Льюис Джонсон. Доктрина оправдания у реформаторов
Богословие - Статьи

 

Нашей темой сегодня является актуальность, история и библейские основания оправдания по благодати. Поэтому я хотел бы попросить вас найти это выражение в Писании и обратиться, в частности, к Тит 3.4-7. "Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни".

Я должен сказать, что я назвал это оправданием по благодати, а не оправданием верой по определенной причине. Для людей, которые не верят в идеи реформаторов, не редкость сказать, что они принимают оправдание верой. Это, например, сегодня очень популярно в Католической церкви, ведущие богословы которой говорят, что они принимают принимают учение об оправдании верой, и что на самом деле не было никаких причин для лютеранской Реформации, по крайней мере, настолько серьезны, ибо Рим всегда принимал учение об оправдании верой!

Я не обвиняю этих людей в нечестности. Многие из них думают, что они действительно приняли учение об оправдании верой. Но было бы справедливо отметить, что когда они говорят о вере, их представление о ней вовсе не то же самое, что у реформаторов. Используя термин "оправдание верой", они вкладывают в него иное содержание, нежели Реформация.
Я считаю, что гораздо яснее будет говорить об оправдании благодатью. Если мы хотим что-то добавить к этому, можно сказать об оправдании благодатью через веру, но "оправдание благодатью" в наибольшей мере ставит акцент на свободе нашего оправдания, что прежде всего и следует подчеркнуть.

Лютер называл оправдание верой "статьей, с которой Церковь стоит или падает" (articulus stantis et cadentis Ecclesiae). На самом деле он называл ее также fundamentalisimus articulus, "наиболее фундаментальной статьей". В сущности, он имел в виду, что Церковь стоит или падает вместе с этим учением, как он его понимал.
Г.К.Беркувер, написавший книгу под названием "Вера и оправдание", в одной из глав заявил: "Признание Божия оправдания касается самого сердца жизни человека и его взаимоотношений с Богом. Оно определяет проповедь Церкви, существование и развитие жизни в вере, корень уверенности человека и перспективу его будущего" (Berkouwer G.C. Faith and Justification. Grand Rapids,1954. P.17). По сути, он считает важнейшим тот момент, что когда мы говорим об оправдании по вере, мы говорим  о доктрине, которая связана с нашими фундаментальными отношениями с Богом. Она определяет проповедь Церкви, ибо проповедь Церкви и есть учение об оправдании по благодати через веру.

Д.И.Пакер, который также написал статью на эту тему, также заявил, что "учение об оправдании по благодати через веру подобно атланту". Если атлант держит на своих плечах небесный свод, то эта доктрина держит на себе все евангельское учение. Проще говоря, сама основа дела Господа Иисуса Христа направлена на обеспечение оправдания по благодати. Рождение нашего Господа, Его Воплощение, страдания, смерть, погребение и Воскресение, и если вернуться назад, то Божие избрание, предведение, предопределение - все эти вещи предназначены в конечном счете к тому, чтобы привести к оправданию человека по благодати.
Вы видите все это очень четко в Рим. 8.29-30: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил". И если д-р Беркувер говорит, что этот пункт определяет все наше отношение к Богу и проповедь Церкви, а Пакер - что это центральное библейское учение, атлант, держащий на своих плечах все остальное, то, я думаю, мы можем понять, что стоит за такими утверждениями. Это очень фунламентальная библейская истина.
Лютеране, которые считают, что мы у них в долгу, ибо у них максимально подчеркивается учение об оправдании по благодати через веру, пытаются подчеркнуть также, что все в Библии - это либо закон, либо Евангелие. Переводя на более понятный язык, мы могли бы сказать, что Библия говорит нам о двух принципах, по которым люди могут прийти к познанию Бога: это либо принцип закона, либо принцип благодати, или, что тоже самое, принцип дел либо принцип веры. Если мы сопоставляем закон с благодатью и веру с делами, христианство, конечно же, подчеркивает тот факт, что мы спасены по благодати и притом через веру. Все остальные религиозные учения так или иначе, что касается взаимоотношений человека с Богом, основаны на принципе закона и на принципе дел.

