Непостижимость Бога. Р.Ч. Спрол.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего

Что мы можем знать о Боге? Это самый основной вопрос теологии, поскольку то, что мы можем узнать и сама способность обретения каких-либо знаний о Нём, определяет объём и содержимое наших исследований. Для этого нам следует ознакомиться с учением величайших теологов прошлого. Все они, в свою очередь, признавались в «непостижимости Бога». Правда термин «непостижимость» мы используем не для того, чтобы сказать, что мы вообще не можем ничего узнать о Боге. Теологи используют этот термин, чтобы показать, что мы не можем познать Бога совершенно и полностью.

Термин «непостижимость» возник не просто так, он берёт своё начало в одной из основных идей Протестантской Реформации: «Конечное не может вместить бесконечное». Люди ограниченные существа, наши умы всегда работают в определённых рамках. Мы живём, и движемся, и существуем в ограниченном мире, но к Богу это не относиться. Наше ограниченное сознание не может полностью осознать бесконечные объекты, поэтому и Бог для нас непостижим полностью. Эта идея очень важна для нас. Мы всегда должны осознавать свою ограниченность и не думать, что уже совершенным образом постигли всё, что только можно узнать о Боге и Его делах. Наша конечная природа ограничивает наше понимание бесконечного Бога.

Если мы не правильно поймём это учение, то можем легко оказаться в одном из двух серьёзных заблуждений. Одно из них говорит, что, поскольку Бог непостижим, то мы вообще не можем что-либо знать о Нём и любые наши рассуждения на эту тему совершенно бессмысленны. Но христианство утверждает, что Бог и рационален, и непостижим. Наши умы могут понимать Бога только до определённого момента, и для этого нам нужно Его откровение о Самом Себе. И это откровение даёт нам рациональную информацию, а не чепуху или выдумки. Непостижимый Бог рассказал нам правду о Себе.

Здесь мы как бы вспоминаем о том, что во время Реформации называли идеей о «скрытом и явленном Боге». Есть нечто в Боге таинственное, чего мы не знаем. Но мы не блуждаем в темноте, пытаясь нащупать скрытого в ней Боге. Бог открыл нам себя, и это является основой христианской веры. Христианство — это религия откровения. Бог — Творец очевидно явил нам Себя через Своё творение — вселенную. Мы называем это натуральным откровением.

Бог также открыл нам Себя словесно, Он рассказал нам нечто, и теперь у нас есть Его Слова в виде текстов, собранных в Библию. Но здесь речь уже идёт об особом откровении. Нам дана такая информация, которую без этого мы никогда не смогли бы получить. В то же время Бог остаётся непостижимым, поскольку Он рассказал нам о Себе не всё, что только можно, а лишь некую часть. «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века» (Втор. 29:29). Это не то же самое, как если бы у нас не было никаких знаний о Боге, или наоборот, как если бы мы имели полное знание о Боге. Нет, наши знания о Нём носят практический характер, они критически важны для нашей жизни.

И здесь возникает вопрос: Как мы можем осмысленно говорить о непостижимости Бога? К сожалению теологам свойственно склоняться к одному из двух противоположных полюсов по этому вопросу. Полюс скептицизма, который мы уже рассмотрели ранее, предполагает, что любые наши умозаключения по поводу Бога совершенно бессмысленны и не имеют к Нему никакого отношения. Противоположный полюс — это некая форма пантеизма, которая ошибочно подразумевает, что наше знание о Боге совершенно. Мы сможем избежать этих ошибочных мнений, если поймём, что наше понимание Бога должно строиться на аналогиях. Мы можем говорить о том чему Бог подобен, но как только мы скажем, что Бог не подобен чему-либо, а точно такой же как что-либо, мы совершим ошибку, думая, что конечное может описать бесконечное.

Исторически, мы видим, что Протестантство колебалось между двумя этими ошибками породив либерализм и неоортодоксию. Либеральные теологи 19 века отождествляли Бога с историей и природой, продвигая таким образом пантеизм, в котором Бог есть всё, а всё есть Бог. В противовес этому, неоортодоксы совершенно отказывались связывать Бога с творением, чтобы восстановить Его возвышенность. В своем рвении они зашли так далеко, что стали говорить о Боге как о «Совершенно Ином». Но эта идея заключает в себе проблему. Если Бог совершенно иной, как мы можем знать о Нём что-то? Если Он отличается от нас на сто процентов, то как Он может открыть Себя нам? Какие средства Он может использовать?  Может ли это быть через природное явление, например заход солнца? Или через приход Иисуса из Назарета? Если Он совершенно отличается от людей, то что может быть основой для передачи информации между Богом и людьми? Если Бог отличается от нас целиком и полностью и не имеет с нами ничего общего, то Он никогда не сможет ничего нам объяснить.

Понимание того, что мы родственны Богу посредством аналогии, помогает решить эту проблему. Между человеком и Богом есть точка соприкосновения. Библия говорит нам, что мы созданы по образу Бога (Быт. 1:26-28). В некотором смысле, люди подобны Богу. Это даёт нам возможность общаться и понимать друг друга. Бог как бы встроил эту способность в Своё творение. Мы не Боги, но мы похожи на Него, поскольку были созданы по Его образу и подобию. Поэтому Бог может открывать нам Себя, говоря не на Своём языке, а на нашем. Он может говорить с нами так, чтобы мы это поняли, поняли не совершенно, но правильно и ясно. Нам нельзя отказываться от идеи об аналогии или подобии, иначе всё, что у нас останется — это скептицизм.

 

www.ligonier.org