. 134). Но были ли Социальный Дарвинизм и Евгеника на самом деле иррациональными для эволюционистов?

 Лидеры Нацистского движения применили Даривинизм к политике. Адольф Гитлер провозгласил: "Политика - это ни что иное, как борьба народа за свое существование... Это стальной принцип - слабейшие погибают, чтобы сильнейшие могли жить" (Ян Кершоу, "Гитлер", стр. 289). Генрих Гимлер предвидел, что придется "сражаться до тех пор, пока не будут уничтожены во всем мире упомянутые мной недочеловеки - враги Германии - центрального ядра Нордической расы... Германии, как носителя культуры для всего человечества" (Питер Лонгерих, "Генрих Гимлер", стр. 814). Нацисты хотели захватить имущество Иудеев и изгнать их из Германии. Они хотели вытеснить Славян из Восточной Европы и занять их земли. Из-за своего эгоистического желания власти, они совершили ужасающее насилие над Иудеями и Славянами, используя науку для своего оправдания, чтобы обесчеловечить их. [В результате] миллионы Иудеев и Славян погибли.

 "Научное", оправдание рабовладения также основывается на идее расового превосходства. Порабощение черных Африканцев в недалеком прошлом оправдывалось тем, что они считались расово ниже белых Европейцев и Американцев. Некоторые даже заявляли, что рабовладение было проводником культуры и христианства. На самом же деле - это было насилие, продвигаемое для получения дешевой рабочей силы. Здесь мы снова видим, как насилие и обесчеловечевание было оправдываемо научно и морально.

 В наши дни, оправдание абортов также основывается на "научной" аргументации, которая заявляет, что не рождённый ребенок - это просто недоразвитая человеческая ткань. Защитники абортов настаивают, что они законно используют свою свободу [выбора]. Тем не менее, они на самом деле обесчеловечивают не рождённых детей, чтобы оправдать их уничтожение при возникновении нежеланных беременностей.

 Во всех этих трех случаях [Нацизм, рабовладение и аборты] мы видим, как "наука" используется нечестивыми людьми для вынесения моральных или религиозных суждений, как будто они являются по настоящему объективными с научной точки зрения. Настоящая проблема не в науке, а в ее неверном использовании. Ужасающим эффектом псевдо-научных суждений является жестокое насилие порожденное эгоизмом.

 Эти "научные" оправдания насилия основываются на понижении всех или некоторых людей до уровня животных. Псалмопевец предвидел эту трагедию и отметил ее удивительными словами. 48-й псалом адресован всем людям в мире, чтобы научить их мудрости и пониманию. Научение мудрости в нем начинается с размышления о повсеместной реальности смерти. И если смерть ожидает глупца и мудреца, бедняка и богача, слабого и сильного, то, какое же на самом деле значение у жизни? "Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают" (стих 13). Чем же человек лучше животного? Ответ в знании истины: "Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают" (стих 21). В конечном счете, только настоящая мудрость или понимание отличает человека от животного. Истина в том, что только Бог может спасти Свой народ от смерти и дать им вечную жизнь: "Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня" (стих 16).

 Как христиане, мы должны быть внимательны, чтобы не стать праведными в своих глазах, когда мы общаемся с теми, кто обесценивает людей. Были христиане, которые пошли за Гитлером, и были христиане защищающие рабство. Мы не должны обесчеловечивать тех, с кем мы не соглашаемся. Мы особенно ясно хотим дать понять тем, кто защищал аборты или делал их, что все те, кто приходят к Иисусу с покаянием и верой находят у Него прощение.

 Давид, так хорошо описавший нечестивцев в пятом псалме, также показал и праведность, к которой мы должны стремиться: "А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем" (стих 8). Как Христиане, мы не надеемся на себя, уповая только на великую спасающую любовь Бога в Иисусе. И, вместо горделивого и самолюбивого хвастовства, мы смиренно преклоняемся перед нашим Богом. И это является противоядием против жестокости и насилия в нашем мире.

 Журнал Tabletalk, Апрель 2013. Служение Лигоньер. www.ligonier.org