НЕСОВМЕСТИМОСТЬ СВОБОДЫ ВОЛИ И НОВОГО РОЖДЕНИЯ Дэвид Мэттингли
Богословие - Статьи

 

Исповедующие люди, которые с гордостью объявляют себя "фундаменталистами", дают очень высокую оценку "рождению свыше". Для них это больше, чем учение, это является также убеждением, что грешник должен нечто сделать, чтобы спастись. Шаги, которые он должен предпринять, чтобы иметь новое рождение, состоят в том, чтобы в первую очередь  покаяться во грехе, а затем принять дар жизни Иисуса Христа, предлагаемый грешнику. Если человек желает совершить эти шаги, он родится вновь. Это так просто. Любой может сделать это. В ходе диалога на эту тему, приводит ли разговор к введению каких-то понятий или нет, становится совершенно ясно, что основное предположение здесь - что у человека есть свобода воли. Возрождение и свободная воля рассматриваются как нечто совершенно неразделимое.  Шаги, которые человек должен предпринять, чтобы родиться свыше, идут рука об руку с его доброй волей и природными способностями. Фундаменталистам, кажется, никогда не приходило в голову, что свободная воля и возрождение - это несовместимые вещи. Почему?

В беседе с Никодимом Христос употребил выражение, которое никогда не использовалось ранее. Он сказал: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия," и далее ", если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Иоан.3.3.5). Кроме того, Он заявил: "Не удивляйся, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (ст.7). Три раза во время этого диалога Он говорил о рождении свыше. Заметим, что ни в одном из этих трех мест Христос не повелевал человеку получить рождение свыше! Скорее, Он учил, что с человеком, чтобы он мог увидеть Царство Божье или войти в него, что-то должно произойти. Он должен родиться свыше. Это констатация факта. Это не повеление, не заповедь.

Людям, которые развивают теологию, где излагаются шаги невозрожденной души к возрождению, по праву может быть предъявлено обвинение, что они ставят телегу впереди лошади. Они ссылаются на плоды, произведенные Духом Божиим, и создают правила   которые необходимо соблюдать, чтобы стать рожденным свыше. Одним из шагов, которые часто упоминаются в том плане, что человек должен предпринять их, чтобы иметь новое рождение, является вера - он должен верить. Однако когда Павел перечисляет плоды Духа, он называет веру в качестве этих плодов (Гал.5.22). Ясно, что вера это не то, человек делает, чтобы получить Духа. Вера - это результат работы Духа в человеке. Чтобы вера произвела новое рождение, нужно вывернуть все наизнанку. Новое рождение на самом деле то, что производит веру. Плод растет на дереве, но дерево из плода как такового не вырастет. Верить, что вера произведет новое рождение - это верить, что дерево вырастает из плода.

Иисус провел четкое разделение между двумя различными видами рождения: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Иоан.3.6). Павел описал два различных типа характера:  "Те, кто от плоти, делают плотские вещи, а те, которые по духу, то, что от Духа" (Рим.8.5 KJV). Все результаты жизни человека в Адаме существуют по плоти. Должно быть ясно из Писания, что их недостаточно, чтобы войти в Царство Божие. Послушаем Писание. Через   одного человека, Адама, "грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что все согрешили" (Рим.5.12, 18-19).  Через него пришел приговор к осуждению, и через его непослушание все его потомство стало грешным Давид имел в виду именно это, когда о своем рождении по плоти говорил:  : "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Пс.50.5).
Вот результаты того, что мы зачаты и рождены во грехе: : прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное, о чем Павел заявил, что те, которые делают такие вещи не наследуют Царства Божия (Гал.5.19-21). Кроме того, Павел цитирует целый ряд стихов Ветхого Завета, чтобы доказать, что это касается и евреев, и язычников:  "как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их - открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их" (Рим.3.9-18). Далее Павел отмечает их состояние во грехе как "мертвость по преступлениям и грехам" и описывает его таким образом: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие" (Еф.2.1-3). Не удивительно, что Библия описывает состояние природы человека как состояние отчуждения и вражды против Бога (Кол.1.21).

