ДОКТРИНА НЕПРЕРЫВНОГО ТВОРЕНИЯ Мэтью Мак-Магон
Богословие - Статьи

 

В сфере христианского богословия существуют определенные предметы, которые простираются дальше, чем возможности наших умов. Эти предметы превышают наши представления и не дают возможности полностью осмыслить себя. Например, мы можем понять нечто о Боге, но не можем постичь Его полностью - попытка такого рода будет за пределами наших возможностей как человеческих существ. Мы конечны в нашем мышлении и, следовательно, в наших представлениях о Нем. Да, мы можем понять, что Он свят, но понять Его святость всесторонне невозможно. Причина очевидна - наше конечное по объему мышление не может содержать бесконечные данные о святости Бога. Только Бог может правильно интерпретировать полноту Своего бытия. Тем не менее, существуют и другие предметы, которые превышают возможности нашего ума, хотя и не таким образом. Например, есть доктрины, которые нам трудно понять, но они понятны, если мы напряжем свои умы и осмыслим понятия, связанные с этими доктринами. Мы никогда не сможем осознать в полной мере любую подобную доктрину. Однако это не должно мешать нам размышлять на сложные темы, которые не могут быть популярными в христианской мысли. Одним из таких вопросов является доктрина непрерывного творения.

Эта доктрина сродни идее Божия промысла.   Бог создал все, что существует из ничего словом силы Своей. Сотворив все, Он также поддерживает все вещи. Он держит их все вместе, на протяжении всего их существования. Библия очень ясно говорит об этом провидении (Кол.1.18, Деян.17.28) как о сохраняющей Божией силе, придающей порядок всем сферам творения. Соответственно непрерывное творение - это дополнительный вывод из идеи провидения. Бог не только хранит созданный порядок, но и непрерывно развивает его. Здесь важно, однако, сделать различие. Очень легко поверить, что Бог сотворил, скажем, дерево, а затем удерживает его в бытии, иначе оно перестало бы существовать. Возникает, однако, вопрос, действительно ли это сохранение бытия или же постоянное воссоздание его заново. Вопрос подобного рода, скорее всего, получит два немедленных результата: обеспечит нам головную боль или вообще отучит думать. Первый вариант я могу понять, но второй - это на самом деле вообще не вариант. Понимание того, как все это действительно работает, поможет нам в большей степени возвеличить Творца и Вседержителя вселенной в Его творении. Тем не менее мы никогда не должны переставать думать только потому, что способностям нашей мысли бросается вызов.

Во-первых, давайте будем уверены, что Библия учит, что Бог непрерывно сохраняет творение. Это фундаментально для Библии, и это легко доказать. Два новозаветных стиха приходят на ум сразу: Кол.1.17 и Деян.17.28. В первом из них сказано: "И Он есть прежде всего, и все Им стоит". Глагол "стоит" - это несовершенный глагол. Он относится к действию, которое начато в прошлом, совершается сейчас и еще не закончено. Это важно понять, ибо данная доктрина не будет иметь никакого смысла, если вы не поймете это. Бог по-прежнему работает, даже сейчас, поддерживая Свое творение. Христос свидетельствует об этой постоянной работе в Иоан.5.17: "Но Иисус сказал им в ответ: Отец Мой доныне делает, и Я делаю". Кроме того, стих говорит обо "всем", а не о некоторых вещах. В Нем все удерживается воедино, ибо Он непрерывно сохраняет в бытии все вещи. Ни один атом или молекула не выйдут за пределы согласующей силы Божией.   
Деян.17.28 также очень остро ставит этот вопрос. Когда Павел говорит:  Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили:". Ибо мы Его и род " - кульминацию он ставит на том, что все творение, которое включает в себя всех людей, постоянно поддерживается властью "неведомого Бога". Все люди имеют в Боге свое бытие. Это не значит, что они часть Бога, это значит, что без непрерывного поддержания силой Божией люди просто не существовали бы. Это Его сохраняющая сила удерживает в них единстве клетки, органы, вены, кровь, воду и т.п.

