Отступничество, и как оно случается. Сенклер Фергюсон
Богословие - Статьи

 

Я все еще помню этот разговор, хотя он произошел более чем 30 лет тому назад. Один мой друг был в шоке, когда говорил мне: "Ты слышал, что Сара больше не Христианка?" Что так тревожило моего друга, так это то, что Сара была одним из наиболее влиятельных и, по видимому, плодовитых членов ее университетской группы. Что теперь скажут и будут делать те, кому она свидетельствовала о Христе? Дрогнут ли они и будут ли теперь сомневаться в их собственной Христианской вере? Ведь человек, который указал им на Христа, больше не верит Ему.

 При случае мы задаемся вопросом, был ли обращен по настоящему хоть кто-нибудь? И иногда у нас возникает необъяснимое, плохо поддающееся выражению чувство, что чего-то не хватает. Но мы не можем видеть сердце. Также бывает, когда мы слышим о наших друзьях, в чьей вере мы никогда не сомневались, что они отвернулись от Христа.

 

 Отступничество это старое, энергичное слово, которое описывает оставление Христа. Новозаветная Церковь была знакома с этим. Это было главной заботой автора Послания к Евреям. Вот почему он написал часто-обсуждаемые слова Евр. 6:4-6: "Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему."

 Некоторые в ранней Церкви думали, что фраза "невозможно... обновлять покаянием" значит, что те, кто преткнулся, не могут быть приняты обратно в общину. Но наш автор не имеет в виду раскаявшегося человека. Скорее, он думает о тех, чье жестокосердие заблокировало им путь к Кресту и доказало свою необратимость.

 Говорят, что нет более мощного и детального описания истинного Христианина в Новом Завете, чем то, что дано в этих стихах (Евр 6:4-6). Это заявление конечно же вызывает изумление в свете того, что сказано о тех, кому были обращены эти строки, несколькими стихами ниже. Автор уверен, что они в "лучшем" состоянии - то есть, что они спасены (Евр 6:9). Значение этого в том, что, как бы не были сильны переживания, описанные в Евр 6:4-6, они не являются определяющими знаками Христианина. Они могут быть и без настоящей веры. На деле, Послание к Евреям показывает нам то, что можно пережить не будучи по настоящему Христианином.

 Значит чего-то должно не хватать в этом списке переживаний и воздействий. То, что Послание к Евреям уже сказало о более ранних поколениях, делает это ясным: "Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших" (Евр 4:2). Не хватало настоящей веры во Христа - распятого, воскресшего и царствующего Спасителя.

 Истина и сила Евангелия была осознана опытом. Но это "осознание" само по себе не является перерождение пока благодать Евангелия не проникла в сердце. Евреям 6:4-6 не упоминает о том, что у них была вера в Распятого и было отвержение греха. Скорее, не смотря на богатый духовный опыт, неверующее сердце и отвержение Христа - "они снова распинают в себе Сына Божия", - все таки, как это не печально, возможны.

 Серьезным является тот факт, что никто из нас не может различить между началом временного отпадения и началом настоящего отступничества. И то и другое выглядит одинаково. Так каковы же признаки этой смертельной болезни? Есть ли ранние симптомы, которые могут предупредить о духовной опасности для нас?

 Евреям 6:8-12 предлагает три признака, которые нужно искать. Первое, мы должны смотреть не появятся ли "терния и волчцы" (стих 8). Здесь в Послании к Евреям слышится эхо притчи нашего Господа о разных почвах, куда падало посеянное зерно. На некоторых почвах (сердцах) хорошее семя Слова казалось бы прижилось. Но на деле почва испорчена сорняками, которые заглушают хорошее семя. "Заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания, входя в них, заглушают слово, и оно бывает без плода" (Мк 4:19).

 Второе, мы должны смотреть держимся ли мы спасения (стих 9). Что же сопровождает спасение? Это, конечно же, плоды Духа (Гал 5:22-24). Павел очень интересно словесно противопоставляет плоды Духа с делами плоти. Эти знамения благодати являются естественными последствиями перерождения. И далее, Крест занимает центральное место в жизни заново рожденного, поскольку: "те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал 5:24).

 Третье, наверное самое тревожное: Недостаток "ревности" и тенденция к "ленности" (стихи 11-12). Еще раньше автор предупреждал, что легко можно "отпасть" (Евр 2:1). Но это отхождение происходит медленно и часто незаметно.

 Да, отступничество случается. Иногда катализатором для этого служит вопиющий грех. Происходит отказ от болезненного признания и раскаяния, и единственной альтернативой становиться полное отрицание Христа. Но иногда катализатором становиться сорняк, тихонько растущий в сердце, и безразличие к крестному пути, медленный отход, который не обращен библейскими предупреждениями.

 Так что, возможно, проверка здоровья личности - это хорошая идея. И сегодня было бы мудро сделать ее.

 www.ligonier.org