Лекция 8. Государственное вмешательство. Основные принципы. Обучение. Р.Ч. Спрол мл.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 


 

Давайте посмотрим, что происходит, когда правительство вмешивается в экономику. И для начала мы обратим внимание на один исторический прецедент. Во время Первой Мировой войны правительство Германии выпустило на рынок большое количество денег. В результате чего во всей стране начали расти цены на продукты, в том числе и на молоко. В ответ на это правительство издало указ, который устанавливал максимально возможную цену на этот продукт. Соответственно, молоко с рынка почти исчезло. Чтобы это исправить, правительство начало регулировать цены и на другие продукты. Тогда они обнаружили, что для этого им нужно контролировать ещё и зарплаты людей, которые заняты в сельском хозяйстве.

 

Дело в том, что когда в экономику вмешивается правительство, оно не может действовать с хирургической точностью. У правительства слишком «толстые пальцы», поэтому они всё время «давят не на те кнопки». Они хотели помочь людям с продуктом первой необходимости — молоком, но вместо этого добились почти полного его исчезновения. В результате всё вылилось в создание специального плана, согласно которому центральные планеры управляли всеми аспектами экономики до самого конца войны. Этот же план был применён в Германии, когда к власти пришёл Гитлер.

 

Давайте вернёмся к нашему путеводному принципу «служения Богу». Повлиял ли этот план вмешательства в экономику на действия людей, которые были заняты своим делом служа Богу согласно своему призванию? Представьте, что вы владелец скотоводческой фермы в Германии во время Первой Мировой войны. Политические решения правительства лишили вас возможности вести бизнес. Вы больше не можете обеспечивать свою семью. Поскольку в начале всего этого процесса вся остальная часть экономики свободна и цены меняются в зависимости от спроса и предложения. И вы больше не можете продавать молоко по цене, дающей вам хоть какую-то прибыль. Поэтому ваша семья страдает, а ваш бизнес убыточен. И всё потому, что вас, по большому счёту, ограбили. Вмешательство в экономику — это скрытая форма воровства. Ведь правительство указывает вам по какой цене продавать то, что было произведено не им, а вами. В этой лекции мы поговорим о том, как вмешательство в экономику влияет на возможность человека служить Богу в управлении своим имуществом.

 

Результаты экономического вмешательства.

 

Нам придётся поговорить о правительстве в негативном свете. Но я хочу напомнить вам о том, что говорил ранее. У государственной власти есть своя роль в экономических вопросах. Она сильно ограничена, поскольку Бог дал государству только власть «меча» для защиты жизни и собственности. Вместе с властью, к людям пришло искушение использовать её для решения экономических проблем. Что, собственно говоря, и происходит. Государство использует своё влияние на народ для достижения экономических и социальных целей. В результате чего оно вытесняет тех, на кого Бог возложил обязанность по достижению этих целей. В первую очередь это относится к институтам семьи и церкви. Когда правительство пытается вмешиваться в не своё дело, это всегда приводит к плачевным результатам. И для этого есть веская экономическая причина: само по себе государство не может произвести ничего .

 

Всё, что может сделать правительство — так это использовать силу, чтобы запретить, потребить или перераспределить производство и услуги среди граждан, но не произвести их. Вмешательство правительства не даёт нам возможности производить верные экономические расчёте. Когда государство вмешивается всё идет примерно по одной и той же порочной схеме: отобрать ресурсы у одних и отдать их другим. Это нарушает наше право на собственность. К тому же из-за «толстых пальцев» в беспорядок приходит не только то, на что направлено это вмешательство, но и всё то, что с ним связано. А когда государство пытается исправить своё негативное воздействие, оно простирает своё влияние ещё дальше и глубже в экономические процессы.

 

И если всё так плохо, то для чего это нужно? Для чего нам вообще позволять государству вмешиваться в экономику? Не забывайте о реальности нашего греха. Главной причиной вмешательства в экономику служит желание людей достичь своих личных экономических и социальных целей. Поэтому, в конечном счёте, у нас есть только два пути: или экономику будут строить свободные люди, сами принимающие решения и несущие ответственность за свою жизнь и будущее, или мы отдадим всё это в руки правительства, чтобы оно принимало за нас решение.