Теперь мы можем сказать, что учение об оправдании верой - это Евангелие пяти Sola. Sola Fide (только вера, или доверие), Sola Gratia (только благодать), Sola Christo (только Христос), Sola Scriptura (только Писание) и Soli Deo Gloria (только Богу слава) - эти важнейшие фразы реформаторов мы будем использовать снова и снова. Наше оправдание - по вере. Не верой и делами, а только верой. Это только благодать, то есть то, что приходит к нам свободно, а не на основе заслуг, достигаемых любой формой дел, будь то религиозных или моральных. Наше спасение основано только на заместительной жертве Христа, которую Он совершил в удовлетворение Божией святости и справедливости. Оно зависит только от откровения, содержащегося в Слове Божием. И все это было замыслено в конечном счете для того, чтобы принести славу Богу, ибо за все наше спасение и любую его часть слава только Ему. Только Богу слава - это основа всего христианства.   

Давайте теперь обратимся к актуальности оправдания по благодати. Есть три родственные богословские схемы, которые являются незаконными отпрысками естественной религии, оплодотворенной Евангелием. Я имею в виду под этим трио пелагианство, католицизм и арминианство. Все они являются продуктами естественной религии, то есть человеческой мысли, человеческого разума и плотского понимания духовных вещей, пришедших в соприкосновение с определенными истинами христианства, но по существу они не есть христианская истина, и они не провозглашают ее. Оправдание по благодати опрокидывает все это.
Я хотел бы отметить вкратце эти схемы. Все они, конечно же, отличаются законничеством. В каждой из них явно или неявно есть дела, которые должны быть выполнены человеком, чтобы обрести заслуги пред Богом. Прежде всего таков легализм пелагианства. Я знаю, что мы могли бы просто остановиться и привести Еф.2.8-9, и этого будет достаточно, чтобы опровергнуть пелагианство. Но, к сожалению, многие из нас далеко не так хорошо знакомы с проблемой, как должно. Иногда мы проводим пелагианские по сути доктрины и даже не знаем об этом. Говоря за себя, скажу, что некогда и в моей проповеди были пелагианские и полупелагианские фокусы. Грустно вспоминать теперь об этом. При желании вы можете найти их в фонотеке церкви, и если ко мне приходят люди с просьбой их уничтожить, я думаю, что, возможно, стоит сохранить историю духовного прогресса на пленке /.../   

Некогда Августин сделал заявление, которому Пелагий активно сопротивлялся: "Дайте мне то, что повелеваете, и повелевайте, что хотите". Он вспоминал об этом в своей "Исповеди". Пелагий считал, что это очень плохо. Ради ответственности человека он учил, что отношение человека к Богу следует рассматривать с точки зрения его возможностей, желания и бытия, используя три латинских слова: possae (от в инфинитиве - быть в состоянии), vile (желать) и esae (быть). Он сопротивлялся идее, что Бог не дал людям способность исполнять Свои заповеди, ибо считал, что это уничтожает всю ответственность человека. Сегодня есть люди, которые сегодня, слыша учение о суверенитете Бога в нашем спасении, говорят, что это разрушает человеческую ответственность. Это же тревожило и Пелагия. Он считал, что Бог наделил людей возможностью делать добро, и выбор делать его лежит на человеке, так что его ответственность реальна в силу того, что он волен принять решение исполнять волю Божию или не делать этого. Таким образом, человек для Пелагия в состоянии соблюдать заповеди Бога, и, конечно же, если он способен принимать решения и имеет возможность творить волю Божию, то разве он не в силах жить полностью без греха? Есть некоторые вопросы по поводу того, учил ли Пелагий этому на самом деле. Некоторые вещи были приписаны ему вопреки сделанным им заявлениям, хотя реально он говорил, что в Ветхом Завете жили без греха лишь один или два человека, такие, как Даниил и, возможно, Иосиф. Тем не менее такое учение приводит в конечном счете именно к такому выводу.

Обычно пелагианство не слишком беспокоит евангеликализм, ибо мы, конечно же, знаем, если всерьез читаем Библию, что человек не в состоянии соблюдать заповеди Бога. Но вопрос о воле человека несколько шире. Хотя Августин выиграл битву с Пелагием в V в., позднее возникло полупелагианство, которое в конечном счете признало многие из библейских доктрин, о которых писал Августин, но тем не менее в конечном счете спасение для него опиралось на решение человека, и поэтому полупелагиане учили о свободе воли.

