Опасности смешения Закона и Евангелия. Джейсон Стеллман
Богословие - Статьи


 
До сегодняшнего дня я хорошо помню ту радость, которую ощутил, когда, изучая доктрины Кальвина в первый раз, я обнаружил, что некая часть его учения носит название "Доктрины благодати." В то время я принадлежал церкви (Голгофская часовня), которая сильно подчеркивала в учении Божью благодать, но тогда я запутался в традиции, которая подчеркивала это еще чаще и более последовательно.
 
Можно вообразить мое смущение, когда, во время моих изысканий, я столкнулся с утверждением Реформатских теологов о важности "завета дел." Я услышал, что "завет дел" необходим для защиты той самой доктрины благодати, которая мне так полюбилась.  
 
Чтобы решить эту дилемму, я обратился к наиболее серьезному вероисповеданию, созданному для выражения заветной теологии - Вестминстерскому вероисповеданию. В главе 7.2 написано: "Первый завет, заключенный с человеком, был заветом труда в котором Адаму была обещана жизнь, и в нем всем его потомкам, при условии совершенного личного послушания."
 
Здесь говориться о том, как я это вскоре понял, что Адам был сотворен с устремлением к вечной духовной жизни такого качества, которое далеко превосходит "душевную" жизнь, которой он обычно наслаждался, и еще, что достижение им этой цели было основано на условии возложенном на него. Что это было за условие? Что же, вот тут и появляется элемент "дел." Вестминстерское вероисповедание говорит, что условием, на которое все возлагалось, было совершенное личное послушание. Другими словами Адаму нужно было выполнить условия завета, чтобы получить обещанное благословение вечной жизни.
 
Эта идея о том, что первоначальный Эдемский завет был условным заветом дел, и что Адам должен был выполнить его условия, чтобы получить обещанную награду, может быть горькой пилюлей для многих людей из реформатских кругов. В конце концов, разве это не звучит так по законнически? И где же благодать во всем этом?
 
Ах, так в этом же вся суть! Как я уже упоминал, законная природа Эдемского завета на деле защищает благодатность Евангелия, которая будет провозглашена в последствии.  
 
Чтобы все это объяснить, давайте хорошенько поразмыслим. Представьте себе, что завет, заключенный с Адамом при сотворении, вовсе на был заветом дел, а заветом пронизанным благодатью. Вообразите еще, что все, что нашему прародителю нужно было сделать, так это стараться как можно сильнее, и когда все будет сделано, Бог смешает свою благодать с делами Адама, чтобы сделать их приемлемыми. Если бы все было так, то были бы и серьезные христологические и сотериологические последствия (я имею в виду серьезно плохие). Например, если Христос это второй Адам, как об этом говорит Павел (Рим 5:12-21; 1 Кор 15:20-28, 45), и если роль Христа в том, чтобы повторить и пересказать историю Адама, тогда из этого обязательно следует, что Христос, как и Его заветный предшественник, не был призван к совершенному личному послушанию закону Своего Отца, но только очень постараться это сделать, после чего Отец добавит своей благодати к делам Сына и, если все Его удовлетворит, то Он примет жертвоприношение Иисуса на наш счет.
 
Без лишних слов понятно, что это далеко от того, как Новый Завет изображает дела Христа и отношение к ним Отца. Иисус постоянно заявляет, что находит удовольствие в воле Отца (Пс 39:9; Евр 10:5-7), и находит подкрепление Своих сил не только делая, но и в совершенстве выполняя труд Своего Отца (Ин 6:38). Тем более, Писание в изобилии являет, что Отец находит труд Своего Сына совершенно достаточным, и как свидетельство этому воскрешает Его из мертвых (Пс 15:5-10; Деян 2:22-28). Таким образом, мы ни в коем случае не можем сказать, что роль второго Адама была выполнена частично делами, частично благодатью, если бы это было так со вторым Адамом, тогда это справедливо и для первого.
 
Но еще более скрытое и зловещее последствие следует из отрицания доктрины о завете дел, как действительного и для Адама, и для Христа. Если воля Отца никогда на деле не была выполнена так, что это заслуживало бы награды, возникает вопрос: "Как, тогда, мы можем быть приняты в Судный день? Если ни первый, ни второй Адам не совершили труд, необходимый для нашего спасения, тогда кто его совершит?" И в этом есть и смешное и грустное: то, что начинается с отрицания завета дел и утверждения необходимости благодати от начала до конца, на деле становится таким заветным соглашением, в соответствии с которым благодать никогда не будет сиять во всей своей красоте и спасающей силе. Вместо этого, мы придем к смеси человеческих усилий и божественной благодати, добавленной как глазурь на торт. В конце концов, закону Бога должно повиноваться, чтобы мы могли быть спасены, и если ни Адам, ни Христос не должны были совершенно лично подчиниться ему, то единственно на кого он может быть возложен - это мы.
 
Не ошибитесь, это приказ Отца, чтобы мы выполняли Его заповеди и были живы, и ответ Иисуса - "совершилось," который единственно может уверить наши сердца, что клич Реформации - sola gratia (только благодатью), не умолкнет в наши дни, но всегда будет провозглашаться с наших кафедр и из сокровищниц наших сердец.
 
 
www.ligonier.org