Теперь отвлечемся пока от дедуктивного мышления, ибо у нас уже есть в запасе некоторые идеи. Джонатан Эдвардс и Ричард Сиббс в значительной степени описали это. Они обнаружили, что доктрина непрерывного творения - это краеугольный камень всего мышления о сохраняющей власти Божией над тварным порядком. Это заставило их возвеличить эту власть еще больше. Осмысляя идею Бога, я понял, что было бы полезным использовать некоторые идеи Эдвардса, чтобы прояснить сказанное.
Первый вопрос: могут ли сотворенные вещи иметь сами по себе возможность и власть существовать? Ответ однозначный - нет. Если это так, то возникает следующий вопрос: допустим, дерево существует исходя из своего уже сотворенного бытия или силою Творца. Кажется проще и очевиднее сказать, что имеет место первое, но это далеко не так. Эдвардс говорит: "Совершенно очевидно, что ничто не может само по себе продолжаться, ибо прошлое полностью прекращается, когда начинается настоящее... Оно больше не сосуществует с ним, как любой момент не может быть одновременно с тем, что ушло годы назад" (Edwards J. The Great Christian Doctrine of Original Sin Defended. Boston - L.,1766. P.417).  Эдвардс утверждает здесь, что прошлое не имеет власти поддерживать то, что пребывает в настоящем или будущем. Если это правда, а любой логически мыслящий человек не может утверждать иначе, то каждый последующий момент времени должен быть следствием действия Божией силы. Бог непрерывно поддерживает каждую тварь в каждый момент ее существования. Эдвардс говорит далее: "Бог сохраняет сотворенную материю, или же вызывает ее к бытию в каждый последующий момент, и это совершенно эквивалентно непосредственному творению из ничего в каждый момент, потому что существование тогда не отчасти зависит от Бога, но полностью от Него, и ни в какой части или степени от предыдущего существования" (Works. Worcester,1843. 2:489.). Бог постоянно воссоздает наше дерево в каждый момент, и только поэтому оно действительно существует. Его существование целиком зависит от реальности того, что Бог продолжает творить его таким образом. Прошлое существование вещи не имеет значения для ее нынешнего состояния; таким образом, Бог воссоздает ее постоянно от момента к моменту. Философски Эдвардс объясняет это таким образом: "Если существование сотворенных вещей в каждый последующий момент полностью является следствием непосредственной Божией силы в каждый момент, вне зависимости от предшествующего существования, то от изначального творения никак не зависит то, что существует на данный момент, ибо власть Божия всегда порождает новое следствие, простое и совершенное, и не идентичное предыдущему существованию, хотя бы оно и следовало за ним в определенном установленном порядке. И здесь нет никакой идентичности или единства, кроме того, что зависит от воли и установления Творца, Который Своим мудрым и суверенным творением так объединил последовательность новых эффектов, что Он рассматривает их как единую, связывая вместе их свойства, отношения и обстоятельства, так что мы можем считать и рассматривать их как одно" (Ibid. P.224). Я согласен.

Это можно проиллюстрировать таким примером, как отснятый фильм. Он един и должен рассматриваться как таковой. Это не просто последовательность 18000 кадров, но один фильм. Отдельные кадры - это материя. Так каждое дерево состоит из последовательных моментов, составляющих одну совокупность - его жизнь, рост, плодоношение и смерть. Бог поддерживает дерево и сохраняет его в каждый последующий момент существования. И как отдельные кадры вместо составляют фильм, так отдельные последовательные моменты, составляющие жизнь дерева, не имеют непосредственной связи с предыдущими.

Я хотел бы также проиллюстрировать эту концепцию непрерывного Божия творения мира через свет и отражение. Если мы выключим свет в комнате, отражение в зеркале исчезнет. Именно свет, идущий от лампы к человеку, являет изображение в зеркале, хотя сам свет, как и тепловая энергия - это постоянно обновляемый поток частиц, истекающий со световой скоростью. Изображение в зеркале не меняется от того, что создающие его истекающие фотоны непрерывно меняются на новые. Теперь выключим свет, и отражения не будет, ибо ни одна его частица не отразится от зеркала. Темнота показывает, что источник света имеет начало и конец, и является потоком частиц, постоянно воссоздающим образ. Эти частицы слишком малы, чтобы их видеть, но если источника света нет, мы ничего не увидим, ибо рассеянных в комнате фотонов не будет. То же самое произошло бы со всей вселенной, если бы Бог изъял Свою постоянно творящую и сохраняющую ее власть. Погасите свет, и вам покажется, что вокруг пусто. Вселенная не могла бы просуществовать и мгновения, если бы Бог остановил ее последовательное творение в каждый момент времени. Хотя мы делим время на разные промежутки, каждый из этих промежутков сам по себе состоит из бесконечно малых моментов. И в каждый отдельный момент Бог продолжает созидать и хранить вселенную Своим постоянным творчеством. 