Я знаю, что если вы послушаете евангелические проповеди, то обнаружите, что почти все они в нашей стране предполагают обращение, основанное на учении о свободе воли. Отметим, что когда мы говорим, что свобода воли является учением пелагианства, мы не имеем в виду, что когда человек спасается или когда он верит в Евангелие, он принуждается и несвободен. Утверждать что-то вроде этого было бы просто незнанием сути проблемы. Мы считаем, что люди осуществляют свою волю и должны это делать, но при этом считаем, что в данном случае решение, которое они принимают, вызвано волей и благодатью Бога, и что мы не можем принять решение за Бога сами, по своей воле. Тем не менее мы принимаем решение и должны это делать.
На самом деле полупелагианство - это доктрина, которая пронизывает христианскую Церковь и сегодня. Человек, который верит в свободу воли, в конечном счете считает, что в человеке есть что-то посредством чего он может угодить Богу. И знает он это или нет, вольно или невольно он провозглашает ту или иную форму заслуг пред Богом. Это и есть законничество, и потому полупелагианство с его учением о свободе является легализмом.

Второй из этого триумвирата богословских родственников - это католицизм. Я уверен, что мы все знакомы с его законничеством. Католики учат оправданию по вере, формируемой любовью: fides caritate formata - вера образует любовь. Они считают, что вера начинается с оправдания, но благодать освящения придается через крещение и покаяния, без которых вы просто теряете спасение. Над людьми, которые утратили спасение, совершается не повторное крещение, а таинство покаяния. Вменение праведности католики отрицают. Они считают, что Бог оправдывает через любовь и исполнение заповедей. Итак, Рим по сути учит частичному, поэтапному спасению, получаемому, как кто-то выразился, на сакраментальной беговой дорожке. Реформаторы считали, что когда вы уверовали в Господа Иисуса, вы немедленно оправдываетесь и встаете пред Богом, будучи приемлемы для Него. Но в католицизме существуют определенные шаги, которым нужно следовать для спасения. Например, первородный грех удаляется водами крещения, а повседневный грех - бескровной евхаристической жертвой. Простительные грехи удаляются елеосвящением. В Далласе помнят, как в больнице соборовали умирающего президента Кеннеди.

Многие другие грехи удаляются огнем чистилища. Мы знаем, что Библия нигде не учит о такой вещи, как чистилище. Единственное "чистилище" в Библии упоминается в Евр.1.3, где мы читаем: "Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте". Вопрос: если грехи удаляют вода, хлеб, масло и огонь, то для чего здесь Кровь Христова? Если так много делается делами, мало что делается по благодати.

Легализм арминианства - это во многом невольный легализм. Исторически арминианство делится на две ветви - нереформатскую ветвь протестантов Голландии и такие евангелические церкви, как уэслианский методизм и пятидесятничество. Евангелическое арминианство находится в пределах протестантизма и является крылом евангеликализма. Тем не менее в его учении есть невольное законничество, ибо оно по сути приняло полупелагианство и верит в свободу воли неспасенных. Бог дает благодать, достаточно благодати, чтобы человек мог поверить, но первым шагом со стороны человека является решение его воли. Именно он должен сделать этот шаг. Именно здесь по существу появляется законничество.

Роберт Трейл был шотландцем и пуританином. Шотландцы вообще любят богословие XVII - XVIII веков и не очень ценят ХХ век, хотя и многое сделали в последние века. Иногда говорили, что шотландцы плохие богословы - ибо там очень много спорили по богословским вопросам и ради богословия сделали кое-что не лучшее. Но Трейл был не таков. Он сказал: "Принципы арминианства являются естественными велениями плотского ума, который враждебен закону Бога и Евангелию Христову, и этот поток, который проходит рядом с Мертвым морем папства, со времен Пелагия является самой большой чумой Церкви Христовой, и, вероятно, так будет до Его Второго Пришествия" (Traill R. Select Practical Works. Edinburgh,1845. P.175). Вот слова пуританина об арминианстве. Нам следует простить ему некоторую жесткость.
Позвольте мне сказать несколько слов об истории оправдания по благодати. У нас нет времени для обилия деталей, и в дальнейшем мы еще будем обращаться к исповеданиям для иллюстрации того, о чем говорим. Но сейчас я хочу дать небольшой абрис великих христианских исповеданий и посмотреть на те вещи, которые они в последние века провозгласили об оправдании верой.