Таким образом, библейское учение о порочности человека полностью противоречит доктрине свободной воли. Рассмотрим следующие два стиха: "плотские помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим.8.7-8). "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что для него это глупость, и не понимает этого, ибо об этом надо судить духовно" (1 Кор.2.14). Эти два текста оставляют лишь один вывод: если человек может делать хорошо, то он не хочет, а если хочет, то не может. Если его воля так свободна, как это часто предполагается, то его изменение из нечестивого природного состояния должно совершиться благочестивым актом воли. Но пусть тогда он выберет делать то, о чем Писание говорит, что он не может и не хочет делать! Пусть он выберет искать и понимать Бога. Пусть исправит свои пути так, что они перестанут быть тупиковыми и вводящими в заблуждение. Пусть очистится и будет следовать по путям мира, пусть обретет страх Божий, пусть не будет следовать за сим миром, пусть откажется делать плотские вещи и начнет делать то, что от Духа. Пусть его плотской ум больше не враждует против Бога и вместо этого, продолжая считать духовные вещи глупостью, покорится им. Позвольте ему сделать все это актом воли, но если он будет делать это, это будет в полном противоречии его греховной природе.

Предположим на минуту, что человек свободен. Какую цель будет тогда иметь его небесное рождение?  Он должен родиться свыше, то есть должен быть в состоянии увидеть Царство Небесное и войти в него через акт выбора, который он делает. Но если невозрожденный человек может обратиться таким образом, чтобы возненавидеть грех и начать искать Бога, избирать Его, любить Его и доверять Ему, то в какой же момент он перестает быть отчужденным от Бога? Тем не менее те, кто сочетают волюнтаризм с верой в новое рождение, учат, что человек может выбрать Бога и быть отчужденным от Него одновременно. Доктрина Писания учит, что никто не ищет Бога, учение о свободе воли говорит обратное.  Писание учит, что плотские помышления суть враг Бога, волюнтаризм считает, что люди с их плотским умом могут предоставить себя закону Божию. Писание учит, что живущие по плоти Богу угодить не могут, волюнтаризм считает, что могут. Писание учит, что естественный человек не может ни знать, ни делать ничего духовного, свобода воли предполагает, что может. 
Мы рассмотрели, что такое по слову Христа родиться от плоти, и что такое плотской ум для Павла. Если всерьез рассматривать все, что исходит от плотского рождения, должно быть очевидно, что свобода воли и новое рождение не могут идти рука об руку. Теперь давайте рассмотрим, что за плоды производит Дух.  Павел дал список этих плодов: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, и воздержание (Гал. 5.22-23). Если свободная воля естественного человека может произвести что-либо из этих плодов, то пусть он поступает так, но заметим снова, что если естественный человек может произвести эти плоды по своему усмотрению, не будет необходимости для нового рождения.

Нам говорят, что свобода воли - это истина Ветхого Завета, его обетований и правления. Израильтянам были даны обетования жизни (Лев.18.5). Этому народу было обещано величие выше всех народов, процветание и безопасность среди всех врагов (Втор.28.1-12). Однако у этого завета было два основных недостатка. Во-первых,   люди, которым этот завет был дан, были частью Адама, его грешного рода. Во-вторых, эти люди должны были исполнить определенные условия, чтобы получить эти обетования, и от них ясно требовалось сделать выбор. Перед смертью Моисей сказал народу:  Во свидетели призываю сегодня небо и землю: вот Я дал вам жизнь и смерть, благословение и проклятие; избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое" (Втор.30.19). Этот  текст часто цитируют в поддержку свободы воли, ибо он говорит о том, что  Бог положил перед людьми условия, которым они должны соответствовать, чтобы получить Божье благословение. Это хороший текст, но он не подтверждает такую точку зрения. Я не буду спорить, что это было сказано Израилю. Что я нахожу интересным - так это то, что использование этого текста таким образом равносильно принятию человека обратно пода тот же закон, который был оставлен Духом, научившим апостолов Христа. Петр не считал, что это хорошо, когда некоторые в ранней церкви настаивали учеников язычников соблюдать закон. Но он ответил: "Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?". "Но мы считаем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они" (Деян.15.10-11). Отметим, что язычники не могли спастись через принятие Моисеева закона точно так же, как и евреи. В этом и состоит проблема. Ни евреи, ни язычники, в связи с их естественным состоянием вражды против Бога, не могут удовлетворить Бога на этих условиях, и несоответствие человека им не дает ему оснований рассчитывать на Божии обетования. Те, кто сегодня хотят использовать тот выбор между жизнью и смертью, благословением и проклятием, что был предоставлен древнему Израилю, на самом деле собираются вернуться к тому закону, что был отвергнут ранней Церковью как путь спасения! В самом деле, Втор.30.19 христианам следует рассматривать в свете слов Павла:  Закон был нашим детоводителем, чтобы привести нас ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По приходе же веры мы уже не под руководством детоводителя" (Гал.3.24-25 KJV). Закон был дан Богом Своему народу временно, сам по себе он не имел спасительной силы и, следовательно, должен был быть оставлен ради чего-то лучшего. 