Прежде чем мы рассмотрим следствия этой концепции, а их много, я опишу сначала наиболее твердые  возражения против нее. А.А.Ходж делает лучшее из этих возражений, ибо он, как и его отец Чарльз Ходж, был единодушен здесь против Эдвардса и Сиббса. В своей работе "Исповедания веры" он пишет: "Некоторые подлинно христианские богословы приняли взгляд на отношение Бога к миру, который проходит в опасной близости к великой пантеистической ереси, если не совпадает с ней. Это взгляд, что Божья сила постоянно создает снова и снова каждую отдельную вещь в каждый момент времени, означает, что созданные вещи не имеют своего реального бытия и существуют только как продукт постоянно прилагаемой Божьей творческой энергии, и следовательно, непосредственной причиной состояния или действия любой твари в каждый момент времени не является ее состояние или действие в предыдущий момент, но прямой акт Божией творческой силы. Если это так, то ясно, что Бог является единственным реальным агентом во вселенной, Он есть непосредственная причина всех вещей, в том числе всех злых страстей, мыслей и поступков, и это серьезное заблуждение, ибо оно делает свободу и моральную ответственность тщетным воображением" (Hodge A.A. Confession of Faith. Edinburgh,1970. P.92). Это очень важная мысль. Ходж считает, что "подлинно христианские богословы", как Эдвардс, опасно близки к пантеизму или уже перешли в него. Это действительно серьезное обвинение. Если бы это было так, то это богословие было бы не христианским, а еретическим, пантеистическим. 

Говоря о том, в чем неправы Ходж и его отец, отметим фразу:  вещи не имеют своего реального бытия и существуют только как продукт постоянно прилагаемой Божьей творческой энергии. Это противоречие в определении, и Ходж здесь явно запутался. Во-первых, ни Эдвардс, ни Сиббс, ни кто бы то ни было из придерживавшихся этой точки зрения никогда не путал бытие Бога и твари. Любая тварь есть продукт Божией творческой силы, но не часть Его сущности. В противном случае Бог был бы деревом, а дерево Богом, и это явное язычество. Ни один подлинно христианский богослов не говорил этого и даже не уступал этому. Но сказать, что дерево есть продукт Божией силы и имеет свое бытие не сама по себе, а лишь благодаря Божией силе, не значит утверждать, что оно единосущно Богу. Если бы учение о непрерывном творении было ложно, то мы были бы деистами, ибо какая разница допустить, что Бог создал что-то, что может просуществовать без Него, своей собственной силой, пять минут или миллиард лет? Продолжительность времени здесь не имеет значения, ибо идея ясна. Ходж упустил это полностью. Различие Творца и твари вообще не в ладах с доктриной непостоянного творения. Единственная разница - в количестве времени, которое тварь якобы может просуществовать без Бога.

Некоторые богословы выдвигают иное возражение. Так, современный богослов Пол Куинн утверждает, что этот тезис абсурден, так как лишает оправдания любые действия твари и даже делает бессмысленным падение Адама. Но опять же, он просто не проводит должного различия Творца и твари. Если его не делать, то люди действительно окажутся роботами. Но ни Эдвардс, ни Сиббс не утверждали ничего, что поставило бы эту доктрину в подобное затруднительное положение. И неважно, что она для кого-то абсурдна, если Писание четко указывает на нее. Ибо нет никакого другого способа адекватно объяснить ряд его выражений.

