Только Христос. Дж. Бики (Joel Beeke)
Богословие - Статьи

Реформатская теология утверждает, что Писание и его учение о благодати и вере подчеркивает, что спасение - solus Christus, "только Христом" - то есть, Христос является единственным Спасителем (Деян. 4:12). Б. Б. Ворфилд (B.B. Warfield) писал: "Спасительная сила веры таким образом находится не в ней самой, но во Всемогущем Спасителе, на котором она и покоится."

 Центральное положение Христа является основанием Протестантской веры. Мартин Лютер сказал, что Иисус Христос является центром и периметром всей Библии" - подразумевая, что то, кто Он есть, и то, что Он совершил Своей смертью и воскресением, является фундаментальным содержанием Писания. Ульрих Цвингли сказал: "Христос - это Глава всех верующих, которые являются Его телом, и без Него тело мертво."

 Без Христа, мы не можем ничего; в Нем, мы можем все (Ин. 15:5; Флп. 4:13). Только Христос может дать спасение. Павел ясно говорит в первых двух главах Послания к Римлянам, что хотя и есть самопровозглашение Бога за пределами Его спасительного труда во Христе, никакое количество натуральной теологии не сможет объединить Бога и человека. Единение с Христом является единственным способом спасения.

 Нам срочно необходимо слышать о solus Christus в наше время плюралистичной теологии. Многие люди сегодня ставят под вопрос то, что спасение может быть только через веру во Христа. Как сказал Карл Браатен (Carl Braaten), что они "возвращаются к некой форме старой несостоятельной Христологии Протестантского либерализма 19 века и называют ее "новой", хотя это на самом деле едва-ли что-то большее чем поверхностное учение об Иисусе." Конечный результат этого сегодня в том, что сегодня многие люди, как о либерализме сказал свою известную фразу Г. Р. Нибур (H. R. Niebuhr), - провозглашают и поклоняются "Богу, не имеющему гнева, который привел людей, не имеющих греха, в царство без суда, через служение Христа, который не был на кресте."

 Наши Реформатские отцы, продолжая следовать той перспективе, которая тянется в прошлое к Евсевию Кесарийскому, жившему в 4 веке, посчитали полезным думать о Христе как о Пророке, Священнике и Царе. Лондонское Вероисповедание Баптистов 1689 года, например, говорит об этом так: "Христос, и только Христос подходит для того, чтобы быть посредником между Богом и человеком. Он есть Пророк, Священник и Царь Церкви Божьей" (8.9). Давайте посмотрим более подробно на эти три Его служения.

 Христос Пророк.

 Христос это Пророк, который нужен нам для наставления в Божественном, чтобы мы прозрели и поумнели. Гейдельбергский катехизис называет Его "нашим верховным Пророком и Учителем, который полностью открыл нам тайный совет и волю Божью относящиеся к нашему искуплению" (ответ 31). Моисей провозгласил во Второзаконии 18:15: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой,– Его слушайте." Он Божий Сын, и Бог требует, чтобы мы слушали Его (Мф. 17:5).

 Как Пророк, Иисус один может открыть какая была цель Бога в истории "от сотворения мира", и который может наставить и открыть настоящее значение "пророческих писаний" (то есть Ветхого Завета, см. Рим. 14:25). Мы можем ожидать прогресса в Христианской жизни, только если мы слушаем Его указания и учение.

 Христос Священник.

 Христос также является Священником, Первосвященником, в котором мы тяжко нуждаемся, который, как об этом говорит Гейдельбергский катехизис, "жертвой Своего тела, искупил нас, и постоянно предстоит перед Отцом ходатайствуя за нас" (Ответ 31). А в Лондонском Вероисповедании Баптистов 1689 года написано: "из-за нашего отчуждения от Бога и несовершенства самых лучших служений, нам нужно Его первосвященническое служение, чтобы примирить нас с Богом и сделать нас приемлемыми для Него" (8:10).

 Спасение только в Иисусе Христе, поскольку есть два условия, которые, как бы мы не старались, мы не выполним. И все же, они должны быть выполнены, чтобы мы могли быть спасены. Первое условие - удовлетворение справедливости Бога через повиновение закону. Второе - заплатить за наши грехи. Мы не можем сделать ни того, ни другого, но Христос выполнил их оба в совершенстве. Рим. 5:19: "Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие", а Рим. 5:10: "Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его." Нет другого пути, чтобы прийти в присутствие Божие, как только через Христа.

 Жертва Иисуса была принесена один раз, но Он все еще продолжает быть нашим Первосвященником, Тем, через кого все приемлемые молитвы и хвалы воздаются Богу. В Небесах, Он остается нашим постоянным Посредником и Ходатаем (Рим. 8:34; 1 Ин. 2:1). Мы можем все больше и больше радоваться возможности приходить к Богу только если будем все больше и больше полагаться на Него, как на Жертву за нас и нашего Ходатая.

 Христос Царь.

 И наконец, Христос - Царь, правящий всем, что есть. Своей Церковью Он правит с помощью Своего Святого Духа (Деян. 2:30-33). Он суверенно дает покаяние не раскаявшимся и полагает прощение на виновных (Деян. 5:31). Христос - это "наш вечный Царь, который правит нами Своим Словом и Духом, и который защищает и сохраняет нас в радости спасения, которое Он обрел для нас" (Гейдельбергский катехизис, Вопрос 31). Как царственный Наследник нового творения, Он введет нас в царство вечного света и любви.

 И так, мы можем согласиться с Жаном Кальвином, когда он говорит: "Мы можем терпеливо пройти через эту жизнь с ее страданиями, холодом, насмешками, упреками и прочими проблемами, довольствуясь только следующим: наш Царь никогда не оставит нас без помощи и будет удовлетворять наши нужды до тех пор пока наша борьба не закончиться, и мы будем призваны в славу." Мы можем возрастать в Христианской жизни, если мы живем повинуясь власти Христа, и с Его помощью.

 Если вы дитя Божье, то Христос, в своем троичном служении Пророка, Священника и Царя будет для вас всем. Любите ли вы solus Christus? Любите ли вы Его, Его личность, Его служения, Его природу и Его проявление в тех благах, которые Он подает? Пророк ли Он для вас, у которого вы учитесь; Священник ли Он для вас, который жертвует и ходатайствует за вас, а также благословляет вас; Царь ли Он для вас, правящий вами и указывающий вам путь?

 После воодушевленного исполнения девятой симфонии Бетховена, известный итальянский композитор Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) сказал оркестру: "Я ничто. Вы ничто. Бетховен все." Если Тосканини мог сказать так о гениальном, но мертвом композиторе, то насколько больше Христиане должны говорить о живом Спасителе, который, в отношении нашего спасения, и композитор, и музыкант, и даже само прекрасное музыкальное произведение.

 www.ligonier.org