Предательство Вселенского Масштаба. Р.Ч. Спрол.
Богословие - Статьи Р.Ч Спрола и Р.Ч. Спрола младшего


Вопрос: «Что такое грех?» задаёт нам Краткий Вестминстеровский Катехизис. Ответ на этот вопрос звучит так: «Грех - это любое несоответствие Божьему Закону или его нарушение».

Давайте рассмотрим некоторые элементы ответа, данного катехизисом на этот вопрос. Сначала обратим внимание, что грех определён здесь, как некое несоответствие или отсутствие чего-либо. В Средние века, христианские теологи пытались определить зло в терминах нехватки или отрицания [чего-то необходимого]. Так получилось, что грех - это несоответствие человека образцу благочестия. Термины, относящиеся ко греху и имеющие в составе отрицательные частицы можно взять прямо из Библии: неповиновение, безбожие, аморальность. Во всех этих словах мы видим подчёркнутое отрицание. Для примера можно привести и другие слова, например: бесчестие, антихрист и т.д.

Тем не менее, чтобы полностью понять суть греха, нам надо обратить внимание, на то, что он включает в себя не только отвержение благого или недостаток добродетелей. Если думать о нём только как о несоответствии чему-либо, то можно впасть в заблуждение и посчитать его просто иллюзией. (Имеется в виду мысль о том, что если не существует Бога, то и заповеди ничего не значат, поскольку их придумали люди. прим. пер.) Но разруха, приносимая грехом, живо указывает нам на его силу и власть, этого не объяснить, если считать грех иллюзией. Реформаты добавили к идее несоответствия идею действенности или действия, и стали называть зло действенным несоответствием. Это подчеркнуло активную сторону греха. В катехизисе, грех определяется не только как несоответствие Божьему Закону, но и как действие по его нарушению. То есть как действие нарушающее стандарт поведения.

Чтобы понять значение греха, надо обратиться внимание на его связь с Законом. Именно Божий Закон даёт определение тому, что такое грех. В Новом Завете (особенно в Послании Римлянам), апостол Павел очень старается показать нам, что существует неразрушимая связь между грехом, смертью и законом. Проще говоря, нет греха = нет смерти. Нет закона = нет греха. Апостол рассуждает о том, что там, где нет закона, нет и греха (поскольку нечего нарушать, прим. пер.), а там, где нет греха, нет и смерти. Эта мысль основывается на идее о том, что смерть пришла в жизнь людей в качестве наказания за грех. «Душа согрешающая, та умрет» (Езек. 18:4). Тем не менее, без закона не может быть и греха. Смерть не может прийти к людям, пока они не познали Божий Закон. Именно поэтому апостол считает, что моральный закон действовал ещё до того, как Бог дал Израилю Свои законы через Моисея. Он основывает свою аргументацию на том, что смерть была в мире до Синая, она «царствовала от Адама до Моисея» (Рим. 5:14). Это может означать только то, что Божий моральный закон был известен Его творениям задолго до того, как каменные скрижали были дарованы Израильскому народу.

Это придаёт некую ценность идее Иммануила Канта о всеобщем моральном знании, которое он называл категоричным императивом, который содержится в сознании каждой разумной личности. Поскольку именно Божий Закон определяет природу греха, то нам не остаётся ничего иного, как осознать, что неповиновение этому закону влечёт за собой ужасающие последствия. Чтобы спастись от наказания, грешнику необходимо то, что Соломон Стоддарт назвал Праведностью Закона. Нарушение Закона или несоответствие его требованиям является грехом, а исполнение Закона является единственным противоядием к этому греху. Если у нас есть повиновение Закону Бога, то нам не страшен Его суд.

Соломон Стоддарт (дед Джонатана Эдвардса) сделал в своей книге - «Праведность Христа» - следующий вывод о ценности праведности Закона: «Для нас было бы достаточно иметь только праведность Закона. Мы не могли бы поступать неправильно, если бы обладали такой праведностью. Небесные ангелы не грешат именно потому, что имеют праведность Закона, этого было бы достаточно и для нас. Такая праведность защищает нас от проклятия Закона. Он нам не страшен, справедливость не требует от нас ответа, проклятие Закона не может наложить на нас свою руку, Закону нечего возразить против нашего спасения. Душа, имеющая праведность Закона, не подвластна его угрозам. Там, где требования Закона исполнены, ему не найти в нас недостатка. Закон проклинает только тех, кто не оказывает ему совершенного повиновения. И даже больше того, тому, кто обладает праведностью Закона, Бог обещал дать вечную жизнь. Такие люди наследуют жизнь по обетованиям Закона. Он сам говорит, что «кто исполняет его, тот жив будет им (Гал. 3:12).»» (Праведность Христа, стр.25).

Единственная праведность, которая удовлетворяет требованиям Закона - это праведность Христа. Только через вменение такой праведности, грешник может обладать праведностью Закона. Это критически важно для нашего понимания, почему вменённую праведность Христа так сильно атакуют в наши дни. Если мы оставим идею о праведности Христа, то у нас не будет надежды, потому что Бог не оставит нарушителя Закона без наказания. Пока есть Закон, мы находимся под его судом, кроме тех случаев, когда наши грехи покрыты праведностью Закона. А получить её мы можем только через активное повиновение Христа, который Сам исполнил каждую букву Закона. Он исполнил весь Закон, чтобы заслужить для нас награду за послушание. Он сделал это не для Себя, а для Своего народа. И это послужило фоном для всей истории вменения праведности, для спасения от проклятия Закона, для избавления от власти греха и освящения христиан. На этом фоне мы должны умерщвлять оставшийся в нас пороки, ведь Христос умер, чтобы спасти нас от грехов наших.

 

www.ligonier.org