Отче Наш. Р.Ч. Спрол.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего


В следующий раз, когда вы окажитесь на молитвенном собрании, обратите внимание на то, как люди обращаются к Богу. Без сомнения вы услышите: «Наш дорогой небесный Отец», «Отче», «Бог Отец» и другие выражения, которые будут говорить, о том, что человек воспринимает Бога, в той или иной степени, как Отца. Так поступают не все, но в своём большинстве, молящиеся используют именно это слово. Что это означает? Похоже, причиной этого является указания нашего Господа, которые Он дал, когда учил апостолов молиться. Иисус сказал: «Молитесь же так: Отче наш…», и с тех пор, такая форма обращения стала как бы стандартом христианской молитвы. Но из-за того, что эта молитва используется так часто, мы принимаем как само собой разумеющееся её удивительное значение.

Немецкий учёный Иоахим Иеремиас доказывает, что почти в каждой молитве Иисуса, которая записана в Новом Завете, Он обращается к Богу, как к Отцу. Иеремиас отметил, что это было крайне необычно для иудейской традиции того времени. У иудеев был большой список обращений к Богу, которые были уместны в личной молитве, но слова «Отец» там не было. Не сомневайтесь, они использовали это слово, когда говорили о Боге, как об Отце всего народа, но никогда не использовали его в личном обращении. Ещё Иеремиас отмечал, что современники Иисуса очень остро реагировали на такое Его обращение к Богу и считали Его богохульником, поскольку это подразумевало, по их мнению, претензию Иисуса на равенство с Богом. Дальше Иеремиас развивает свою мысль и говорит, что до 10 века нет ни одного свидетельства об обращения иудея к Богу как к Отцу, за исключением Иисуса. И хотя исследования Иеремиаса подвергались некоторой критике, факт остаётся фактом, использование Иисусом в личной молитве обращения «Отец» являлось событием экстраординарным.

С того времени, когда наука о сравнении религий достигла своего зенита в 19 веке, либеральные теологи стремятся сконцентрировать суть религии в двух положениях: «всеобщее отцовство Бога» и «всеобщее братство людей». Это произошло от того, что они посчитали отцовство Бога основой религии. Но если поискать ответ на этот вопрос в Новом Завете, в том, чему учили апостолы, то мы увидим, что там нет ничего о всеобщем отцовстве Бога, кроме указания на Него как на Создателя всех людей. Скорее наоборот, идея отцовства Бога ограничена исключительно Его отношениями с Богом Сыном.

Во первых, и это очень важно, у Бога есть только один ребёнок - единородный Сын, что ограничивает отцовство Бога одним Христом. У нас нет природного права звать Бога Отцом. Это право мы получили только благодаря милостивому дару усыновления. Это чрезвычайная, экстраординарная привилегия, которая даёт право христианам использовать такое персональное, личное, родное слово «Отец». Поэтому мы никогда не должны воспринимать эту невыразимую привилегию, дарованную нам Божьей милостью, как само собой разумеющееся. Мы уже отметили, что на примере молитвы «Отче Наш» Иисус показал нам как надо молится и обращаться к Богу. Но эта наша близость с Богом основывается на уникальном служении Иисуса, через которое, мы усыновлены Богом. Христос, став нашим старшим братом, даровал нам те привилегии, которые по природе принадлежали только Ему. Он сказал, что теперь, по праву усыновления, мы можем считать Бога не только Его Отцом, но и нашим Отцом.

Первое прошение Господней Молитвы звучит как: «Да святиться Имя Твоё». Но ему предшествует обращение: «Отче наш, сущий на небесах», да это просто обращение. Но начиная с него Иисус учит Своих последователей тому, чего следует в молитве просить. И первое прошение о том, чтобы Божье Имя было свято. Удивительно и то, что эта молитва продолжается прошением об исполнении Божьей воли на земле, как и на небе и о пришествии на землю Его царства. Оба эти прошения могут быть исполнены только тогда и при тех условиях, если мы будем воспринимать Бога неба и земли с самым величайшим почтением, любовью и восхищением.

Когда мы не исполняем третью заповедь, когда мы не чтим Бога как Бога и используем Его имя как ругательство или легко и беззаботно вставляем его тут и там, мы показываем, что первое прошение нам не важно. Для нашей культуры это стало так привычно, так обыденно. Мы очень часто по поводу и без повода говорим: «Господи». И это показывает, что наша культура очень далека от исполнения первого прошения молитвы «Отче Наш». Мы, как церковь, и как отдельные личности должны сделать нашим главным приоритетом говорить о Боге уважительно, благоговейно, с любовью и почтением. Ведь то, как мы говорим о нашем Боге, и как мы используем Его святое Имя показывает наше отношение к Нему ярче и полнее, чем все наши вероисповедания вместе взятые.

 

www.ligonier.org