Евр.1.3 является оплотом доктрины непрерывного творения. "Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте". Бог поддерживает всю вселенною силою Своего Слова. Это то же самое Слово, о котором Книга Бытия говорит как об основе творения. Бог сказал, и явилось все. Он продолжает говорить, и силою Его Слова все вещи постоянно созидаются как таковые.
Сама ткань нашей души удерживается вместе силою Слова Божия.  " Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему. Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться" (Пс.65.8-9). "Сохранил" здесь - скорее "удержал". Это положительное действие: Бог продолжает удерживать наши души в жизни. Пс.62.9 говорит об этом в другой манере: "К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня". Здесь поддержание Божией силой - это путь и основа уверенности. А в другом месте псалмопевец говорит: "Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!" (Пс.35.7). 

Мы должны понять сам масштаб этой доктрины. Мы можем думать, что понимаем суверенитет Бога, но на самом деле мы едва царапаем по поверхности или задеваем верхушку айсберга этой идеи. Это прозрение произошло лично для меня, когда я продумал заявление в Лев.14.34. Здесь Бог говорит: "когда войдете в землю Ханаанскую, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на домы в земле владения вашего". Бог наводит проказу, а потом дает инструкцию, что с ней делать? Подставьте на это место рак, СПИД и т.д. Я сразу подумал о доктрине непрерывного творения. Бог поддерживает в бытии материал дома, момент за моментом. Своей силой Он управляет, изменяет, адаптирует молекулы и атомы, которые составляют "проказу", и поддерживает жизнь бактерий и грибов. Лично меня это ошеломляет. Мало того, что Бог знает все, но такие тексты напоминают, что Он держит в уме каждый миг бытия и управляет им. Да, это тяжко для человеческого разума, но это поднимает христианина к хвале и поклонению. Разве вы не счастливы, что Бог управляет всеми вещами?

Существует такая болезнь, как себоррея - заболевание кожи, когда клетки не созревают. Они растут и быстро погибают в течение суток, но тело продолжает производить их, ибо организм стремится заживить язву. Если это не лечить, это очень болезненный процесс: клетки просто отмирают и человек выглядит как изъеденный сыпью, и она может даже кровоточить, но при лечении болезнь можно держать под контролем. Я сам этим страдаю, и я думаю о сохраняющей силе Божьей. Бог постоянно создает и поддерживает в моем теле каждый его элемент. Он мог просто изменить молекулярную структуру этих клеток, чтобы они созревали и создавали здоровую кожу, но вместо этого Он продолжает поддерживать несозревшие клетки и болезнь продолжается. Возможно, я проживу с этим всю жизнь, если за это время Бог не позволит людям изобрести радикальное лечение. И я думаю о явной силе Бога, Его цели и заботе обо мне. Он действительно всевластен, и что я могу сказать Ему? Я могу лишь молиться и просить, чтобы это"жало" было удалено. Но, как и в случае с Павлом, Бог может желать, чтобы я жил с этим, и Его благодати достаточно для меня. Как ни трудно это для меня, я, как бы ни хотел избавиться от язв, должен сказать Богу: все в порядке! Ибо я знаю, что у Него есть полная и абсолютная власть спасти меня и избавить или же заставить страдать. Его сила велика и непостижима. И доктрина непрерывного творения помогает мне жить в довольстве Его провидением, как ни трудно мне терпеть физические страдания. Я знаю, что Он контролирует все мое существо каждый миг до последней клетки.

Я полагаю, что отсюда можно сделать многие выводы о том, как Бог работает с волей людей, как Он поддерживает животных, камни и деревья, как Он относится к смертельным болезням, как Он поддерживает нечестивых, даже когда они грешат, как все это соотносится с законами термодинамики и т.п. Но я думаю, что для вас полезнее сесть и задуматься, как это соотносится с вами лично. Бог поддерживает ваши глаза, когда вы это читаете. Его рука удерживает в жизни вашу душу и тело. Его суверенитет правит каждой молекулой в нем. Как вы от этого себя чувствуете? Вы радуетесь или злитесь? Нормально ли для вас, что Бог суверенен и осуществляет такую власть над вами? Согласны ли вы с тем, что Он в Своей бесконечной милости наполняет ваши легкие каждый вздох? Прочтя последнюю строку, что вы будете делать? Будете ли вы славить Его и благословлять Его имя? Что вы думаете об этой доктрине и о том, как тесно она связана с вами? В Нем мы живем, движемся и существуем. Аминь.