Начнем с Гейдельбергского катехизиса. Этот катехизис, написанный двумя профессорами Гейдельбергского университета, Урсином и Олевианом, был руководством для проповедников в составлении проповедей и обучении вере. Этот документ является важнейшим для всех немецких и голландских кальвинистов.  Один из его вопросов гласит: "Какая польза тебе верить в это?". Ответ на него таков: "Я праведен во Христе пред Богом и являюсь наследником вечной жизни". Катехизис говорит об этом в связи со следующим вопросом: "Как ты оправдываешься пред Богом?". Именно так выражались 450 лет назад, и именно этому учили детей по катехизису. "Только истинной верой в Иисуса Христа. И хоть совесть моя винит меня в том, что я тяжко согрешил против всех заповедей Божиих, ни одну из них не соблюл, и даже сейчас склонен ко всякому злу, тем не менее, я верю, что если приму это благодеяние с истинным душевным упованием, то без каких-либо моих заслуг, только по милосердию Божию, мне будут вменены и дарованы совершенное удовлетворение, праведность и святость Христовы. Так, словно я сам не совершил никакого греха и не несу никакой вины, и даже сам явил то совершенное послушание, которое выказал за меня Христос" (Вопрос 60). Таким образом, вы можете видеть, что этот документ провозглашает то же оправдание по благодати, что и все протестанты XVI века.

Бельгийское исповедание, написанное в 1561 году и в значительной мере опирающееся на исповедание, написанное для гугенотов Жаном Кальвином или по крайней мере при его участии, является вторым из трех великих стандартов, богословски подтверждающих принадлежность к Реформатской Церкви. В статье 22 читаем: "Мы не имеем в виду то, что вера, как таковая, оправдывает нас, ибо вера является лишь орудием, с помощью которого мы принимаем Христа – нашу Праведность. И лишь Иисус Христос, вменяя нам все Свои заслуги и столько добрых дел, сколько Он совершал ради и вместо нас, суть наша Праведность. Вера же – орудие, которое удерживает нас с Ним, как причастников всех Его благословений".

Кстати, есть ли само выражение sola fide в Библии? На самом деле, что очень интересно - нет. Оно есть в немецком переводе, где в Рим.3.28 Лютер вставил слово "только". Католики легко могли наброситься на это, сказав, что он добавил слово, которого не было в греческом тексте, причем не основываясь на рукописях. Но богословски Лютер был прав, ибо мы видим, что есть только один способ быть оправданным. Либо мы оправдываем себя законом, делами, либо через веру. Другими словами, сам факт, что мы говорим, что мы оправданы по благодати через веру, исключает добавление дел, ибо все, что кроме веры, есть дела. Так что если верой, то только по вере. Вера должна стоять в одиночестве. Именно это имели в виду реформаторы под оправданием по вере и только верой. Многие из них были согласны, что самого этого термина нет в Библии. Но они просто объясняли, что значит быть оправданными по вере. Точно так же в словах Господа Иисуса, что дня Его Второго Пришетвия не знает никто, ни люди, ни ангелы, но только Отец, в некоторых рукописях вставлено "ни Сын". Возможно, это подлинное изречение, но оно было бы логически оправдано для экспозиции, даже если бы оно не было найдено в тексте Писания.

Аугсбургское Исповедание 1530 года было кратким изложением евангельской веры, представленным императору Карлу V и в Сейм в Аугсбурге Лютером, Меланхтоном и некоторыми другими. Оно полемизировало с римским учением о свободе воли, и если вы заинтересованы в понимании учения о рабстве воли, его стоит прочесть, ибо в нем реформаторы отметили, что люди не могут угодить Богу помимо благодати. Отношение Кальвина к этому Исповеданию было глубокой признательностью. Именно тогда он сделал очень известное заявление о Лютере, прежде чем встретился с ним: "Хотя бы он назвал меня дьяволом, я буду чтить его как одного из великих слуг Божьих". Кальвин верил в доктрины, провозглашенные лютеранами в Аугсбурге, как в учение Божие.

Формула Согласия стала суммой лютеранской доктрины и своего рода стандартом для немецких лютеран. Она была создана после смерти Лютера, и она несколько мягче многих его высказываний, и тем не менее она учит об оправдании только верой, о судебном характере оправдания и о том, что мы объявляемся Богом праведными через веру на основании благодати. Она также учит, что нет никаких степеней в оправдании, что человек либо оправдан, либо нет. 

