Веруют потому, что... Р.Ч. Спрол (R.C. Sproul).
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

 

Христиане всех теологических традиций веками исповедовали свою веру произнося Апостольский Символ Веры. Я сам преподавал и писал о содержимом этого вероисповедания, и хочу отметить, что в нём есть некая часть, на которую часто не обращают внимания — это первые слова исповедания: «Я ВЕРУЮ».

В этой статье я хочу рассмотреть веру вместе с тем, что часто подразумевается как нечто ей противоположное — разумными доводами и чувствами восприятия. Эпистемология — это часть философии, которая старается ответить на вопрос: «Откуда я знаю то, что я знаю или откуда я знаю, что моё знание истинно?» Разумные доводы и данные, которые мы получаем через наши чувства восприятия реальности, или некая их комбинация — это и есть один из основных способов ответить на эти вопросы.

Наш разум работает рационально. Мы пытаемся думать логично и последовательно. Наша оценка ситуации и выводы — не всегда верны, но наш ум всегда ищет некие логические связи и схемы, чтобы объяснить происходящее. Некоторые люди говорят, что истина может быть найдено только внутри разума. Эти «рационалисты» твёрдо уверены, что только разум и размышления могут дать нам истинные знания. В то же время наш разум обрабатывает ту информацию, которую ему дают 5 чувств восприятия. Мозг как бы видит, слышит, ощущает запахи, осязает вещи и чувствует их вкус. Наше восприятие — это опыт соприкосновения с окружающим миром и «эмпирики» утверждают, что истинное знание может быть получено только через наше восприятие действительности.

На самом деле настоящий научный метод использует комбинацию чувств восприятия и размышлений. В научных экспериментах мы собираем данные с помощью наших чувств. Затем наш разум делает выводы, размышляя над тем, что он получил с их помощью. Некоторые люди противопоставляют этот научный метод вере, но в Писании нет мест, которые бы утверждали, что вера не рациональна и никак не связана с чувствами восприятия. В соответствии с Божьим Словом — размышления и восприятие реальности — это основа знаний. И вера тоже покоиться на их основании, но ведёт нас гораздо дальше.

Мы живём в самое антинаучное время в современной истории. Даже многие христиане верят, что мы можем определить веру как некие знания, которые никак не зависят от чувств восприятия и разума. Но как это уже было сказано много веков назад святым Августином: «Как мы можем принять знания от Бога, если они недоступны к восприятию человеческим разумом?» Можем ли мы сказать: «Иисус Господь», не понимая, что означает слово «Господь», не зная, что такое глагол «быть», и не осознавая, кому принадлежит имя «Иисус»? Мы не можем верить в Евангелие, пока наши умы не поймут его, хотя бы на самом простом уровне.

У христиан также есть книга — Библия, которая была создана, чтобы её читали и понимали. Зачем Богу давать нам текстовый документ, лишённый всякого смысла? Более того, чувства восприятия — это ключ к пониманию всей библейской истории. Лука описывал то, чему он был очевидцем (Лк. 1:1-4). Пётр сказал, что апостолы провозглашают не хитро выдуманные мифы, а то, что они видели своими глазами и слышали своими ушами (2 Петр. 1:16). Авторы Библии повествуют нам о фактических событиях истории, которые произошли во время их жизни. Христианство не оторвано от истории мира. Бог открывает Себя людям с указанием на их собственное прошлое, говоря, что является Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:16).

Вера вовсе не требует от нас распятия разума на кресте (как утверждают некоторые критики христианства, прим. Пер.) или отвергнуть способность воспринимать окружающее. Совершить так называемый «прыжок веры» — это вовсе не добродетель, а отказ от рациональности. Библия никогда не призывала нас совершить прыжок во тьму, наоборот, она всегда призывала нас выйти из тьмы на свет.

Новый Завет говорит, что вера — это залог наших надежд и проявление вещей ещё не видимых (Евр. 11:1). Это не значит, что вера противостоит тому, что мы видим. Мы призваны доверять Тому, кого не видели — Богу, но Он не полностью невидим для нас. Мы можем видеть результаты Его труда в этом мире, который Кальвин назвал «великолепным театром природного откровения». И, однажды, мы сможем увидеть Его славу своими глазами, но до тех пор мы можем созерцать свидетельство Его присутствия в творении.

Откровение — это отдельная категория знаний. Христианство, по сути, — это и есть религия откровения. Христианский Бог не молчит. Когда мы говорим о проявлении вещей ещё не видимых, мы говорим о вере в Бога, который буквально рассказал о Себе. Мы не просто верим в Бога, мы верим Богу. Верим в то, что Он сказал, но мы того ещё не видели — в этом суть веры. Но это не иррациональная или антинаучная вера. Бог даёт мне все причины верить в Его существование и слова. Он показал Себя в творении, Он проявил Себя в пространстве и времени. Иисус пришёл во плоти, жил среди людей и воскрес из мёртвых в определённый период человеческой истории. И апостолы запечатлели для нас в Писании то, чему они сами были свидетелями.

Нет ничего нелогичного в том, чтобы верить в Того, кто доказал, что является воплощением истины. Это не слепая вера, а вера основанная на доказательствах. Противоположностью веры являются не разум и восприятие, а легковерие и суеверие. Легковерие верит без всякого реального основания, а суеверие основывается на вере в магию и сверхъестественное, которые не имеют ничего общего с учением Библии.

И то и другое, к сожалению, легко можно найти в церкви. Вот почему мы всё время сравниваем то, во что мы верим со Словом Божьим, мы хотим быть уверены, что наша вера основывается на разумных, исторических свидетельствах пророков и апостолов и служит прославлению Христа. Вера — это не просто интеллектуальное согласие. Мы спасены не потому, что принимаем некие факты как истину, но потому что мы доверяем той Личности, о которой эти факты говорят. Вера — это нечто большее чем знания, но без знаний веры быть не может.

 

www.ligonier.org