Лекция 5. Роль частного предпринимателя. Капитал, расчёты и выгода. Р.Ч. Спрол мл.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

Мы уже рассмотрели некоторые вопросы, связанные с экономикой. Мы посмотрели на законы, которые создают условия, для создания свободного и процветающего общества. Мы рассмотрели важность работы, разделения труда и торговли для удовлетворения нужд и желаний людей. Мы увидели как все эти вещи собираются вместе на рынке товаров и услуг. Мы даже разобрали производство вещей. Но до сих пор, мы не уделили внимание тем, кто всё это делает. Кто принимает решение о том, какие продукты  производить, чтобы удовлетворить спрос рынка. Ведь, помимо выгоды существуют риски. Для создания продукта вы должны правильно совместить ресурсы, труд и капитал. И совсем не обязательно, что продукт станет популярным. И кто же занимается всем этим? Это частный предприниматель.

 

Частный предприниматель — это человек, который создаёт для рынка то, на что, по его мнению, есть спрос. Многие из нас имеют карикатурное представление о предпринимателях: костюм в полосочку, быстрые движения, работает сидя в кабинете на верхнем этаже небоскрёба в большом городе. И, конечно же, некоторые предприниматели так и выглядят. Но, чтобы понять что происходит, нам надо взглянуть на вещи более широко. В конечном счёте предпринимателем может быть любой человек, у которого есть идея и цель создания рыночного продукта или услуги. Он готов создать или приобрести компанию, чтобы воплотить свою идею в жизнь и вывести свой продукт на рынок.

 

Конечно же для создания и продвижения своего продукта предпринимателю нужны некоторые вещи. Для начала ему нужен капитал. Допустим, что моя дочь хочет продавать лимонад. Для этого ей нужны средства. Она может накопить их, уменьшив свои расходы, или она может занять необходимую сумму. Ведь для лимонада ей нужно купить и лимоны, и инструменты для их обработки. Всё начинается с капитала — ключевого элемента продуктивного труда и создания богатства. Дальше ей нужна точная информация. Ей нужно знать сколько лимонада она сможет продать? Сколько стоит его производство? Каково количество потенциальных клиентов? Вся это информация, пускай и приблизительная, будет влиять на те решения, которые ей надо принять. Какой сорт лимонов выбрать? Купить электрическую соковыжималку для цитрусовых или ручную? Где расположить палатку для продажи? Ответы на все эти вопросы можно будет найти ознакомившись с рыночными ценами на всё то, что ей необходимо.

 

Она нуждается в этом, потому что, предприниматель управляет, в первую очередь, риском. И чтобы правильно оценить риск, ему нужно собрать как можно больше информации. Если цены на рынке формируются законами Спроса и Предложения, и наша информация о состоянии рынка точна, то мы можем довольно точно определить выгодность предприятия, то есть мы можем рассчитать риск.

 

Вы никогда не задумывались откуда берутся рабочие места? В основном их нам дают предприятия, которые, в своё время были организованы частными предпринимателям или группой предпринимателей. И не важно когда это предприятие появилось: на прошлой неделе, или сто лет назад. Все работы, которые мы имеем были созданы предпринимателями, их идеями и трудом. Это значит, что предприниматели не только поставляют свои товары на рынок, но и являются источником рабочих мест. Но это ещё не всё. Для создания предприятия они сосредотачивают в своих руках капитал, ресурсы и труд — рабочие места. Поэтому они становятся источником дохода для рабочих, которые в свою очередь приходят на рынок как потребители. И не важно кто вы — генеральный директор или рабочий — мы все одновременно являемся и производителями, и потребителями товаров.

 

Предприниматель и технологии.

 

Правильное применение технологий позволяет нам быть более продуктивными. Я не думаю, что мы можем переоценить важность технологий для экономики. Предприниматель всегда думает о технологических новинках, чтобы инвестировать свои средства в новые инструменты производства и, таким образом снизить его цену. Это, в свою очередь, делает конечный продукт доступным для ещё большего количества людей.