  И, наконец, Вестминстерское Исповедание 1646 года, представляющее пуританскую кальвинистскую доктрину и являющееся стандартом Пресвитерианской Церкви Шотландии, а через нее и Америки. Вы знаете, конечно, что среди пресвитериан есть брожение по поводу этого Исповедания, ибо оно содержит очень фундаментальное учение, которое не слишком популярно сегодня. В некоторых пресвитериях, увы, были серьезные попытки отказаться от него как от доктринального стандарта, а другие снизили его авторитет до того, что оно не имеет больше для них особого значения.
ВИВ четко учит оправданию по вере. Если вы пресвитериане, вы должны помнить эти формулировки, ибо они есть и в ваших катехизисах - сам я запомнил многие из этих прекрасных формул по Краткому катехизису с детства.

Вот здравое учение Вестминстера: "Тех, кого Бог действенно призывает, Он, также по Своему изволению, оправдывает не наделяя их праведностью, но прощая им грехи, признавая их праведными и принимая их как праведников; не ради чего бы то ни было совершившегося в них или сделанного ими, но только ради Христа. Им не вменяется в праведность ни сама вера, которая есть акт доверия, ни любое другое повиновение Евангелию; им вменяется послушание Христа и даруется искупление грехов. Они верой принимают Христа и уповают на Него и Его праведность; вера же не от них самих, но дар Божий" (11.1). И далее: "Вера, а с ней принятие Христа и упование на Него и Его праведность есть единственное средство для оправдания. Однако в оправданном человеке пребывает не одна вера; она всегда сопровождается всеми другими проявлениями спасающей благодати, и это не мертвая вера, но вера, действующая любовью" (11.2). Иными словами, если человек искренне верит, это проявится в его любви к Богу, в добрых делах по отношению к христианам и ко всем людям. Это неизбежное следствие истинной веры. И далее идут параграфы, говорящие, что оправдание зависит "только от свободной благодати", sola gratia . Таким образом, в Исповедании содержатся все пять Sola!
Теперь позвольте мне сказать последнее слово о библейских основаниях оправдания по благодати. Я прошу вас просто перечитать несколько отрывков, которые покажут вам, что оправдание по благодати - это доктрина, которая преподается на протяжении всей Библии. В другом месте мы будем иметь дело с большим числом текстов и разберем их экзегетически более подробно. Здесь я просто хотел бы вкратце прочесть некоторые отрывки. У нас нет времени прочесть их все, и я прошу вас просто пересмотреть их.

Быт.15.6 - это в некотором смысле источник учения Библии об оправдании по благодати через веру. Вы знаете историю Авраама, который, подняв глаза на небо, услышал от Господа, что его потомство будет подобно звездам небесным. "Он поверил Господу и это вменилось ему в праведность". Как ни жаль, это ошибочный перевод в NASV, в том числе от моих бывших студентов, которые не должны были переводить так. Вера сообщает нам праведность, но сама она не вменяется в праведность. Авраам поверил Господу, и ему была вменена праведность!

В великом гимне о Страдающем Рабе Иеговы пророк Исайя пишет: "На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет" (Ис.53.11). Здесь снова есть учение об оправдании по благодати через веру, детализированное в других местах. Обратимся также к Иер.23.5-6. "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!". Это имя, которым грядущая Праведная Отрасль, Господь Иисус,  назван здесь "Господь наша праведность", Адонай цидкейну. Иными словами, Он есть Господь нашего оправдания. "Праведный верою жив будет" (Авв.2.4) Павел цитирует в Рим.1.16-17, говоря, что правда Божия во Хрмсте от веры в веру. И наконец, сильнее и подробнее всего он говорит об этом в Рим.3.21-26.

Позвольте мне в заключение сказать, что на вопрос, заданный с незапамятных времен - как человек может быть с Богом? - апостол дает ответ: Бог спас нас не по делам праведности, которые мы сотворили, но по Своей милости, и мы оправданы Им по благодати, чтобы стать наследниками вечной жизни. Человек может быть с Богом только по благодати любящего Бога, Который Сам производит в нас ответ на искупительное дело Иисуса, на котором покоится наше спасение.
Таким образом, Sola Fide, Sola Gratia, Sola Christo, Sola Scriptura служат конечной цели - Soli Deo Gloria, только Богу слава.