Даже в разгар устроения прежнего завета в соответствии с внутренней работой нового рождения в нем, было провозглашено: "Господь, Бог твой обрежет сердце твое, и сердце потомства твоего, чтобы любить Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и будешь жить" (Втор.30.6). Обратите внимание на то, что результат этой внутренней работы - это любовь. Иеремия говорит таким же образом, когда говорит о другом завет, который отличается от того, что Израиль нарушил. "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа ", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более" (Иер.31.31-34). Заметим теперь, что речь идет не о законе Божьем, написанном на каменных скрижалях, чтобы народ мог следовать ему или отвергнуть, но о законе в сердце, который убеждает ему следовать!  Иезекииль повторил ту же истину: "окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез.36.25-27). Обратим внимание на то, что послушание вытекает именно из этого внутреннего очищения.
Язык Моисея, Иеремии и Иезекииля согласуется с работой, что производится в детях Божиих.  В соответствии с условиями этого завета люди послушны не потому, что они отвечают условиям, но потому, что Бог работает в них. Свободный выбор человека не является основой для этой внутренней работы. Об этом четко говорят новозаветные формулировки о новом рождении.
Чтобы показать, что эта внутренняя работа совершается и в евреях, и в язычниках, приведем слова Павла: "Ибо не тот израильтянин, который таков внешне, и не то обрезание, что по плоти, но тот, кто внутренне таков,  и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога". Короче говоря, все лица, которые имеют внутреннюю работу Духа, будь то евреи или язычники, относятся к числу тех, кто получил благодать.

Так называемая свободная воля человека никогда не может выполнить то, что делает Господь, когда Он оживотворяет враждебного Ему грешника, умирает за его грехи, спасает его по благодати, дает ему дар веры и делает его новым творением,  "созданным во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил ему исполнять" (Еф.2.8-10).
Мы созданы во Христе Иисусе. Сей Иисус пришел в мир, что Он создал, и мир Его не познал. Обратите внимание далее: "Он пришел к своим, и свои Его не приняли". И не только евреи, но и язычники. Они не имели ничего общего с Тем, Кто создал мир. Обратите внимание далее: "А тем, которые приняли Его" - здесь Иоанн замечает, что такие были и есть - "им Он дал власть быть сынами Божиими". Эта власть проявляется в "верующих во имя Его". Даже один этот текст не дает оснований предположить, что верующие приняли Его добровольно! Вместо этого они приняли Его (прошедшее время), поскольку (прошедшее время) Он уже дал им власть быть чадами Божиими. Они пришли к Нему благодаря этой власти. Обратите внимание также, каким образом эта работа зависит от воли Бога, а не от воли человека: "ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились " (Ин. 1.10 -13).

Новое рождение - это работа которая полностью находится в благих руках Господа. Это как ветер. Мы не контролируем его. Он дует, куда он хочет, и мы не можем удержать его или направить туда, куда мы хотим. Имея это в виду, будем помнить, что Иисус сказал Никодиму: "Дух дышит, где хочет, и ты услышишь голос Его, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа "(Ин. 3.8 KJV) .
Старая школа баптистов, возможно, слышала все это много раз, и повторение может показаться банальным, но тем не менее все это верно. Как свобода воли не имеет ничего общего с естественным рождением, так она не имеет ничего общего с духовным. От сочетания этих понятий нужно отказаться, ибо они несовместимы.