 

Но здесь нам надо кое в чём разобраться. Откуда приходят технологии? Я считаю, что технологии рождаются из христианского понимания мира. Технологии на самом деле стали серьёзным подспорьем для людей во времена Средневековья, потом ещё больше во время эпохи Возрождения. Христиане видели мир, как упорядоченное, рациональное и зависящее от законов место для жизни. К тому же технологии были важны ещё и для развития рынка. Если бы вы собрали много умных людей вместе, которые стремились бы думать мысли Бога вслед за Ним, то есть пытались открыть то, как Он устроил мир, но при этом не давали бы им пользоваться плодами их открытий. Разве это не подавляло бы развитие технологий?

 

Вы только представьте себе сколько технологий родилось благодаря свободе, которую есть у Америки? За 150 лет технологии изменили весь мир благодаря трудам Томаса Эдиссона, Александра Бела и Сайрус МакКормака. Благодаря таким как они, Америка неожиданно для себя стала одной из самых процветающих стран в мире. И всё это произошло из-за развития технологий, развития в соответствии с христианским мировоззрением.

 

Но нам надо быть осторожными, чтобы не ошибиться при оценке влияния технологий. Если рассматривать нашу свободную страну и все её технологические достижения последних 150 лет, то может показаться, что такое развитие событий является естественным. Что всё произошло само по себе. Но дело в том, что сам рынок как мотивирует, так и ограничивает частного предпринимателя с его идеями. Всё упирается в экономические расчёты. Предпринимателю нужно рассчитать количество ресурсов, труда и капитала для создания желаемой продукции. Ведь он не будет продавать её по цене ниже производства, чтобы не обанкротиться. Так он выясняет самую низкую возможную стоимость производства. К тому же для выхода на рынок ему нужна и другая информация. Если вы продаёте лимонад, то вас будет интересовать цена лимонада у конкурентов, а также цена сока и воды, которые вы не продаёте, но цена которых тоже влияет на стоимость лимонада. Вся эта информации нужна предпринимателю, чтобы развивать своё предприятие и удовлетворять спрос людей.

 

Предприниматель и выгода.

 

Так для чего же предприниматель так много трудиться? На самом деле он работает на потребителей. Он работает, чтобы обменять свою продукцию на деньги потребителей — именно для этого он начал своё производство. В условиях свободного рынка это возможно только если предприниматель продаёт то, что людям нужно. Он собирает в свои руки все средства производства и управляет ими, чтобы его продукт оказался на рынке и удовлетворил спрос потребителя. Свободный рынок — это просто восхитительная система, поскольку предприниматель своим трудом служит людям. Но почему? Зачем ему это нужно?

 

Главной мотивирующей силой служит желание получить выгоду. Выгода — это то, что остаётся предпринимателю после продажи продукта и оплаты его производства. Обычно выгоду выражают в денежном эквиваленте. Это позволяет предпринимателю более точно оценить свои экономические риски.

 

Здесь есть одна проблема. Некоторые люди считают, что выгода превышающая некий предел — это нечто плохое. Я заметил, что те, кто так считают, обычно недовольны, когда большую выгоду получает кто-то другой, а не они. У них выгода никогда не бывает слишком большой. Это должно напомнить нам о 10-й заповеди: не завидуй.

 

Чтобы разобраться с этим вопросом, для начала надо понять, что выгода происходит в результате процесса свободного рыночного обмена. То есть я могу продвигать на рынке товар по цене выше, чем стоимость его производства только потому, что покупатели готовы купить его за эту цену. Разве есть здесь что-то незаконное? Это свободный обмен. Я не заставляю людей покупать у меня под дулом пистолета. Они готовы купить товар, поскольку они ценят его больше, чем деньги, отданные за покупку. И это правильно.