 

Если вы посмотрите на историю США, то увидите, что был такой период времени, когда экономику можно было назвать свободной. Но с течением времени произошло множество событий, которые привели к отступлению от принципов экономической свободы и всё большему и большему вмешательству властей. Так с 1789 г. по 1860 г. стана была конституционной республикой и обладала полностью свободным рынком. С 1860 г. по 1910 г. произошла Гражданская война, а также возникли большие корпорации, которые стали влиять на власти для достижения своих целей (например Железнодорожная корпорация и Центральный Банк). С 1910 г. по 1933 г. была прогрессивная эра давшая старт процессу централизации государства. Главными лозунгами того времени были призывы государства к вмешательству в социальную жизнь людей, призывы помочь нуждающимся. Первая Мировая война привела к нехватке самого необходимого и к тому, что государство стало ещё больше вмешиваться в экономическую жизнь людей.

 

С 1933 г. по 1960 г. стана перешла в так называемый период «Нового Социализма» с его программами по поддержке благосостояния граждан. То есть государство уже не просто говорило о заботе о широких слоях населения, оно начало действовать. А с 60-х годов и до нашего времени эти программы всё расширяются и включают в себя повышенный интерес к определённым группам населения. Но это всего-лишь упрощённый взгляд на историю развития влияния правительства в нашей стране. 

 

По другому мы можем взглянуть на это если обратим внимание на то, сколько денег тратило правительство на свои проекты. С 1789 года и до 1900 года траты были почти без изменения. Но с начала 20 века траты стали возрастать в геометрической прогрессии. Так что же пытается контролировать правительство с помощью всех этих денег? Если мы посмотрим назад, то увидим, что в 1789 году было всего 4 государственных подразделения, сегодня их 15. Теперь государство пытается контролировать труд людей, деньги, транспорт и так далее. Все эти правительственные подразделения указывают на то, куда государство тратит деньги и как оно вмешивается в экономику. И нет более крупного объекта для вмешательства, чем  образование. На него угодят до 15% федеральных и местных налоговых сборов.    

 

Вмешательство государства в образование.

 

Есть две важные причины, по которым мы начинаем именно с этого вопроса. Первое, образование помогает сформировать культуру, мышление, понимание экономики, роли государства в жизни людей и идеи свободы. Во вторых, образование — это одна из тех областей, которые первыми попали под удар людей, желающих изменить социальную структуру государства и нашу культуру. Именно из-за этого обучение уже не только подвергается влиянию со стороны государства, но, по своей сути, стало полностью социалистическим. В нашей стране это кажется невероятным. Но посмотрите на факты: обучение оплачивается через перераспределение чужих средств, контролируется бюрократической машиной, обязательно для всех и имеет атеистическую направленность.

 

Да, я не претендую на всезнание, я всего-лишь высказываю своё мнение. Давайте посмотрим, что по этому поводу говорят другие люди. Альберт Шейкер президент американской федерации учителей говорил: «Пришло время признать, что общественное обучение действует по той же схеме как и плановая экономика. Это бюрократическая система, в которой все роли обозначены заранее и почти нет стимулов для инициативы и повышения производительности. Не удивительно, что образовательная система не улучшается. Сейчас она больше похожа на коммунистическую экономику, чем на наш свободный рынок».

 

Давайте для начала посмотрим на устройство системы государственного образования. Первое, так как она является монополистом, то платить за её существование приходится всем, не зависимо от того используете вы её или нет. В этой системе нет места рыночному процессу формирования цены за услуги, нет места конкуренции. В ней нельзя просчитать экономическую выгодность предприятия. Второе, перераспределение средств. То есть деньги взятые у одних людей передаются другим людям, что нарушает данное Богом право на частную собственность.

 

Дальше нам надо обратить внимание на так называемые «случайные последствия». Когда государство вмешивается не в своё дело, оно не сохраняет и поддерживает то, что было, но портит и рушит всё вокруг. И, следуя популярному лозунгу: «Помогать своим гражданам», оно охватывает всё большие сферы и вредит всё больше. Посмотрите на любую предвыборную программу. Все обещают тратить на обучение ещё больше. Новые программы появляются постоянно. Программы для школьников, программы для дошкольников, программы для выпускников, школьное питание, школьное здравоохранение и т. д. И всё потому, что эти программы не работают так как надо.

