Благословение Божественной Дисциплины. Дж. М. Биич. (J. Mark Beach)
Богословие - Статьи

 //Дж. М. Биич являет деканом и профессором пасторских и доктринальных исследований в Мид-Американ Реформатской Семинарии в городе Даер, Индиана. Он также является управляющим редактором и автором статей для теологического журнала Мид-Американ.//

Родителям проще увидеть пользу от дисциплины, чем их детям. Когда я был ребенком, я никогда до конца не понимал, что меня наказывают из-за того, что мои родители меня любят. Я просто не мог вместить эту идею. Размышляя как свой собственный адвокат, я вспоминал суровость наказания; думал о быстроте с которой был вынесен вердикт и о том, что наказание было непропорционально больше преступления. Я лелеял жалость к себе и плакал в подушку. Это нечесно! И только когда я стал старше я увидел дисциплину в ее истинном свете. Конечно же теперь я рад, что мои родители любили дисциплину.

Но что по поводу Божьей дисциплины? Благодарны ли мы за нее? Видим ли мы в ней любовь?

Как верующим нам трудно применить этот урок из детства к нашему хождению в вере. Мы часто рассматриваем Божью дисциплину с позиции ребенка. Если мы страдаем, то у нас тут же появляется вопрос: "За что?" Когда что-то плохое случается с Божьими людьми, то мы становимся в тупик от удивления, разочарования или сомнений. Мы сомневаемся в мудрости Бога. Мы сомневаемся в [благости] Божьих мотивов. Подобно тому, как мы реагировали на родительское наказание, мы задаемся вопросами о суровости нашего наказания, его соответствии и справедливости суда. Почему мне приходится проходить через эту боль?

Это точно подходит к ситуации, о которой написано в Послании к Евреям. Автор побуждает Христиан-Евреев воспринимать свои нынешние страдания и испытания с духовной зрелостью. Он ободряет их помнить об отношении Бога к Своим детям. Им надо было об этом напомнить.

А разве нам всем не надо? Вместе с ними, нам нужно вспомнить Божье Слово: "Вы... забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам?" (Евр. 12:5). Эти слова являются частью важного призыва - помнить Иисуса Христа  в Его страданиях, Того, кто "претерпел крест" и "поругание от грешников" (Евр. 12:2, 3).

Мы потихоньку забываем Божье Слово. Поэтому автор Послания к Евреям напоминает нам об этом Слове, ссылаясь на Божью отеческую дисциплину как на "призыв" или "ободрение" (Син. пер. - "утешение", прим. пер.) . Слово, которое здесь используется родственно слову, которое используется для описания Святого Духа в Евангелии от Иоанна, где Он назван нашим "Адвокатом" (NIV), или "Утешителем" (KJV), или "Помощником" (NRS V). В Евангелии от Иоанна используется слово "параклетос", а здесь "параклесис". Это утешительное слово Бога, на которое ссылается автор послания к Евреям, на самом деле является цитатой Притч 3:11-12. Он информирует нас о двух вещах, за которыми следует объяснение: первое, мы не должны беспечно относится к Господней дисциплине; второе, мы не должны отчаиваться, когда получаем укор; и третье - объяснение: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:5-6). Дисциплина основывается на Божьей отеческой заботе о нас. Идея понятна, и мы не должны упустить ее: в страданиях и борьбе, в разочарованиях и преследованиях - Бог нас не оставил. Он не забыл нас и не обращается с нами как с оверженными или нежеланными [детьми]. Совсем наоборот, Он обращается с нами, как со Своими сынами и дочерьми.

Далее автор еще больше рассуждает об этом.  Он указывает страдающим верующим на любовь их родителей. Наши земные родители "наказывали нас по своему произволу для немногих дней", говоря "по своему произволу" автор указывает, что наши родители не были безгрешными. Они трудились как только могли, чтобы вырастить нас - и мы "боялись" (англ. "почитали", прим. пер.) их за это. В обычных обстоятельствах мы, когда вырастаем, благодарны им за их усилия по нашему воспитанию, особенно, когда у нас уже есть свои дети. Мы уважаем наших родителей, поскольку они старались сделать нас лучше и развить в нас хороший характер. Чесно говоря, мы должны жалеть тех людей, которые никогда не были научены хранить свои сердца, сдерживать свои импульсы и не говорить того, что вертится на языке. Но Бог не дисциплинирует нас "по своему произволу", но "для пользы", чтобы мы могли принять участие в Его святости. Понятно, что здесь не стоит вопрос о том, знает ли Бог, что надо делать или нет. В Его воспитании нет недостатка в информации, нет неправильного или нечестного. Но приятно ли это? Автор Послания к Евреям говорит, что нет. "Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью" (Евр. 12:11). Этого никак не минуть - дисциплина неприятна. Она корректирует нас. Она ведет нас по новому пути. Она вытаскивает нас из колеи наших грешных привычек, действий, мыслей и слов. Она заставляет нас взглянуть на наши привычки с лучшей, более библейской перспективы. И хотя этот путь болезненный, но вознаграждется он благословением: "но после наученным через него доставляет мирный плод праведности" (Евр. 12:11).

