Самодисциплина. Стив Лоусон (Steven Lawson)
Богословие - Статьи

//Стив Лоусон - пастор Баптистской церкви "Общение Христово" в Мобиле, Алабама, преподаватель в Служении Лигоньер и автор [множества книг, в том числе] книги "Героическая Храбрость Мартина Лютера."//

 Возрастание в личной святости в большой степени определяется нашим прогрессом в самодисциплине. Без твердого основания на дисциплине не может быть возрастания в благодати. Прежде чем дисциплинировать кого-либо дома, на работе или в церкви, сначала нужно дисциплинировать самого себя.

Общеизвестно, что личная дисциплина - это не очень популярная тема в наши дни. В нашем обществе настойчивое требование самодисциплины встречает повсеместное сопротивление, даже среди многих христиан. Они кричат, что это Легализм, защищая свои права на Христианскую свободу.  Эти любящие свободу верующие придерживаются идеи, что дисциплина ограничивает их свободу во Христе и надевает на них духовную смирительную рубашку.

Но многие из этих верующих таким образом настолько неправильно используют свою свободу во Христе, что на самом деле не имеют вообще никакой духовной дисциплины. Они настолько сильно перенесли свое внимание на христианскую свободу, что их духовная жизнь потеряла равновесие. А подобное пренебрежение своей духовной самодисциплиной продлевает период духовной незрелости и оставляет почти без самоконтроля для противостояния искушениям и греху.

Давайте будем честны, там, где нет дисциплины, там нет и ученичества [- следования за Христом]. И если мы не дисциплинируем сами себя, то Бог Сам будет воспитывать нас (Евр. 12:5-11). Так или иначе, в нашей жизни будет дисциплина. И зная нашу склонность ко греху, мы должны сами воспитывать себя, чтобы жить благочестиво, или мы будем подвергнуты Божьей дисциплине.

Что такое Самодисциплина?

Греческое слово "дисциплина" (енкратейа) происходит от корня "крат", который обозначает власть или господство. Самодисциплина - это проявление власти над самим собой. Это умение держать себя под контролем. Это слово обозначает управление своими внутренними желаниями, мыслями, действиями и словами. Это, то, что верующий должен совершать в своей жизни (Гал. 5:23 воздержание или самообладание).

Это же слово использовано в 1 Кор. 7:9, чтобы обозначить "воздержание" от незаконных сексуальных желаний. Подобным же образом "епископ" должен быть "воздержан" (Тит. 1:8), дисциплинирован в и своих внутренних стремлениях, и их внешних проявлениях. Самоконтроль - это обязательное качество для духовного лидера.

Противоположностью самодисциплины является стиль жизни, потакающий своим желаниям, который производит "дела плоти" (Гал. 5:19-21). Даже небольшое ослабление самоконтроля неизбежно приведет к грешным делам. И там где есть самообладание, там есть и сильное сопротивление чувственным желаниям и греховным выборам. Владение собой приводит все мысли, слова и дела в подчинение Христу (2 Кор. 10:5). Любое продвижение в личном освящении требует самоконтроля.

Чем самодисциплина не является?

Чтобы лучше всего понять, что такое самодисциплина, надо посмотреть на то, чем она не является. Два ошибочных взгляда на Христианскую жизнь - пелагианизм и полупелагианизм - искажают истину о самодисциплине.

В IV веке Британский аскет по имени Пелагий (354-420гг.) учил смертоносному заблуждению о том, что человек имеет присущие ему способности и спасти, и освятить себя самого. Он заявлял, что используя личную силу воли, человек может исполнить волю Бога. Этим Пелагий отверг идею о первородном грехе и о совершенном нечестии человечества. Он настаивал, что единственное, что необходимо, - так это знание Божьего закона. [И говорил, что] человек может своей свободной волей дисциплинировать себя, если примет такое решение.

За свое смертоносное учение, Пелагий был признан еретиком на Карфагенском Соборе (418 г.). Но, как это ни трагично, тем не менее, Пелагий все еще остается с нами. Многие люди в наше время ложно полагают, что они могут быть тем, чем они просто изберут быть по своему желанию. Эта глупая мантра видна в современных движениях "помоги себе сам" и "евангелие процветания": "Что может представить себе ваш ум, то может совершить ваша воля". Они заявляют, что у нас есть способность к самодисциплине.

Второй ошибочный взгляд - это полупелагианство. Этот синкретический подход подразумевает, что у человека есть некоторые способности для своего спасения и освящения. Человек должен проявить свою волю в содействии с Богом. В этом общем предприятии, они совместно совершают самодисциплину. Бог дает некоторую меру благодати, но человек делает все остальное.

Полупелагианство только наполовину христианское. Это компромиссное решение также было провозглашено еретическим Западной церковью на Втором Оранжском Соборе (529 г.). Но, к сожалению, это нечистое наследие сохранилось до сегодняшнего дня в человекоцентричной теологии арминианства(православие) и прагматических методах финнеизма(пр.от евангелиста Финнея).