 

Друзья мои, пожалуйста поймите меня правильно. Обучение — это очень важно. Но это не дело государства заниматься обучением. Просто посмотрите на историю. Ещё 100 лет назад, до возникновение обязательного школьного образования, люди были образованы лучше, чем сейчас. А ещё 100 лет до того, как это ни странно, ещё лучше образованы. Вспомните хотя бы для примера дебаты между Стивеном Дугласом и Авраамом Линкольном. Они длились 6 часов, в течении которых обычные люди слушали и понимали сложные аргументы оппонентов.

 

Я настаиваю на том, что любое образование является религиозным по своей сути. Основатели нашей страны хотели научить людей читать, чтобы они могли читать Библию. Образование было задумано для того, чтобы заложить основание для физической и духовной деятельности человека, чтобы подготовить человека к труду, который заповедал ему Бог. Пуританский поэт Дж. Мильтон описал образование так: «Цель нашего обучения — это восстановление жизни из той разрухи, которую нам оставили наши прародители. Восстановление через познание Бога, которое позволит нам любить Его, подражать Ему и уподобляться Ему».

 

И сравните это с тем, как наше федеральное правительство видит образование. В самом начале 20 века участник образовательной комиссии США сказал: «99 студентов из 100  действуют как роботы, которые стараются следовать только обозначенным путям и традициям. И это не случайность, а результат некачественного образования, которое с научной точки зрения является процессом создания одного типа человека из разных» (У.Т. Харрис).

 

Логические результаты социалистической образовательной системы (её структуры и содержания) были описаны более 20 лет назад Джоном Тейлором Геттом. Он был номинирован учителем года в г. Нью Йорк после 30 лет работы в школьной системе. Получая свою награду он сказал речь, в которой объяснил, что социалистическая школьная система создаёт граждан, которые зависят от государства во всём: в получении информации, определении целей в жизни, в поиске ответов на всевозможные вопросы, в самоуважении и даже в ежедневном питании. Очевидно, что всё это противоречит христианскому пониманию мира. Такое образование говорит нам, что христианство — это не истинна, что у родители не могут научить нас жизненной мудрости, и что правительство является источником нашего благосостояния.

 

Это всё может показаться вам странным. Но именно так мы можем объяснить как христианская страна, которая была нацелена на служение Богу, самодостаточность и эффективное производство, стала страной анти-христиан, заинтересованных только в развлечениях, страной людей зависимых от правительства и кредитов. Все остальные вмешательства в экономику были был просто не возможны, если бы правительство не вмешалось в первую очередь в образование людей.

 

Одной из главных причин, по которым Бог обязывает родителей заниматься образованием детей, заключается в том, чтобы оградить детей от чужого влияния. Государство стремиться контролировать образование, чтобы заставить наших детей делать то, что оно хочет, чтобы сформировать их мышление и то, как они исполняют или не исполняют призыв Бога по управлению тем, что нам даровано.

 

Моисей сказал: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей];  и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. Итак храни заповеди Господа, Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его» (Втор. 6:7-8; и 8:6). И далее идёт описание всевозможных экономических благ, которые Бог дарует своему народу: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор,  в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед,  в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь. И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе» (Втор. 8:7-10).

 

Обучение детей следовать Божьим заповедям — это и есть путь к получению Его благословений. Так мы сможем получить страну изобильную молоком и мёдом. Так мы сможем построить страну свободы и богатства. Так мы сможем насладиться благословениями, описанными в Пс. 127: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!  Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!  Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:   так благословится человек, боящийся Господа!»

 

Я не хочу, чтобы мы потеряли связь между повиновением Божьим заповедям, в том числе заповеди об обучении детей библейским истинам, и обретением Его благословений для нас, наших детей и всех вокруг. Есть очень тесная связь между нашим наслаждением здоровой жизнью в служении Богу, свободой и благополучием, которую она несёт, и нашим стремлением научить детей всему, что заповедал нам Бог. Не забывайте об этом, или мы всегда будем идти по пути ограничения свободы и тирании правительства.

 

www.ligonier.org