"Но... наученным через него." Мы не должны упустить эту важную мысль. Христиан-евреев призывают быть "наученными" их страданиями. Другими словами, если они хотят достичь результата, то они должны не только перенести страдания, но и быть наученными через них. Они должны учиться, поскольку это не происходит автоматически, также как и хождение в школу не гарантирует, что вы чему-то научитесь. Многие Христиане, которые много стардали, [тем не менее,] мало чему научились. Другие же, все таки, были научены Богом и Его дисциплиной, и принесли видимые и Богу, и нам плоды праведности.

История Иова помогает нам это понять. Иов прошел через самое суровое испытание веры. Трагедии, которые произошли в его жизни не случились из-за того, что он был грешником или из-за его грехов. Он был испытан, поскольку он был верен (Иов 1:1, 8; 2:3). У Сатаны была одна цель для его испытаний, а у Бога другая. Вспомните, что Иов потерял большую часть своей семьи, как и свое богатство и здоровье - и все произошло так жестоко - в одно время. Даже его жена оставила его. Она посоветовала ему проклясть Бога и умереть (Иов 2:9). Иов испытал все эти ужасы, и при этом, он страдал еще и от обвинений его так-называемых друзей, которые говорили ему, что плохие вещи не случаются с хорошими людьми, и что Иов страдает из-за своих грехов. Их совет был: "Покайся!" (Иов 8:5–6; 15:4–5; ...). Но Иов был человеком наставленным в Слове Божьем, и поэтому он спорил с мнимыми утешителями. Он также спорил с Богом. Ошеломленный до крайней степени он призыва Бога к ответу. Он хотел, чтобы Бог ему объяснил все это. И когда Бог наконец заговорил, то не Господь, а Иов оказался в положении ответчика (Иов 38).

Иов раскаялся в "прахе и пепле" (Иов 42:6). Он раскаялся за то, что не доверял Богу посреди своих страданий. Он раскаялся за то, что впал в отчаяние и стал сомневаться в справедливости и благих намерениях Бога для него в этих страданиях. Он раскаялся в том, что сомневался в Божьей мудрости, милости и любви. Он покаялся в неспособности увидеть то, что Бог использует эти испытания для его блага. Об этом же говорит и автор Послания к Евреям. Бог использует наши испытания для того, чтобы дисциплинировать нас - для нашего блага.

Если мы хотим верить в это, то нам нужны уши, чтобы слышать.

 Божье Слово - это средство Его дисциплины. А обстоятельства служат способами для привлечения нашего внимания, и Бог использует для этого самые разные ситуации: потеря работы, капризные маленькие дети или проблемные подростки, травма, болезнь, развод, несчастный случай и многое другое. Бремя может быть и большим, и малым. У Иова было большое.

Может быть, по сравнению с его - ваше бремя кажется маленьким. Это не важно. Бог дисциплинирует тех, кого Он любит. Получив ваше внимание через испытания и сложные обстоятельства, Божье Слово в Писании служит средством исправления, как голос говорящий вам прямо в уши, чтобы поправить, успокоить, обличить, научить и так далее. Это отцовское "наказание". Отметьте как близко слово "дисциплина" к другому библейскому слову "дисайпл" [ученик] (в англ. слова ученик и дисциплина отличаются  только окончанием). Божья дисциплина служит для того, чтобы сделать нас учениками Христа. Испытания, которые мы встречаем, назначены Богом для нашего возрастания, чтобы мы стали учениками более пригодными для служения в Церкви Христовой и Его Царстве.

Научились-ли вы чему-нибудь и исправились-ли от пережитых вами трудностей? Становитесь-ли вы подобающим учеником Христа от Божье отеческой дисциплины? Она предназначена только для верующих, для учеников. Без сомнения, неверующие тоже могут многому научиться от жестоких ударов судьбы, и, в результате испытаний, они могут стать лучше. Но это не освящает их. Они не становятся учениками Иисуса через свои страдания. А Божья дисциплина, направленная на Его детей, освящает их. Его наказание - это любовь в действии, поскольку Он любит нас, и это проявляется в нашем исправлении, а не в порче. Он делает нас учениками.

Если вы слышите Божий корректирующий голос (хотя сложные обстоятельства могут вынудить вас и перестать слушать Его на какое-то время), то вы будете мудры и послушны, только если распрощаетесь с неверием, разорвете оковы греха и оставите без сожаления свои прежние привычки, отношения, недовольство, вопросы и жалость к себе. Поступайте так и верьте Богу, учась молиться: "Да будет воля Твоя, а не моя."

 

 Журнал Tabletalk, Август 2013. Служение Лигоньер. www.ligonier.org