Но в противовес этим учениям, истину проповедовал в IV веке другой учитель - Августин (354-430 гг.). Этот одаренный церковный лидер признавал, что Бог является единственным автором человеческого спасения и освящения. Своей суверенной благодатью, Бог единолично возрождает духовно мертвых грешников.

Каждый Христианин должен стремиться к святости, но для этого Бог должен действовать в нас, чтобы произвести это личное благочестие (Флп. 2:13-14). Учение Августина правильно признавало, что только Бог может произвести настоящую самодисциплину в верующем.

Откуда берется самодисциплина?

Эта добродетель самоконтроля - является плодом Духа (Гал. 5:22-23). Как лоза производит плод, так и самодисциплина производиться исключительно Духом. Самоконтроль никогда не бывает создан самим человеком, скорее это труд благодати в нас. И хотя мы и проявляем самодисциплину, но мы просто приносим ее как плод. Мы никогда не производим ее.

Иисус сказал, что без него мы ничего не можем (Ин. 15:5). Это не в нашей воле делать что-либо угодное Богу. Только через Его благодать, которая дает нам эту способность, мы можем контролировать себя в нашей постоянной борьбе с грехом. Апостол Павел говорил, что может все в укрепляющем Его Христе (Флп. 4:13). То есть Христос, для этого, должен совершать в нас Свой великий труд.

Как соки, текущие в ветви, производят плод, так и божественная благодать наполняет верующего, производя в нем [плод -] самоконтроль. Сам по себе человек никогда не сможет сделать этого. Только Христиане, живущие под властью Святого Духа, могут управлять своими жизнями.

В Послании к Галатам 5:22-23, мы читаем, что есть девять разных плодов духа. Самодисциплина занимает заключительное место в списке. И эта позиция подразумевает стратегическую важность. И на самом деле, самодисциплина - это совокупность всех предыдущих плодов, производимых Духом. Труд Духа приходит к своей цели в производстве самоконтроля. Эта добродетель помогает нам воплотить в жизнь все прочие аспекты духовных плодов.

Как выглядит самодисциплина?

Апостол Павел сравнивал самодисциплину, которую должна быть в жизни Христиан, с тренировками атлета для участия в античных спортивных соревнованиях: "Все подвижники воздерживаются от всего" (1 Кор. 9:25). Если бегун хочет выиграть в соревнованиях, он должен всю свою жизнь подчинить суровой дисциплине жестких тренировок. Напряженный труд атлета требует, чтобы он серьезно ограничил свои желания. Чтобы стать победителем он должен отказаться от многих доступных ему вещей. Они позволительны зрителям, а не атлету-чемпиону. Он должен придерживаться правильной диеты, иметь достаточно отдыха и напряженно тренироваться. Все аспекты его жизни должны быть под контролем.

Так и в Христианской жизни. Павел побуждает нас "упражняться в благочестии" (1 Тим. 4:7). Чтобы стремиться к святости, верующий должен слушать библейскую проповедь и учение, а также участвовать в общественном поклонении, Вечере Господней, читать Библию, размышлять, молиться и общаться с братьями и сестрами во Христе. И не только это, он также должен отказаться от множества незапрещенных ему удовольствий, если он хочет выиграть приз.

Такая самодисциплина является упреком для теплохладных Христиан, которые почти ничего не делают, для достижения духовной победы. Этих верующих можно сравнить с людьми, страдающими от лишнего веса - они [духовно] бесформенны, с обрюзгшей верой, этакие духовные диванные овощи с раздутыми талиями. Их стиль жизни характеризуется потаканием своим желаниям, из-за отсутствия у них самоконтроля.

Павел добавляет, что он бьётся не так, чтобы бить воздух (1 Кор. 9:26). Боксер-чемпион на ринге должен быть четко сфокусирован на цели. А недисциплинированный боец разбрасывается ударами вокруг, никогда не попадая в противника. Так и недисциплинированный верующий терпит поражение в схватке с грехом. Но верующий не должен быть таким, он должен контролировать себя в своей борьбе с грехом.

Атлет-чемпион должен добиться от своего тела полного подчинения. И если у него не получится, то он не сможет соревноваться. Павел говорит нам: "но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9:27). Апостол побуждает нас дисциплинировать наши тела и противостоять грешным желаниям. И если мы не будем этого делать, то мы потеряем наш приз.

Какова цена самодисциплины?

Верующие имеют свободу во Христе добиваться того, что не запрещено в Писании. Но мы не можем позволить чему-либо овладеть нами. За победу всегда надо платить. И в христианской жизни это тоже так.

Это порождает необходимость для нас проявлять самодисциплину в таких областях как питание, напитки, сон, время и деньги. Мы должны контролировать себя, когда мы развлекаемся и отдыхаем. Мы должны ограничить наши желания в любой области, если это мешает нам выиграть приз.

Если мы хотим контролировать себя, мы должны отдать контроль над нашими жизнями Иисусу Христу. В этом есть некая парадоксальность Христианской жизни: Мы должны отдать контроль над собой, чтобы обрести самоконтроль. Так дарует же нам Бог способность к самодисциплине, которая так необходима для победы над грехом.

 Журнал Tabletalk, Август 2013. Служение Лигоньер. www.ligonier.org