Верующий, что у тебя на уме? С. Фергюсон
Богословие - Статьи

Со времен Реформации в 16 веке, без конца возникает вопрос: "Какова роль Закона в свете Евангелия?" Апостол Павел тоже задавался этим вопросом (например в Гал. 3:19: "Для чего же закон?"). У него было глубокое осмысление положения Закона в истории искупления и в заветных намерениях Бога. Но он также ответил на этот вопрос в отношении жизни верующего (например Рим. 8:3-4). И с тех пор Христиане постоянно стоят перед опасностью пересечь тонкую красную библейскую линию, которая ограждает опасность легализма с одной стороны и антиномизма с другой.

Анонимный автор послания к Евреям был восхищен отношениями (связью) между Законом и Благой Вестью. Он объяснил, как Моисеево служение было подобно тени отбрасываемой на ветхозаветный период трудом Христа в Новом Завете (Евр. 8:5). После того, как Новый Завет был выкован на крови Христа, Ветхий открылся как то, чем он всегда и был - скорее тенью, чем реальностью. Теперь он "ветшающий" (Евр. 8:13).

Использование слова "ветшающий" по отношению к Закону заставляет некоторых Христиан нервничать! Так что, сначала, нужно кое-о-чем подумать: Если я не могу сказать, так чтобы слышали другие: "Во Христе Бог сделал Моисеев Завет "близким к уничтожению"." То я должен прекратить читать Послание к Евреям, или, по крайней мере прекратить читать его до 8 главы и 13 стиха! Способность вобрать в себя умственно и духовно полную силу этих слов является верным знаком истинной Новозаветной свободы.

Автор Послания к Евреям (небывалый гений пасторства и теологии) решает нашу проблему замечательным способом. Новый Завет показывает старение Ветхого. И один из способов, как Бог показывает, что это так: "Вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их..." (Иер. 31:33, цитирован в Евр. 8:10, 10:16).

Как же это может быть, что прежний Моисеев Завет в сердце которого лежит Закон Божий, теперь стал ветхим, и все же Закон Божий записан в сердце, как часть Нового Завета?

Чтобы понять глубину ответа, который Библия дает на этот вопрос, нам надо понять роль Закона в Библии целиком. Эта роль отрыта в несколько этапов. На первом этапе Бог создал человека, как сына - носителя Его образа. В суть его устройства Бог заложил Свой характер - человек был создан и призван подражать Богу в своей жизни.

На втором этапе, Бог воссоздал Израиль во время Исхода, как Своего сына - носителя Его образа, сына, который был призван из Египта (Ос. 11:1). Для этого сына Он перезаписал Свой Закон. Но теперь между Отцом и сыном кое-что поменялось. Сын теперь был грешен, и хотя он был блудным сыном, вернувшимся из Египта, он все еще нес в себе его губительное влияние.

Теперь просто необходимо взглянуть с более высокой перспективы на Божий Закон и понять, что та форма, которую Закон принял в Моисеевом Завете, никогда не предполагалась быть постоянной! В самой своей сути Моисеев Завет был такой же временный, как и скиния в пустыне. Бриллиант Божьей воли может сверкать во всей свое красе только в свете труда Иисуса Христа, ведь она сначала была записана в сердце Адама, а затем переписана в негативной форме на каменных скрижалях.

На третьем этапе, автор Послания к Евреям говорит, что теперь Бог сделал ветхой Моисееву форму Закона. Христос исполнил Закон (Мф. 5:17-20). Моисей взошел на Синай и принес вниз Закон на каменных скрижалях, но наш Господь Иисус вознесся на гору небесного Сиона (см. Евр. 12:18, 22), и снизошел в личности Святого Духа, который воздействует на наши сердца, "чтобы оправдание закона исполнилось в нас (а не чтобы мы просто избегали нарушать закон! прим. авт.), живущих не по плоти, но по духу" (Рим. 8:4).

Как это все можно применить на практике? Закон был написан в сердце Адама; Адам и Закон были друзьями. Он стал его врагом, только после того, как восстал против него - и в процессе стал врагом Богу и самым худшим врагом для себя самого! Теперь, благодатно, с положительной силой, Дух Господа Иисуса, самого Господа Иисуса, который исполнил Божий Закон как Второй Человек и Последний Адам, обитает в нас, переписав Божию волю в наших сердцах словами милости для эры Нового Завета. Закон Божий снова стал нашим другом, или, скорее, мы дружим с Законом, потому что мы друзья Господа. Да, мы падаем, мы грешим, и мы еще не до конца освобождены от наполняющего нас нечестия, которое всегда видит и чувствует Закон врагом и обвинителем. Но произошло кардинальное изменение. Закон Божий снова стал радостью для Божьих сынов, снова несет нам свободу.

Итак, каково же место Закона в жизни Христианина? Это просто: Мы больше не под проклинающим Законом, но мы теперь "в Законе" из-за нашего обручения со Христом! Он написал Закон, и любовь к нему, в наших сердцах.

www.ligonier.org