 

К тому же нельзя забывать о том, что предприниматель рискует. Он может получить в итоге не только большие доходы, но и большие расходы. И те, кто обычно жалуется на чрезмерные доходы других людей, совсем не уделяют внимания их катастрофическим убыткам. Иногда предприятиям не удаётся получить прибыль и предприниматели теряют всё. Вот почему им нужна хорошая мотивация, чтобы рисковать и продавать что-то новое. Если отнять у них выгоду, то им не зачем будет создавать продукцию и рабочие места.

 

Я считаю, что люди, которые готовы рисковать своим благосостоянием ради предоставления потребителю необходимой продукции, достой своей награды. Как понять насколько это честно? Потребители голосуют за это своими собственными деньгами. Вы тоже голосуете за определённых производителей, каждый раз когда что-нибудь покупаете. Лучший способ помочь потребителю — это дать ему тот товар, в котором он нуждается.

 

Предприниматель и конкуренция.

 

Конкуренция — это одна из самых больших потенциальных сил, которые появились благодаря свободному рынку. Помните, о чём мы говорили: цены и прибыль дают важную информацию. Когда мы видим компанию, которая получает большую прибыль. Это говорит нам, что мы тоже можем на неё рассчитывать. Так рождается конкуренция, которая, в свою очередь, ведёт к снижению цены на продукцию. Помните закон Предложения? Если только один производитель удовлетворяет потребность людей в определённой продукции, и получает от этого большую выгоду, то это говорит другим предпринимателям, что они могут выставить свою продукцию и тоже получать большую выгоду. Конкуренция заставляет производителей снижать цены. Она помогает насытить рынок и увеличить благосостояние ещё большего количества людей. И всё это только за счёт свободных рыночных отношений.

 

Конечно же мы начали этот разговор с маленькой палатки для продажи лимонада, но всё это относиться и к рынку на уровне целой страны. Идеи не изменяются. Стремление получить прибыль, которое некоторые люди рассматривают как нечто ужасное, привело эту страну к небывалому в мире процветанию. Мы не понимаем этого, поскольку мы живём в этой среде. Но стоит нам отступить назад и посмотреть на историю, то всё станет очевидно. Давайте посмотрим для примера на жизнь самых богатых людей в истории. На жизнь королей всего 200 лет назад. Надо всего-лишь оценить как они жили, насколько комфортно им было, какими вещами и услугами они пользовались. Вы увидите, что их жизнь, по сравнению с нашей была бедной. По сравнению со среднестатистическим человеком здесь на Западе самые богатые люди того времени, которые составляли меньше 1% населения, жили хуже. И это всё случилось за сравнительно короткий срок. Это произошло потому, что мы стали жить согласно тому, как нас создал Бог. Потому, что мы начали пожинать плоды тех идей, которые Он открыл нам об экономике. В конечном счёте мы начали понимать, что мы можем управлять экономикой и получать прибыль, служа при этом другим людям.

 

На свободном рынке, который дал нам Бог, каждый из нас старается получить прибыль так, чтобы это было выгодно остальным людям. И когда мы делаем это все вместе, как один народ, богатеет вся нация, благословляется вся нация. Весь народ процветает по Божьей милости.

 

Это всё даёт нам возможность разрешить самые основные экономические вопросы. Кто решает что производить и как это делать? Кто решает что потреблять и как много потреблять? В условиях свободной рыночной экономики — это решают все. Можно даже сказать, что это решаете вы и я. Адам Смит дал нам видение невидимой Божьей руки, которая контролирует всё, но не напрямую, а через различные средства. И одним из этих средств являются сами люди. Рынок прекрасен тем, что он создан для нас и соответствует нам. Бог создал нас для труда и для принятия решений, для размышлений и сотрудничества, для получения выгоды и для служения другим людям. Всё это основывается на образе Бога, который Он заложил в нас.

 

www.ligonier.org